Временные карманы

Аркадий Костерин
Статья впервые была опубликована на сайте МЦЭИ http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost


*) Название звучит как «ВременнЫе карманы». Хотя, если сказать «врЕменные», то это тоже имеет смысл, потому, что отражает одно из важнейших свойств описываемых явлений — их преходящесть во времени.

1. Предисловие.

   Большинство людей привычно считает что их жизнь непрерывно и линейно длится во времени. Возьму на себя смелость утверждать, что это не так. По моим представлениям, которые я берусь обосновать, течение жизни не только состоит из отдельных отрезков — «квантов реальности», но и включает в себя массу сюжетных ответвлений с большей или меньшей продолжительностью, которая, в пределе, может восприниматься сознанием, как целая жизнь. Этим ответвлениям и посвящена данная статья. Такие сюжетные ответвления — это не какая-то экзотика, они логически обоснованы и естественны, мало того, они насущно необходимы для нормального функционирования психики потому, что заключают в себе важнейший ресурс жизни. Я назвал эти феномены «временными карманами».

   Временной карман — это ответвление сознаваемой реальности, временный уход от актуальной действительности, т. е. от «дневного активного сознания», в другую действительность, реализующую альтернативное состояние личности. Для этого феномена характерно самостоятельное течение времени и возвращение в близкую к начальной точку исходной реальности. Самый обыденный и доступный для исследования случай такого явления — это сновидения. Кроме того, я намерен расмотреть временные карманы возникающие при завершении земной жизни человека а также инспирированные временные карманы. Сразу оговорю условия рассмотрения. За основу принимается многомировая модель человеческой психики, то есть, представление её в виде мультивидуума. Эта концепция выстроена на основании многомировой интерпретации квантовой механики. Желающих более подробно ознакомиться с этой темой я отошлю к основополагающей статье Хью Эверетта (1) а также к другим работам на сайте МЦЭИ (2).

      Рассмотрение временных карманов сопряжено с изучением и определением понятия «человеческая реальность», т. е. с определением фундаментальных философских основ психики. Мне уже доводилось затрагивать эту тему в статье «Что реально для души». (3) Что же я считаю реальным для души? — По-моему, реально всё, что она чувствует и переживает. И тут бессмысленно спорить: какие реальности «в действительности» существуют, а какие — нет. Вне зависимости от материальной реализации своих представлений, человек живёт в духовном мире. А материальная реализация его представлений возможна и определяется их актуальностью, которая коррелирует с математической вероятностью. Просто, в одних вариантах действительности духовным представлениям соответствуют обширные ареалы физических миров, а в других случаях — им материально соответствуют лишь биохимические процессы человеческого мозга. Но для жизни человека эта разница не так уж существенна. 

   Должен сказать, что считаю приоритет духовной реальности решающим для жизни человека. Я убеждён в приоритете духовной реальности над материальной, хотя многие могут это оспорить. Тут оправдан, по-моему, финалисткий подход, т. е. оценка жизни по её результатам. Если человек считает реальными для своей жизни только материальные факторы, а переживания, рефлексию, нравственные страдания воспринимает как что-то субъективное и несуществующее в действительности, то его жизнь, по моему убеждению, неизбежно являет собой картину деградации и распада. Потому, что если для человека духовные переживания — это, всего лишь, эфемерный морок, а не подлинная реальность жизни, то для такого человека закрыт выход за пределы конечного прагматического существования и он неибежно упирается в тупик смерти — вначале духовной, а затем и телесной. Только духовные приоритеты существования дают человеку перспективу «жизни вечной».

2. Философские аспекты рассмотрения.

   Далее приводится философское обоснование многомировой структуры личности. Читатели, которые не интересуются философией могут сразу перейти к следующему разделу.

