Реальные события. Часть первая

Авотадлос Анеле
Сжатая история одной жизни не для слабонервных

Часть первая
 

Жила-была девочка,
золотистые косы...(из песни)

 

А не было никаких золотистых  кос.

Стрижка всегда под мальчика. Волосы отрастали, становились запущенным садом, а потом их снова стригли неловкие бабушкины пальцы.

Отец и мать - простые работяги. Расписались скорее всего по залету, потому что на фотках мать в белом подвенечном платье и с пузом, лезущим на нос. Бывает. Как было на самом деле - спросить не у кого....

Мать умерла, когда мне девять стукнуло, бабушка умерла, когда мне 15 было, а отец ушел из жизни 10 лет назад, и все мои вопросы остались без ответа. Даже не знаю, крещеная я или нет. Не у кого спросить.

 
Помнится, я жила у бабушки. Мне было пять. Самый шаловливый возраст.

Естественно, мне не сиделось на одном месте, и я везде совала свой маленький носик.

На кухне бабуля производила таинства - зажигала газовую плиту.

Это было завораживающее зрелище!
Спички.
Банка для горелых..
Поворот ручки вправо, и ...шшш - мягкое шипение газа,  распускающегося желто-синим цветком.

Я завороженно наблюдала за пламенем. Пока ба готовила незамысловатые обеды, я доставала отжившие свой срок спички, и давала им вторую жизнь, опаляя сначала один кончик, затем другой.

Конечно, ба ругалась, и говорила, что спички детям не игрушка....Но разве можно сбить с пути маленького солдата, у которого в голове наполеоновские планы! Пока все спички не превратились в почерневшие головешки, я не уходила с кухни.

У бабушки была швейная ножная машинка. Древняя....Сейчас такими не пользуются. На маховом колесе был ремень. Со временем он рассохся, растянулся и постоянно слетал, если его заденешь.

Как мелкий пакостник, я незаметно подролзала к маховому колесу, и когда бабушка снимала ноги с педалей, я сдергивала ремень. Ба наклонялась, чтоб его надеть, и видела меня. Ворчала.....злилась....А мне - потеха!

Конечно, я не всегда вредителем была.......и польза от меня имелась.

- А ну-ка, бандитка ты етакая, иди-ка вдень мне нитку в иголку!

Гордая, грудь колесом, сопли пузырем, я заправски вставляла нитку в иголку, и бабушка меня хвалила.

Не было у ддетей тех лет особых удовольствий, как у нынешнего поколения.......Что до меня - так у меня и игрушек практически не было.

Помню медвежонка своего. Мишку.

И не плюшевый он был.....И не велюровый.....А какой-то валеный....как валенок......

Сам весь черный, черный носик, черные глазки, белые белки и красный маленький язычок.

Самый-самый мой дорогой, близкий друг! Я с ним разговаривала, делилась проблемами, заботами, рассказывала ему сказки и поверяла его черным ушкам самые сокровенные тайны и мечты. А мечтала я о том, чтоб скорее пришел папа с работы. Чтоб взял меня на руки, подбросил до самой лампочки, как раньше, чтоб кружил меня и чтоб мама не приходила.

Потому что она злая. Она всегда найдет повод, чтоб меня наказать и отлупить.

Я чашку разбила. Она меня отлупила.

Я гулять ходила, а вернулась позже, "чем спокойной ночи малыши" начинаются.....опять отлупила.....Меня нарядили в гости, а я в лужу упала - опять отлупила......Не люблю я ее.....Пусть не приходит домой....пусть только папа.....

Пока родители на работе - пытаюсь растрясти бабулю.

Ношусь по квартире аж с ветерком, бабуле попутно то пендаля дам, то ущипну за задницу, чтобы внимание ее привлечь....чтоб она за мной побегала.....В итоге бабушке надоедает моя беготня, и она спроваживает меня на улицу. Из игрушек у меня еще есть красный меч и щит.

А еще армия солдатиков...... Я обычно выстраиваю их фронт против фронта....конницу, пехотинцев......Беру шарик железный и прямой наводкой бомблю по очереди то одну, то другую армию.

