Рецензия на спектакль Станция

Антон Ельшевич
16 октября в Центральном доме актёра имени Яблочкиной в малом зале прошёл премьерный показ спектакля «Станция» по пьесе нашей современницы - петербуржского драматурга Юлии Яковлевой.
В небольшом зале не осталось свободных мест, искушённая публика и пресса проявили себя фото и видеотехникой, а так же предельной доброжелательностью. Забегая наперёд можно сказать - спектакль оправдал зрительские ожидания, оказавшись достаточно сложным и современным.
Как известно, Лев Толстой умер на станции. Именно этот исторический сюжет лёг в основу пьесы. А скупые выразительные средства молодого режиссёра Егора Атаманцева и самоотверженность актёров помогли уйти в стилистике постановки от махровой театральщины и вялой бытовухи.

Спектакль начался с ассоциативного звукового и шумового оформления, которое актёры делали сами, без какой-либо фонограммы. Чёткий и плотный темпо-ритм удерживал зрительское внимание даже в паузах и на стыках сцен. Умелое использование режиссёром световых возможностей, объёма и конструктивных особенностей площадки, аскетичные мизансцены, работа актёров в пространстве «правды» и «смысла» - без жеманства, украшательства и позёрства, всё это убеждает нас: о новых успехах этого режиссёра мы ещё не раз услышим.
Не определив единого художественного решения и визуального образа спектакля, яркими мазками режиссёр обозначает несколько костюмов, в то время как остальные весьма условны. Так же несколькими броскими пятнами намечены и реквизит, и музыка, и шумовая партитура… Стилистика спектакля зиждется на условности. Здесь всё очень условно, кроме актёрской манеры – актёры максимально искренны, хотя драматургия не даёт им повода сильно волноваться: здесь никто никого не убивает, прямой конфликт «добра» и «зла» отсутствует. Антигероя нет.
Однако, тихой спокойной жизнью это тоже не назовёшь: герой пьесы – Иван Иванович, «Духовной жаждою томим…», страстно хочет чтобы что-то случилось, что-то произошло в его жизни, идущей уже больше 10 лет по расписанию. И вот, это «что-то» происходит. В доме Иван Иваныча вокруг смертельно больного великого русского писателя собираются люди. Именно их, а не самого Толстого, мы видим на сцене. Лев Николаевич остаётся для нас невидим, как бы находясь в соседней комнате – отличное решение автора пьесы.
Философским фундаментом пьесы и кульминацией спектакля становится разговор один на один героя с самим графом Львом Николаевичем Толстым, разговор которого мы не видим, ведь он происходит в соседней комнате.

Замечательно работает актриса Оксана Тарунтаева, играющая роль соседки главного героя – именно она задаёт тон актёрской правды, современного театра, искренности и экспрессию спектакля. Предельно обаятелен её партнёр – актёр Александр Сазонов, который играет две роли в спектакле, но об этом подробнее.
В какой-то момент по сценарию должен появиться секретарь Толстого – Чертков. И тут, совершенно неожиданно для изумлённой публики, исполнитель роли собутыльника и коллеги главного героя актёр Сазонов обращается к зрителям «апарт», оправдываясь, что, мол, сейчас придётся играть ещё одну роль. Так-то! На мой взгляд, это явно было лишним: сложнейшая работа зрителей по созданию в своём воображении хрупкого мира вымысла всей творческой команды оказалась под угрозой. Может быть, зритель верит в предложенные спектаклем правила игры больше, чем сам режиссёр?

Конец спектакля постановщик отчертил смелым, с точки зрения этики, и в то же время очень эффектным решением: пасхальный псалом, пропетый одним из артистов пронзительным чистым тенором, становится посмертным приобщением Льва Толстого к русской церкви, от которой он отказался при жизни.

После показа состоялось увлекательное обсуждение спектакля с организаторами театрального проекта «Открытая история театр», в рамках которого и создавался спектакль. Угощали горячим чаем и бубликами. Обсуждение вела талантливый оратор и потрясающий рассказчик, руководитель проекта - драматург Ольга Михайлова. Из компактной программки стало понятно, что в рамках проекта воплощаются современные пьесы о русской истории.

Спектакль будет интересен любителям современного театра и людям, задумывающимся о вопросах, которые беспокоили Льва Николаевича Толстого.
Специально для интернет-ресурса "Театральная афиша. Москва"
Опубликовано впервые 18 окт. 2015 года в 10:30 http://vk.com/dramamoscow