   Как уже было заявлено выше, многомировая структура личности разрабатывается на базе многомировой интерпретации квантовой механики. Для квантовой физики, вообще характерно сопряжение физического и психического аспектов реальности, что выражается, в частности, в известной «Проблеме наблюдателя». Напомню, что математическое описание квантовых процессов включает все возможные варианты их протекания, как бы в совокупности (в суперпозиции). И лишь присутствие наблюдателя, согласно традиционной трактовке, вызывает стягивание волновой функции к одному конкретному варианту события. В контексте же многомировой концепции, все возможные варианты квантового события считаются реальными, но происходящими как бы в разных Вселенных, в которых присутствуют «свои» наблюдатели. В одной из версий многомировой концепции сознание определяется как механизм выбора реальности, в которой существует наблюдатель (4).

   Именно этой версии, сформулированной выдающимся российским физиком М.Б. Менским (4), я и следую. Изначально важно для рассмотрения многомировой действительности определить место психического и материального аспектов Мироздания. Об этом я уже писал (5) но считаю необходимым снова на этом остановиться. — Основой бытия, сутью его, является духовное содержание (в лапидарной формулировке — информация, соотнесённая с наблюдателем), а формой — материальная действительность. Очень важен для рассмотрения постулат, сформулированный российским первопроходцем многомирия Ю.А. Лебедевым, т.н. 4я аксиома эвереттики: «Единое Мироздание «дуально». Физическая сущность представляет собой мультиверс – совокупность всех возможных состояний объекта, а психическая – мультивидуум как совокупность всех возможных состояний сознания наблюдателя» (6). — Здесь говорится о том, что каждому варианту действительности соответствует свой вариант сознания, или наоборот.

   В соответствии с этим, я представляю Мироздание как единый квантовый объект — двухполюсный Мультиверс. Это неразрывная «связка» Всеобщей квантовой суперпозиции смыслов и Всеобщей суперпозиции квантовых физических состояний. О суперпозиции смыслов (совокупности состояний сознания наблюдателей) можно сказать, что это нераздельная совокупность всех смыслов, идей и отношений для всех объектов во Вселенной. В рациональном аспекте, это полная информация о Мироздании, в совокупности. (Подразумевается, что есть также и другие аспекты: метафизический, религиозный, т. е. собственно, духовный, а также иные аспекты, нам недоступные или невербализуемые, а потому доступные лишь частично.) Под всеобщей суперпозицией физических состояний я подразумеваю всеобъемлещую квантовую суперпозицию всех возможных физических состояний всех объектов во Вселенной, адекватную суперпозиции смыслов.

   Исходя из указанных принципов, определяющих роль и функцию сознания для выявления реальности, можно утверждать, что реальность, выбираемая наблюдателем — это частный вариант всеобщей действительности. Должен сказать, что считаю каждый самостоятельный объект наблюдателем, способным выявлять собственную действительность из квантовой реальности. То есть, в моей интерпретации, каждый такой объект способен к взаимодействию вследствие того, что обладает, как минимум, некиим импульсом психоидной активности. Поэтому я рассматриваю каждый объект, как деятеля, выявляющего свою реальность. (7) Частные реальности разных деятелей, имеющие общие качественные аспекты объединяются в совместную реальность. Эта реальность, по сути, тоже относительная, выступает в качестве объективной по отношению к реальностям составляющих деятелей. Коллективные реальности образуют иерархию уровней действительности, складывающуюся в систему Мироздания. По сути же, единственной, подлинно объективной (независимой от наблюдателей) реальностью является Всемирная квантовая реальность, т. е. Всеобщая двухполюсная суперпозиция.

   Позволю себе процитировать здесь свою статью «Деятели Мультиверса» (7):
«Суперпозиция Мультиверса содержит все варианты абсолютно всех событий. Это универсальная реальность во всей своей полноте. Поэтому она статична, в ней ничего не может меняться. Единственный род динамики может возникать вследствие ограниченных возможностей деятелей воспринимать эту универсальную реальность, благодаря чему и создаются частные варианты действительности. Выявление деятелями линейных вариантов реальности возможно благодаря тому, что они способны к взаимодействию и обладают памятью. Это позволяет им выстраивать причинно-следственные цепочки событий и развивать выявляемую картину мира.

