Сказка про лентяя

Саша Андреева
Жил на свете мужик. Хозяйственный, семейный. Был у него крепкий дом, да большое поле. И вот повадился кто-то на это поле ходить, да часть урожая собирать. И ладно бы собирал, да за собой убирал, а то как ни придёшь - мусор, да остатки колосьев ломаные.

Долго воришку вычислять не пришлось - у соседа поле непахано, бурьяном поросло. По двору жена-побирушка, да куча деток голозадых носится. А кашку каждый день по миске с горкой наворачивают. И жалко их, окаянных, и труда своего тоже жаль.

Пошёл мужик в церкву, помолился о горе своём и явился к нему ангел.
 - Что, - говорит небесный посланец, - небось достали соседи?
 - Сил нет как достали. - Мужик вздыхает. - А грешно деток их голодом морить... Аж не знаю чего и делать.
 - Лениться грешно. - Ангел отвечает. - Воровать грешно. Заставь его трудиться на благо семьи, тогда и пшеницу твою красть перестанет, из греха выйдет. А ежели бесконечно кормить их будешь, так во грехе и останутся.

Задумался мужик. И придумал. Собрал со своего поля всю пшеницу, сделал запасы большие и докупил ещё - для верности. Да в следующий год посадил на поле чеснока, да лука. Кому перья зелёные луковые над полем колосятся, а кому слезы, да зад печёт от диеты острой. Помыкались-помыкались соседи, да пришли под окна к мужику.

 - Ты чего же, - говорят, - окаянный, мучаешь нас?
 - Как? - Мужик удивляется.
А тем и ответить нечего - не сажать же себя в острог добровольным признанием, что крали. Поплевались и ушли.

А мужик по осени урожай продал, жене шубку справил, деткам сладостей. А сосед ленивый ходит, да так луком гнилым из пасти его прёт, что люд честной по переулкам шарахается. А поле лентяя уже не бурьяном, а порослью рябиновой пошло.

На следующий год ничего мужик сажать не стал - отдыхать оставил поле. Благо, что припасов было немало, да с прошлого году деньга оставалась. Недолго ленивый сосед продержался. Пришёл к мужику и говорит ему:
 - Что же ты, сволочь, моришь-то нас, что издеваешься над нами?
 - А ты, как погляжу, дух луковый с себя ещё не весь вывел. - Мужик ответствует. У тебя же поле есть. Вот на нём и расти хлеб, корми семью.
 - Да ты же, козёл безрогий, не видишь что ли - нищий я. Осенью лапоть сносил, так зимой в одном и прыгал.
 - А от того нищета твоя, соседушка, - мужик ему ехидно ответствует, - что день-деньской пьянствуешь, да выжидаешь, пока сторожа на поле моём отвернутся. Вот нету времени у тебя работать, пока воруешь, гад.

Поплевался сосед, погрозился и ушёл. И надо бы ему поросль посрубить и поле засадить, да лень. Надо бы ему запас на зиму делать, да тоже лень. Так вот по зиме всей семьёй помыкались-помыкались по паперти, да и издохли.

Стыдно было мужику. Пошёл он в церкву. И опять ангела позвал. Тот явился.
 - Ну, - говорит посланник небесный, - всё каешься за чужие грехи?
 - А как же. - Мужик вздыхает. - Всё в точности сделал, как ты говорил, а он не хотел работать-то.
 - Эх, Вася-Вася... - Ангел выдрал с крыла порепавшееся перо, да мужику дал. - Вот, возьми, да пусть памятью тебе будет. Кто упорен во грехе, того и жалеть не надобно. Ибо лень ему слаще любого сахару, а нищета и воровство любо как тебе - достаток и уют. Незачем вину на себя чужую брать, своей немало. Иди с миром.

Вышел мужик с церквы, а его и гонец поджидает - волей барина поле соседа к мужику перешло, как к крепкому хозяину, да с самой богатой податью. Он к перу, а то и пропало.