Манекен с живым сердцем

Сулейманова -Качкина Юлия
Манекен с живым сердцем
Сулейманова-Светина
Часть 1        Камешек под каблуком.

  Как можно было додуматься до того, чтобы уехать с незнакомой девушкой на юг? Андрей не мог этого объяснить.Смешно в его возрасте говорить, что она ему просто понравилась.Да и вообще, что было между ними? Ничего общего,никаких точек соприкосновения, никакого чувства. Тем не менее,они смеялись, строя из песка домики, плавали вместе до буя, по часу вися на нем, словно рыбы-прилипалы. Затем шли в кафе по Набережной. Традиционно он заказывал себе рюмку водки и плов, ей - сок и шашлык. Затем они долго молча смотрели на море. Каждый думал о своем. Молчание нарушала всегда она. Андрей умел держать паузу.
  А, впрочем, на юге Андрей не задумывался о том, что его притягивало к девушке, почему он с тоской думал о скором возвращении в Москву. Сказать, что он устал - это значит,ничего не сказать.Андрей не просто устал.Артист задохнулся от дел.С каждым прожитым годом сокращались дни отдыха. "Андрей, ты же был на съемках в Одессе? Разве там нельзя было отдохнуть?",- удивлялся режиссер, когда артист просил три дня за свой счет.
  Ему было стыдно признаться, но зажатый график его жизни напоминал удавку: чем больше дергаешься, тем туже затягивает.
  И вдруг - Сухуми...
  Это было ранней весной 1978 года. Андрей сыграл в этом сезоне свой последний спектакль. Радовался, что, наконец, побудет дома со своей семьей. После спектакля к нему подбежала угловатая,худенькая девочка:"Андрей Александрович, спасибо за прекрасную игру. Жаль только, что я не поняла абстракционизма в декорациях. Конечно, Борис Мессереру - знаменитый театральный художник, но работать в сфере кубизма, да еще в Белом Доме, по-моему,безнравственно..."Артист был удивлен. Подобные слова он говорил совсем недавно своей жене.Как точно это юное создание подметило то, что многие зрители не видят и не ощущают.Андрею захотелось продолжить разговор. Он предложил довести девочку до дома. "Я не москвичка. Если Вас не затруднит, отвезите меня на вокзал",- ответила она. Мужчина посадил незнакомку на заднее сидение машины,сам же через зеркало поглядывал на нее. Она сидела спокойно, устало глядя в окно. Неожиданно Андрею показалось, что он где-то видел эту де6вчушку, знал ее. Но глупейший вопрос:"Мы с вами где-то встречались?" коробил артиста. У вокзала девушка скрылась толпе уезжающих и провожающих. Андрей долго сидел в машине, невольно слушая пыхтение аккумулятора. Какая-то незавершенность, словно неоконченное действие или роль давило на грудь и вызывало неприятное чувство "не до взятого" или "не до до того".
  Артист вышел из машины и зашел в "Зал ожидания" вокзала.Он сам не понимал,почему ищет среди спящих людей ее. Мужчина несколько раз прошел по залу и,наконец, увидел: девушка сидела, опустив голову, и рассматривая чью-то фотографию. Андрей тихо заглянул девушке через плечо. Она держала его фотографию. Незнакомка подняла глаза и быстро спрятала фотографию в сумочку."Вы еще не дома? Я уверена была, что Вы отдыхаете после спектакля..."- произнесла она тихо, словно рассуждая сама с собою. "Я решил Вас проводить",-сказал Андрей,подсаживаясь к ней на скамейку. "До трех часов ночи? Это геройство!",- кокетливо засмеялась она. Артиста покоробил этот смешок. "До трех действительно у меня не получится",-ответил он сухо и,ничего не говоря более,вышел из зала.
  Андрей ехал домой,мечтая поужинать и быстрее лечь в постель. Дочь спала, жена читала сценарий. Андрей посмотрел на себя в зеркало:мешки под глазами выдавали усталость и недавнюю бурную попойку с друзьями. "Пора заняться собою всерьез",- решил он,заворачиваясь в теплое одеяло.Мысли путались, рвались и переплетались между собой. Андрей плечом почувствовал, что жена тоже ложится, хотел ей сказать:"Спокойной ночи, милая", но не мог - не хватило сил...
