Отец Гурий

Александр Быков 3
Есть ли святость в современном мире? Вопрос непростой и определенный
ответ на него никто дать не может. Спросите к примеру официальное лицо в Вологодской митрополии, что они думают по поводу вологодского старца, игумена Гурия Чезлова и в ответ услышите, что старец давно умер и...ладно, а все разговоры о чудесах на его могиле,  сбывшихся предсказаниях ничего не стоят.
-Разыщите духовных чад старца и задайте им тот же вопрос. Вам расскажут много об этом человеке, по своему духовному подвигу чем то похожего на протопопа Аввакума.
-Игумен Гурий не был старообрядцем, он не относился ни к «зарубежникам», ни к катакомбной церкви. Он просто проповедовал, то, что считал нужным, не оглядываясь на мнение иерархов и непосредственного начальства, за что и был не любим ими. Они же после кончины старца сделали все, чтобы память о нем угасла, но ошиблись. Достаточно набрать в поисковике «Гурий Чезлов» и откроется столько материалов, что любому архиерею позавидовать.


Юрий Геннадьевич Чезлов родился в 1934 г. в Тотьме в обычной семье. До 1981 г. он был обычным мирским человеком, работал фотографом, имел семью и детей. Решение принять монашеский постриг Юрий вынашивал долго. Спустя годы сам вспоминал об этом так: «шаг шагнешь да шаг обратно, враг-то не пускает.» Первый иноческий чин отца Гурия - иеродиакон. В 1988 г. архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил рукоположил его в сан иеромонаха. В 1996 г. по указу патриарха Алексия Второго иеромонах Гурий Чезлов был возведен в сан игумена.  С 1991 г.  он являлся монахом возобновленного Спасо-Прилуцкого монастыря, одним из первых его насельников.
Я был хорошо знаком с отцом Гурием  и сегодня, вспоминая старца, кажется важным сказать то, о чем умалчивает его официальная биография.
Жизнеописание вполне успешного на первый взгляд в своей духовной карьере человека, грешит недомолвками. Проповеди отца Гурия неизменно раздражали монастырское и епархиальное старшинство, но народ шел в Прилуки и ссылка игумена в дальние приходы казалась церковным начальником хорошим выходом из ситуации.
«В связи с церковной необходимостью его переводят настоятелем Покровской церкви села Усть-Печеньга Тотемского района. Он окормлял также приходы Тарногского района, понёс немало трудов и тягот, сказавшихся на его здоровье»,- читаем мы в официальной биографии старца.
Его сослали с глаз долой в один из самых бедных и дальних приходов епархии- Усть-Печеньгу вскоре после указа патриарха Алексия о возведении Гурия в сан игумена. Оттуда он должен был ездить еще более чем за 150 километров в Тарногу отправлять требы, но никогда игумен Гурий не жаловался на судьбу, исполнял все с кротостью, достойной высших похвал.
Перед отъездом через свою духовную дочь он передал мне записочку со словами: «Увозят меня, не знаю куда».
Причиной опалы и ссылки была активная деятельность по неприятию ИНН и новых паспортов. Мы немало говорили с ним в том числе и об этом. Батюшка неизменно считал все цифровые технологии исчадием ада и происками Сатаны. Обращаясь за размножением духовных материалов всегда спрашивал, как это будет делаться? И когда ему говорили, что листовки будут размножаться на ксероксе, он довольно кивал головой со словами: «ксерокс это хорошо, он божий свет излучает».
По детски чистая вера в этом человеке удивительным образом сочеталось с прозорливостью и непоколебимой уверенностью в своей правоте. И во многом, он оказался прав. Принятие ИНН лишило современного человека свободы. Государство поставило его под полный контроль, телевидение подчинило массовое сознание людей, а без паспорта сейчас даже в автобусе не уедешь, какая уж тут свобода.
Была и еще одна причина высылки старца «куда подальше». Он активно выступал против искажения монастырских общежительных правил. С насельниками в Прилуках всегда было туго. Пришедшие на послушание редко выдерживали суровый распорядок монашеской жизни. Но были среди них и те, кто решил надеть черную ризу не для того, чтобы служить Богу, а для карьеры.
Однажды, еще до ссылки отец Гурий сообщил мне, что новый монах, отец Аристарх, в миру Андрей Егоркин, ведет непотребный образ жизни. «Вот,-негодовал старец- записочки пишет богомерзкие, а уж что они с послушниками содевают- не высказать!»
-Какой еще Егоркин, -спрашиваю я старца,- не тот ли, что раньше в народном театре дурачком прикидывался?
-Он самый, Однрюшка, и есть!
-Как же его рукоположили?
