Круиз по Турции. Пятый день

Юрий Бахарев
 Дикили - Троя - Чанаккале

 Ранее: http://proza.ru/2015/10/30/1044          

На пятый день нашего путешествия нам предстояло совершить  длительный переход по маршруту Дикили – Чанаккале - Экеабат - Гелиболу. Первый этап - на автомобиле вдоль берега Эгейского моря с заездом  в археологический заповедник «Трою». Второй этап – на пароме через Дарданеллы. Третий этап – на автомобиле вдоль моря Геллы, так древние греки называли Дарданеллы.

Но, в день перед отъездом Аня связалась по Интернету с гостиницей в Гелиболу, а там что-то не сложилось. Было принято решение заночевать в Чанаккале, и ей удалось договориться о ночлеге  в частном пансионе, как потом оказалось, вполне приличном.

Так как наш маршрут в этот день существенно сократился, то появилась возможность и  устроить морское купание где-нибудь посредине дороги, и не выезжать слишком рано. Позавтракав в том же кафе при отеле «Перла», вышли на набережную фотографироваться.

Закончив фотосессию, погрузили багаж на машину и в 11 часов утра мы уже ехали по Дикили, направляясь к автомагистрали «Анатолия». Примерно через два километра, как мы выехали на  «Анатолию» справа по движению показались руины древнего греческого города Атарнея.

19. Руины города Атарнея

В этом городе  жил Аристотель. При поддержке тестя философа Гермия,   правителя Атарнея и Ассоса, Аристотель основал в Ассосе философскую школу.
Аристотель был учитель Александра Македонского, отвоевавшего у персов земли, по которым мы проезжаем, в 320-х годах до н.р.

До персов эти земли освоили греки, и современники-поэты  Гомер и Гесиод, рожденные в Анатолии в 700-х  годах до н. р.   используя сказания и мифы своего народа, рассказывали  о легендарных праотцах здешних народов. Народы, жившие в Анатолии до греков, по современной терминологии называют хеттами, палайцами, фракийцами, лидийцами. Эти народы, как и греки, относятся  к индоевропейским народам, которые в седой древности, до момента разделения общности имели основную гаплогруппу R1-a.

Ученые характеризуют общество эпохи существования индоевропейского единства как довольно развитое в хозяйственном и социальном отношении. Оно было преимущественно земледельческим, но заметную роль в его жизни играло и скотоводство.

Еще до распада этого единства здесь был известен некий металл — очевидно, медь и так называемая мышьяковистая бронза — сплав меди с мышьяком, а не с оловом, как в настоящей бронзе более позднего периода.

19.1. Распространение индоевропейских языков

Распад индоевропейского единства обычно относят ко времени не позже IV—III тыс. до н. э., причем протекал он не в виде выделения отдельных языков, соответствующих современному их делению, а несколько по-иному.

Так, специалисты по индоевропеистике согласны в том, что носители праиндоиранского, прагреческого и праармянского языков уже после их обособления от остальных индоевропейских диалектов какое-то время продолжали существовать в тесном контакте, образуя некое промежуточное единство, койне до классической античной эпохи.

Хеттский,  палайский,  лидийский – ныне мертвые языки, очевидно, тоже принадлежали к этому промежуточному единству, так как армяне считаются непосредственными наследниками хеттов. Поэтому не исключено, что во   времена аргонавтов, Троянской войны и странствий Одиссея (II тыс. до н.э.) эти языки были взаимно понятны.


 В настоящее время считается, что первыми от индоевропейской общности отделились хетты, заселившие Балканский полуостров в IV тысячелетии до н. э.,  и в III тысячелетии выдавленные в Малую Азию другими индоевропейскими народами, греками, иллирийцами, кельтами.
 
До вторжения хеттов, на Балканах и в Малой Азии проживали народы, не принадлежавшие к индоевропейцам, с другими  европейскими гаплогруппами I, G, J. Хотя Хетты вытеснили и ассимилировали эти народы (хаты, хурриты, пеласги), но этот субстрат оказал существенное влияние на формирование хеттов  II тыс. до н.э. В том числе, на изменение набора основных гаплогрупп хеттов.