  ...Артист увидел себя на сцене. Спектакль закончился.В зале сидела девушка с цветами в руках. Неожиданно Андрей вздрогнул, открыл глаза, не понимая явь это или сон. Он вспомнил, откуда было знакомо лицо девушки.В прошлом году, представившись журналисткой, она брала у него интервью. Андрей взглянул на часы. Время еще позволяло ему застать незнакомку на вокзале.Мужчина осторожно прошептал жене не ухо:"Милая, я поспал немного. Мне надо ехать. Я хочу встретиться с Раймондом, поговорить о нашей совместной работе над песней. Не хочу терять времени.
Полечу сегодня, а завтра вечером уже буду дома, не переживай. Я люблю тебя!" Андрей ласково обнял жену. "Зачем я это делаю? Какой же я дурак! Я не хочу никуда ехать! Я хочу спать, крепко спать..."
  ...На вокзале девушки не было. Мужчина обегал весь зал - она исчезла. Он вышел на улицу.Холодный, терпкий воздух защипал лицо. Андрей с облегчением закрыл глаза и глубоко вздохнул. Легкие наполнились чуть кисловатым от бензина воздухом. Озноб пробежал по всему телу.Артист вновь вспомнил постель, из которой он сам вырвался, предав в очередной раз жену. Говорят: даже мысль о преступлении - уже преступление.Сколько таких преступлений совершил Андрей?!
   Под светом синего фонаря мужчина увидел фигурку. Музейная статуэточка не могла сравниться с нею. Вполне возможно - это лучи фонаря романтично обыгрывали линии женского тела. Личико заслоняла густая прядь темных волос. Головка была повернута так изящно, что Андре. показалось "лебединая шейка сейчас будет плавно опускаться в воду." Плечико с воздушным платьем прикрывало тоненькую ручку. Чуть выпирающая грудка нежно просвечивалась сквозь платье. Одна ножка сексуально была приподнята.Казалось, что двушка застыла в танце мечты и надежды. Андрей узнал ее. Неожиданно испарился сон, желание быть с любимой женой тоже исчезло. Андрей почувствовал легкость и коварный соблазн, предвкушающий "новый романчик". Как хищный зверь он принял определенную "стойку". Нет, это было не чувство сексуального возбуждения. С этим желанием Андрей мог справиться спокойно. Эгоизм и чувство досады владело артистом в эти минуты.
   "Она должна быть моей"-. вспыхнуло в его голове. Артист уверенно зашагал к девушке."Вот мы опять встретились..."- сказал он, ласково глядя на красавицу. "А я знала, что Вы придете,"- ответила девушка. Артист удивился такой уверенности, но ничего на это не ответил. "Почему Вы не в зале? На улице холодно, давайте я Вас согрею...,"- пробормотал Андрей.
   Девушка не была против, когда он надел на нее свой пиджак. Пиджак громоздко висел на хрупких плечиках. Андрею стало холодно, и он предложил девушке пройтись по перрону. За полчаса до прибытия поезда Юлия, так звали девушку, пошла в камеру хранения и взяла свои вещи. При виде этих вещей Андрей почувствовал себя провожающем. Ужасно терять то, что еще не началось... Андрей не хотел расставаться. "Можно я поеду с тобой?"- неожиданно сказал он. "А мы разве перешли на "ты"? Пожалуй, это современно. Да, поехали",- уверенно сказала она.
   ...И вот они уже целую неделю. Неделя счастья и н6астоящего отдыха, о котором Андрей только мечтал.
   Юля смеялась, слушая как Андрей звонил жене из Сухуми:" Здравствуй,милая! В Прибалтике дождь и холодно.Я мерзну и скучаю по тебе. Приехать не могу, очень занят..."
   ...А в это самое время палило солнце, раскатисто шумело Черное море, любимая девушка сидела на скамейке и ела мороженое.
