Жизнь не прожита даром. мамины записи

Ольга Соколова 7
Жизнь не прожита даром.
Она не предсказуемая и бесповоротная. Прожитый день как прошел так его и прими. Назад не вернешь, а себя не кори, смотри вперед , а не назад. Надо уметь преодолевать ее капризы .
Моя жизнь началась  в 4 годика. Я пережила  голодные  30-е годы. Бабушка моя спасала корочкой хлеба, а в 7 лет началась  страшная война. Эвакуация.Длинная дорога - кони, быки, товарные вагоны вместе со скотом. Под  обстрелами  налетающих самолетов. И так до Самарканда. Жили в землянках.
Мне сейчас 81 год, смотрю на своего  правнука , которому сейчас столько . сколько было мне тогда и сама себе не верю , как  я тогда уже умела бороться  за жизнь. Я тоже кормила семью. Весь день продавала  воду , чтобы купить хлеба. Приходилось собирать по щелям в вагонах пшеничку , после того , что их разгружали на станции. Жили среди людей с непонятными для нас обычаями . Спали на земле  вместе с  нами жили и  скорпионы и пауки. Было страшно . День Победы. Слезы , радость неописуемая. Домой вернулись , а отец с фронта так и не вернулся. Мама всю жизнь отца ждала.
У каждого человека  есть своя  история прожитой жизни. Она и сладкая и горькая . Читаю в газетах про то, как люди делятся своими судьбами .  Вот и я решила про свою рассказать .
Родилась  я на крутом берегу Днестра. Так мы и говорили всегда - дом на круче. Себя помню с 4-х лет. Водили меня в детский сад. Он и сейчас есть - серое ,ничем не примечательное длиннющее здание. И такой же серый и сейчас этот дом. Как был до 41 года и снаружи и изнутри - серый. других цветов не было. Летом я ходила в марлевом платьице и босая , а  когда холодно было меня закутывали в  теплый платок. Однажды ,когда мама меня взяла из сада , мы шли по улице и я увидела на другой стороне  папу. Я бросилась к нему , очнулась в больнице .Врач спрашивал что у меня болит.
 Семья - четверо детей - брат старший и две сестренки маленькие , мама и папа. Жили мы очень бедно . Хуже некуда.
В память врезалось ,что каждое утро на столе  была сковорода с жареной рыбой . Я не понимала почему другой пищи практически не было. Отец ходил на речку и приносил оттуда бычков. Вот и завтрак. Могла ли я понимать тогда. в 4 годика, почему я часто оставалась одна дома, сидя  на плетеном огромном  сундуке, грызла кусок сухого хлеба и рассказывала сама себе сказки. Во двор ,до прихода родителей не выходила.  Меня пугали  злой петух  и рогатый  козел . они постоянно  находились  у самого порога , как-будто меня ждали. Так я проводила  выходные дни, а в рабочие  я была в саду.
Я каждый день  встречала папу с работы . Он приносил сладости . Это был кулек из газеты с кокошами , так называли мы  жареную кукурузу или кисленькие  мелкие конфетки.   Бегала я к своей бабушке , когда очень есть хотела. С ней жили  мои двоюродные сестрички. Я была самая младшая. Глядя на бабушку мне было почему-то стыдно говорить , что я хочу кушать . Но она и сама понимала. Открывала свой сундук .Он был на замке всегда. Доставала со дна большой черствый хлеб и отрезала мне ломоть.
Помню с каким интересом я любила наблюдать за суетой вокруг  муравейника . Меня удивляло то,  зачем они  весь день по дереву гоняют. Одни вниз , другие вверх. А у червяков искала глаза,нос, рот , но напрасно.
Нет у меня тех радостных и красочных слов , чтобы  по-другому  описывать свое детство. У меня не было тогда ни одной подружки. По соседству жило три мальчика. Я с ними и играла во всех их играх. Игрушки делали сами - рогатки , сабли, колеса - туручалки . Мне с ними было интересно. И так до 7-ми лет.
Тут бы в школу идти. Но все вдруг резко изменилось. Помню в одну ночь к нам пришли  все братья отца. Ставни окон были закрыты. Свечка горела на полу. Все о чем-то тихо,шепотом и с тревогой  говорили. Нам, детям,  велено было молчать . Это  было время репрессий. Я помню слова - машина, черный ворон. Это было перед началом войны. Я поняла только ,что нам надо уезжать .
Эвакуация началась в селе Шипка. На большом дворе собрались люди. Люди грузили на подводы свои вещи. Плакали. прощались ,а мы,дети играли в прятки . Ночью двинулись на переправу. И вот тут и приняли первое крещение войны. Первый  страшный  день моего и без того безрадостного детства.
