У Стены памяти

Давид Трибельский
  ,              У  СТЕНЫ  ПАМЯТИ
               Впечатления ветерана)
   
Ежегодно майские дни в Израиле насыщены многими памятными датами, но самая скорбная из них – это память о трагедии Холокоста, о гибели безвинных шести миллионов наших соплеменников от кровавых рук нацистских палачей. По традиции, в День памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства, в Мемориале Яд ва-Шем происходит официальная государственная церемония возложения венков. Начинается она по сигналу сирены в 10 часов утра.
В этом году, возлагать венки от Союза ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма поручили Ефиму Рабовскому, заместителю председателя Союза ветеранов, и мне, а от Иерусалимской окружной организации ветеранов - председателю комитета Вульфу Соломонову и члену комитета Льву Мучнику. Посоветовавшись накануне, мы договорились встретиться все вчетвером в 9 часов утра у входа в Мемориал.
Как живущий ближе всех, я пришел первым. На просторной площади перед входом в Мемориал с подъехавших автобусов  шли люди, направляясь к его монументальному входу. Я был одет в черный костюм при черном галстуке. На лацкане пиджака поблескивали некоторые медали, остальные награды были представлены на орденской колодке. На голове у меня красовалась летняя фуражка офицера Военно-Морского флота, где я прослужил 33 года, пройдя путь от рядового до старшего сержанта во время войны, и до полковника ВМФ к концу службы.
Внимание ко мне было проявлено необыкновенное. Мне помогли сойти с автобуса (я хожу с палочной), Девушка в униформе, говоря что-то доброе на иврите, провела меня по узким проходам внутрь двора Мемориала. Мне подставили стул и дали бутылку воды. Я с удовольствием утолил жажду и стал рассматривать окружающее.
Во внутреннем дворе, под тентом располагались столы для проверки посетителей, озабоченно прохаживались сотрудники полиции, пограничники, стояла молодежь, видимо, добровольные помощники. По широкой аллее в сторону площади Варшавского гетто, где обычно проходят подобные церемонии, двигались люди разных возрастов и в различных одеяниях. Шли они с сосредоточенными лицами, изредка перебрасываясь репликами, чувствовалось внутреннее волнение, ожидание чего-то важного.
А вот появились и мои друзья! Высокий статный, еще молодой по сравнению с нами, с орденской колодкой на груди Ефим Рабовский, седовласые Вульф Соломонов с широкой красной лентой усеянной наградами разных лет, Лев Мучник, у него награды были прикреплены непосредственно к куртке. Мы обменялись радостными возгласами и крепкими рукопожатиями, и влились в общий поток.
На обширной площади Варшавского гетто, ближе к Стене Памяти, стояли стулья – две колонны с проходом посередине. Народу было много. Все оживленно разговаривали, перемещались, и, казалось, ничто не напоминало о цели их прихода сюда. И я подумал, что над этими людьми, как и над многими другими, довлеет неистребимая сила жизни и потребность  общения. Все скорбное, печальное скрыто  где-то в глубинах сердец. и в должный момент это проявится.
Нас усадили на свои места, рядом с заранее подготовленными венками. Основными цветками венка были герберы. И у меня почему-то возникла ассоциация с африканским племенем берберов, от которых, как заявил  недавно некий профессор, еврей-антисемит, якобы, произошли сефарды, а ашкеназы, по его мнению, также произошли не от библейских праотцев, а  от хазар. Его замысел был ясен: евреи не имеют никаких прав на Эрец Исраэль, земля должна  принадлежать арабам. Не более и не менее! Недавно я писал по этому поводу полную негодования статью под названием «Ветераны против фальсификации еврейской истории».
Все это на мгновение мелькнуло у меня в голове, и я тут же возвратился обратно, на площадь Варшавского гетто, и стал изучать окружающее. Не все наши ветераны были на этой площади, и мне хочется немного рассказать о ней, об этом, святом для нас месте.
Доминантой площади является выразительный монумент - Стена памяти, которая тянется по ее торцу. Стена сложена из больших плит кирпичного цвета, и эта конструкция символизирует фрагмент стены, которыми ограждали гетто. Посередине, перед стеной, находится подиум, на который ведут четыре широкие каменные ступени, а в глубине его установлена стойка для возложения венков. Слева, как бы, на продолжении Стены, но несколько ниже, расположены шесть факелов, каждый из которых символизирует миллион евреев, погибших в огне Холокоста. Поднимающееся к небу пламя взывает к вечной памяти об этой трагедии.
На Стене установлены крупные черненые барельефы, отражающие моменты восстания в Варшавском гетто. Справа  на барельефе  «Последний путь»  изображены евреи, идущие на смерть. Смотреть и представлять, как это было наяву, – страшно. Слева на барельефе – «Восстание в гетто». На его переднем плане – руководитель восстания Мордехай Авилевич. Как известно, восстание евреев продолжалось 27  дней, с 19 апреля по 16 мая 1943 года. Оно было жестоко подавлено войсками СС. Сегодня 2 мая 2011 года.  Значит, ровно 68 лет назад в этот ужасный день в гетто в страданиях и муках гибли люди, огонь пожирал дома, дым стлался над гетто, слышались стоны умирающих и крики детей, по улицам текли реки крови. При мысли, что все это было, сжимаются кулаки и мороз идет по коже.  Это не должно быть забыто. На Стене памяти цитата из пророка Иехезкеля (16:6), которую мне истолковали так: «Мстя за пролитую кровь, ты прольешь кровь врага».  Какие значительные мудрые слова! Нам, евреям, нужно это хорошо помнить и исполнять!