   Они гуляли по набережной Руставелли, и Андрей ей пел:"Сердце, тебе не хочется покоя! Сердце! Как хорошо на свете жить..." Ему действительно не хотелось покоя и хотелось жить. За эту неделю он узнал о Юле слишком мало. Она рассказала, что ее дед был писателем, мама - врачом, отец умер, когда она была еще девочкой. Артист узнал, что Юля мечтает стать артисткой, но мама об этом не знает и готовит ее в другой ВУЗ. Об актерской жизни Андрея Юля вообще никогда не говорила. Она, в отличии от его поклонниц, не признавалась ему в любви, не брала у него автограф, не старалась с ним сфотографироваться вместе.
   Андрей делил своих поклонниц на несколько категорий.В первую категорию входили девушки или молодые женщины, которые просто очень любили искусство. Они благодарили Андрея за хорощо сыгранную роль, брали у него автограф и уходили. Вторая категория поклонниц была более грубой. Эти женщины не просто брали автограф - они старались обязательно дотронуться до Андрея, вырвав у него пуговицу или того хуже, украсть пачку сигарет, платок или ручку. Третья категория была самая страшная. Андрей боялся ее больше всего на свете. Он называл таких женщин "Компромат". Эта часть поклонниц старалась затащить Андрея в постель как можно быстрее. Зная падкость артиста на женский пол, они создавали все условия для этого.Но первая ночь заканчивалась в большинстве случаев тем, что его либо фотографировали, либо неожиданно врывались, заставая Андрея в объятиях любовницы, мордовороты и, под угрозой скомпрометировать, вымогали у него деньги. Андрей вляпывался в такие ситуации несколько раз. Потом пробовал избегать таких ситуаций, но "всякое бывает...". А вдруг и с этой Юленькой очередной подвох?! К первой и второй категории эта девочка явно не подходила. Оставалась третья категория. Эти "поклонницы" умны и расчетливы.
   Андрей очень обрадовался, что в поезде у них не было общего купе. Но, несмотря на страх, ему,естественно хотелось "интима". Он и поехал с нею именно для этого. В поезде артист пробовал "подступиться" к девушке, когда она восхищалась пейзажем из окна.  Юля тотчас уходила к себе в купе.Так "по-детски" женихаясь артист отдыхал с юной поклонницей.Через десять дней они простились. Может быть артист когда-нибудь увидит Юлию, но, возвращаясь домой, к жене, Андрей старался не думать больше о своем неожиданном увлечении.Эта девушка была лишь мгновение, молния, поразившая его неожиданно.Но, вспыхнув, она исчезла. Осталась действительность, в которой артист жил.

 Часть 2.          Рождение. 

   Мать рассказывала: на свет Юля так торопилась, что родилась раньше положенного времени на месяц, а потому с маленьким весом в два килограмма. Это теперь медицина способна вытащить пятисот граммового человеческого зародыша из тьмы небытия. А в 60 -х жизнь Юли повисла на волоске, о чем врач - педиатр сообщил ее юной матери бесстрастным, постным голосом, стоя в проеме двери в палату. "Кто из Вас Светина?" Мать встрепенулась. "Ваш ребенок нежизнеспособен - сердечно - легочная недостаточность", и она плотно  закрыла за собой дверь. Ужас матери был запредельный. Из лучезарного состояния, в котором она находилась несколько последних часов, это известие враз превратило ее в застывшую меловую статую. Потом горячим потоком хлынули слезы, и три дня, пока врачи родильного дома праздновали День Революции, мать выжимала мокрые от слез полотенца. Отдохнувший во время яркого осеннего праздника медицинский персонал неохотно возвращался к работе. Начался обычный обход. В палате, где лежала мать, было необычно тихо. Лица рожениц с присосавшимися к ним детенышами, были напряженно - серьезны. Только одна мать ничком лежала на постели. Врач - акушер со свитой медсестер подошли к ее кровати со словами:"В чем дело, Светина?" Мать подняла лицо с распухшими, красными глазами, которые ничего не видели. Вокруг нее засуетились, вызвали окулиста. Акушерка, принимавшая роды, не на шутку взволновалась. " Почему младенца не прикладывают к груди?" Дежурная сестра ответила ей шепотом. Наступило замешательство. Дежурная сестра исчезла, а вернувшись снова шепотом что - то доложила врачу. "Покажите матери ребенка!"- строго приказала акушерка. Принесли тугой сверточек и подали матери. Но она не поверила - оттолкнула. "Я не состоялась как мать,"- лицо ее искривилось, но слез уже не было. "Возьмите дочь. Она живая и будет долго жить..."  Дрожащими руками мать приняла свое сокровище и заглянула в крошечное личико. Акушерка и вся ее свита радостно заулыбались. Каково было изумление матери, когда в крошечном личике ребенка она узнала черты своей матери! Неожиданный возглас:"Я, кажется, родила собственную маму!" - удивил всю палату.Приложив дочь к груди, мать испытывала странные, оглушающие чувства: словно она кормила собственную мать. И только через несколько дней к ней вернулось утраченное счастье материнства.
