Кандидат сумасшедших наук

Людмила Шенталинская
В начале двадцать первого века людей с высшим образованием, кандидатов всевозможных наук, даже самых экзотических, развелось немерено. Я работаю в учебной библиотеке и хочу рассказать об одной моей коллеге. Она единственный кандидат наук (педагогических) среди всех  сотрудников, а их  у нас человек тридцать.
Это женщина лет шестидесяти, одинокая москвичка, живет в трехкомнатной квартире с огромным количеством кошек. Одета Надежда Леонидовна  всегда в черное: джинсы и свитер, а летом в черную майку, волосы длинные, покрашены хной в ярко рыжий цвет. Всегда и везде носит с собой огромную, можно сказать, хозяйственную сумку. Был у нее в молодости муж и она до сих пор сожалеет, что не успела родить ему ребенка, потому что мужчина быстро понял с кем имеет дело.
Надежда Леонидовна работает в отделе каталогов и всегда толково объяснит  студентам, как найти  нужную книгу, она редактирует карточки каталога.  Надежда очень много читает, даже в рабочее время и ничего с этим поделать нельзя. Ее мозг постоянно в напряженной работе, например, переспорить ее нереально, логика у нее какая- то извращенная, на любой аргумент у Надежды Леонидовны всегда найдется контраргумент.
У коллег Надежда не пользуется популярностью, считают, что у нее «не все дома» ( смешное выражение), а Леонидовна сама часто подтверждает это не лестное мнение о себе. Она часто восклицает:
- Вот мама умерла и некому обо мне позаботится и помочь!
Сейчас конец лета, Надежда вернулась из отпуска похудевшая, осунувшаяся. Она рассказывает мне:
- Приходилось голодать, а некоторые кошечки даже умерли от недоедания!  На фоне этого голода у Надежды самой  произошло обострение ее психической болезни, ее мании, что ее постоянно обворовывают.
Легендой стал рассказ Надежды о том, как однажды обокрали ее квартиру под чистую.  Теперь у нее нет ничего ценного. Воры взяли: два маминых чемодана с красивейшими немецкими платьями, украли ее трусы с изображением кота в обрамлении стразов. Невосполнимая утрата! Вся библиотека скорбит по этим драгоценным трусам, покатываясь и давясь от смеха.
А самой Надежде часто не до смеха, она просит о помощи, чтобы ей заняли денег до зарплаты. Никто, конечно, ей денег не дает, потому что большинство работников мечтает лишь о том, чтобы ее уволили, и они ее больше никогда не видели. Надежда просила денег и у работников Сбербанка. Она говорила им:
- У вас тут зарплаты большие, скиньтесь мне по 500 рублей, я запишу кто сколько дал, а с зарплаты я вам верну. Некоторые люди давали ей денег в долг и я была в их числе, Леонидовна возвращала долг вовремя.
Но большинство сотрудников библиотеки  к Надежде настроены агрессивно, потому что от Леонидовны пахнет кошками. Ее даже из кабинета выгнали  и она теперь сидит в коридоре на стуле возле холодильника и двери в туалетную комнату. Однажды, ее непосредственная начальница, заведующая отделом каталогов, забыв про все свое воспитание и образование, кричала ей в лицо:
- УУУ, кошачья морда!
На работу Надежда Леонидовна всегда опаздывает, причем  стабильно на полчаса, видно она считает, что это незначительное опоздание. Интересно, что каждый раз она придумывает разные причины: то вода залила квартиру, а слесарь не шел, то приходилось  менять замок от воров и т.п. Единственное, что хорошо, что Леонидовна все – таки не очень унывает, по крайней мере, отчаяния и кислоты на ее лице не видно, хотя она часто говорит:
- Видно, все – таки придется мне стоять у церкви и просить подаяние, как  мне советуют люди, у которых я прошу помощи.
 Конечно, это лучше, чем умереть с голода, хотя пенсию она получает, зарплату тоже, хотя и маленькую, как все библиотекари, но видно Леонидовне не хватает. Я ей говорю:
- Вы отпустите хотя бы часть кошек на свободу, легче будет жить. Но она категорически против, потому что уже «срослась» с ними. Надежда восклицает:
-Они же родились в моей квартире, я родилась не здесь, а они  здесь. Куда они пойдут? Они же погибнут через сутки от голода и жажды. Нет, я не смогу подписать им смертный приговор. Просто мне нужно найти денег до зарплаты. Каждый день нужно двести рублей на корм и молоко больным котятам.
Надежда Леонидовна,  конечно, не в себе, но иногда кажется, что она нормальнее  многих из нас, не способных пожертвовать ради ближнего, даже самым малым. Например, недавно наша заведующая собирала добровольные пожертвования  в помощь жителям Донбасса, так некоторые сотрудницы  вполне «нормальные» вместо денег просто  смеялись ей в лицо. А ведь дети в Донбассе сидят по подвалам и, в лучшем случае каждый день едят одну перловую кашу и им пока далеко даже до московских котят Надежды Леонидовны.