Геополитические успехи хеттов  объяснялись активным использованием ими важной инновации:
Хетты были первыми, кто  использовал боевые колесницы, которые появились в Передней Азии в начале II тысячелетия до н. э. от индоевропейских степных кочевников - ариев.

19.2  Боевые колесницы хеттов

Большое влияние на формирование хеттской культуры, достигшей своего максимума во II тысячелетии до н.э.,  оказала культура семитских народов Месопотамии, создавших развитую письменную цивилизацию уже на рубеже III –II тысячелетий до н.э.

Существование хеттских городов-государств  в III-II  тысячелетиях до н.э. и Хеттского царства — могущественной державы (1800 —  1180 до н. э.), целиком укладывается в бронзовый век.
В эпоху своего могущества Хеттское царство на равных соперничало со своими соседями: Египтом, Ассирией, государствами Эгейской цивилизации.

19.3. Хеттская держава и ее соседи

Переход к железному веку в регионе Балканы - Анатолия сопровождался рядом природных катаклизмов и общественных потрясений, приведших к так называемой катастрофе бронзового века,  после микенскому регрессу цивилизации.

Времена природных катаклизмов, в первую очередь связанные с катастрофическим извержением вулкана Санторин (Фера), подорвавшие Крито-минойскую цивилизацию в 15 веке до н.э., и набегами «народов моря» в 12-11 веках до н.э., погубившим Хеттское государство, называют ещё   «темными веками».
 
19.4. Расстояние  от эпицентра Минойской катастрофы

Несколько лет назад, я написал стихотворение, которое не мог ни вспомнить сейчас:

       Мощнейший слой пепла  и взрыв Санторина
микенский разрушили Крит.
Не Фобос не Деймос, а Санта-Ирина
в названии вулкана звучит

Цунами валы, высотой в сотни метров,
крушили дома и дворцы.
А, смытое в море, свирепые ветры
во все разметали концы.

Взрыв стал катастрофой для многих народов
и вызвал упадок и стресс.
        Известна сейчас та гримаса природы
как после Микенский регресс.

Не только разрушены храмы и здания,
на пашнях лишь пепла покров,
утеряны мифы, поверья и знания
в глухой веренице веков.

Античные мифы культура и вера
пришли много позже, тогда,
когда уже спала ужасная Фера
и кратер залила вода.

Ужасна была разрушений картина,
но снова Эллада стоит.
Как странно, что имя Святая Ирина
в название вулкана звучит.

При катаклизме, получившем название Минойского извержения, было выброшено около 80 км; породы. Высота газово-пепельной колонны  извержения достигала середины стратосферы 38-39 км. Взрыв вулкана Санторин по мощности равнялся взрыву примерно 200 тыс. атомных бомб, сброшенных на Хиросиму

За время  от взрыва Санторина,  в 15 веке до н.э., и до нашествий «народов моря», в  12—11 веках до н. э.,  были утрачены многие традиции. Разрушены все крупные государства, и многие города того времени, забыты микенская линейная и хеттская письменности,

Но на  волнах этих катаклизмов постепенно рождалась новая культура, в  смысловой организации которой  играла главную роль сложившаяся в темные века  греческая мифология,  составляющая не только арсенал античного искусства, но и его «почву».

 Мифы и героический эпос одного из «народов моря» греков-ахейцев легли в основу европейской литературы. Началом её считают    поэмы Гомера и Гесиода: «Илиада» и «Одиссея», «Теогония» и «Труды и дни».

19.5.  Исток европейской литературы

Другими «народами моря», вторгшимися в Анатолию во времена темных веков были балканские племена, именовавшие себя фригийцами, этрусками, филистимлянами.  Вторгшиеся племена фригийцев  создали раннее царство в 1120 г. до н. э. окончательно разрушившее Илион и захватившее Троаду.

Лидийское царство со столицей в Сардах было создано вскоре после «темных веков»  двумя группами населения: хеттскими колонистами и  лувийцами. Язык лидийцев ближе к хеттскому, чем к лувийскому. Богатство Лидии опиралось на плодородные долины золотоносных рек западной Малой Азии.  Лидийская династия Гераклидов производила себя от ассирийского царя Сандона, называемого у греков Гераклом.