   Деятель, как бы слабо он ни проявлял себя, всегда является чем-то дискретным, отдельным. В самых малых, так же как и в самых крупных событиях, проявляется отдельный «волевой» импульс некоего деятеля. Вследствие этого свойства деятелей, вся динамика Мультиверса квантована в соответствии с проявлениями их свободной воли. Важнейшим свойством деятелей является стремление к улучшению качества своего бытия, которое может быть соотнесено с объемом информации, которым распоряжается деятель... (8). В тактике, избираемой для улучшения личного бытия, отражается индивидуальность деятеля. В общем случае тактика сочетает стремление к обособлению и стремление к объединению. Сочетаясь и преобладая попеременно во взаимодействиях, эти два устремления обусловливают возможность развития деятелей и построения ими иерархических систем».


3. Многомировая структура личности.

     Физической основой для многомирового рассмотрения психики является тот факт, что на одной биологической основе, т. е. на базе одного организма и головного мозга может функционировать огромное количество разных вариантов психики. Многообразие психики давно было предметом внимательного изучения специалистов. Альтернативные варианты психики — «частичные личности» известны психотерапевтам под именем комплексов бессознательного. Человеческая психика, безусловно, является иерархической системой деятелей. Возглавляет систему деятель, соответствующий сознательному варианту личности, который и фомирует (выбирает) из воздействующих на него элементов бытийного многообразия целостно воспринимаемую картину действительности. Для точности добавлю, что на самом деле, сознание олицетворяет целый ареал, или союз деятелей, реализующих близкие варианты личности. На этом я впоследствии остановлюсь подробнее.
 
   Таким образом, здесь утверждается, что душа человека — это многомировой субъект. То есть, она существует и живёт во множестве вариантов, из которых мы осознаём в каждый момент фиксации лишь один. А остальные варианты нашей жизни пребывают в области бессознательного, но не безвыходно. Они также, время от времени, в соответствии с законами вероятности и другими тенденциями, становятся главными для личности и олицетворяют сознание. То есть они включаются в картину нашей сознательной действительности. Время от времени — потому, что, как следует из многомировой концепции, процесс осознания действительности квантован, как и все другие взаимодействия. Он состоит из отдельных моментов восприятия, которые фиксируют актуальную ситуацию во внешнем мире и во внутреннем самоосознании.
 
   Сознаваемая действительность человека формируется на базе довольно узкого ареала вариантов психики, связываемых логически сознанием в единую каузальную цепочку. И намного шире ареал вариантов психики, существующих в рамках актуального бессознательного на биологической основе головного мозга. Эти-то варианты и определяют содержание временных карманов, которые мы воспринимаем как инобытие. Они и составляют реальность наших снов. Также, по моему убеждению, в некоторых ситуациях альтернативные реальности замещают главный, наиболее достоверный вариант существования человека. Это ситуации т. н. смертельных развилок жизни, а также предсмертных состояний, завершающих пребывание человека в актуальной биологической действительности конкретного организма.

4. Загадка сна и временные карманы сновидений.

Для начала, попробуем представить, для чего нужен сон? И какую роль играют временные карманы сновидений?

   Сон — это реализация альтернативных вариантов личности. Личность может существовать только во взаимодействии с окружающей средой. То же самое можно сказать и про альтернативные личности. Это следствие важнейшего постулата Многомирия: «Деятели выявляют себя во взаимодействии. Отдельный, изолированный деятель лишён возможности реализации». (7) Все альтернативные личности, пребывающие в бессознательном — это самостоятельные деятели. Взаимодействие с окружающей средой, происходящее во сне,  оформляет и выявляет каждую такую личность. Можно сказать, что взаимодействие позволяет им выйти из бессознательной сферы, стать видимыми, выбирающими свою реальность. Реальность, выявляемая во сне, как бы, «подпирает» комплексы бессознательного, которые, как было указано, являются актуальными альтернативами дневной личности.

