Мужик он и в африке мужик

Людмила Шенталинская
Осень 2008 года, на улице льет дождь, а в квартире тепло и сухо. У меня работает  маляр штукатур Резеда. Мы вместе с ней работаем на нефтеперерабатывающем заводе. Она делает косметический ремонт уже три месяца. Мы обедаем вместе, пьем чай. Много было разговоров, споров. Мой племянник говорит про нее:
- Резеда твоя дремучая женщина, все у нее жулики. Муж мой выражается еще определеннее:
- Дура, твоя Резеда!
Я ними не согласна, просто жизнь у нее была тяжелая. Так получилось, что мужчины  ей попадались не  самые лучшие, не помогали ей, а только мучили. Судите сами.
Родилась Резеда в глухой татарской деревне. Ее мать с сестрой росли без родителей и чтобы как то выжить ходили по деревням и селам просили милостыню. Это были тяжелые послевоенные годы. Мать Резеды Зульфия мечтала выйти замуж за пастуха, потому что он был один из главных лиц в деревне. Все жители нуждались в нем и платили  за работу продуктами, деньгами,  кто чем мог. Деревенский пастух был в глазах побирушек богачем.
Мечта Зульфии сбылась.  У молодых супругов одна за другой родилось три девочки, а они очень хотели сыновей. Начали вымещать свою злость на дочерях. Я часто с горечью думаю, как тяжело иногда детям выжить в мире взрослых, даже в мире своих родителей. Пока ребенок вырастет он уже готовый моральный калека, потому что родители, не все конечно, полностью отрываются на детях за все свои недостатки и жизненные неудачи. Их дети, словно рабы, не имеют право голоса в свою защиту.
Однако вернемся к Резеде и ее семье. Они тогда своего дома не имели и жили в колхозном здании: в одном конце которого был клуб, а в другом жили они. Так вот родители оставляли детей одних, а сами уходили в кино. Резеда рассказывала, что из – за печки         выходил старенький дедушка с большой белой бородой и играл с ними, но не разговаривал.
Мать Резеды была деспотичная женщина. Детей ругала, била за малейшее непослушание. Все прятала: одежду, посуду, особенно продукты. Себя ставила в особое положение: за завтраком, обедом и ужином всегда пила свежезаваренный чай с конфетами, медом, а детям ничего не давала, хотя девочки сидели тут же за столом. Дети были словно не люди. Мать говорила:
- Нечего вам давать, обойдетесь!
И Резеда вместе с сестрами вместо чая пили горячую воду. Дети работали как каторжные с самого малого возраста, но родители все равно были недовольны. Особенно злобствовал отец Рауф. Один раз, он в приступе ярости выбросил Резеду через забор, как ненужную вещь. Отец  был агрессивный  человек и женщины в деревне советовали  Зульфие:
- Ты его пои бражкой и он будет мягче.
И правда, рассказывала Резеда, что напьется отец, развалится   на кровати и ухмыляется. Рауф не  пускал девочек в школу, потому что они все время были заняты: мыли посуду, полы, стирали, убирались в доме, помогали матери варить еду, на улице ухаживать за скотиной. Но к конце концов учителя убедили Рауфа отпустить детей учиться, ведь они его родные дочки, а не крепостные.
Резеда, как и ее сестры не любят  молочные продукты, потому что мать никогда не давала им ни молока, ни сметаны, ни масла, а мясо давала только самое плохое – требуху. Резеда до сих пор покупает на рынке ливер в большом количестве и очень ловко с ним управляется. Даже курицу она не может купить целиком, а только суповые наборы. И не потому что нет денег, просто привыкла так с детства.
Родители совершенно не стеснялись детей и буквально на их глазах занимались любовью. Хорошо, что они часто топили баню и подолгу пропадали там. Мать хотела при помощи этого любовного лекарства прожить сто лет. А вот чего она действительно не любила, так это всей деревенской  колхозной жизни: тяжелой работы на ферме или в поле и в результате получать за это копейки или вообще не получать денег, а только сельхозпродукты. И вот однажды, когда к ним в гости приехала сестра мужа из Москвы, Зульфия решила бежать из деревни и она объявила:
- Беру с собой только Аллу, как самую послушную, а Резеда с Розой останетесь с отцом!
Резеда с сестрой подняли вой и бросились матери в ноги:
- Мама, не бросай нас, не уезжай!
Как они будут жить с отцом, который их ненавидит? Короче они упросили мать не бросать их и обещали, что еще больше будут ее слушаться  и работать, хотя больше было уже некуда! Чтобы все -  таки не работать в колхозе, особенно во время страды Резеда ложилась в больницу и так надоела врачам своими уловками, что когда она состарилась  и ей действительно понадобилась медицинская помощь, врачи лечили ее очень  неохотно.