19.6.  Ассирийский царь Сандон назывался у греков Гераклом

 Фригийское царство достигло высшего расцвета в  середине VIII в. до н. э., завоевав практически всю Малую Азию.  Тогда же Лидия подчинялась фригийцам.

19.7 Фригийское государство в период расцвета

Согласно  преданию, основателем Фригийской державы был  человек, с чьим именем связан фразеологизм  «Гордиев узел». Гордиев узел — чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологии, фригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского.

19.8. Монета с профилем царя Гордия

При сыне Гордия Мидасе (725-696 гг. до н. э.) Фригия переживает наивысший расцвет; этот царь так славился своим богатством, что согласно другому греческому мифу одно его прикосновение превращало в золото любой предмет. Согласно мифу о Мидасе его матерью была Великая богиня Кибела.

19.9. Монета с профилем царя Мидаса

 В 675 г. до н. э., под ударом союзных сил киммерийцев и Урарту, Фригийская держава распалась. В воспоминаниях греков, однако, Фригия навсегда осталась первой известной им «великой»,  державой, а фригийская религия, с ее культом Великой матери Кибелы, оказала сильнейшее воздействие на античную культуру.

С распадом фракийской державы поучила независимость Лидия, где власть захватил основатель новой царской династии Гигес. Последним царем этой династии был легендарный Крез. Считается, что Крёз одним из первых начал чеканить монету, с  установленным стандартом чистоты металла.

19.10. Монета с профилем царя Креза

Вспоминаю свои строфы:

Но сверг потомков Зевсовых Гигес
И Геродот поставил в центре карты
Столицу Лидии, где гордо правил Крез
Роскошнейшие, царственные Сарды.

Великий Кир державу захватил,
А был он смел и добр к своим вассалам.
Сатрапия, что здесь он учредил,
 своим богатством славилась недаром.

Но вот несет Эгейская волна
 могучие когорты Александра,
Страданий тяжких Лидия полна,
Горят дома от Герма до Меандра.

Со времени Александра Македонского  и его диадохов Анатолия  становится греческим миром не только ментально, включив её в свою систему мифов, но и фактически, ассимилируя не греческое население. Постепенно хеттский, лувийский, лидийский языки вымерли, вытесненные греческим койне.

Пока я вспоминал историю страны, по которой ехал наш автомобиль и любовался пейзажами с оливковыми рощами по обеим сторонам шоссе и блестящим, на расстоянии в пару километров, Эгейским морем, дорога подошла совсем близко к берегу, и пейзаж изменился.

Мы проезжали мимо солончаков, находящихся рядом с полуостровом Сармисакли. Здесь производится промышленная добыча соли. Я сделал фотографию из окна, движущегося автомобиля.

20. Соляные промыслы близ полуострова Сармисакли

Сразу после солончаков дорога сворачивает направо, огибая полуостров, Ширина которого, в районе примыкания к материку, не более 4-х километров. Дорога идет по живописной местности, между садов и сосновых рощ.

21. Сосновая роща близ полуострова Сармисакли

 Вскоре слева по дороге показался город Айвалык, расположенный на берегу бухты, образованной полуостровом Сармисакли и островом Кунда.

22. Вид на город Айвалык и остров Кунда

От Айвалыка автомагистраль «Анатолия» пошла на северо-восток, вдоль берега залив Эдремит, то, приближаясь к нему на сотню метров, то, отдаляясь на 3-4 километра.

Проехали Бурхание, город с античной историей.
  Здесь находилась афинская колония Адрамитеон, упоминаемая в «Новом завете». На корабль из Адрамитеона взошёл в Цезарее апостол Павел. В средние века город носил название Кемер («акведук») из-за имевшихся здесь развалин античного акведука. В 1867 году он был переименован в честь Бурханетдина — сына султана Абдул-Хамида II.


Прошли вдоль взлетной полосы аэродрома.  Еще через пару километров, шоссе повернуло на северо-запад,  и, огибая дальнюю точку залива, вышло к городу Эдремит.

23. Вид гор в окрестности города Эдремит

Город находится в 10 километрах от морского побережья. Раскинувшаяся вокруг него местность представляют плодородную равнину, на которой выращиваются оливковые деревья, кукуруза, зерновые и инжир.
Въехав в город, сбавили скорость, разглядывая улицы. На центральной площади монумент, точно такой же, как в Карабиге. Похоже, налажено поточное производство.

