Подвиг

Игорь Колс
"Ибо, как тело без духа мертво,
 так и вера без дел мертва"
 
          Из послания Св. Апостола Иакова


Ставрула, греческая девочка, иммигрировавшая с родителями в Америку после неполадок на родине в шестидесятых годах, достигла своего совершеннолетия.
За десять лет, что она прожила в новой стране, она совсем не американизировалась, а наоборот приняла православие в самую душу.
Жених был ей найден родными заранее. Последний год он подбирал её после школы, оберегая от внимания сверстников. Ему исполнилось двадцать пять лет, он имел работу в семейном бизнесе, вёл самостоятельную жизнь и уже разъезжал по Америке на своем авто. Джордж был статный и импозантный, его тщательно выбритые скулы отливали синевой, и он притягивал взгляды Ставрулиных одноклассниц. К радости Ставрулы он не обращал на них никакого внимания.
У Джорджа был старший брат – Нестор, которому исполнилось тридцать лет. Он уже был женат, имел годовалого сына и давал советы брату, как уберечь любимую девушку.
Джордж, приходя к брату в гости, без устали нянчился с маленьким племянником. Жена Нестора, Тереза, даже слегка ревновала Джоржда к своему малышу, так как он не выпускал маленького Апостолиса из своих рук и тогда, когда мать хотела сама уложить его спать.
- Когда ты уже своих заведёшь? – спрашивала она Джорджа.
Джордж смеялся в ответ:
- Да вот, Ставрула за меня не идёт!
- Когда на свадьбе плясать будем? – серьёзно спрашивал брата Нестор, включаясь в разговор.

Через год Джордж женился на Ставруле, и они стали дружить с Нестором и Терезой семьями. Прошел ещё год. Тереза ожидала второго ребенка. Джордж и Ставрула чаще проводили время с Апостолисом, которому исполнилось три года, и приобрели опыт по уходу за детьми. Ставруле миновал двадцать первый год, и она мечтала иметь своего ребенка.
Когда Тереза родила очаровательную дочку, радости всем не было конца. Ставрула прижимала маленькую Зою к груди, как свою, а Джордж умилялся до слёз славной крошке.
Нестор с Терезой после рождения второго ребенка почувствовали себя полноценной семьей. Нестор стал заметно серьёзнее, а Тереза по-настоящему почувствовала всю радость материнства.
Ещё продолжали поступать поздравления от родных и знакомых, когда врачи обратили внимание на небольшую припухлость в области уха новорождённой. Терезу уверили, что опасаться нечего, но попросили обследовать ребенка.
Лёжа в палате в окружении цветов, Тереза неохотно расставалась со своей малюткой, когда ее забирали на очередной осмотр врачей. Медсестра всегда с вежливой улыбкой возвращала Терезе колыбельку с Зоей и говорила, что всё в порядке. Но на следующий день опять просила взять ребенка на новое обследование.
Нестор ежедневно после работы приходил к Терезе всё более озабоченный. Тереза спрашивала его:
- Что с Зоей? Мне не говорят ничего. Мы должны знать, что происходит!
Нестор отводил глаза и просил не волноваться, уверяя, что всё в порядке.
- Тогда почему я лежу здесь вторую неделю? – спрашивала его Тереза. – Ведь с Апостолисом меня выписали на второй день!
- Не волнуйся, дорогая, – мягко отвечал ей Нестор. – Просто врачи хотят убедиться, что всё в порядке.

Ставрула с Джорджем встретили Нестора при его выходе из роддома и сразу отметили отпечаток боли на его лице.
- Что происходит, Нестор? На тебе лица нет! – обратилась к нему Ставрула.
- Как Тереза? Как малышка? – взволнованно спросил брата Джордж.
Нестор отвел глаза в сторону, чуть-ли не прикрываясь рукой.
- Нестор, – Ставрула взяла его за руку.
Глаза Нестора покраснели и наполнились слезами.
- Что с тобой, брат? – Джордж обнял Нестора за плечо.
Из груди Нестора раздалось глухое рыдание.
Джордж и Ставрула взяли Нестора за руки и усадили на соседнюю лавку. Минута прошла в молчании. Ставрула первая нарушила тишину:
- Нестор, скажи нам, что случилось.
Нестор опустил голову на грудь и чуть слышно сказал:
- Я не хочу, чтобы Тереза знала. Это может убить её.
- Говори скорей, что случилось, Нестор. Мы во всём поможем тебе! – воскликнула Ставрула.
Нестор посмотрел на Ставрулу сквозь слёзы и сказал еле слышно:
- У Зои обнаружили рак.
- Что-о? Рак? – Воскликнула Ставрула. – Не может быть!
Джордж сидел совершенно потерянный, его взгляд, казалось, остекленел.
- Врачи говорят, что надежды на спасение нет, – выдохнул из себя Нестор.
- Не может этого быть! – твёрдо и уверенно сказала Ставрула.
Нестор вдруг посмотрел на неё с надеждой, но через секунду сник.
- Метастазы по всему телу, и жить ей не больше месяца, – всхлипнул он и уже не смог сдержать свои рыдания.
- Подожди, подожди, брат! Что-то придумаем! – обнял Нестора за плечи Джордж.
- Мы должны сказать об этом Терезе! – неожиданно громко и твёрдо сказала Ставрула. – Ей необходимо знать всё!
Нестор с испугом посмотрел на Ставрулу:
- Она сейчас в таком состоянии… Эмоциональном…
Он опять стал плакать, закрыв лицо руками.

