Подлинная жемчужина Сибири

Наталья Герасименко 2
 С детских лет я люблю путешествовать-узнавать новые места, набираться свежих впечатлений,наблюдать, вести путевые дневники.Поездка в Тобольск летом 2001 года тоже оставила свой след в душе.
Вместе с родственниками, приехавшими  к нам из Калуги, мы отправляемся в путешествие на машине.Впереди три часа пути, и, что самое главное- в это воскресное июльское утро нам наконец-то благоприятствует погода.Ярко светит солнце, а лёгкие облачка точно улыбаются со светло- голубых небес.

Впрочем, цель нашей поездки была скорее грустной- посетить могилы наших родственников и заодно повидаться с тобольской моей тётушкой Надеждой Семёновной Киршиной.Тобольск-не чужой нам город.Это родина моей бабушки, похороненной на далёкой " заграничной" теперь Украине.Это город детства моей мамы.Да и я там бывала неоднократно,но, в- основном,в служебных командировках.

Дорога получилась весёлой.Наверное, о ней одной можно написать отдельную поэму.
Не успели мы отъехать от Тюмени, как по обеим сторонам трассы стали попадаться различные закусочные и кафе, призывающие отведать всё,что душе( и желудку) угодно: сосиски, пирожки,борщ, чай, кофе.Замелькали названия"Елена" , " У Галины" и даже "Горное эхо"( и откуда в Сибири горы?).Особенно умиляли нас весело дымящиеся самовары на столах, выставленных прямо на улицах.Одним словом, автосервис процветал.

Флора и фауна тоже радовали глаз.На зелёной сочной траве вольно паслись коровьи стада.Всадник на белом коне вброд переходил большую канаву с водой.Встретилась на пути и подвода, на которой сидели три женщины в красных платочках, повязанных по- крестьянски." Прямо как с картины Петрова- Водкина!"- не удержавшись, воскликнула я.А через некоторое время мы с сыном едва не вывихнули шеи, пытаясь разглядеть бегущих по дороге рыжую лошадь с жеребёнком.

Интересно было смотреть на мелькающие за окном живые картины.Но не только на земле- на небе тоже происходили чудеса.Облака по мере приближения к Тобольскому району то и дело меняли свом очертания- то собирались в причудливо- странные, неопределённые фигуры, то сгущались, то рассыпались на клочки.

Вот наконец-то широкая, просторная река Тобол.Прошли рыбаки в огромных шляпах, с длинными удочками в руках.
Тобольский район поразил своими интерсными географическими названиями: реки Кутарбитка,Опалиха, Чушимка,селения Тахтаир,Алга, Щетково, Усалка.
И вот мы торжественно въезжаем в славный град Тобольск.Выглянувшее из- за туч солнце позолотило воды могучего Иртыша, а на вершине зелёного холма появились огромные белые буквы " Тобольск".Затем промелькнул указатель с завораживающим названием " Абалакский монастырь".Из рассказов родных узнала,что моя прабабушка Мария Ивановна Фёдорова жила в Абалаке.
    
                " Вновь я посетил"...

Эти пушкинские строки я вспомнила, когда мы оказались на кладбище.
В церкви,что находится возле захоронений, моя калужская тётя заказала панихиду по бабушке.
Когда мы пробирались по тропинке к нашей цели, я всё думала о странной иронии судьбы:бабушка моя, Анна Григорьевна,родилась здесь, в Тобольске, а могила её находится за многие тысячи километров отсюда- на Украине, в Луганской области.Там она жила все последние годы.И мой дед Антон Григорьевич похоронен на Украине.Сможем ли мы когда-нибудь попасть туда?

На кладбище сумрачно и тихо.Шумят берёзы,тучами вьются мошки и комары.Ощущение какой-то странности, заброшенности и быстротечности жизни.Идёшь, опустив глаза, с трудом продираясь сквозь заросли крапивы, а взгляд выхватывает то чьё-то ясное лицо на фотографии, то покосившийся крест с надрисью на нём: " Беломоина Анисья, мир праху твоему!" И вдруг- открытие.Две могилы с огромными памятниками.На одном из них- крест с распятым  Христом.Декабрист А.Муравьёв и штаб-лекарь Фердинанд Вольф.Неподалёку находится могила поэта В,Кюхельбеккера, друга А.Пушкина.
И вот наконец три могилки наших родственников.Сколько на них выросло сорняков!А под ними-узорчатые листики земляики.Несмотря ни на что, земля- живая, и земляника растёт не только на лесных полянах.