 Был еще один способ не работать в колхозе – это сидеть дома с маленькими детьми. Зульфия ходила к гадалке и та сказала, что у Резеды будет два сына, а ведь это была ее вожделенная мечта иметь сыновей, а теперь, хотя бы внуков, поэтому когда Резеде исполнилось восемнадцать лет, мать сказала ей:
- Надоели мне твои гуляния в клубе, выходи замуж!
Жениха нашли быстро. В одной семье был сын больной шизофренией. Родители решили, что если он женится, то может быть выздоровеет. Многие соседи знали, что жених с дефектом, но не сказали, потому что не любили Зульфию, как скандалистку и ревнивую жену. Будущий свекр, кстати, именно он передал сыну свою болезнь хотел сказать Резеде правду, о ее будущем муже, но ему не разрешили. Так Резеда оказалась замужем за шизофреником, не желая   выходить замуж в восемнадцать лет за кого бы то ни было.
Резеда не была счастлива в новой семье. Дом у них был старый, ветхий. Новые родственники  пьющие, денег всегда нет. На декретные деньги снохи  купили, наконец – то корову. Свекр вел себя неадекватно: ночью ложился рядом с молодыми супругами, немало смущая  их.
Резеда решила бежать в город, как и мать, она не любила деревню. К этому времени  Резеда родила сына, но решила  временно оставить его в семье мужа, ведь в городе у нее ничего пока не было. Она твердо решила развестись с мужем. Ребенка просили оставить насовсем в деревне, но она отказала, о чем   жалеет.  Сейчас Эдику тридцать три года и не было ни одного спокойного дня для его матери: то он ночью спать не может, то приступ агрессии на него нападет – он начинает буянить. Одного дома мать  оставляет его с тревогой, один раз чуть пожар не устроил, хорошо, что соседи успели вызвать пожарных. Резеда была на работе на сутках.
Однако вернемся в прошлое. Резеда оказавшись в городе не растерялась – пошла учиться на маляра – штукатура. Жила в общежитии, тут на нее стал заглядываться один парень, маленький, худенький и совсем несимпатичный. Сядет на стул, качается на нем и смотрит не отрываясь на Резеду. Она презирала парня, ругала его, гнала, но дело закончилось тем, что вышла за него замуж. У нового мужа была своя квартира, чем он и прельстил женщину с ребенком и без своего угла. Через положенный срок Резеда родила второго сына и назвала его Равилем. (Забегая вперед скажем, что он вырос чудесным парнем, взяв от матери все ее хорошие качества: работящий, аккуратный, симпатичный.)
Второй муж оказался не лучше первого, так же пил, дебоширил и вдобавок бегал за каждой юбкой. Знакомые женщины замучили Резеду вопросами, почему она не ревнует своего мужа, а она его просто не любила. Резеде становилось смешно, когда она представляла, что будет бегать по кустам, как ее мать и следить за мужем. Но однажды  она опрометчиво пожаловалась   на Эдика знакомым мужчинам на работе и они избили его, но и Резеде досталось. Муж дома привязал ее к батарее парового отопления и бил сколько хотел. В конце концов Эдик умер от пьянства  и Резеда вздохнула свободно. К этому времени она искренно ненавидела всех мужчин.
Но в пятьдесят лет с ней случилась новая напасть – она влюбилась в первый раз в жизни. У нас в цеху работал плотник Саша, толковый малый, но тоже, как многие в нашей стране, любил заложить «за воротник». Работал он  хорошо, был высок ростом, с приятным лицом, с русыми волосами, но в общем то – обыкновенный мужчина. Стал он с Резедой заигрывать, хотя у него была жена, но старше его на десять лет и тоже любящая выпить. Не знаю, чем привлекла его Резеда, может своим экспрессивным характером, может жгучими глазами, стройной фигуркой или тем, что она была такая же   как он, работящая и очень аккуратная.
Резеда, хотя и не сразу, но уступила притязаниям Александра. Особенно поразило  ее его хорошее отношение к женщинам. Это было так необычно. Резеда полюбила Сашу со всей нерастраченной страстью зрелой женщины. Раньше она смеялась над любовью, как можно любить этих чудовищ – мужчин, которые могут только пить и драться.
Роман их продолжался однако не долго. Задержки зарплаты на заводе  сорвали Александра с места, он с женой уехал в Саратов, на родину жены, свою оставшуюся квартиру стал сдавать в найм. Жена получала пенсию плюс деньги от квартирантов – на первое время им хватало.
Для Резеды наступили черные дни, она без конца просила меня, чтобы я   посмотрела по картам – забыл ее Саша или нет? Выходило, что не забыл, но особо женщинами не интересуется, всегда  возле него друзья собутыльники.
Так прошло два года, любовь у Резеды не проходит, а продолжает ее жестоко   терзать тоской, одиночеством, непреодолимым желанием видеть  любимого. А коварные карты предсказывают, что третий  ее муж будет любимым, обожаемым. Только эта мечта и надежда дает Резеде силы жить.