   Попробуем оценить роль альтернативных личностей, входящих в актуальное бессознательное. Именно эти варианты личности проявляются в снах, которые мы способны осознать и запомнить. Эта явленность их — характерный признак актуальности. Они логически и образно связаны с нашей действительностью, и именно поэтому мы можем вспомнить их проявления в наших снах. Конечно, далеко не все наши альтернативные личности близко сопряжены с сознательной сферой. Судите сами: сколько снов видим мы за ночь? Судя по проведённым исследованиям ритмов мозга — десятки. И только некоторые из них запоминаются. Это естественно, потому что даже актуальные альтернативные личности не всегда логически и образно сопряжены с сознанием. Они многообразны, и это важно! Значение альтернативных личностей, входящих в актуальную область состоит в том, что они составляют психологический ресурс личности, обеспечивают её глубину и многообразие. 

   Вообще же, все вместе взятые альтернативы личности, пребывающие в бессознательном, составляют ресурс жизни. Они обеспечивают выносливость индивидуума, его гибкие реакции, приспособляемость к изменению окружающей обстановки. Рискну предположить, что многомировая структура человеческой души — это один из великолепных приспособительных механизмов, дарованных человеку природой. Если обрезать альтернативные личности, то индивидуум теряет устойчивость и жизнеспособность. Именно поэтому временные карманы снов насущно необходимы человеку для продолжения активной жизни — ведь они питают и взращивают альтернативные варианты личности. Недаром же, лишение сна — это жесточайшая пытка, которая часто приводит к смерти. Без альтернатив, без свободы выбора личность нежизнеспособна!

   В подтверждение предположения о важности даже тех сновидений, которые не очень актуальны по отношению к сознанию и которые мы не запоминаем, приведу одну гипотезу. Вероятно многие читатели знают удивительный эффект краткого оздоровительного сна. — Бывает, сильно устанешь, приляжешь хоть немного отдохнуть и через десять минут встаёшь совершенно свежий, как будто и не работал. Главное — вовремя встать. Если не встанешь вовремя, а залежишься и заснёшь опять, то встаёшь разбитый. Биохимия такое скорое восстановление не объясняет. По моим предположениям, эффект этого сна достигается тем, что во сне мы выбираем такое состояние организма, где он не усталый, а свежий. То есть, этот сон реализует иную биологическую реальность. По-моему, эту гипотезу очень легко проверить по изменениям мозговых ритмов и убедиться, что мы просыпаемся именно в тот момент, когда видим сон. 
 
   С актуальностью альтернатив личности связано и представление о так называемых «вещих снах». Вещие сны выделяют из суперпозиции тот вариант жизни личности, который впоследствии становится главной сознаваемой дневной реальностью. Совершенно естественно, что этот вариант запоминается лучше других, он и выделяется из прочих. Никакой мистики тут нет, а есть убедительное подтверждение многомировой структуры личности. Кроме того, есть ещё регулярные сны, которые снятся периодически в течение жизни. Думаю, что в них отражается параллельный ареал устойчивой материализованной действительности, в которой мы также существуем. Это, как бы противоположный берег актуальных реализаций нашего мультивидуума. Произошла "склейка" двух реальностей и это отражается во сне.  Если таких регулярных снов несколько, то это тоже разные берега нашего активного существования — ведь озеро жизни можно переплывать в разных направлениях.

