Куда уходит детство...

Аверин Александр
Ностальгия. В последнее время она все чаще захлестывает поколение, выросшее в 90-е. И, пустив скупую слезу, великовозрастные мужики достают с антресоли порядком запылившуюся восьмибитную ТВ-приставку. И груду китайских картриджей.

Если же по какой-то причине ее еще не успели выбросить на помойку сердобольные родители. Или она не сломалась из-за пролитой на нее в детстве газировки с последующей зимовкой тараканов, с годами превратившись в пахнущий кока-колой мавзолей. Или в силу особенностей китайской продукции физически не смогла дожить до миллениума, сгорев ко всем чертям, например.

В таком случае великовозрастные мужики не отчаиваются. Они заказывают в интернет-магазине за четыреста рублей адский новодел, произведенный где-то в подвалах Зеленограда пленными китайцами таджикского разлива и предаются ностальгии.

Кто побогаче, конечно, старается приобрести на каком-нибудь зарубежном ресурсе оригинальную американскую или японскую консоль с кипой лицензионных картриджей. Но, во-первых, выходит неоправданно дорого, и это без учета стоимости пересылки. Во-вторых, проделав долгий путь из США или Японии, посылка рано или поздно попадет на почту России. И даже представить страшно, в каком виде дойдет после этого получателю. В-третьих, некоторые оригинальные картриджи стоят столько, что их проще хранить в банковской ячейке. И только коллекционеры будут готовы выложить за картридж тысячу и более долларов, потому что они коллекционеры.

Сейчас даже старые «стиплеровские» китайские картриджи, наводнившие рынок в девяностые, становятся причиной ажиотажа и растут в цене. Особенно если учесть, что от современных картриджей российско-китайского производства исходит удушливая вонь утилизированных химических отходов. А сами они являются не чем иным, как хорошо замаскированным оружием массового поражения. Но ностальгия важнее здоровья или денег, поэтому каждый ностальгирует, как может.

Чтобы ностальгия была ярче, помимо ТВ-приставки нужен игровой журнал «Великий Дракон». Или подборка передач «Dendy - новая реальность» на Youtube. Или, если все совсем плохо, а Джеймс ака AVGN Рольф со своими обзорами ностальгирующей публике приелся, то можно поискать отечественные аналоги. Те же яйца, только в профиль, но с русской душой и размахом. Только пиво дешевле, отдающий вульгарщиной мат к месту и не к месту, плохая дикция и юношеские прыщи – визитная карточка любого отечественного игрового задрота. Зато свое – русское.

Так же нужна VHS-кассета с боевиком, где Шварц или Сталлоне, Ван Дам или Уиллис крошат недругов в праздничный «оливье». Или сам Чак Норрис мощным ударом ноги низвергает врагов в ад! Обязательным атрибутом таких фильмов должен быть полный отсебятины и бреда перевод, озвученный гнусавым голосом для пущего эффекта. Ну, или какой-нибудь отечественный трэш типа кино-эпопеи «Брат». Или «Бригада». Можно даже на DVD. Хотя, кто сейчас покупает DVD? Все либо с торрентов качают, либо бесплатно он-лайн смотрят. Так что к черту VHS.

И, конечно же, куда без той «хафки» и «нямки», что поглощали школьники тех лет, зарабатывая кариес, гастрит, язву желудка, пробивая дорогу через поток запрещенных красителей и консервантов к райскому наслаждению?

И пока братва в малиновых пиджаках что есть силы истребляла друг друга, страну путчило, и доблестные жители только познавали все прелести демократии, дешевых мыльных опер, порнографии, спирта «Рояль» и водки «Распутин». Дети, сидя за громоздкими черно-белыми телеками, гоняли водопроводчика Марио по подземельям в поисках принцессы.

Сейчас эти дети выросли. Кто-то протирает штаны в душном офисе. Кто-то пришел к успеху и из бандитов с мелкими рэкетирами выбился в уважаемые люди, а то и вовсе стал депутатом. Кто-то спился. Кто-то до сих пор не вышел из детства, в свои тридцать с гаком гоняя Черным Плащом, Котом Феликсом или Черепашками Ниндзя по пиксельным уровням. Иные с приходом прогресса подались в блоггеры и на всем этом хламе делают деньги. Но их всех объединяет одно – ностальгия.

Еще немного, и все эти великовозрастные лбы погрузятся в пучину кризиса среднего возраста. Все чаще и чаще пуская слюни и сопли по безвозвратно ушедшему детству.

Уже сейчас ностальгия превратилась в настоящий культ. Идолами стали все те же вещи, место которым в основном на помойке. Все эти приставки, глупые боевики на рассыпающихся кассетах, урчащая «хавка» и «нямка», по составу напоминающая таблицу Менделеева. И это печально.

Многие забыли, что это всего лишь вещи. Что они созданы для нас, а не мы для них. Ностальгия хороша в гомеопатических дозах. И вообще – детство кончилось, как бы печально это ни звучало. Ушедшие времена не вернуть. Все, что у нас осталось – воспоминания. Но зацикливаясь на них, создавая из хлама культ, люди больше походят на некрофилов, терзающих труп на кладбище. Хотя, что я говорю? В центре Москвы в мавзолее и так лежит труп. Так что каждый может сходить и почувствовать себя настоящим некрофилом. Ведь это тоже для кого-то повод для ностальгии. Или даже для гордости. Для всех этих бабушек и дедушек с авоськами в руках. Рано или поздно их места займут пережившие кризис среднего возраста дети девяностых. И окажется, что все, чем жили в девяностые, не более чем мусор. Труп, который нужно либо закопать, либо выбросить на свалку истории. Потому что новое поколение выросло циничнее и злее. И им уже не интересен «Брат» и «Брат-2», восьмибитные приставки и чем травили свои желудки их деды много лет назад. У них будет своя ностальгия и свои герои. Совсем другие герои. И ТВ-приставки с играми тоже. Сегодняшнее «мыльное кинцо» станет ретро. А попытка поиграть в Марио будет сродни когнитивному диссонансу и потребует предварительного подробного описания с пояснениями диктора и картинками. Потому что они будут тупыми, ни на что не способными школьниками – поколением демотиваторов, социальных сетей и ютуба, только в куда более гипертрофированной форме.

А потом все умрут. Но прежде чем превратиться в питательную компостную кучу для червей, у каждого будут свои «сто лет одиночества». И уйма лишних вещей, место которым на помойке вместе со всей эпохой потребления.