24. Монумент в Эдремите

После города Эрдемит шоссе поворачивает на запад и идет вдоль северного берега пролива Эрдемит.  Севернее города, находится Национальный парк Каждаги, занимающий площадь в 21 300 гектаров и охватывающий центральную часть гор Ида.
 Местность вокруг становится всё более гористой. Мы приближаемся к береговым отрогам хребта Ида.
       
25. Местность становится всё более гористой

В религиозных представлениях малоазиатов Ида была священна как местожительство "Великой Матери", Реи- Кибелы. Служили ей дактили, демонические существа, родившиеся во Фригии на поляне хребта Ида.

 Когда Рея рожала Зевса, то, чтобы облегчить муки, она вдавила пальцы в землю и из нее тотчас выросли дактили: пять женщин из ее левой руки и пять мужчин из правой. Дактилям приписывалось открытие обработки железа.

Внимательно разглядываю пробегающие за окном пейзажи, боясь прозевать мелькнувшую среди деревьев фигуру дактиля. Но тщетно, все пригодные участки вдоль дороги, насколько видит глаз, засажены оливковыми деревьями.

26. Оливковая роща близ города Акчай

Проезжаем город Акчай,  курортный городок на самом берегу Эгейского моря, с обязательной мечетью в центре. Реклама утверждает, что Акчай - самый необычный курорт Турции. Во-первых, это единственное место, где можно безбоязненно пить сырую воду, она спускается прямо с гор. Кроме того, эту местность называют "кислородным раем", настолько полезен здешний воздух. В мире всего два таких места, второе - где-то в далекой Японии.

27. Мечеть города Акчай

Согласно путеводителю, близ города открыты руины античного поселения греческого города Антадреса.  Лесбосский поэт Алкей в VII век до н. э. утверждал, что, город Антандрес был основан лелегами. Геродот в V веке до н. э.  писал, что  Антандрес основан, пеласгами. И те и другие  говорили не на индоевропейском языке. Возможно это разные имена одного и того же народа.

Согласно Вергилию, именно здесь Эней, после поражения в Трое, строил свой флот, отправляясь к этрускам в Италию:
      «Возле Антандра, в лесах, у подножья Иды Фригийской,
        Стали людей собирать, хоть не знали, куда понесет нас
Рок и где позволит осесть».

На месте раскопок функционирует нечто вроде музея, но нам не повезло, у местных жителей праздник, режут баранов и угощают неимущих, а музей не работает. Постояли возле рекламного щита с предложением посетить раскопки и поехали дальше.

28. У щита с рекламой Антадреса

По пути из окон машины сфотографировал отроги хребта Ида, подходящие к античному городу Антадресу. Наивысшая точка хребта  Каз Даги – тысяча семьсот семьдесят четыре метра над уровнем моря.  В переводе с турецкого языка Каз Даги означает  «Горный гусь» и считается местными жителями волшебной горой, обросшей тюркскими легендами.

29. Хребет Ида близ Антадреса

И не удивительно. В греческой мифологии, именно с хребта Ида Зевс похитил Ганимеда сына царя троянцев Троса, увлеченный его красотой.
Именно на склонах этих гор встретила Афродита, Анхиза, правнука царя Троса, пасшего здесь  стада.

Анхиз был так красив, что богиня в него влюбилась  и родила ему Энея. За то, что Анхиз похвастался своей близостью с Афродитой, Зевс поразил его молнией, и он сделался расслабленным. Когда греки взяли Трою, Эней вынес своего отца на плечах из горящего города.

Именно в леса Иды был отнесен Парис   и брошен там, на произвол судьбы, поскольку оракул предсказал, что он станет причиной гибели своей семьи и разрушения родного города. Но мальчика нашел и воспитал простой пастух. Став взрослым, Парис тоже стал пастухом.

И здесь в горах, когда он пас овец, нашли его три богини и ждали его решения, кто из них прекрасней Гера, Афина или Афродита.