    Существуют ли, в действительности, альтернативные реальности, которые снятся? — Безусловно, они существуют, как составляющие психической суперпозиции индивидуума, то есть, как элементы мультивидуума. Но, поскольку эти частные личности реализуют себя во взаимодействиях во временных карманах, то они являются также элементами Всеобщей психической суперпозиции (психического полюса квантовой релальности). В соответствии с другим постулатом многомирия, психическая суперпозиция соотносится с материальной, как содержание и форма. Следовательно, все наши альтернативные личности, реализуемые во временных карманах, имеют более или менее широкие материальные воплощения. Что подтверждается случаями предвидения и предсказания будущих или возможных событий по снам. Не обязательно воплощения снов являются элементами альтернативных реальностей, но как минимум, они отражаются в биохимических процессах мозга.


5. Временные карманы, завершающие жизнь.

   Очень интересны, по-моему, временные карманы, возникающие в преддверии физической смерти. Предполагаю, что по завершении жизни реализуются некоторые альтернативные варианты из актуального бессознательного. Это многократно описывалось в художественных произведениях, и думаю, что под этими описаниями есть реальная основа. (В качестве примера могу привести российский фильм «Живой», а также знаменитый фильм «Летят журавли».) Если роль альтернативных вариантов психики нами оценена верно и они являются своеобразным ресурсом живучести личности, то логично предположить, что эти ресурсы будут задействованы в полной мере в стрессовой ситуации окончания жизни. Но, как это может выглядеть, для сознания человека? Одним из примеров подобного перехода может служить клиническая смерть человека и последующее его возвращение в нашу действительность.

   Собственно, клиническая смерть и возвращение к жизни — это частный случай временного кармана. Потому что события эти — тоже временной карман, только осуществившийся в том же самом пространстве-времени. Человек уходит и возвращается вновь в нашу действительность, но изменённым — либо вследствие пережитого и прочувствованного, либо вследствие полученной в «небытии» исключительной информации, которая меняет его последующую жизнь. А жизнь таких людей меняется в 100% случаев. Об этом пишут многие исследователи посмертных состояний, в частности, это отмечает и первооткрыватель  исследований Раймонд Моуди (9). Но, при этом, новая реальность человека совмещается с актуальной для него предыдущей земной действительностью. Поэтому предсмертные временные карманы можно изучать по воспоминаниям людей, переживших клиническую смерть.

   Какие существуют доказательства объективного существования посмертных временных карманов? Имеется в виду, отражают ли они реальные события, а не только биохимию умирающего мозга? Доказательств функционирования психики при отключившемся мозге очень много, причём, тщательно задокументированных. Ну, например, личность, при входе в предсмертный временной карман воспринимает и запоминает такие события, которые недоступны человеку, лежащему на операционном столе или в реанимации, неподвижному и часто, с остановившимся сердцем. Многократно описаны случаи, когда воспринимаемые умирающим человеком события происходят географически далеко от местонахождения тела. Такие свидетельства, на мой взгляд, весьма достоверны. Также впечатляют несколько случаев клинической смерти слепых людей, которые, на переходе во временной карман, обретали зрение, а вернувшись к жизни в теле, снова его теряли.

  Высказанная гипотеза о предсмертных временных карманах естественно вписывается в многомировую концепцию жизни, которую я описывал в своих предыдущих статьях (3,5,10 и др.). Для читателей, которые не знакомы с этими моими работами, кратко изложу их суть. В них проводится идея о том, что наша жизнь состоит из цепочки линейных отрезков, принадлежащих разным, но совместимым реальностям. Жизнь едина, но состоит из последовательных частей, более или менее согласованных бытийно и материально. Также можно утверждать, что жизнь квантована на нескольких масштабах. Макроотрезки человеческой жизни разделены смертельными развилками. Сколько мы их уже прожили? — Бог весть! Тогда каждое продолжение жизни после смертельной развилки может рассматриваться как временной карман, расположенный в нашей действительности.

