Война с двоеперстием

Андрей Демидов 2
               
                Война с двоеперстием

 Самарцы, конечно, знают, что Среднее Поволжье в  16 – 17 веках являлось оплотом казаков-разбойников. Гораздо менее известно, что эта территория слыла центром  чернокнижия и раскола.  Раскол- это не только двоеперстие и почитание древних религиозных книг,  в нем заключено большее. Старая вера требовала от паствы строжайшего исполнения всех религиозных канонов, к которым относились  бесконечные поклоны до земли, стояние часами на коленях, вымаливая грехи, неприятие  любых новшеств. Население тратило свою энергию на поддержание  старинных  византийских обрядов, в то время как стране требовалась модернизация.  Именно поэтому  русский царь Алексей Михайлович  и его верный патриарх Никон  провели православную реформу, освободив  миллионы верующих от избыточной фанатичной религиозности. Помимо этого  царская власть поставила священников под контроль, обязав нарушать тайну исповеди в интересах государства. Освободившийся от пут мракобесия и поставленный под контроль одного Бога - государства, российский народ  сумел в дальней шем принять Петровские реформы и подтянуть Державу  как в экономике, так и в военном деле до уровня Западной Европы.  Эта политика спасла Россию от колониальной участи Индии, Китая и Арабских стран.
    Однако вернемся к Самарскому краю. Здесь на окраине  империи действовали знаменитые Иргизские монастыри как  женские, так и мужские. За их стенами  процветало мракобесие  и протест против самодержавия. До 1743 года раскольники себя чувствовали достаточно привольно, потому что имели опору и большое влияние среди волжских казаков, стоявших гарнизонами на этой земле. Однако, когда  казаки по приказу Елизаветы Петровны   строевым порядком ушли в Оренбуржье, правительство  начало наступление на еретиков. Иргизские монастыри были разгромлены, староверы ушли в глубокое подполье. Однако традиция религиозного диссиденчества осталась и постоянно проявляла себя все в новых и новых формах.
 Расцвет сектантства начался после реализации либеральных программ Александра II.  3 мая  1883 года вышел Закон, даровавший льготы и права неагрессивным сектам. Некоторые религиозные толки могли превращать свои избы в молельные дома и даже строить собственные культовые здания. В Самарской губернии на 1895 год насчитывалось 102 387  раскольников. Большинство проживало в уездах и относилось к беспоповцам. Они делились на приемлющих брак и отрицающих его. Некоторые признавали священника, другие нет. 13% раскольников составляли молокане и духоборцы. 1 % приходился на скопцов, шалопутов и хлыстов.
Многие сектанты входили в непримиримый конфликт с государственной властью. Вот такой случай произошел 5 марта 1897 года в деревне Ахмата Новоузенского уезда. Пристав третьего стана вместе со священником отцом Дмитрием Покровским застал в доме крестьянина Степана Ивановича Токарева тайное молельное собрание. Его проводил Павел Яковлевич  Комаров, крестьянин Саратовской губернии, назвавшийся священником австрийского согласия. Пристав писал: « На столе под образами лежало Евангилие, крест, много книг и одна тетрадка. Комаров стал прятать священные предметы, а потом схватил меня за грудки и приговаривал, что в городе и не таких укладывали, а с  Вами легко справиться. Нас окружили и грозили избить». Иногда религиозная рознь раскалывала даже семьи. Вот что рапортовал 20 апреля 1890 года священник села Старая Бинарадка Ставропольского уезда Александр Дроздов: « Крестьянин Архип Литонов, совратившийся в молоканство в 1889 году, ныне старается склонить в эту секту и свою жену Евгению Никоноровну насильственно… 9 апреля Архип жестоко избил ее за то, что она красила яйца и намеревалась   идти в церковь помолиться об упокоении родителей. Муж ругал церковь, Святые иконы, пастырей и приговаривал : « Зачем яйца красить, я их и так съем».
Ежегодно Епископ Самарский и Ставропольский докладывал губернатору о состоянии дел с сектантством. Читаем из донесения 1890 года: « Ваше Превосходительство, раскольники села Мостов Николаевского уезда самовольно устроили три молельни: одна – на дворе крестьянина И.В. Лазарева – австрийского толка, другая – в доме крестьянина М.Н. Киселева – беглопоповского толка, третья – в доме вдовы С.Т. Баннова – поморской секты. Службы и требы в молельных отправляются регулярно. Раскольников австрийской секты – 385 душ, беглопоповцев – 500 душ, поморцев -81. Раскольники в метрической книге не записаны. Прошу применить к ним уголовное преследование по статье 206 Уложения о Наказаниях». Однако  либеральные реформы углублялись, и молодое гражданское общество поворачивалось  лицом к веротерпимости.
Перед нами список лиц, коим разрешалось перейти из православия в другие вероучения от 18 августа 1905года: « Мещанке С.Н.Федоровой, Чернореченская,25 – в евангельско-христианские баптисты; девице-казачке П.Л. Мельниковой –в старообрядчество Белокриницкого толка; вдове М.И. Шагиной, Шихобаловская,175 – в братство евангелистов-христиан; мещанину И.Е. Белову – в старообрядчество поморского законнобрачного согласия; мещанке З.А. Тихоновой – в католичество; И.Я.Бусарову, Шихобаловская,208 – в адвентисты 7 дня..»
История религиозного диссиденчества развивалась по  своей логике.