Не сумев посетить руины Антадреса, мы решили подыскать место, выкупаться и пообедать.
Через несколько минут мы нашли, что нам нужно, не слишком людный оборудованный пляж и при нем несколько кафе и ресторанчиков. Взяли пляжные принадлежности и, оставив машину на обочине, под старой маслиной пошли купаться.

Вода была великолепной. Не менее 25 градусов, исключительной прозрачности и чистоты. Побарахтавшись в море с полчаса, и смыв солёную воду в душе,  пошли искать,  где бы поесть.  С первого раза у нас это не получилось, потому что в кафе, где мы с уютом расположились, поглядывая на море, предлагали только чай и айран.

30. В кафе пьем чай и айран

Выпили предложенное, и пошли искать, что-либо посущественнее. В следующем кафе подавали то же самое. Наконец, нашли рыбный ресторан в самом конце пляжного комплекса и под зонтиками, на берегу моря пообедали.

В 15 часов мы были уже в дороге, приближаясь к городу Кучюккую.
От Кучюккую шоссе «Анатолия» повернуло на север и по горному серпантину направилось в город Чанаккале. Из окон автомобиля открылся прекрасный вид на море и город, лежащий внизу.

 31. Вид с дороги на город Кючюккую и остов Лесбос

Начал разбираться по карте, стараясь не пропустить славную реку Скамандр, на которой стояла Троя.  Проехали город  Эгину, стоящий на притоке Скамандра реке Акчин. 

32. Город Эгине и река Акчин

И вот, наконец, пересекаем реку Скамандр, которая на самом деле оказывается почти ручьём.  Такое же разочарование испытал, в своё время, когда увидел, не менее славную, реку Иордан.

 32.1. Турецкий Кючюкмендерес или  греческий Скамандр
.

Не успел, я даже, как следует вздремнуть, после испытанного разочарования, как автомобиль свернул налево, повинуясь рекламной надписи Troya Plain.


Мы подъезжаем к знаменитой Трое. До конца 19 века  ученые знали о Трое только по греческим мифам и поэмам Гомера. Большинство из них, считало, что Троя – миф, не более реальный, чем Атлантида.

После того, как Шлиман, ориентируясь на описание Гомера, занялся раскопками холма Гиссарлык (в переводе на русский язык – крепость), и нашёл там богатый клад, идентифицированный им, как клад Приама, многие ученые стали считать его находку основательным подтверждением истинности поэмы Гомера.

В настоящее время, когда на холме Гиссарлык  проведено большое количество археологических исследований, однозначность того, что на холме находится действительно останки крепости, описанной Гомером в «Илиаде», несколько поколеблена.

На самом деле, на холме обнаружено  9 культурных слоёв, относящихся к разным эпохам, тот слой, в котором Шлиман нашел «клад Приама», относится к слою Троя-2, за тысячу лет до предполагаемой Троянской войны.


32.2. Разрез холма Гиссарлык. Троя 9 слоёв.


Предшествующий слой Троя -1  представляет собой  поселение, диаметром 100 м. Оно существовало в 3000—2600 гг. до н. э., и  было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей.

 Со слоем Троя-6 отождествляют большой город-крепость, существовавший с 1900 по1300 г.г. до н.э., но он погиб от землетрясения.

Слой  Троя - 7, более подходит ко времени Троянской войны, с которой сопоставляют «набеги народов моря». Но это уже крепость, не до конца достроенная после катастрофического землетрясения.  Этот город достоверно погиб от набегов врагов.

Слой Троя-8 относится к греческому поселению 900—350 гг. до н. э.
Известно из письменных источников, что в этот промежуток город посещал персидский царь Ксеркс и принес там, в жертву богам более 1000 голов скота.

Слой Троя -9 (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.

Пока я вспоминал эти факты, машина остановилась на оборудованной парковке перед музейным комплексом. Купили билеты и прошли на территорию музея.

Первое, что попало в поле зрения – деревянный конь, изображающий  подарок Одиссея  троянцем, который и погубил славный Илион.
Естественно, тут же была организована очередная фотосессия.
 
 Закончив фотографировать, пошли по маршруту, идущему среди траншей, проложенных археологами и руин ими обнаруженных. Маршрут представляет собой, выложенные досками дорожки, и лесенки оборудованные перилами.

33.10.  Оборудованные дорожки маршрута
 
От Троянского коня подошли к руинам башни крепостной стены Трои 6.