   Есть, конечно, существенное отличие этих жизненных карманов, совмещающихся  с мейнстримом нашего земного существования от тех, которые предшествуют смерти. У жизненных временных карманов молодого или зрелого человека гораздо больше вероятность возвращения к актуальной действительности, потому что его личность и организм обладают ещё значительным ресурсом жизни. То есть, актуальное бессознательное их ещё богато полноценными альтернативами. В предсмертных же карманах гораздо больше вероятность выхода в инобытие. Потому, что к старости в нашем актуальном бессознательном остаётся всё меньше реальностей, пригодных для полноценной жизни. Это я могу сказать, исходя из наблюдений над самим собой. У пожилого человека актуальное бессознательное, привязанное к биологической жизни скудеет и ветшает.

   Кроме того, приведу и религиозный довод в пользу существования предсмертных временных карманов. Не для всех существует эта реальность, но я его приведу. Одним из основных догматов христианской веры является тот, что Господь Иисус Христос пришёл, чтобы спасти всех. Причём, к спасению души человек должен придти добровольно. Поэтому в контексте нашей темы, совершенно естественно звучит предположение, что Господь перед смертью даёт человеку шанс исправить ошибки и грехи, совершённые им на земном пути. Бог даёт человеку возможность реализовать спасительные альтернативы, упущенные им в течение жизни. В одной из своих заметочек я писал, что задача человека в жизни — это выработка тех качеств и такого мировосприятия, которые нужны для жизни вечной (11). Тем более, это относится к завершающему этапу жизни «человека грешного», не сумевшего на жизненном пути обрести мировосприятия вечной жизни. В момент предсмертных страданий и страха, как правило, человек обращается к Богу с мольбой о помощи. И помощь приходит...



 6. Временные карманы изменённых состояний сознания.

   Это ответвления реальности, возникающие вследствие специальных методик (например, холотропное дыхание), упражнений (йоги), а также под гипнозом. Несомненно, к этому же разряду можно отнести ответвления, возникающие под воздействием наркотиков и алкоголя. Можно сказать, что эти карманы инспирированы человеческой деятельностью. У всех этих временных карманов имеется общая черта — они не являются естественными и необходимыми для человеческой психики. Напротив, они довольно часто оказывают разрушающее воздействие на душу. Причиной этого, является тот факт, что в этих явлениях искусственно актуализируются подсознательные содержания случайные для здоровой психики, или даже враждебные дневному сознанию.

   Надо признать, что упражнения и приёмы, основанные на духовных доктринах и практиках, по видимости, не так опасны, как наркомания и алкоголизм. По крайней мере, они лучше встроены в дневное сознание и опасность их не очевидна. Последствия «духовных путешествий» по инспирируемым ими временным карманам определяются нравственными аспектами этих доктрин, которые весьма трудно оценить. Возможен, конечно, статистический анализ психических и физических последствий этих занятий, но мне такие исследования неизвестны. Напротив, я много читал о благотворном воздействии на психику холотропного дыхания (12) и разных практик йоги. Не очень верю этим оптимистическим оценкам и полагаю, что они завышены. Для меня непреложен принцип «По плодам их узнаете их» и думаю, что этот подход оправдывает мою настороженность.

   По поводу того, какую опасность для психики несут пьянство и наркомания, я уже писал. Процитирую здесь свою работу «Жить в многомирии» (13):

«… Опасный и вредный способ вхождения в многомирие – использование наркотиков и алкоголя. Почему я считаю, что пьяные и одурманенные люди проникают в другие реальности? У тех, кто испытал эти состояния и смог проанализировать их, такого вопроса, наверное, не возникает. А для остальных читателей я попытаюсь доказать это. – Дело в том, что другая реальность присутствует в нашем подсознании. Об этом я уже писал, когда рассматривал мультивидуум. А наркотики и алкоголь снижают барьер выявления подсознательного. И в результате, бессознательные содержания начинают спонтанно осознаваться и принимать участие в наших действиях. Поскольку все это в состоянии опьянения плохо поддается контролю, то такие альтернативные содержания, нахлынув в сознательную сферу, затапливают её и «смывают» трезвое «дневное» сознание.