Я пропалывала крапиву на могиле прадеда Ивана Петровича Фёдорова,а рядом трудилась наша тобольская родственница Надежда Семёновна.И жаловалась: мол, сколько бы она ни красила памятник матери, он почему-то всегда ржавеет.А я думала об этой женщине, которую мы называли тётей Паной.Прадеда и прабабушку я не знала- они умерли ещё до моего рождения.А тётю Пану я помню живой, энергичной, суетливой женщиной.Помню, как гордилась она своей дочерью- учителем географии,отличником просвещения.Она присылала нам вырезки из местных газет, рассказывающие о ней, писала письма.Они были такими длинными, что у нас едва хватало терпения дочитать их до конца.В последний раз мы виделись с тётей Паной лет 12 назад, когда она с дочерью и внучкой приезжала в Тюмень.Со смертью тёти Паны чуть было не оборвалась ниточка, связывающая нас с Тобольском.И вот мы опять здесь...
Воткнув в землю три тоненькие свечки, мы уходим.
-Как-то грустно,- говорит мой сын.
Мне тоже грустно оттого, что  на памятниках нет ни фотографий,ни надписей.Они безымянны.Почему? Я не решаюсь об этом спросить...
 
                София и кремль.

Глядя на кремль издалека, начинаешь понимать, почему Тобольск называют почти былинным городом-так вольно и величественно раскинулся прекрасный архитектурный ансамбль на зелёных холмах.А купола Софийского собора напоминают ярко- голубое небо, усыпанное золотистыми звёздами.
Я и раньше бывала в кремле, но впервые попала сюда после реставрации-наверное, поэтому меня не покидает ощущение какой-то грандиозности и законченности.Ворота кремля украшены большой фреской с изображением Семёна Ремезова-основателя этого памятника архитектуры, географа и картографа.Конец XVII  века.Как это было давно...Ликующие праздничные краски навевают воспоминания о творениях знаменитого Андрея Рублёва.
На территории кремля охватывает ощущение покоя, простора,умиротворённости и какой-то благостности.По дорожкам гуляют семинаристы в чёрных сюртуках и монашенки. Проходит мимо  бородатый" святой отец" в рясе.Неудивительно, что именно здесь когда-то велись съёмки исторического фильма " Золотая баба".

Входим в Софийский собор.Здесь у меня, человека крещёного, но, признаюсь, неверующего,возникает совершенно непередаваемое чувство каког-то благоговейного страха, смешанного с любопытством.Оттого, что что вокруг так торжественно и красиво, везде горят свечи, душа моя так и трепещет- я попала в другой мир, где своя жизнь, свои тайны,свои символы.Кажется, что вот сейчас откуда-то с небес раздастся пение хора.Или зазвучит орган...
В церковной лавочке возле входа  мы покупаем тоненькую свечку, чтобы поставить её за упокой души родственников.Молодая женщина в монашеском одеянии смотрит на меня строго- я вошла в храм Божий с непокрытой головой.Осторожно обходя её. мы с сыном всё же заглядываем в небольшую боковую комнатку, где находим чудо из чудес-серебристую, удивительно красивую купель.Как жаль, что нам не удастся увидеть таинственный обряд крещения!
На смотровой площадке,что находится за кремлём, мы неожиданно попадаем в любопытную, весёлую толпу экскурсантов.Все стремятся сфотографироваться на фоне белоснежных стен.А мы любуемся панорамой Тобольска.Здесь можно увидеть старые и новые районы- улицы, площади, соборы...Дух захватывает от высоты и красоты.

                "Родовое гнездо".

Так моя мама называет тобольский дом на улице Будённого.Мы едем туда вниз по Прямскому взвозу.Сказочно прекрасный кремль уже сияет вдали с вершины холма, а впереди- патриархально- деревенский мир с его тихими улочками и деревянными небольшими домами.
Увы, на месте " родового гнезда"мы находим лишь обломки стен.Тобольская родственница предупреждала нас, что после смерти тёти Паны дом, ставший " бесхозным",растащили по брёвнышку соседи.Мы не поверили ей, пока не приехали... на пустырь.Нет ни дома,ни огорода,ни сарая.Потрясённые,мы некоторое время стоим на пустыре, а мой дядя методично снимает всё это на видеокамеру- так же, как снимал до этого кремль.

Я смутно помню" родовое гнездо" моих бабушек и прабабушек.Я была здесь так давно, что ярко помнятся лишь две детали: сладкий горох на грядках, а в доме на столе удивительно вкусное варенье из голубики.Как жаль,что тогда,много лет назад, у нас не было возможности запечатлеть всё это на фото- и видеоплёнку...
В пятом часу вечера мы покидаем бывшую белокаменную столицу Сибири, которую я знаю так давно, а по- новому открыла только сегодня.

              ( " Тюменская правда", 21.09.2001)
    На фото- панорама Тобольска.Картинка взята из Интернета.
 Примечание: летом 2016 года Тобольску исполнится 429 лет.