На обеих берегах реки громко кричали люди. Сначала переправляли нас с мамами . а потом уже подводы .
Уже в Одессе на вокзале  двое суток ждали поезд, который повезет нас куда-то.Продукты у нас исчезли в первую же ночь. Голодными были не только мы. Посадка была ужасная. Все хотели как побыстрее занять место и уехать .С Украины выезжали на вороных , а потом на быках. Впереди ждала трудная дорога. Ярмо на быков одели неправильно . Быки то и дело падали на передние ноги. В ближайшей деревне нам помогли люди перезапрячь быков. И дальше уже быки шли спокойно. В одной деревне , где мы остановились на день . было много раненых солдат . Они сидели вдоль плетней. И все деревенские и мы , эвакуируемые кормили их , поили , перевязывали раны. Я с кувшином бегала и тоже поила их водой, раздавала хлеб.
И снова по вагонам. Вагоны были  товарные. Везли  скот , зерно,  уголь. В нашем вагоне .какое-то время стояла лошадь.
Бывало и в посадках ночевать . Однажды ночью  пришел какой то зверь. Лошади напугались , стали ржать и вскидываться. Он ушел . Позже мы узнали ,это был варан.
Наши лошади увидели караван верблюдов,  испугались и понесли подводу, так , что едва колеса земли касались . Остановились у крутого спуска, это было так страшно.
Люди завязывали колеса, чтобы не крутились  и лошадей держали. Чтобы понять , как страшно было .надо было сидеть в этой подводе. Когда спустились ,наконец, подвода перевернулась таки.
Дорога до Самарканда была очень длинной. На станциях . во врем остановок  первым делом спешили напиться и водой запастись. Запомнилась мне одна станция .где была разбитая кондитерская фабрика. Она была разрушена полностью. Все было вывороченным.
Мы приехали  города Фрунзе,Ташкент , станцию Так Мак .
Наконец мы добрались до Средней Азии. Помню темный  и страшный туннель. В Самарканде нас ждали только наши люди. Они очень радовались и мы радовались , что добрались . Нас повели в пустую  землянку, где едва было видно от коптилки.
Только утром мы разглядели наш новый домик. Я побежала в огород , искала чтобы пожевать . А брат заметил бегающих куропаток. Бегал долго пока не свалился на одну и животом  своим ее придавил. Их было много, сереньких . маленьких , Я стала искать кладки . У меня получалось . Нашла и другую работу. на станции в вагонах после разгрузки пшеницы , собирала в торбочку пшеничку по щелям .
Жили мы двором из четырех семей. Были там и русские и мордва и евреи и узбеки. Понимали друг друга и поддерживали чем могли один другого. Ждали ,правда , что нас пловом угостят , но так и не угостил никто. А вот евреи занимались тем , что делали конфеты, раковые шейки и нас ,детей , частенько угощали. Бабушка выручала всех , кто просил ,тем, что шить могла. Она с собой забрала швейную машинку. Чудом довезли ее.
Самым удивительным для меня местом в городе был большой, очень большой по территории зверинец. Я никогда столько и сразу зверей разных не видела. Народ зазывали две  трубы длинные у входа. И еще Машка с Мишкой  - два медведя танцевали у входа забавно. Люди шли , угощали их . Мне кажется , что в зверинце этом только диназавров небыло. Больше всех внимание привлекали обезьяны. Смотреть на них можно было весь день . Самый веселый народ - так я думала тогда. Что еще впечатлило меня очень, так это похороны  местные. Очень чудно было смотреть как несут покойника на покрывале трусцой , перебежками , потом  в подкоп не глубокий его полусидя  клали  и засыпали землей. Ночами там собирались шакалы. Совсем недалеко от места этого ларьки стояли , где продавали хлеб. Заходила я и в чайхану. По обеим сторонам ступенек нищие сидели. Видела я бая настоящего.Глаз не оторвать .Красавец в  сказочных одеждах. Убрано  в чайхане красиво все, но ни столов , ни стульев нет . Видела я хлопок как цветет ,на себе ощутила , как глазам больно смотреть на него было.
У бабушки моей была  швейная машинка. Она берегла ее и знала, что с ней она сможет заработать всем нам на хлеб. Бабушка была доброй и хорошо понимала тех, кто нуждался в ее помощи. Соседи ее очень уважали. Был и такой случай , когда мы были еще дома, в Молдавии. Из Бесарабки пришел старик. Он попросил ее сшить ему и его жене одежду. Бабушка не взяла с него ни копейки. Она видела, что старик очень нуждался. Прошло какое-то время и старик появился опять у нас дома. Он принес нам молоко , творог и сметану.  В Самарканде к нам домой пришел человек из военкомата , говорил  с бабушкой , о чем они говорили , я поняла позже, когда бабушка начала шить  теплые варежки для фронта. Шили мы день и ночь , я тоже помогала, как могла. Связывала концы ниток. что бы не распоролись. За нашу работу нас отблагодарили. Нам подарили теплый тулуп,шапку  и мешок сладостей :  изюм, урюк. Это была радость для нас.
