Не любимый сын

Ирина Бюкюджян
Эта история была услышана, когда наша семья жила в Абхазии , в военном городке, на берегу Черного моря. Родители подружились с одной местной семьей. У них назревал праздник- свадьба младшего сына. До неё оставалось около месяца. Мама с папой поехали в гости и взяли нас  с сестрой на целый день. Мы рассматривали в саду южные растения, которые раньше никогда не видели, кушали мамалыгу… В этот день было много впечатлений. Вечером, глядя на нас, детей, что мы  на ходу «клюем носом», уложили спать. Папа с хозяином дома, что то продолжали делать во дворе, а мама с хозяйкой сидели в соседней комнате и разговаривали. К ним вошел парень и спросил:
- Мамочка, вам еще что- нибудь нужно?
- Нет, сынок, спасибо, иди отдыхай. У тебя завтра много дел еще.
Когда парень ушел, мама сказала женщине:
- Какой замечательный сын у вас: внимательный, заботливый, вежливый. Такие дети редкость, чтобы так относились к родителям, в основном только о себе думают.
- Ты знаешь, я и сама не понимаю, как он у нас  таким  замечательным получился.- Ответила женщина.
Вдруг она заплакала и стала рассказывать:
-Как я перед ним виновата, ты и не представляешь. Те , два старших то сына, красавцы, черноволосые, кудрявые… Я  их так любила: все самое вкусное им, самые лучшие  игрушки, одежду им, все внимание им, ночей не досыпала, старалась все делала  для них.
Женщина снова заплакала. Погасив в себе рыдания стала продолжать рассказывать:
- Хочу перед тобой… исповедаться что ли…Когда родился этот , младший, чуть от горя не умерла… Какой он был страшный, огненно- рыжий… Стал подрастать, появились крупные рыжие конопушки  по  всему лицу. ..
Говоря эти слова,  женщина опять стала плакать. Мы лежали с сестренкой на широкой кровати. Она сладко спала, а я боялась пропустить хоть одно слово из рассказа женщины, даже зажмурила крепко глаза, чтобы  лучше слышать.
- Успокойтесь, успокойтесь. Вот ,выпейте валерьяночки…Что же такого плохого вы могли сделать? Вон какой парень вырос, красавец.-  Успокаивала мама.
Женщина выпила капли, немного успокоилась и, мне казалось, стала улыбаться.
- Да, он у меня всем на зависть. О таких детях можно только мечтать. Знаешь, когда после роддома, смотрела на него спящего в своей кроватке, мне  хотелось, чтобы он такой страшный, рыжий… умер…-Женщина  после этих слов замолчала на какое то время.
- Не нужно рассказывать, если тяжело  говорить.- Успокаивала мама.
- Нет, нет, я должна выговориться, если начала. Ведь ты врач, все-равно что священник… мне нужно… Ведь когда сын рос я его так не любила, что и не замечала вовсе. Кормила за компанию, носил вещи от старших сыновей. Молилась за старших , когда в школу пошли, когда в институтах учились. Как младший учился, не переживала. А у него всегда пятерки да четверки, в школу на собрания родительские не ходила, никаких проблем не было. Старших мы с мужем женили. Разъехались  они по большим  городам. Приезжают редко, пишут редко, а внуков видим чаще на фотографиях. А младший наш, пошел учиться заочно, окончив школу, работал. Сказал, что от нас никуда уезжать не собирается, потому что нам без него будет трудно. Знаешь, как то было мне так плохо, никто из врачей не мог определить ,что же со мной. Я  ни рукой, ни ногой самостоятельно не могла пошевелить… Муж меня отдал в больницу, а сынок бросил работу и ухаживал за мной каждый день: переодевал, кормил, купал…  Мне было стыдно, но он говорил, что он же не чужой. Я лежала как бревно и плакала, смотрела на него как впервые, внимательно. Никакой он не страшный, волосы потемнели стали темно каштановые, такие же кудрявые, конопушки посветлели,  а глаза…Какие у него добрые, говорящие глаза… Я же каялась перед ним , что это меня небеса покарали за него, что не обращала на него внимание, что хотела ,чтобы он умер младенцем…А он мне, представляешь, сказал, что я ему столько внимания и заботы дала, что я его кормила, одевала, ночей не досыпала, когда он болел, воспитывала его, очень благодарен , что он столько получил,  не может меня в беде оставить,  хочет чтобы у его будущих детей была такая замечательная бабушка. Долго я умывалась слезами, потом болезнь стала отпускать и пошло все на поправку. Может, покаялась и небеса простили?  Вот и  девушку, мой младшенький, нашел замечательную. Рядом живет. Семья у неё хорошая. Сын сказал, что будут они жить недалеко. Ну как можно к такой матери как я , так хорошо относиться? За что мне такое счастье...?Скоро свадьба у нас, а вы должны с мужем быть обязательно, отказа не принимаем…
О чем еще говорила эта женщина с мамой не помню. Помню, что засыпая, думала об этой услышанной истории, которая поразила меня до мозга костей. Мама с папой были на этой свадьбе. После рассказывали об национальных особенностях, о свадебном обряде, о гостеприимстве . Где то через год мы уехали из Абхазии на постоянное место жительства в другое место, но так же к Черному морю. А тогда заснув , казалось, что не дослушала  чего то важного. Периодически жизнь возвращала меня подумать о воспитании детей, о любви к ним. Как же нужно их любить? Где та золотая середина между любовью, правильным воспитанием и слепой, всепоглощающей , беззаветной любовью, которая превращает детей в эгоистов? Как научиться любить детей не забывая о своей жизни, чтобы не испортить их и самим не огорчаться? Только сейчас начинаю понимать, что нужно начинать с себя, с любви к себе…