  Девочка росла слабенькой, но к годику хлопоты заботливой матери увенчались тем, что маленькая Юля превратилась в прелестную куколку. Но в их маленькой семье чего - то явно не хватало. Юля не понимала, чего именно. В три года ее определили в садик и там она впервые услышала слово "Папа". Придя домой, она первым делом спросила:"Мама, а у меня есть папа?" Мать ответила сухо и коротко:"Нет. Он умер." С той поры смутная грусть поселилась в сердце ребенка.
  Девочка росла тихой, слегка заторможенной. Плохо ела.Матери в детском саду говорили:"А ваша Юля воду жует." Действительно, уставится в окно, о чем -то своем думает.С ложкой над ней прыгают мать, бабушка, дед и радостно впихивают ей кашу. Да вот незадача. Не глотала она ничего, а кашу держала, как хомяк, под щеками. Бывало, безутешная мать выковыривала у нее эту кашу.Что смогли втиснуть - и на том спасибо.Однако к умственно - отсталым отношения Юля не имела. Уже в пять лет хорошо знала азбуку и назубок читала Есенина, Фета, Тютчева. Мать неустанно заботилась не только о росте своей любимой дочурки, но и о ее развитии: включала ей классическую музыку, покупала книги. Особенно матери было тяжело видеть, исчерканную до дыр цветными карандашами детскую энциклопедию. Да и на детских сказках она делала также карандашные отметины. Любовь к настоящей живописи особенно ярко проявилась в 13 лет, когда  мать затеяла ремонт в новой квартире. Обоев тогда еще не было. Стены красились цветным мелом. Придя с работы, мать обнаружила над своей  кроватью огромного летящего Пегаса, символа поэзии. Конь больше напоминал осла с крыльями. Мать не стала дочь ругать за испорченные стены, после того, как Юля объявила, что Пегас будет вдохновителем поэзии. Она знала эту небольшую слабость матери. Из красивой девочки в 13 лет Юля превратилась в длинноногую и длиннорукую паучиху. К тому же и нос приобрел черты Буратины. Эти предростковые недостатки определили ее характер. Девочка редко выходила гулять во двор, не имела подруг.Видимо поэтому в классе ее стали дразнить "Старуха Шипокляк". В те годы Юля была прямолинейна и риска. За реплику в адрес учителя, что прежде надо самой выучить стихотворение, а потом задавать его ученикам, Юля была резким движением руки выдварила из класса.Девочку учитель литературы вообще не любила. Однажды Юля услышала,как Мария Александровна говорит школьницам:"Конечно, у нее же дед писатель, вот она и получает первые места в области по сочинениям..." Юля не стала притворяться, что не слышит разговора. Наоборот, она смело подошла и сказала:"Конечно, мой дед сидит под партой и диктует мне предложения!"В классе загоготали, а учительница яростно выскочила из кабинеты. Вначале Юля не ходила только на ее уроки. Потом решила не ходить в школу вообще.Дома лучше, спокойнее: с котенком поиграет, Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" почитает, порисует, музыку послушает, фильм посмотрит. Но расплата рано или поздно пришла. Мама вернулась домой раньше обычного. То, что девочка изовралась было видно сразу, поэтому мать быстро ушла в школу для выяснения всех причин такого поведения дочери. Юля металась по комнате, плакала, но понимала, что теперь уже не выкрутится никогда. Чтобы быстрее прошло это ужасное время ожидания, девочка схватила газету и стала ее читать. Там было написано, что некогда Лорд Норд Клиф сформулировал стандарт сенсаций:если собака укусит человека - это не новость, а вот если человек укусит собаку - тогда это новость. В Нью -Йорке человек стал кусать человека.