Этот старый морской волк Жюль Верн!
ЭТОТ СТАРЫЙ МОРСКОЙ ВОЛК ЖЮЛЬ ВЕРН! Шторма, пираты и стипендиаты!
На юге, на юге, за тысячи миль,
Друг с другом мы там побратались,
Мы жемчуг скупали у островитян,
Годами по морю шатались!
…А если добыча в пути нас ждала,
Добычу по-братски делили.
Мы прятали меж островов корабли,
Уйдя от коварной погони,
На перекатах и мелях гребли, -
К веслу прикипали ладони.
Мы днища смолили, костры разведя,
В огне обжигали мы кили,
На мачтах вздымали простреленный флаг
И снова в поход уходили.
Р.Киплинг
Кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.
Жюль Верн
Седеющий Жюль Верн с улыбкой смотрел на большой глобус в своем кабинете. Какими только линиями пунктиров и странствий не отмечены пути его героев по белу свету!
Его творческие владения простирались от студеных северных до жгучих южных широт!Подданные его страны Романтики и Приключений совершали дерзкие путешествия в джунглях Индии и дебрях Америки, облетели вокруг земного шара, опускались в морские пучины, покоряли Арктику, устремлялись в космические высоты!.. Они всегда будоражили сердца и умы юных и пытливых читателей!
Да и сам он молодым и крепким капитаном яхты «Сен-Мишель» с трубкой во рту, не раз лихо бороздил бушующие волны сквозь туманы и шторма! Вот только с реальными флибустьерами ему не довелось повстречаться!
Жюль Верн, прихрамывая, подошел к окну и рассмеялся. В комнату, словно напоминание о его мореходных увлекательных похождениях, ворвались перезвоны гитар, хохот и озорное пение:
Плачу я, но не жалею, что влюбилась не в жокея,
Не в торговца бакалей, а в бродягу-моряка.
Знает он, где спят туманы и бушуют ураганы
И когда цветут бананы на Гавайских островах…
Он прищурился, его светлые, как море глаза, смотрели куда-то вдаль, словно стремились рассмотреть на горизонте видимые лишь ему неведомые земли!
- Эге, - воскликнул он,- вот там, на краю земли в Атлантическом океане, еще не успели побывать мои молодые герои, и о нем не ведомо многим книголюбам!
Он потер ладони и погладил на глобусе выбранное им место для нового сюжета – малоизвестные Антильские острова. В этих бушующих просторах он и столкнет две острых команды: молодых парней - прилежных стипендиатов с бандой Отпетых пиратов-головорезов, бежавших из тюрьмы!
Писатель поспешил за свою конторку, обуреваемый жаждой поведать миру об опасном путешествии школьников-юнцов на судне «Резвый» среди Малых Антильских островов между Северной и Южной Америкой.
Как известно, Ж.Верн, используя великолепный опыт А. Дюма, Л. Жаколио, Г.Эмара и других предшественников, обогатил свои приключенческие романы живописными географическим и экзотическими описаниями суши, островов и океанов. Ведь тогда молодежь не могла получить объема подобных знаний вследствие отсутствия телевидения, кино, Интернета и иных источников массовой информации, и нуждалась в популярных, прекрасно иллюстрированных художественных изданиях.
А для юношества такие романы Ж.Верна были словно глоток чистого воздуха над серой прозой жизни!
Ж.Верн расположился в кресле и задумался - приключение следует начинать с какой-либо загадки или хитроумной интриги!
И он продумывает острый сюжет! Плавание стипендиатов должна проходить на грани жизни и смерти! Лучшие воспитанники школы отправятся в образовательное путешествие на трехмачтовом судне к родным Антильским островам. Хотя это и щедрый подарок от мецената мисс Китлен Сеймур с о. Барбадос, но сей сюрприз несет под парусами убийства и кровавую беду.
Ибо всех юношей ожидала беспощадная смерть! Они не знают, что корабль, на котором они отплывают, уже захвачен беглой шайкой жестоких пиратов с капитаном Маркелом и боцманом Карпентером, по которым давно плачет висельница за злодеяния, учиненные в Тихом океане. Над судном незримо реет черный флаг пиратов!
Интересно, что писатель в романе «Юные стипендиаты» продолжает тематику противопоставления и борьбы юношества с закоренелыми грабителями морей и авантюристами! И подобно маринистам капитану Ф. Марриэту, Э.Сальгари, Д.Конраду и Г.Мелвиллу, звучат в них неистовые бури, сражения, ураганы и шторма.
Но в отличие от героев Черного, Красного и других корсаров, властителя морей Сандокана итальянского романиста Э. Сальгари, одержимых местью и любовью, то у Ж. Верна морские разбойники, это алчные и кровавые люди, готовые во имя низменной цели посягнуть на самое святое. И великий француз не щадит это «исчадие ада». По поводу это отличия один итальянский критик заметил так.
