Н. А. Некрасов. Поэма Саша

Мита Пе
Поэма "Саша" написана Николаем Алексеевичем Некрасовым в период между летом 1854 г. и весной 1855 г. Опубликована в журнале "Современник" №1 за 1856 г. с посвящением "И---у Т---ву" (Ивану Тургеневу) и подписью: "Н. Некрасов".

В июле 1854 года Некрасов и Тургенев охотились имении А. В. Дружинина "Чертово", а в конце сентября/начале октября вместе были на охоте в Спасском. Уже тогда Некрасов написал несколько стихов для будущей поэмы "Саша", о них он сообщил в письме к И. С. Тургеневу:

"Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах - оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе...".

Время описываемых в поэме событий относится к концу 1840 - началу 1850-х гг., когда многие либерально настроенные дворяне отрекались от своих свободолюбивых взглядов под впечатлением европейских революций ("весна народа") 1848-1849 гг.
Напуганное французской революцией царское правительство Николая I преследовало свободомыслие в русской литературе и журналистике, и Некрасову, как редактору "Современника", стоило огромных усилий и нервов напечатать своё произведение.

Н.Г.Чернышевский, а затем и Н.А. Добролюбов видели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и "поэта сердца", лирика, который в своих стихах раскрывал и показывал лучшие качества русской женщины. Именно это "новое отношение" к женщине показано в поэме "Саша".

Содержание нижеследующего текста – пересказ (с цитатами) взаимоотношений главных действующих лиц без анализа их идеологических взглядов.

***

Николай Алексеевич Некрасов, вероятно, единственный поэт в русской литературе (как сообщает Википедия), в котором развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. С взволнованного покаяния перед Родиной и начинается поэма "Саша":

"И на родимую землю мою
Все накипевшие слёзы пролью!
Злобою сердце питаться устало -
Много в ней правды, да радости мало;
...
Силу сломили могучие страсти,
Гордую волю погнули напасти,
И про убитую Музу мою
Я похоронные песни пою."

Поэма предстаёт не похоронной песней, как выглядят произведения: "Кому на Руси жить хорошо", "Русские женщины", "Мороз Красный нос" и др., а лирически-радостным повествованием, несмотря на затронутые в ней социально-гражданские вопросы.

Сам автор (Некрасов) присутствует в поэме, как один из её главных героев: порой пространные авторские отступления от главной темы(Саши и Агарина) полны наблюдательности, добра, искренней радости, восторженности, сострадания - тех черт характера, что генетически присущи русской натуре. Такими чертами характера он наделяет и других - старичков-соседей, Сашу, даже Агарина до его первого отъезда ...

Самая проникновенная часть поэмы - 2-я глава, в которой Некрасов невыразимо пронзительно описывает природу, лес, страдающий от рук человека, переживания доброй и чуткой Саши:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.

В поэме замечательные описания природы, Некрасов в этом смысле проявил себя, как тонкий, наблюдательный лирик и ценитель прекрасного и стихотворный живописец. Поэма полна длинных авторских отступлений от главной линии, но это лишь делало её богаче и содержательней. Но если "отбросить" эти лирические отступления, то суть поэмы - это рассказ об одном коротком периоде жизни дворянской девушки по имени Саша (с 16 лет до 19).

Первая глава своего рода вступление к поэме - автор вернулся в родные края, едет в родовое имение, попутно взволнованно описывает своё отношение к матери-родине и природе: "Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился."
Ехал долго, но доехал. В пустом доме скучно и, недолго думая, автор отправился к соседям.

Скучно в нём будет. Нет, лучше поеду,
Благо не поздно, теперь же к соседу
И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди - соседи мои.

Возможно, у автора дом побогаче и поудобнее, но не только скука или одиночество направляют его к гостеприимным соседям, есть и другой повод наведаться в гости:

Как-то они доживают свой век?
Он уже дряхлый, седой человек,
Да и старушка немногим моложе.
Весело будет увидеть мне тоже
Сашу, их дочь...Недалёко их дом.
Всё ли застану по-прежнему в нём?