Надеваю доспехи, беру свой меч и - на улицу! А там бабки на лавочке семечки лузгают, как всегда.

Поправив шлем на голове, важно марширую мимо лавочек и отдаю  бабулькам честь. Они, естественно, умиляются))))))

Пятилетняя девочка на улице?....Одна?

А что тут такого? Дети тогда спокойно гуляли во дворе. У каждого своя компания. Девочки в классики, в прыгалки.....Мальчики мяч чеканили или в войнушку....Догадайтесь, в какие игры я играла?

Правильно!

Мы с ребятами носились как угорелые! Задор, веселье, полные энергии детские ноги не знали устали, а желудки - голода.

но, блин...нет-нет, да и хотелось все-таки червячка заморить!

Пойду - ка за бутером домой сбегаю!

- Ба, отрежь мне хлебушка черненькокого! С вареньем, ба!

Заполучив свое лакомство, с бутербродом выхожу снова во двор.

Ах, ты, елки палки! Оса привязалась! И пчела туда же!!!!! Сели паразитки-насекомые на мой бутер....а у меня слюна до пупка висит! Сама хочу!

Держу хлеб с вареньем на вытянутых руках от греха подальше, чтоб меня не укусили.....а на сладкий запах еще штук несколько прилетело.

Блин!!!! Бросаю бутер на асфальт, и снова - к бабуле за другим бутером.

Тут она меня, конечно, уцепила, и засавила невкусными щами давиться)))))) Эх ...Обломись, Лена......Покушала хлебушка с варееньицем)))))))Ну я этим пчелам еще отомщу!!!!!!

После обеда, помня свою обиду, иду во двор с определенной целью - поймать и наказать!

Вдоль дороги много кустов росло....среди них снежноягодники с круглыми белыми ягодками, которые забавно было давить. они так лопались с хрустом)))))

И вот над этими кустарниками роились насекомые.

Вооружившись мечом, я бью насекомых. Под удар попадают невинные, я это прекрасно понимаю.....Но увы...детская жестокость не знает пощады!

Поднимаю с земли оглушенного, но еще живого шмеля, беру его за крылышки и рассматриваю. Бегу к столу, за которым мужики обычно в домино играют, и кладу шмеля на разделочный операционный стол.

Заточив две палочки, использую их в виде скальпеля. \

Полоса черная.....

Полоса белая......

Полоса оранжевая......

Больной.....вы умерли!

Детство - счастливая пора!

Качели, мячик, сачки-бабочки, боярышник, ягодами которого набиваешь полный рот, войнушки, друзья-подружки.....

Была у меня в детском саду подружка одна закадычная, с которой мы и жили в одном доме. Юлька. И друг был - Колька. С Юлькой мы сплетничали о нашем, о девичьем, а с Колькой в футбол играли. А еще у него был велик, что в моих глазах возвеличивало его неоднократно! И отец, который служил в милиции, но не в нашем доме, а в каком-то министерстве.

А в нашем пятиэтажном доме располагалась штаб-квартира милицейского отделения. Весь первый этаж занимали одни милиционеры - коммунальные квартиры, и в них по несколько семей жили.

В подвальном этаже они работали - уж не знаю, что - может, опорный пункт там был или еще какая другая организация.....но мы трое туда внедрились! Милиционеры никого не пускали....а почему-то нас троих - всегда пожалуйста! Сдается мне все-таки, что из-за Колькиного папы нас терпели. Играя, мы несли службу! Это вам не хухры-мухры!

Исполняя мелкие поручения, мы были очень горды собой!

Однажды мы с Юлькой преступника поймали.

Дело было вот как:

Родители отправили нас в хозяйственный магазин. Мыло, там, соду, спички......А на сдачу шипучки!

Выбрали мы с ней все, что  надо было, и на выход.

Магазинчик находился у станции. Окружали его густые деревья и старые полуразрушенные рельсы.

В утренние часы народу мало.....

Нас у выхода поджидает дяденька в светлом плаще. Завидев нас, заулыбался, предложил пойти с ним, чтобы показать нам что-то интересное. Юлька на интересное очень уж падкая была.....