Между тем, на подиуме выстроился почетный караул солдат. Послышались отрывистые команды, и после небольшой артикуляции, оружие было взято в положение, которое в годы нашей службы называлось - «На кра-УЛ!» Грохоча стульями, все встали и замерли. В полной тишине на площадь со стороны подиума вошли президент страны Шимон Перес, премьер-министр Биньямин Нетаниягу, сопровождавшие их лица. Они сели на приготовленные места в первом ряду. И вскоре воздух разрезал  оглушающий  звук сирены. Её двухминутное звучание казалось долгим, тревожным, будоражащим.  Возможно, некоторые в это время думали о чем-то своем, глубинном, сокровенном, но над всеми, думается, неотвратимо довлела трагическая тема Холокоста.
Из репродуктора послышались слова ведущего о начале возложения венков. Первым поднялся на подиум президент, ему подали венок, и он, аккуратно установив его, неторопливо расправил ленту с надписью. Следующим поставил венок на установленное место премьер-министр. Затем венки стали возлагаться от государственных организаций – от Кнессета, от Верховного суда и других. Порядок был таков: в среднем проходе установилась очередь, ведущий называет организацию или персональное имя. И люди идут в порядке очереди, выполняя свой священный долг.
Мы с Ефимом внимательно следим за движением очереди. Вот подготовился к возложению венка президент Союза воинов и партизан – инвалидов войны генерал Роман Ягель. Наша очередь – за ним. И Ефим, и я в прошлом кадровые офицеры Армии и Флота, я – старшего поколения, он – среднего. Поэтому мы хотели показать четкий ритуал: дружно поднимаемся на подиум, делаем три шага и останавливаемся. Ефим с венком идет дальше, я беру «под козырек».  Возложив венок, Ефим возвращается, и когда он поравняется со мной, я делаю поворот «кру-ГОМ», мы выдерживаем  паузу, легкий наклон головы, и мы в ногу спускаемся с подиума. Палку я, конечно, как бравый офицер,  с собою не взял.
И вот тут я должен честно признаться благородному читателю в своей ошибке. Дело в том, что слабость в ногах, возникшая в последние годы, нарушила мои действия. Во время поворота мои ноги как-то неожиданно заплелись, и, чтобы не упасть, мне пришлось неловко завершить поворот, мелкими шажками. А когда мы подошли к каменным ступеням, я взглянул вниз и обомлел. Обычно,  в подобных случаях, я ставлю на нижнюю ступеньку палку, переношу на неё тяжесть тела и спокойно опускаю ногу. Здесь, без палки, я мог запросто потерять равновесие, и по инерции упасть вниз. Но слева от меня шел мой друг и товарищ Ефим Рабовский. Не глядя на него, я протянул в его сторону руку, и он, мгновенно поняв ситуацию, крепко схватил её. Мы спокойно сошли на площадь и сели на свои места.
Возложение венков продолжалось.
Моя память вновь обратилась к Холокосту.
Чем объяснить, если не вмешательством какой-то Высшей Силы в историческую судьбу еврейского народа. Веруя в Единого Бога, евреи вышли из египетского рабства, в тяжелых сражениях завоевали у языческих племен землю, которую назвали Эрец Исраэль. Усиливая свою мощь, они перешли от эпохи судей к монархии. Они избегли гибели при нашествиях великих империй древности. Но, к сожалению, внутренние разногласия ослабляли еврейский народ, и могущественная римская империя покорила Иудею. Повторная попытка освобождения под руководством Бар-Кохбы потерпела сокрушительное поражение, и еврейский народ на две тысячи лет оказался рассеянным, разобщенным, изгоем в разных странах мира.
Ни один народ не выдержал бы изгнания такой продолжительности, а евреи, несмотря на неизбежную частичную ассимиляцию, сохранили свою национальную принадлежность, традиции и религию. После окончания Второй мировой войны, благодаря сионизму, в полный рост встал вопрос о создании евреями своего государства. Многое говорило в их пользу: и декларация Бальфура, и справедливый мандат Лиги наций, и крушение Британской империи, и особенно мировое общественное мнение, потрясенное открывшейся жуткой правдой о Холокосте, и, наконец, активное участие самих евреев во Второй мировой войне,  Создание еврейского государства неожиданно поддержал Сталин, имея в виду, конечно, какие-то свои планы. И оно - еврейское государство Израиль, вопреки бешеному противодействию арабского мира, было создано, и сумело в тяжелых войнах отстоять свою свободу и независимость.
 Однако, с изменением геополитической обстановки, на Ближнем Востоке и в мире усилился антисемитизм. Некоторые режимы стали  отрицать существование Холокоста, а заклятые враги Израиля вообще «засомневались» в легитимности нашего государства. Поэтому нам приходится разъяснить миру – друзьям и врагам: еврейский народ получил свое государство не только и не столько из жалости к нему со стороны европейских государств, которые во время войны и пальцем не шевельнули в защиту евреев, кроме единичных случаев. Евреи обрели право на владение своей землей Эрец Исраэль по праву победителей над нацизмом! В  рядах антигитлеровской коалиции воевали более полутора миллионов евреев, в том числе более полумиллиона – в Советском Союзе, из которых 200 тысяч погибли на полях сражений. Многие из евреев занимали командные должности, в том числе высшие.  Героизм евреев и их вклад в Победу – непререкаем!
Площадь Варшавского гетто опустела, все венки были возложены. Мы немного постояли у Стены памяти, поклонились и пошли домой.  В голове неуемно витала мысль: возложение венков - святое дело, ибо без памяти о прошлом у народа нет будущего.

                Давид  Трибельский
Член и пресс-секретарь Центрального совета Союза Ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма   Иерусалим