Соседи-помещики, как гоголевские старосветские помещики - люди небогатые, бесхитростные, сердечные, добродушные, звёзд с неба не хватали, о несбыточном не мечтали, жили по старинке, любили и уважали друг друга, радовались жизни и не чаяли души в любимой дочке:

Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив её тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.

Да, образованием родители дочку не утруждали, уроками и книгами не мучили: Книги ребёнку - напрасная мука, / Ум деревенский пугает наука; Саша просыпалась рано и бегом в душистые поля, и всё вокруг вызывало в ней радостный интерес и поддерживало жажду жизни:

Выспится Саша, поднимется рано,
Чёрные косы завяжет у стана
И убежит, и в просторе полей
Сладко и вольно так дышится ей.

Всегда на природе, на свежем воздухе, на простой, здоровой пище, не отягощённая умственными упражнениями, душевными тревогами и сердечными переживаниями, Саша росла настоящей русской красавицей:

Рдеет румянец и ярче и краше...
Мило и молодо дитятко ваше, -
Бегает живо, горит, как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз,
Щёки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы!

Далее до самого конца 2-ой главы автор описывает любовь Саши к родной природе, её отношение к деревьям, к цветам, к птицам и другой живности, подробно описывает переживания девушки, когда мужики вырубали берёзовый лес:

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
...
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали
...
Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думала Саша: что петь будут птицы?
...
Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела.

Далее автор предупреждает читателя, что Сашина жизнь "без забот и страстей" подходит к концу, и намекает, что девушку ждут серьёзные испытания:

Но безотчетно пугает гроза...
Эти ли детски живые глаза,
Эти ли полные жизни ланиты
Грустно поблекнут, слезами покрыты?

В третьей главе случилось событие. В соседнее поместье, пустовавшее сорок лет, приехал хозяин – барин Агарин.

В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,
Именем: Лев Алексеич Агарин,
Ласков с прислугой, как будто не барин,

Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.

Барин Лев Алексеич поехал знакомиться с соседями и развлечься общением с ними, а у соседей пышущая красотой и здоровьем дочь. Агарин подружился с Сашей и зачастил в гости:

Саша смеялась, смеялся он сам...
Начал он часто похаживать к нам,
Начал гулять, разговаривать с Сашей
Да над природой подтрунивать нашей.
...
Мало того: он ей книжки читал
И по-французски её обучал.

Агарин был во многих странах, много повидал и прочувствовал, набрался передовых взглядов о переустройстве общества и делился ими с Сашей. Слова Агарина открыли девушке дотоле незнакомый ей мир, она научилась думать, стала много читать, интересоваться общественной жизнью, Агарин и Саша вместе обсуждали прочитанное, размышляли о смысле жизни:

Словно брала их чужая кручина,
Всё рассуждали: какая причина,
Вот уж который теперича век
Беден, несчастлив и зол человек?

"Но, - говорит, - не слабейте душою:
Солнышко правды взойдёт над землёю!»

Саша привыкла к Агарину и полюбила его. А он вдруг засобирался в дорогу и в одночасье уехал: "Благословите на дело... пора! / Перекрестился - и съехал с двора..".
Саша загрустила, стала задумчивой, невесёлой, потеряла интерес ко всему, растревожила своим состоянием родителей, они забеспокоились, что с дочкой происходит, что делать, как быть, ведь она:

Думает думу, как будто у ней
Больше забот, чем у старых людей.
Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.

Книжки выписывать стала сама -
И наконец набралась же ума!