Я дергаю ее за рукав - Юля, мы никуда не пойдем!

Она же хлопает своими ресницами и недоуменно смотрит на меня кукольными глазками - с какого перепугу я ее лишаю возможности что-то интересное увидеть?

 

Нам по шесть лет....Откуда сознание и понимание опасности - не знаю, но мне сразу показался этот дяденька нехорошим.

Я стояла перед выбором - или с позором бежать, утянув за собой Юльку и пасть в ее глазах и прослыть трусихой......Или смело взять Юльку за руку и шагнуть навстречу неизвестному.

Я выбрала второе.

Дяденька вел нас вперед, бормоча срывающимся голосом какие-то непонятные термины......

А вы знаете, что такое эрекция? А что такое потенция? А вы видели когда-нибудь сперму, девочки? Я вам покажу......

Деревья более-менее сомкнулись, и дядечка повернулся к нам всей своей красой, откинув полы плаща в стороны.

Ну вот ни разу ни страха, ни любопытства, ни изумления, ни ужаса у меня не было.

Откуда в голове уже лежат все эти знания? Откуда? Я на подсознательном уровне понимала все - от первой и до последней буквы. У меня зрел план - как бы привлечь дяденьку снова на встречу.

- Вот....вот, девочки....сейчас молофья уже.....смотрите.......

Дядька покрылся потом и по лицу прошла волна расслабления.

-Ну как, девочки, вы все видели? Вам понравилось?

Юлька стояла, как громом пораженная......остекленевшая просто....

Надо было что-то делать......Я обратилась к дядьке напрямую:

- Слушайте.....мне не все было понятно, особенно в конце, так все быстро.....и слова, которые вы говорили непонятны.... А давайте завтра снова тут встретимся в 10 часов?

Дядька обрадовался, и согласился.

Когда мы вернулись домой, Юлька всю дорогу молчала, а я орала на нее, что дядька вообще мог нас убить, и что она упрямая овца, и что как хочешь, а завтра снова пойдем, но уже с милиционерами.

Мы все рассказали нашим. Операция прошла быстро. Два парня в штатском были уже у магазина. Дядька тоже.

Дальше - дело техники.

С тех пор я очень задружилась с нашими ментами. Они относились ко мне как к взрослой, а один парень мне очень даже понравился.

Серега.

С тех пор мы стали общаться чаще. Вместе играли в бадминтон во дворе, в гости приглашал на чай, давал на гитаре побренчать.......

У нас было две комнаты.

В одной спала я с бабушкой, в другой - моя тетка - сестра матери.

Решался вопрос о получении отцом отдельной комнаты. А так как нам негде было ютиться, то мать жила у отца.....с его родителями.

Видела я их нечасто, и рада была в основном, только папе.

У отца семья была еще больше - девять братьев и сестер! Правда, они все имели свое жилье и никто никого не стеснял.

По праздникам все семейство собиралось как раз у родителей отца.

Это было нечто!!!!!

Всегда длиннющий стол, из комнаты до коридора.....всегда шум, веселье, споры, пиршества....

В один из праздников я решила попробовать - что же они такое пьют в рюмках?

Как правило, все выходили на перекур в подъезд.

Я осталась одна за столом.

Дотянулась до бутылки водки.....отвинтила крышку...налила.....

Хлоп! Выпила.

Хлоп! Глаза на лоб!

Вернувшийся с перекура отец сразу без лишних слов все понял.

Меня в охапку - и под холодный душ.

-Блюй! Блй, я сказал.

А не блюется......И че пристал-то? Нормально все!!!!!Вот дурачек....лучше бы закусить дал.

Не могу сказать, что моя семья алкоголики......

Выпить любили, да....По праздникам - дым карамыслом!

Мать - так она вообще по жизни вся больная - и варикоз, и эпилепсия....Ей пить нельзя.

Бывало, за столом уговаривают.....Она отказывается....Редко когда рюмку пригубит.....

Отец - нормальный крепкий мужик. Работает на 3-ем автокомбинате слесарем. Ну, скажите, мои дорогие, где вы видели непьющего слесаря?