34 . Мы с Лидой у башни

Осмотрев руины, в которых высота башни меньше высоты стены, пошли вдоль каменной кладки, выполненной из крупных блоков

35.  Кладка крепостной стены

Эта кладка формирует крепостную стену Трои 6, высота ее в исходном виде была 20   метров.

36. Восточная  крепостная стена Трои 6.

Крепостная стена более поздней Трои, Трои 8 шла двумя метрами левее и впереди, перед поворотом она прилично сохранилась. А её кладка отличается от кладки стены Трои 6.

37. Кладка стены Трои 8.

У бастиона крепостной стены Трои 8 , дорожка поворачивает и идет с внутренней стороны  южной стены

 38. Руины бастиона южной стены Трои

От южной стены Трои-8 и фундаментов мегаронов Трои 7  маршрутная лестница поднимаемся к дорожкам вокруг артефактов Трои 8.
 
39. На дорожках возле храма Афины      

Отсюда открывается впечатляющий вид на поля вокруг руин Трои

40. Вид на поля от руин  храма Афины 

         Отдохнув и налюбовавшись окрестными видами, пошли рассматривать руины храма Афины   

41. Руины храма Афины
42. Фундамент храма Афины из Трои 8
43. Фото на фоне руин храма Афины

От руин храма Афины по маршрутным дорожкам пошли над руинами крепостных стен, рассматривая артефакты и останавливаясь, чтобы полюбоваться окружающими видами

43.1. Стены разных эпох
43.2. Реконструкция стены Троя 1
44. На маршрутных дорожках 

Под большим парусиновым навесом археологи работают на руинах римского храма Венеры

44.0.  Я на фоне руин
44.1. На руинах храма Венеры
44.2 Вид храмов Афины и Венеры Трои 8

От храма Венеры прошли к хорошо сохранившемуся пандусу Скейских ворот Трои 2. Её Шлиман принял за Трою Гомера, и дал название воротам по Гомеру

44.3. Пандус к Скейским ворота Трои 2
44.4. Пандус
44.5. Вид Скейских ворот

От Скейских ворот направились к руинам дворца Трои 6

         45.  Лида на фоне руины дворца Трои 6    
         46. Руины дворца Трои 6
         47. Вид дворца Трои 6 

Ниже по склону, недалеко от руин дворца находятся руины греческого храма времен Трои 8.

48. Руины греческого храма Троя 8

Устав от хождения по солнцепёку сели отдохнуть.

48.1. Отдых в тени дерева

А Аня спустилась к подножью холма посмотреть систему водоснабжения Трои.

            48.2. Колодец
             48.3. Подземелье с водоводами

Самым впечатляющим на руинах Трои 9 надо признать хорошо сохранившийся античный амфитеатр, к которому мы пришли от руин храма.


49. Фото бегемота на фоне амфитеатра
50. Лида любит знакомиться


У античного амфитеатра сложены обломки колон, капителей и барельефов времен  Трои 9

51. Шары и капители
52. Обломки колонн и барельеф

Обойдя руины амфитеатра, подошли к  руинам сторожевой башни и южных ворот Трои 6.

53. Руины Южных ворот Трои 6
53.1. Вид Южных ворот Трои 6

На  фотографии 53, правее и выше видны руины булевтерия Трои 9. Его реконструкция представлена на следующей фотографии.
Булевтерием назывался государственный совет в греческих полисах

54. Реконструкция булевтерия

При написании текста привязать фотографии по месту мне помог План Трои - схема раскопок холма Гиссарлык, найденная  в Интернете.

55. План Трои

Объяснение к плану Трои помести под номером 56

56. Объяснения  к Плану Трои

Все реконструкции взяты из Интернета, ибо  представить Трою, только посмотрев руины, совершенно невозможно.
Для полноты картины в отдельной папке сгруппировал фотографии некоторых изделий из так называемого «клада Приама».

Закончили осмотр руин Трои мы часов в шесть вечера, а к девяти были уже в  частной гостинице города Чанаккале.
Активная часть пятого дня путешествия по Турции завершилась.

Примечание: Номера в тексте - название фотографий, недоступные на Прозе.ру

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/17/1660 .