   В результате, поведение человека становится неадекватным. Надо ли говорить о том, какие опасности несет наркомания и пьянство для окружающих? Но еще более страшную опасность они несут самим несчастным, подверженным этим страшным психическим заболеваниям. Механизм этих заболеваний такой: «смытое» дневное сознание восстанавливается с похмелья не вполне. Потому что агрессивные комплексы, проникшие в наш мир из других реальностей успевают зацепиться здесь, склеиться с чувствами, мотивацией и даже с механизмом контроля. И от раза к разу позиции адекватного дневного сознания становятся все слабее. Поэтому заболевший человек перерождается. Сперва он теряет волю и целеустремленность. Затем исчезает цельность его личности, психика становится противоречивой и неустойчивой. И это естественно, потому что между агрессивными комплексами, которые забрались в сознание из другой реальности, начинается борьба за доминирование. И заканчивается это белой горячкой и помешательством, когда одному, или нескольким «бесам» удается захватить власть над личностью. Такая вот печальная картина».

Вместо послесловия.

   Когда я прочитал написанное своей жене, то она сказала: «То, что ты написал, может быть, и верно, но это лишь маленькая часть. У меня, например, каждый день наяву по десять временных карманов — я попадаю в разные реальности. То я живу любовью, то печалью, то страхом, то сочувствием, то любуюсь чем-то, то возмущаюсь...» И я понял, что мои построения — это всего лишь, частный случай мировосприятия, основанного на моём мировоззрении, на рефлексии и рациональных оценках. А моя жена — непосредственный и цельный человек и её мировосприятие совсем другое. Мой мир состоит из схем и формул, он относителен и рассудочен, поэтому в моём мире временные карманы — это нечто экзотическое, выбивающееся из строя жизни.
   А у детей и у большинства женщин мир кроится из красочных разноцветных фигур — впечатлений, он рисуется яркими крупными мазками эмоций и выглядит, поэтому, совершенно иначе, чем мой. И действительно, тогда можно говорить, о том что в их действительности временные жизненные карманы встречаются гораздо чаще. И я подумал: Какие мы все разные! И как осторожно нужно судить о людях и строить какие-то теории! Но, если отрешиться от личного, то ведь так и должно быть! Живая действительность всегда превосходит самые смелые наши догадки! И временные карманы от этого ничего не теряют, напротив, они становятся универсальным понятием. В принципе, любая выбираемая деятелями реальность представляет собой временной карман, поскольку время и пространство имеют при выборе относительный характер. Они являются всего лишь характеристиками выбираемой реальности.
Так что приглашаю профессионалов заняться этой интереснейшей проблемой!



Перечень рекомендуемых источников.

1. Хью Эверетт. Формулировка квантовой механики через соотнесённые состояния. http://www.everettica.org/art/Ever2.pdf
2. Международный центр эвереттических исследований. http://www.everettica.org/lib.php3
3. Костерин А.М. Что реально для души. http://www.proza.ru/2015/03/22/1707
4. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т.175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf 
5. Костерин А.М. Многомировая концепция жизни : http://milkywaycenter.com/everettica/AK300114.pdf
6. Лебедев Ю.А. Частное письмо А.М. Костерину от 09.10. 2006.
7. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf
8. Костерин А.М. Осенние прогулки по параллельным мирам. http://www.everettica.org/article.php3?ind=14
9. Моуди Раймонд. Жизнь после жизни. http://www.lib.ru/MOUDI/moudi.txt_with-big-pictures.html
10. Костерин А.М. О гипотезе Тегмарка. http://www.everettica.org/article.php3?ind=78
11. Костерин А.М. Жизненное предназначение. http://www.proza.ru/2015/02/10/1153
12. Гроф Станислав. Холотропное сознание. Изд. АСТ. Москва 2002.
13. Костерин А.М. Жить в многомирии. http://www.everettica.org/article.php3?ind=191



Октябрь — ноябрь 2015.