После работы с мужиками в пивнушку зайдет....Пивка кружечку-другую....и домой.

Бывало, и меня с собой брал.

Про пивнушку и пенку мою любимую пивную я уже писала неоднократно....че-то даже повторяться не хочется.....а то буду как заезженная пластинка))))

Отец получил отдельную комнату в коммуналке.

Кроме нашей семьи  в двух других комнатах проживали две бабушки татарки.

Они очень вкусно готовили. Особенно разные варенья.

Всегда меня звали на кухню, снимали пенки и угощали меня.

В один прекрасный день мать пришла с работы и застала меня на кухне в компании бабушек-татарок. В ус не дуя, я вылизывала блюдечко из-под варенья.

Схватив меня за руку, мать оттащила меня в нашу комнатку, и провела воспитательную работу, исполосовав меня ремнем вдоль и поперек,.

- Будешь еще попрошайничать и побираться? Будешь? Чтоб я не видела, что тебя чужие кормят!!!!

Я не пикнула.....Мне было стыдно, если бабушки услышат мой плач.

Закончив лупку, мать вышла толи в магазин, толи еще по каким делам, а я беззвучно ревела, разинув пасть на всю ширину рта, стоя у окна, и посылая проклятия ей в спину. Чтоб ты сдохла...тварь! Ненавижу!!!!!!

Выход агрессии нашелся.....Мой маленький медвежонок. Я била его головой об стенку.....Потом вырвала глаза.....Потом оторвала язык, и распотрошив полностью, зашвырнула в дальний угол комнаты.

Детство кончилось.

Через месяц в школу......вон она - напротив.....

Скорее бы уже вырасти, уехать куда-нибудь подальше от этой суки!

Первый раз в первый класс!

Я с цветочками....в белом фартуке.....

Линейка, распределение по классам, новые лица, новые знакомства.

И, конечно же, учительница первая моя!

Какая красавица!!!! Глаз не отвести!

Вот, можно сказать, это была моя первая любовь!

Воспиталку в детском саду можно не брать в рассчет......Я ее один раз только поцеловала и все.....Как-то в тихий час она заглянула в спальню и проверила - все ли дети спят.....

Я не спала.......

Я жестом подозвала ее к себе, попросила, чтоб она наклонилась поближе, я что-то на ушко скажу.....

Воспиталка наклонилась....я ее за шею и ага! - Поцеловала крепко-крепко, отпустила, и повернулась на бочок.....Но я не любила ее.....Просто как-то так....порыв чуйййсссств сиюминутный))))

А увидев Ольгу Ивановну - учительницу первую мою, - я сразу влюбилась! Это шло откуда-то изнутри....При каждом ее взгляде меня обдавало жаром. Я не могла отвести глаз от нее. Это был шок!

Хотя со мной никто из родителей в детстве не занимался, в школу я пошла, уже зная алфавит. (спасибо подготовительной группе детсада)Писала с ошибками конечно.....Даже фамилию свою через все гласные "А"...

Благодаря влюбленности в училку, я проявляла недюжинную усидчивость и способность к русскому языку. Первое, чего я добивалась - красивого почерка, чтоб Ольга Ивановна, проверяя мои задания, не каракули видела, а стройный ряд  букв.

Иногда, проходя между рядами, Ольга Ивановна поощрительно трепала меня по волосам, молчаливо одобряя мои старания. Я была на седьмом небе от счастья!

Не скажу, что была паинькой.....

Поведение в некоторых случаях вызывало возмущение.

Дома на холодильнике обнаружила зажигалку, которую отец нечаянно забыл.....

Соблазн - велик......Взяла, естественно с собой....

Во время большой перемены с пацанами поджигала кучки прибранных дворником опавших листьев.

Ну вот надо же такому случиться!!!!! Завуч школы застукала меня в самый разгар страстей.....

Потребовала дневник. Зажигалку отобрала - сказала, что вернет родителям лично.

Красными чернилами запись:

"Явиться родителям в субботу  на родительское собрание обязательно! Поведение - безобразное!"

