Эти странные люди

Валентина Марцафей
               
           Вспомнился мне  один странный человек ,с которым   мне посчастливилось работать почти пять лет, буквально бок о бок, поскольку столы наши стояли рядом.    Наш отдел  научно-технической информации был немногочисленным, но дружным  и, в основном, молодым. Мой сосед - его стол справа от меня - был единственным пожилым человеком, зато, не в пример нам, очень опытным инженером-конструктором с  отличным знанием английского языка. Он  казался нам излишне подозрительным, потому что сразу  начинал волноваться, если его о чём-то спрашивали.  И отметив эту черту, мы любили задать ему  иногда  внезапный вопрос , кстати не очень умный, просто, чтоб поприкалываться, как сейчас говорят.
 Звали его Викентий, без отчества.
        Заметив,например, что он пришёл в новой рубахе, кто-нибудь спрашивал:
          - Викентий, кто подарил Вам эту рубаху?
              Викентий сразу встрепенётся и внимательно изучает спросившего:
          - А откуда Вам известно, что мне её подарили?
          - Я просто предположил. Может, Вы купили её сами?
          - А почему Вас это интересует??  ( В отделе становится тихо)
          - Просто подумал, что у Вашей жены хороший вкус, если это её
            подарок. – Сотрудники начинают улыбаться,  предвкушая продолжение.
          - А при чём здесь моя жена?? –  заводится Викентий. 
          - Да ни при чём! Позавидовал просто. Если б у меня была такая жена…
          - Откуда Вы знаете мою жену???
         Спросивший хватает сигареты и спешит в коридор, боясь, что больше не выдержит.  За ним , бросив ручку и очки на стол, срывается с места Викентий, и мы слышим его очередной вопрос:
          - Нет, постойте, зачем Вы всё это у меня выпытывали??

         Скоро все успокаиваются, а отдел целый день плодотворно работает в приподнятом настроении.
             Но  завтра всё может начаться сначала. Иногда на ровном месте.
         Утром  в понедельник  мой друг Гена  как-бы между прочим  рассказывает мне. (В отделе у нас тесновато, столы стоят близко друг к другу, Гена сидит напротив нас с Викентием.)
         - Съездили  вчера  с женой на участок.  Зашёл на вокзале взять пива.
За ним очередь  - до электрички не  успеть. И вдруг вижу… Ну вот кого бы ты думала?!  - Генка, удыбаясь, выжидательно смотрит на меня.
            Викентий каким-то шестым чувством  уже предупреждён, что   надо
быть готовым ко всему. Это чувствуется по тому, как тщательно он начинает протирать свои очки: посмотрит сквозь них , подышит на каждое стёклышко  и опять протирает. Вытирает и чего-то ждёт. Генка не спешит.
          - И главное, понимаешь, стоит в  той же очереди , и делает вид, что меня  не узнаёт! – Генка как бы случайно встречается с глазами Викентия.
          - Я там не был! – твёрдо заявляет Викентий. -  И на участок не ездил!
          - Странно…-  неизвестно к кому обращается  Гена.
          - Странно было бы, если б я там оказался. У меня есть машина, зачем мне электричка?! – Викентий почти успокоился. Но Гена  ещё  игру не закончил.
          - И Вы меня не видели! – не то спрашивает, не то утверждает он, приглашая как бы всех в свидетели.
       - На что Вы намекаете?  Не видел я Вас там! -  Викентий сам не понял, что поймался на хитрый крючок.  Но Генка сегодня  играет с ним, как с мышкой. Вот он её отпускает:
       - Викентий, - он смотрит на него, как-будто в первый раз видит, - я ведь не Вас имел ввиду!   (Викентий облегченно вздыхает, расслабляется.)   Я  говорю о Кожухаре, о нашем парторге. Как на собрание –  обратите внимание  - так всем в глаза смотрит, всех поименно зовёт. А как с пивом подсобить, так  в упор не видит! -  все сочувственно кивают, а Генка  «вдруг» замечает Викентия: - Кстати, Вы то его заметили? - И смотрит выжидающе на бедного Викентия.   Потом начинает хохотать, и Викентий ему вторит .
        Но после работы, когда я ожидаю автобуса у проходной, ко мне подходит Викентий. Он уже завёл машину,  его там кто-то ждёт.
        - Тиночка, - он  нежно берёт меня под руку, - скажите честно, ведь
 Вы не поверили, что я там был, на вокзале?
        -  Конечно, нет. Если бы и были, то что в этом позорного? Но Вы же там не были, правда? – Я  продолжаю игру, бессовестная. Он удивлённо смотрит на меня, потом медленно забирает свою руку и говорит:
        - Не ожидал от Вас, Тиночка, не ожидал. И Вы с ними заодно.
       И он уходит. Но подойдя к машине, оборачивается, и улыбаясь, машет мне рукой.  Вот странный какой!

