Дядя, дай закурить!

Владимир Третьяков 3
Обратил внимание, что в последнее время резко увеличилось количество людей, которые курить любят, но покупать сигареты сами не стремятся, надеясь «стрельнуть» у кого-то из прохожих. Нет, такие «охотники» и раньше были. Скажем, за день, да и то не за каждый, если кто-то один спросит, так я таким никогда не отказывал, но сейчас, видимо, в условиях разгула кризиса, породившего безудержный рост цен на все, в том числе и на сигареты, от них просто отбоя нет. Дорога до работы у меня занимает двадцать минут неспешным шагом, так за это время, ей Богу, не вру, до пяти человек обращаются. Но это не предел. Мой приятель утверждает, что его личный рекорд, не зафиксированный, впрочем, Гиннесом, доходит до десяти.  И, ведь, что характерно, как просят: ни тебе «драсьте», ни «пожалуйста», а вот так просто, как кирпичом в лоб: «Дядя, дай закурить!», словно бы я и вправду его ближайший родственник, который ему чем-то обязан. Нет, мне их вежливость и, тем более, благодарность, не нужна, просто я, между прочим, лишних денег не имею, живу на зарплату, которая у меня, к сожалению, не президентская, и даже не директорская, а самая обычная. Но с какой стати я должен покупать курево, вроде как, для себя, но при этом какую-то часть отдавать за просто так кому-то другому? Вроде как, еще один налог платить.
Бывают, правда, такие ситуации, когда, скажем, идешь по темному переулку, а к тебе подходят три амбаловидных существа, и каждый из них желает закурить, причем непременно, из твоей пачки. Попробуй не удовлетворить их страсть! В остальных же случаях – «если будешь всем давать, так не выдержит… семейный бюджет!»
Вот я и начал придумывать разные «отмазки» на «Дядя, дай закурить».
Первая из них, самая простая. Но слова - «Последняя осталась», действует не всегда, потому что нынешняя молодежь никак не желает понимать, что последнюю не забирают даже представители органов правопорядка.
Еще один ответ на «дай закурить», я придумал не сам, а позаимствовал  у Ильфа с Петровым. Знаменитая фраза О. Бендера: «Может быть, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?» Но и она не всегда находит должного понимания у подавляющего большинства нашего населения, увы, плохо знакомого с классикой отечественной юмористической литературы, и воспринимается, после некоторого осмысления, скорее, как некое оскорбление. В ответ можно на устную грубость нарваться, или даже по морде получить.
Не всегда находит понимание еще одна фраза из того же источника: «Я подаю только по субботам…». Как быть, если просящий закурить, сделал это именно в субботу? Перекраивать цитату? Но это не в моих правилах.
Но недавно я опробовал на практике еще один ответ, который сработал без осечки. Шел я, стало быть, на работу, не спешил, когда поравнялись со мной парень с девушкой. Даже беглого взгляда хватило для того, чтобы понять – ночка у них была бурной. Это, конечно, их дело, до которого мне, ровным счетом, никакого дела нет. Идут себе, да и ладно, но парень оказался склонным к знакомству, и  далее между мной и ним произошел короткий диалог:
Он: Дядя, дай закурить!
Я: Слушай, давай я тебя прямо сейчас усыновлю…
Он все понял, и продолжать не стал. А на следующий день я опять встретил эту парочку. Увидев меня, девушка звонко рассмеялась, а парень покраснел и отвел взгляд. Думаю, мне удалось найти интересный педагогический ход, и пробудить в этом молодом человеке нечто похожее на чувство стыда. А «отмазки» после этого, я искать не перестал. Интересное занятие оказалось, вроде коллекционирования.