Страх перешиб все желание разводить костры.....Это значит, что хана мне!

До субботы еще три дня.....жить осталось.......

Дневник в этот день никто не спросил.....Футынуты......пронесло......

В субботу у нас короткий учебный день. Я вернулась со школы домой. Бабуля приехала навестить......

-Как дела в школе?

Блин!!!!!!!!!!!!! В школе.......Суббота же! Родительское собрание! Бля......****ец мне!!!!

Я ломанулась на кухну в поисках провианта.

Решение одно - собрать котомку и в дорогу - куда глаза глядят...прочь от возмездия.

Мать однозначно на собрание попадет.....Однозначно увидит запись...однозначно убьет.

Куды бечь?

Сажусь на первый подошедший троллейбус - и в путь!

Троллейбус кольцевой......Везет и везет....Везет и везет....конца дороге нет)))

Подсаживается ко мне дядечка с другого сиденья и спрашивает, куда путь держу? Знаю ли я, на какой остановке мне выходить?

-Знаю....к бабушке еду.... - соврала я первое, что в голову пришло.

-И на какой же остановке? Девочка, я с тобой катаюсь уже третью ездку.....Ни к какой бабушке ты не едешь....У тебя что-то случилось?

Ну вот откуда он такой прозорливый отыскался???? Без мыла в жопу в душу влез!

Мои нервы не выдержали.....Я не смогла остановить горькие слезы, и поведала незнакомцу историю с записью в дневнике и с последующим неминуемым наказанием. Собственно, идти мне некуда...но домой я не вернусь - хоть режьте меня!!!!

Прозорливый незнкомец успокоил.....Утер сопли....

-Ладно...так и быть...Пойдем со мной, я отведу тебя в детскую комнату....Там много игрушек, никто никого не обижает и добрые тетеньки чаем напоют......

Мне уже было все равно куда...лишь бы не домой....

Он сдал меня в детскую комнату милиции.

Тетенька в форме безучастно выспрашивала имя-фамилию....домашний адрес....

Адрес я не говорила.....раздумывала, чего бы наврать потолковей..

Я оглядывалась в поисках игрушек и что-то не наблюдала ни одной....

Дверь открывалась и периодически заходили какие-то люди....кто в форме, кто в штатском....Какие-то бумаги клали на стол...какие-то забирали......

И вдруг в одном из зашедших я узнала дядю Женю......Колькиного папу.

Вернее, не я его знала, а он меня, когда увидел, присел на корточки.

- О как! А ты что здесь делаешь?

Я рассказала ему, как дело было.

Он даме в форме сказал, что все в порядке, что я его соседка и он сам отвезет меня домой.

В машине мы с ним план строили, что бы такое сказать, чтобы мать меня не била......

Он не придумал ничего лучше, чем возмутиться и с порога накинуться на родителей с упреками и порицаниями.

Мой отец понял, что так больше продолжаться не может. Успокоил дядю Женю, что все будет в порядке....

Как только за ним закрылась дверь, мать по инерции уже летела ко мне с ремнем.

Отец ее не пусти ко мне....сказал, что сам!

Сам????????????Я ушам своим не поверила!!!!

Неужели мой любимый, мой добрый папочка тоже станет меня лупить?????

Слезы невольно потекли по щекам.

Отец выпихал мать подальше.....Перехватил у нее ремень....затолкал меня в ванну....бросил ей коротко:

- Я сам разберусь. Уйди!

Мать хмыкнула и ушла.

Отец запихнул меня в ванну и закрыл дверь на щеколду.

- Че ты нюни распустила раньше времени? - шепотом прошипел он... - Ты че? Не собираюсь я тебя бить! Я сейчас буду лупить ванну....а ты ори....плачь, как-будто я тебя луплю......Притворимся, чтоб мать думала, будто взаправду тебя наказываю......

 

Я не привыкла реветь, когда меня мать лупила.....И заливаться истерикой в данной ситуации было как-то не айс.

Я сказала об этом отцу.

- Ну, тогда стони хотя бы...или охай.....