         Как-то под Новый год – день предпраздничный, короткий, можно расслабиться – мы обсуждали свои перспективы в наступающем году,  пользуясь астрологическими прогнозами. Викентий в это время отсутствовал, был у главного бухгалтера.   
         У самой молодой нашей сотрудницы, Ирочки, имелся спец.блокнотик, в который она занесла все данные о работающих в отделе, так как ей поручено было  заранее сообщать о приближающихся именинах и днях рождения и организовывать поздравления. В этот день Гена принёс новый журнал с этими самыми астропрогнозами и они с Ирочкой ,сверяясь с блокнотиком, выдавали «на-гора» очередную галиматью.
         Кто-то смеялся, кто-то возражал, совпадения случались, но было много и разногласий.   Мы уже всех перебрали, когда  вошёл в хорошем расположении духа Викентий.  Мы  обескуражено замолчали.
        Ёлки-палки, о Викентии мы  забыли!
        Первая опомнилось Ирочка. Заглянув в свой блокнотик, она радостно доложила: 
        - А вот и наша Обезьяна!
        Викентий, продолжая улыбаться, пожал плечами и прошёл к своему столу.
        -  Это она о  Вас, Викентий! – с невинной видом пояснил вслед Викентию Гена. – Мы тут выясняли, что ожидает каждого из нас в следующем году. А Вы, оказывается, Обезьяна, и …
        - И что Вы хотите этим сказать?- задал свой коронный вопрос Викентий.-  Вы определили меня в обезьяны, а сами Вы кто?
        - Я, например , Петух, а Ира – Коэа, Тина вот - Крыса, - и Генка указал  на меня.
        - И можете это доказать? – невозмутимо  спросил Викентий.
        - Вы что, хотите, чтоб я закукарекал?-  Генка рассмеялся.
        - Имен-но! -  отчеканил Викентий. -  Хорошенький у нас тут собрался
Зоосад!  А  Лиля,  Алина, Тоня – они кто?
        - Алина –Лошадь, Тоня- Змея, а Лиля…
        - Свинья – подсказала Ира.
        - Ну и бессовестный же вы народ!  В недостойные игры играете!
        - Причём здесь Мы и игры?
        - Я  вас мыграми не называл! – быстро вставил Викентий.-
        - Викентий, успокойтесь, - уставшим голосом  начал Генка. -Вы слышали
 что- нибудь о гороскопах?  Астрологи сочиняют их для нас. Правда, они уверяют,   что  всё их учение держится на научной основе. И мы сейчас их  сверяли с нашими данными и характерами…
           Викентий спокойно слушал,- мне показалось, что даже пару раз улыбка промелькнула на его лице, и  вдруг даже показалось, что это не мы его, а он нас разыгрывает. Как вдруг после  Генкиных слов он снова сорвался в гневе:
         - Сверяли с моими данными?! Кто Вам позволил копатьься в моём
 личном деле? Откуда оно у Вас? Как Вы посмели?
         - Да нет у нас никакого дела, всё из Ирочкиного блокнота. Вы же знаете о нём.   -  Генка устало посмотрел на нас: - Всё, ребята, я пас!
         И мы стали собираться домой, забыв про хорошие прогнозы.
        - Ладно, мыгрики, козочки, крыски, С наступающим! Счастья всем – и
Викентий первым вышел из отдела. 
             
      После Нового года Викентий на работе не появился. За зарплатой
пришла его жена.  Сказала, что Викентий в больнице и его можно навестить. 
Через пару дней я, Гена и Ирочка собрались и, прикупив разного, поехали в
областную больницу.  Директор разрешил даже воспользоваться его «Волгой».
Он уважал Викентия и  волновался за него.
        Встретили в коридоре жену Викентия. Она провела нас к нему в палату, а сама осталась в коридоре.
       Мы даже не ожидали, что он так нам обрадуется!
        - Как  там Ваш зоопарк поживает? Все здоровы? Я так ждал Вас, ребятки, боялся, что не успею попросить у Вас прощения !  А что Вы  так
удивляетесь?  До сих пор не догадались? – Викентий приподнялся и сел на кровати.
         Он был очень бледен, но старался казаться весёлым. Мы просто не знали, что думать, что ответить. Викентий , наверное, впервые видел нас такими.
         - Что, Гена, хочешь спросить, кто подарил мне эту пижаму?
         - Да нет…- промямлил Гена.
         - Ты,Гена, молодец, здорово объяснил мне всё про гороскопы. А так до сих пор и не догадался, что мне о них известно  кое-что…
         - Ну да,  ну как-же… -пытался что-то вспомнить Генка, - я помню, как Вы смеялись  вместе с нами над теми первоапрельскими газетами с гороскопами…-
и он вдруг замолчал, удивлённо глядя на Викентия.
         - Ещё бы мне ни смеяться, если я сам их сочинял, - пояснил со смехом Викентий. – Ребята, да встряхнитесь же , присаживайтесь, вот даже на кровать можно. Тиночка, у тебя в пакете я вижу мандарины, дай нам по штучке, мы вместе выпьем…
         - А Вам можно? – глупо спросила я.
         -  Мне теперь всё можно. Честно,честно. Выпьем мандаринового сока
на посошок...за то, чтоб зла не держали…
          Жена Викентия заглянула в палату, и мы поняли, что нам пора уходить.
         
      Из больницы Викентий не вернулся. Ушёл в своё светлое далёко, тихо,
 незаметно, не задавая больше никому никаких вопросов. Он позволил нам
 немножко побыть  артистами в его весёлом мини-театре, добавив в нашу  жизнь
 несколько весёлых и ярких красок.
         - Как вы там, мыгрики, козочки, мышки? – слышится нам иногда его
голос, и  сердца наполняются светлой благодарностью к этому «странному» человеку, подарившему нам часть своей души.