Время лечит, постепенно Саша пришла в себя. Пользуясь знаниями из книг, стала лечить недуги крестьян, объяснять им непонятное, обучать грамоте и приносить другую ощутимую пользу. Бегать по полям и лесам уже не было времени. Родители радовались на разумницу-дочку. Всё было славно и спокойно, жизнь текла размеренно и содержательно, но через три года вернулся сосед Агарин: "Надо же было вернуться соседу!/ Слышим: приехал и будет к обеду."
Конечно, первым делом он заглянул к соседям, взглянул на Сашу, а она:

"Вышла навстречу - и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудрёного нет:
В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,
Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал..."

Саша обрадовалась, повеселела, стала показывать Агарину книжки, рассказывать, что читала, что узнала, что претворила в жизнь, задавала вопросы, делилась мечтами и мнениями о том, о сём, а он всё высмеивал, перечил ей и злился:

"Только не впрок угожденье пошло!
Он ей перечил, как будто назло:
"Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол".
Да и пошёл! и пошёл! и пошёл!.. "

Бедная Саша растерялась, она не узнавала Льва Алексеевича, где прежний одухотворённый Агарин, где пламень в сердце и огонь в глазах, где тот, кто разбудил её ум и сердце? Сашины родители опять в тревоге:

"Что говорил - мы понять не умеем,
Только покоя с тех пор не имеем:
Вот уж сегодня семнадцатый день
Саша тоскует и бродит, как тень!
Книжки свои то читает, то бросит,
Гость навестит, так молчать его просит."

Всё, что теперь делала Саша (продолжала читать, заботилась о крестьянах, то травку целебную посоветует, то письмо неграмотному мужику напишет) страшно раздражало Агарина, он зло подсмеивался над ней и её занятиями: "Тешится новой игрушкой дитя!" Это было обидно и непонятно, Саша опечалилась, затаилась, когда заходил разговор о соседе, молчала или запиралась в своей комнате. Агарин снова уехал, но вскоре прислал письмо с предложением руки и сердца. Старики-родители было обрадовались, но Саша сказала:

"Нет, не пойду". А сама неспокойна;
То говорит: "Я его недостойна" -
То: "Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и духом упал!"

Саша не разлюбила Агарина, просто поняла, что он изменился, и прежние прекрасные идеи и помыслы, наполнявшие его (и её) душу и жизнь смыслом, исчезли, оставив вместо себя разочарование, раздражение и душевную усталость. Саша проявила стойкость духа и отказала Агарину. Она не желала выходить замуж за человека, с которым у неё уже нет общности устремлений. Родители не поняли причину отказа и снова переполошились, обратились к автору с вопросами: " Что с Сашей, почему отказала? Может, сосед чернокнижник какой, бес-искуситель, девичий обольститель?

"Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.
Долго ли будет она убиваться?
Или уж ей не певать, не смеяться".

Автор долго (целую главу) и обстоятельно объясняет родителям (и читателям), почему Агарин сначала был таким, а потом стал другим, главное из этих объяснений звучит так:

"Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! - современный герой!
Книги читает да по свету рыщет -
Дело себе исполинское ищет,

Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,
Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.
...
Если ж за дело возьмётся - беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвёрдые крылья,
Бедный кричит: "бесполезны усилья!"

И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орёл..."

Старички мало что поняли из этой умной, но непонятной им речи, поэтому автор утешил их более простыми словами:

"Поняли?.. нет!.. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.
Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна."

Объяснение родители поняли: дочка сохранила девичью честь и не отдалась злому человеку. И то хорошо! Значит, не зря глазки портила, книжки читала - ума житейского из них почерпнула!

Заканчивается поэма "Саша" на оптимистической ноте и с хорошим прогнозом:

"Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенётся светлее и краше:
В добрую почву упало зерно -
Пышным плодом отродится оно!"

Подытоживая, можно сказать, что поэма "Саша" - это поэтическая иллюстрация к общественной жизни времён поэта Н.А. Некрасова. В основе поэмы - лирический рассказ о взаимоотношениях людей с различными взглядами на мироустройство: одни отказываются от демократических воззрений (Агарин), другие их приобретают (Саша).





Иллюстрация - картина "Девушка, заплетающая косу". Худ. А.И.Корзухин