Некоторое время в семье было затишье, и если возникали конфликтные ситуации, отец по возможности наказывал меня выбранным нами способом. "САМ".

Спустя полтора года мать забеременела. Отношения у нас с ней более-менее наладились, и я старалась на нее не сердиться и не помнить зла за прошлое. Как разумная девочка, я понимала, что мама беременна....что ей тяжело, и ее нужно всячески оберегать и помогать ей во всем.

В одно прекрасное зимнее утро мы сней вместе собрались в магазин. Я подготовила большую стеклянную банку с винтовой крышкой под разливное подсолнечное масло. Мать просила аккуратней, чтоб я не разбила.

На улице - красота! Яркое солнце слепит глаза. Морозный воздух подрит и радует. Настроение - супер!

Купили продуктов....МНе мать доверила опустить монетку в автомат и наполнить банку тягучим маслом.

Завинтив плотно крышку, я поставила банку в сетку и бережно понесла ее домой, одной рукой придерживая мать за локоток. В одном месте была горочка, и всю дорожку так сильно раскатали, что мать подскользнулась, потеряла равновесие, и увлекла и меня за собой.

Банка с треском раскололась......Масло растеклось желтой кляксой по белой притоптанной дорожке.

Замешательство.....пауза......Я подала матери руку.....Она сжала ее со всей силы, так что косточки мои хрустнули......

- Ну, ссука......Придем домой - я тебе устрою!!!

На следующий день в школе Ольга Ивановна проходя мимо рядов, как обычно, задержалась около моей парты, чтоб посмотреть, как я успеваю диктант записывать.

- А это еще что такое? - Учительница взяла мою руку, на которой красовался синяк от пряжки. Задрала рукав школьной формы повыше...и обомлела.......

Ничего не сказала.

Вечером - звонок в дверь.

Мать открыла.

Ольга Ивановна о чем-то разговаривала с ней на кухне, и я подозревала, что скорее всего о побоях.

Последнее, что я услышала - были угрозы обратиться в какое-то там попечительство или еще куда....

Мать закрыла за ней дверь.

Отмудохала меня так, что я несколько дней ни с кем не разговаривала и смотрела в одну точку.

Вечером был скандал. Родители так сцепились, что я не знала, за кого болеть....Кому досталось больше..... Отец матери по носу задел, у нее кровь пошла....Мать отцу голову толкушкой рассекла. Господи....дурдом!

Помню, после занятий  Ольга Ивановна сама меня отвезла в какую-то клинику к доктору.....

Мы сидели на банкетке в ожидании вызова врача. Никого не было. Только мы вдвоем. Она напротив. Смотрела на меня так жалостливо....А я видела только ее огромные красивые глаза....и думала - вот бы поцеловать ее! Вот бы она была бы моей! Только моей! Всегда!!!

Наверно, меня сам Господь Бог услышал. Зыркая по сторонам, я в углу банкетки, около ножки увидела какой-то небольшой предмет...ластик - не ластик? Наклонилась - ба! - да это же жвачка "Лелик и Болик!" - мечта всех детей!!!!! Упругий кусочек жевательной резинки в форме тройного бревнышка! Мать твою за ногу!!!!! Вот это удача!!!!!!!

Не веря глазам своим, я подняла жвачку. Повреждений нет. Фантик цел.

- Ольга Ивановна!!! Смотрите!!!

Глаза молодой девушки вспыхнули огнем вожделения, не менее моего! Тут у меня сразу созрел план. Раз она тоже хочет жвачку, надо этим воспользоваться!!)))))

Я медленно разворачиваю фантик. Раскрываю вкладыш и мы вместе рассматриваем комикс.

Подношу упругий кубик ко рту.

Ольга Ивановна слюну сглатывает)))

Зажимаю бревнышко между зубами таким образом, чтоб половинку могла откусить и она.

Молча приближаюсь к ее губам, и иду на сближение, как сближаются в преддверии поцелуя любовники.

Ну, видимо, я не оставила Ольге Ивановне шанса на раздумья......Дело сделано, она свою половинку с удовольствием оттяпала, а я получила взамен сладкий вкус ее губ!

