7. Предсказан ли Мухаммад в Библии?

Зубаир Османов
В работах Полосина красной нитью проходит использование Библии для апологетики ислама. Уделим немного внимания его предшественникам в этом деле. В первую очередь это бывший католический священник профессор Давид Бенджамин Кельдани, принявший ислам и имя Абдуль-Ахад Давуд. Также интересны труды Ахмада Дидата писателя и теолога из ЮАР. Оба этих автора приводят как довод следующий стих из гл. 18 Второзакония, в котором Господь говорит Моисею:

18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; Ин 1:45; 6:14
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; 4Цар 2:24; Ин 12:48; Деян 3:23

В частности Дидат в весьма популярной форме подробно излагает доводы в пользу версии о том, что пророком, о котором идет речь в данном эпизоде является именно Мухаммад, поскольку никто другой не подходит под эти описания. В словах «из среды братьев их» Дидат усматривает указание на то, что пророк должен происходить из рода Исмаила, поскольку для потомков Ицхака братьями являются потомки его брата Исмаила. Он обосновывает этот довод тем, что если бы речь шла о пророке из среды израильтян, то было бы сказано «из них самих». Полемизируя с двумя христианами, один из которых священник, а другой знаток Библии, Дидат возражает их доводам в пользу версии о том, что пророк из Второзакония это Иисус Христос. Комментируя фразу «такого как ты», Дидат приводит несколько признаков, по которым Мухаммед подобен Моисею, а Иисус не подобен. Это то, что Мухаммед, как и Моисей, был вождем племени, военным, политическим и хозяйственным руководителем, передал своему народу Закон и владел исполнительными полномочиями, в частности казнил и миловал.

Против этих доводов выступил английский теолог Гилкрист, написавший статью «Предсказан ли Мухаммед в Библии?». Он отвергает довод о том, что фраза «из среды братьев их» относится к потомкам Исмаила. В качестве обоснования того, что Господь имеет в виду самих евреев потомков Ицхака, Гилкрист приводит стих из главы 17 Второзакония.
14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», 1Цар 8:5; Ос 13:10; Деян 13:21
15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. 1Цар 10:24

Это интересный довод. При этом возникают некоторые вопросы. Например, можно ли потомков дяди отнести к категории «иноземца, который не брат тебе?» Можно привести доводы за и против, ясно, что вопрос спорный.

Интересно поразмыслить ещё об одном вопросе. В приведенной цитате Господь не выказывает никакого недовольства по поводу возможного в будущем желания иметь над собой власть царя. Нет ни малейшего указания на то, что это некий акт, заслуживающий осуждения. Через несколько столетий эта, предсказанная в Библии ситуация случилась на самом деле. И Господь реагирует на просьбу народа о царе неадекватно. Вот как это описано в главе 8 Первой книги царств.

1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. 1Цар 3:20; 1Пар 6:28, 33
3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. Исх 18:21; 23:8; Втор 16:19; Ис 33:15
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, 1Цар 7:17
5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. Втор 17:14; Ос 13:10; Деян 13:21
6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. 1Цар 12:12
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 1Цар 10:19
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;
9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. Втор 17:15      
Как мы видим, никаких оснований для обиды у Самуила нет. В Храме имеют место вопиющие злоупотребления как в сфере экономической, так и сексуального характера 1Цар 2:22. Предшественник Самуила Илий (у которого Самуил служил) не смог обуздать похотливый нрав своих сыновей, хоть и пытался. Сыновья самого Самуила также стали коррупционерами. И обижаться на старейшин Израиля у Самуила нет никаких оснований. Тем не менее, Господь солидаризуется с Самуилом в его обиде. Чем объяснить неадекватную реакцию Создателя на законную просьбу народа к тому же при обстоятельствах более чем извинительных? 

Вернемся к стихам Втор 18:18-19.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; Ин 1:45; 6:14
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; 4Цар 2:24; Ин 12:48; Деян 3:23.

Здесь выглядит странным то обстоятельство, что упомянут пророк в единственном числе, и не говорится о сотнях, а возможно и тысячах пророков, посланных после Моисея. Нередко в иудейской среде одновременно жили десятки пророков. Тем удивительнее, что во Второзаконии нигде не сказано о них. А ведь Второзаконие это весьма пространное наставление Господа Моисею, в котором описывается прошлое, настоящее и будущее его общины, с тем, чтобы он дал прощальное наставление иудеям. Это величественная панорама, в которой раскрываются самые разнообразные аспекты жизни общины. Там даются директивы, связанные с внутриобщинным устройством и с отношениями с другими племенами.

Странно, что в таком развернутом документе не находится место для нескольких строк о том, что частенько народ израильский будет сбиваться с истинного пути, и Господь будет посылать к ним пророков для их наставления. Мы находим во Второзаконии упоминание об одном Пророке. Очевидно, что этот подобный Моисею Пророк разительно отличается от всех остальных коллег. Есть ли у нас достаточные основания для отнесения этого пророчества к Мухаммаду? Об этом поговорим в следующем фрагменте.