«Истории Ж. Верна… правильно выстроенные, хорошо сконструированные, но холодные и монотонные, как бетонный мост или суперавтострада. Истории Э. Сальгари - это, наоборот, истории, которые может создавть лишь одержимый романист… любая книга его напоминает своего взрывное устройство, которое взрывается у вас в руках, прежде чем вы успеваете рассмотреть его форму, оболочку или краску, которая его покрывает!.. А что же еще требовать от приключенческого романа». Но не будем увлекаться этой сложной темой.
Итак, наполняя криминальным содержанием «Юных стипендиатов», Ж. Верн сдерживает это воображение.
Ведь в погоне за интригой не забыть бы ему поведать любознательному читателю о бурной истории Антильских островов! Их открытии и суровой колонизации, показать рабство и восстания негров, нескончаемые стычки между жителями и морскими бандитами. Ведь эти жемчужные острова часто переходили из рук в руки, служили разменной монетой в европейских войнах, покупались и продавались.
Поэтому его благодушные стипендиаты должны при экскурсиях узнать побольше об этом неведомом мире, его богатой природе, местных обычаях и быте, аборигенах и завоевателях. И конечно, здесь, как в ряде его книг, будет присутствует неизменный чудаковатый юморист, незадачливый воспитатель учеников Паттерсон.
Однако заметим, что Ж.Верн, в отличие от других своих романов, в которых действие с места «рвется в карьер», не торопится здесь обострять преступные события.
Трудно сказать, был ли это его прием или стареющий автор начал сдавать воображением и терять чувство острой интриги. Может, начало повествования и затянуто. Но зная творческую мощь Ж.Верна, мы перелистываем страницы с громадным волнением и пристально следим за замышляемыми злодеями кровавыми преступлениями.
Вероятно, повествование выиграло, если бы действие вначале было не так размерено, а развертывалось побыстрее. Однако к концу романа автор предлагает насыщенную и неожиданную развязку на фоне бушующих штормов. В результате торжествует смелость и мужество юности, а в пучине океанской находит гибель шайка бандитов.
Тщательно вынашиваемые планы и жадные грезы морского дьявола капитана Маркеля потерпели беспощадное фиаско, как тонко заметил литератор Г. Родственников:
А во сне видел он - золотой галеон,
Весь в бриллиантах от киля до мачты,
В золотые борта - ударяет волна,
В небесах реет птица удачи.
Не сбывается сон, Золотой галеон -
Шутка дьявола, не иначе…
Впервые роман был опубликован более ста лет назад, в январе- декабре 1903 года в журнале издателя Этцеля, друга и помощника Ж.Верна. Тема оказалась актуальной, т. к. активно обсуждался вопрос о присоединения датских владений на Антильских островах к Соединенным Штатам.
В том же году роман был представлен читателям в двух книгах, с интересными иллюстрациями известного Л.Бенетта.
Впервые в России он был напечатан в этом же году в журнале путешествий и приключений на суше и на море «Вокруг света» под названием «Стипендиаты», а затем в журнале «Природа и люди». Роман до сего времени весьма редкий и издавался в основном в собраниях сочинений Ж. Верна, с разного качества переводами и названиями.
Для сегодняшнего книголюба - это еще один малоизвестный у нас роман Жюля Верна. Отдадим должное – для писателя в преклонных летах он получился вполне занимательным, ибо над беспечно отдыхающей и благодушной молодежью постоянно висит «дамоклов меч» банды сбежавших убийц, которые едва сдерживается от резни для завладения судном и звонкими призовыми монетами.
И только счастливое Провидение в виде матроса Вилли Митца и мужество самих учащихся спасает их. Согласимся, есть в этом произведении нечто сильное, что заставляет нас обостренно переживать за группу учащихся-героев, глубоко задумываться об их судьбе и о трагической развязке сюжета.
Тем самым в романе ненавязчиво, но настойчиво слышится рефрен мудрого Жюля Верна, четко улавливающего веяния времени: «Люди, не теряйте бдительности во имя будущей жизни!».
И это предостережение стареющего мэтра звучит очень остро в нашу эпоху разнузданного международного терроризма, локальных войн и современного пиратства, разгула организованной преступности и коррупции – оно гремит тревожным набатом! «Бороться и не сдаваться!»
Наверное, чтобы каждый из нас в осени свой жизни, оглянувшись на пройденный жизненный путь, шторма и катаклизмы, мог смело и твердо сказать:
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир объять,
Все миллионы лет!
Я мыслил, чувствовал, я жил!
И все, что мог, постиг.
И этим право заслужил,
На свой бессмертный миг!
Не случайно на памятнике романисту Жюлю Верну высечены навечно великолепные слова эпитафии: «К бессмертию и вечной юности!»