Жизнь прекрасна и удивительна!!!

С блаженной улыбкой дауна на лице, я вошла в кабинет врача.

Видимо, предварительную беседу с учительницей врач имел, и, недолго думая, вынес свой вердикт - и предписал мне лечение в санаторно-лесной школе.

От чего лечили - ХЗ!!!!! Я поцеловала своб любимую, а все остальное - семечки!

Примерно полгода я находилась в санаторно-лесной школе. Став взрослой, я выяснила, что мне нервишки подправляди, оказывется)))

Пару раз меня навестил отец. Сказал, что скоро нам дадут настоящую трехкомнатную квартиру, потому что мама родит братика, и очередь уже подходит.

-Так что, заберу тебя отсюда в новый дом!

- Пап, лучше бы ее вообще не былло!

-Почему же? Квартира в новом доме...просторная....

- Да не квартиры.....а мамы......

 

Вернувшись домой, я застала мать совсем  больной. Брат уже родился. Полугодовалая кроха отняла у матери силы и ярость. Она все чаще лежала носом к стенке. Вот и славно!

Я старалась с ней не контактировать вообще - то есть держаться от нее подальше и лишний раз не попадаться на глаза. Братика сама пеленала, укачивала, кормила из бутылочки. Тупо выполняла все действия, лишь бы только не взывать к жизни утихнувший было гнев. Бабушка иногда приезжала, помогала с братиком, мыла, стирала и прочее.

Близился праздник. Выборы. 1979 год. 4 марта.

Мы пошли на избирательный пункт. Отец выпил там немного, закусил бесплатным бутербродом. Предложил матери...Она отказалась.

- Вов, я ничего не хочу. Мне плохо. Отвези меня домой.

Пару остановок в автобусе.

Я уже на передних ступеньках в ожидании выхода. Мать затошнило.....Чуть на меня не попало))

Вечером, около восьми, мать сурово приказала -

- Спать! Без разговоров!

Блин.....Даже "Спокойной ночи, малыши" не дала посмотреть, сука!

Чтоб ты сдохла, тварь! Как всегда, я послала ей привычные проклятия, и обиженно ткнулась носом в подушку.

-Мам, дай хоть компотику попить перед сном?

Мать повернула голову в сторону подоконника, на котором стояла белая кастрюля с компотом.....И тут началось что-то невыразимое......

Ее голова задергалась из стороны в сторону в жутком эпилептическом припадке....Она волчком закружилась по комнате, как бы догоняя свою голову, и рухнула навзничь. Изо рта пошла густая пена.

Отец не растерялся.

Молниеносно подлетел, приподнял голову, разжал ее стиснутые зубы столовой ложкой , и, освободив  от пены, сделал искуственное дыхание рот в рот.

- Быстро! Скорую! Марш!!!!!

Я вскочила, как ошпаренная.......набрала 03, продиктовала адрес.

Мать увезли.

Суматоха какая-то безостановочная........Мать в больнице.....Брат, зараза, вечно плачущий - и чего ему неймется?......Мы с отцом под окнами госпиталя....

Тут же переезд и заселение...ордер уже на руках.....

Мать перед больницей один раз только с нами съездила посмотреть на новую квартиру и все.....Больше она ее уже не видела никогда.

Восьмое марта. Праздник семейный. Снова длинный стол, песни, гулянки, гармошка, гитара, дым коромыслом............

В коридоре надрывается телефон.

- Лен, возьми трубку, подойди...

Я сняла трубку.

- Здравтсвуйте! Это из больницы такой-то. Такая-то такая-то скончалась...Тело находится в морге...запишите телефон.

Я записала на клочок бумаги.

Всем весело.

И мне весело. Точнее, никак! Но больше, все-таки ликования от долгожданного освобождения.

Я дожалась, когда настанет затишье и озвучила тему звонка.

Веселья закончились.

Черные одежды......гроб у подъезда на двух табуретках, выставленных для последних поцелуев в лоб......Кладбище.....Похороны на долгопрудненском......Пусть земля тебе будет пухом......А завтра у меня день рождения. Девять лет. Детство закончилось.