Но желание вернуться домой. было сильнее всего. Душа рвалась на родную землю.
В день. когда мы узнали о ПОБЕДЕ , в городе все радовались .Я помню как на руках принесли  солдата , у которого не было ног.У него в руках была гармошка. Люди собрались вокруг него и плакали , а в слезах  сияла радость. Один узбек  со своей длиной трубой  созывал людей разделить радость.  Дорога домой была очень длинной и тяжелой. Не хватало транспорта . На каждой  станции приходилось по несколько дней  ждать . Терпеть приходилось много.
И вот мы уже в Тирасполе. Напротив  нашего  вагона  стояли вагоны с немецкими военнопленными . Это были совершенно молодые парни..Они делились с нами своею радостью . Ведь они ехали домой. На глазах  у них блестели слезы. Я думаю , что они тоже были рады, что закончилась война.
Домой мы вернулись уже без отца. Он пропал безвести. У мамы на руках был трехлетний  мой братик. Он родился в 42 году, когда мы были еще в Ростовской области . Вернулись мы буквально с пустыми руками . Нас было пять человек. Маме нашей дали квартиру, комнатку с кухней. Мы очень радовались этому. Мы стали обживать наш новый дом. Из двух ящиков  я сделала тумбочку, накрыла ее газетой . На тумбочке всегда стояла  большая жестяная банка, в которой  всегда был букет цветов. На окне висела марлевая занавеска. Кровать была тоже покрыта марлевым покрывалом.  Мама  ее очень красиво раскрасила , получились  круги . Я любовалась этим покрывалом. Пол некрашеный . Чистили его песочком. На стене висели портреты Сталина и Маркса .Стола и стульев не  было. Помню как я молола крупу на большом камне, у соседей. Это был круглый камень. Мне было тяжело крутить ручку и я меняла руки , то правой рукой. то левой , а то и двумя руками. Бросить ,или сказать , что я больше не могу, устала, и в голову не приходило.
Наш двор был без ограды. Заехать можно было прямо с улицы .хоть на машине. Я слышала от соседки это и она же посоветовала нам как сделать этот забор. Мы с братом  стали приносить с берега реки камни. Когда у нас появился забор и калитка мы очень гордились этим.
В школу я пошла ,когда мне исполнилось 9 лет. Училась я на отлично . Учила сама себя учиться. Мне все было интересно. Я старалась во все вникнуть . Во всем разобраться. Никогда не зубрила. В классе кем только я не была. И звеньевой и старостой и председателем отряда была . Когда надо было сделать на руку повязку с тремя красными полосками , я ничего не придумала другого . как просто отрезала полосу от красной наволочки. А когда перед сном бабушка взяла эту подушку и стала взбивать ее , перья летели во все стороны. Постель у меня была простая, проще не бывает. Матрац набитый соломой ,рядно вместо простыни, одеяло. Случались в доме и блохи и клопы и вши . Боролись мы с ними как могли. Во дворе бабушка посадила цветы. флоксы. Нам нравилось наводить порядок во дворе.
Прошло детство ,наступила самая  счастливая пора .У меня появились друзья, с которыми мне было очень интересно проводить с ними  свободное время. Мы ходили в кино и на танцы. Но больше всего мне нравилось отдыхать на берегу Днестра. С друзьями мы делились всеми новостями. Мы говорили о том , кем быть , куда  пойти учиться , какую профессию выбирать . Без фантазий не обходилось. Я лично очень хотела быть учителем. Но этого не случилось. Всем нам хотелось  найти в жизни то, о чем мечтали.
Страх войны, память о тех днях, когда самолеты летали над головой и скот погибал и люди  гибли , все это повлияло на мое здоровье. Я страдала от головных болей. До десятого класса я не доучилась.  Я понимала, что надо найти работу и зарабатывать  , чтобы помогать семье. После школы ,не сразу, я уехала в Кишинев в поисках работы. Ничего не получилось . Я вернулась домой.
Когда добрые люди нашли мне работу , кассиром в парикмахерской я была счастливейшим человеком. На работу и с работы я ходила с высоко поднятой головой. Всем налево и направо говорила слова приветствия. Мне улыбались . Это было началом моей трудовой деятельности.