-Эту тайну не знают даже ангелы.
-Что, все так серьезно?
-Мочи нет. В кельях творят непотребство,- сказал отец Гурий.
Больше я от него ничего выпытать не мог.
Действительно,  Андрей Егоркин, который в 1993 г. скоморошничал на корабле во время путешествия дорогой Петра Великого вдруг уверовал и был пострижен под именем отца Аристарха. Я был в шоке. Более отвязного и циничного типа на моем пути ни до ни после не попадалось. Какая там вера, если человек в иноческом облачении рисует в келье самолетики в небе и пишет пакостные словеса в адрес человека, который много старше его и по возрасту и по духовному званию.
Но у монастырского начальства об Аристархе было иное мнение. Он всех устраивал.
Спустя годы Егоркин показал себя во всей красе. Он расстигся и перешел в иудаизм. Говорят сейчас служит раввином в хоральной синагоге. Большего оскорбления для православия представить сложно. Прозорливец Гурий видел насквозь лживую душу лжемонаха Аристарха, боролся как мог, но безуспешно.
Не ладились отношения у игумена и с  архиереем. Выпускник института имени Лесгафта, бывший спортсмен и тоже фотограф архиепископ Максимилиан возненавидел Гурия после того, как тому было видение свыше, что епископ поставлен самим Сатаной. Батюшка говорил мне об этом и истово крестился, говорил видимо и другим, и когда слухи дошли до Максимилиана, он прогневался и вызвал батюшку «на ковер». Разнос у архиерея дело страшное для любого православного священника, но отец Гурий не испугался. «Ты хоть креститься то правильно умеешь, в Троицу то хоть веруешь?»- заявил он князю церкви.
Надо сказать, что вопрос был задан не праздный. Сотворение крестного знамения для отца Гурия являлось серьезным ритуалом, просто «отмахнуться» было совершенно невозможно. Вот как описывает это действо один из студентов Вологодского духовного училища: «Учил он тому, как нужно правильно совершать крестное знамение. Не раз я видел, как он показывал кому-нибудь способ совершения образа креста: крепко сжав персты правой руки, отец Гурий с силою быстро припечатывал их к необходимым местам, причём особое внимание уделял наложению троеперстия на чрево, - чтобы нижняя перекладина креста не была слишком короткой, - и на левое плечо, - обязательно сверху него. Если ставить пальцы на само плечо, объяснял он, то бес, пребывающий за левым плечом христианина, отлетает. С великим терпением отец игумен показывал этот способ крещения всем и каждому». После этого гонения на старца усилились. Дело дошло до обысков в келье, где искали запрещенную литературу. Настоятель Спасо-Прилуцкого монаcтыря Динисий (Воздвиженский) мог бы много рассказать об этом, вот только захочет ли?
«Часто говорил батюшка Гурий: Обо всем меня спрашивают, но как спастись никто не спрашивает. Хотя это должно быть у всех на устах. А чтобы спастись, нужно пройти вместе с Христом весь его путь по Евангелию, и все его страдания просочувствовать самому и помнить их каждый день»,- вспоминал потом монах Алипий, служивший вместе в отцом Гурием в Усть-Печеньге и Тарноге.
Помню и я подобный случай. Как-то раз отец Гурий пришел рано утром делать ксерокопии молитв, выглядел очень уставшим и задремал прямо в полиграфическом салоне. Потом я узнал, что он вставал ночью и до утра читал молитвы, не жалея своей плоти. Я тогда спросил старца:
-Что, батюшка Гурий, опечален? Не случилось ли чего?
Он мне грустно так ответил:
-Ведь как не печалиться, человечество спасать надо!
-А сам-то спасешься, батюшка?» - спросил я с некоторой долей скептицизма.
-Да разве обо мне речь, - вздохнул старец.
Духовные чада игумена Гурия приводят массу его сбывшихся пророчеств, случаи исцеления и другие чудеса. Сам я неоднократно убеждался в прозорливости старца, но один случай особенно засел в памяти.  Священник, отец Александр, о котором я рассказывал выше был за свое поведение порицаем старцем и грубо ему ответил. «Воздасться»- сказал отец Гурий, и как потом стало ясно, предсказал судьбу непутевого священника.
Он ушел из жизни в 2001 г. как и хотел, постигнув весь мученический путь Христа, ругаемый и презираемый властями, но почитаемый народом.
Три судьбы, три пути, три истории,( Александр, Аристарх, Гурий) как в зеркале отразили проблемы русской православной церкви. Убежден, что игумен Гурий Чезлов рано или поздно будет прославлен, а его недруги посрамлены. Надеюсь и этот очерк, написанный с большим уважением у покойному старцу, послужит благому делу.