Ставрула после такой новости не спала всю ночь. Она искала выход из этой ситуации, молила Бога о помощи и верила, что найдет какое-то решение. С Джорджем они проговорили допоздна, и он лёг спать, чтобы утром не опоздать на работу. Она же творила молитвы, призывала на помощь Богородицу, к которой всегда обращалась в трудные минуты, вспоминала других святых, давала обеты Господу.
Вдруг, когда уже стало светать, внезапно открылся ей образ Святого Нектария Эгинского. К нему она никогда раньше не обращалась. Знала только, что мощи его почивают в Греции и что приезжают к нему за помощью со всей страны. Неожиданно, почувствовав сердцем необъяснимую уверенность в его заступничестве, она с трепетом обратилась к нему:
- Святой Нектарий, верую, что ты поможешь маленькому чаду, не оставишь без твоей помощи. Исцели крошку Зою, верни радость её матери, угаси горе отца её. Я же берусь привезти её к тебе и сделаю всё, что от меня зависит, буду строго поститься и всю поездку посвящу тебе одному, ни на что не отвлекаясь.
Произнеся эти слова, Ставрула почувствовала облегчение. Она будто поняла, что её обращение услышано и принято. В ней появилась твердая уверенность, что, если она исполнит своё обещание, то Зоя непременно исцелится.
Ставрула закончила молитвы, поблагодарила Господа и, когда вошла в спальню, зазвонил будильник. Джордж приподнялся в постели и, увидев перед собой одетую супругу, удивился:
- Ты уже встала?
- Джордж, я знаю, кто может нам помочь! – вместо ответа сказала мужу Ставрула.
- Кто? – Джордж смотрел на жену с искренним удивлением.
- Святой Нектарий, – ответила Ставрула и замолчала, ожидая реакции мужа.
- Святой Нектарий? – удивился Джордж. – Это тот, что в Греции?
- Да! Это он! – обрадовалась Ставрула, что муж знает, о ком она говорит.
- И как? – спросил Джордж.
- Надо везти Зою к нему, к его мощам. Она исцелится! Я верю в это!
Джордж задумался.
- Как ты это себе представляешь? – спросил он после паузы. – Нужен паспорт для ребенка, разрешение врачей, согласие матери…
Джордж, родной мой! Это всё мелочи! Главное сделать это, отвезти Зою к святому.
- А если ничего не выйдет? Что тогда? Кто тебе спасибо скажет? Одни билеты сколько стоить будут!
- Главное, чтобы ты был согласен со мной! Поддержи меня, мы оплатим билеты. Я верю в её исцеление! Я сделаю всё, что от меня зависит, я уже и обет дала!
Джордж внимательно посмотрел на жену, впервые видя её в такой непоколебимой уверенности, и спросил:
- Сколько, ты считаешь, это возьмёт времени?
- Только один день! – ответила сразу Ставрула.
- Один день?! – подскочил в постели Джордж.
- Один день в Греции, плюс дорога, и всё! – ответила Ставрула.
- Такую дорогу? Ради одного дня в Греции! Ты что, шутишь? – Джордж смотрел на жену с подозрением.
- Не ради дня в Греции, а ради исцеления Зои! – вспыхнула на миг Ставрула.
- Неужели ты не захочешь посмотреть свой дом, встретить родных? Моя сестра там живет! Надеюсь, ты про неё не забыла? – возвысил голос Джордж.
Ставрула присела на край постели, взяла руку Джорджа в свою, сжала её слегка и сказала:
- Джордж, ты меня должен понять. Я обет дала…
- Не посоветовавшись со мной? – в глазах Джоржда мелькнула хмурая тучка.
Ставрула обхватила его руку другой рукой и сказала шепотом:
- Джордж, дорогой, пойми меня. Я верю, что это необходимо. Я должна так поступить! Я ни к кому не собираюсь там заходить и не хочу, чтобы даже кто-то знал, что мы там будем.

В этот день Ставрула знала, что самое главное дело – будет её разговор с Терезой, которой не только надо открыть страшную правду, но и убедить поехать в Грецию к мощам святого. Ставрула молила Бога о поддержке и уповала на Его помощь.
В роддоме, увидев Терезу с маленькой Зоей на руках, Ставрула чуть не потеряла самообладание. Она собрала всю свою волю и радостно произнесла:
- Тереза! Как я рада тебя видеть!
Тереза слегка улыбнулась. В последние дни она чувствовала, что-то неладное, она понимала, что от неё что-то скрывают и, когда ей возвращали Зою после очередного осмотра врачей, она сама внимательно осматривала её, как бы ища обоснование своей тревоге.
- Я знаю, что тебе жутко надоело быть здесь, – Ставрула обвела глазами палату. – Но, я думаю, что на этой неделе тебя обязательно выпишут.
Тереза доверительно протянула руку к Ставруле, и та села в кресло рядом с ее кроватью.
- Смотри, – указала ей Тереза на припухлость на Зоиной головке. – Мне кажется она увеличилась.
Ставрула внимательно посмотрела на заметную шишку рядом с ухом, погладила по ней большим пальцем в обе стороны и заговорщицки сказала:
- Я знаю, что делать.
Тереза взметнула на неё глазами и спросила:
- Ты знаешь, что это?
- Нестор вчера, после посещения тебя, рассказал мне об опасениях врачей, но не беспокойся, я знаю, что делать.
- Я так и знала, что это что-то серьёзное. Почему они скрывали от меня? Что с ней?! – Тереза грозно взглянула на Ставрулу.
- Врачи до окончательного диагноза не могли тебя беспокоить, – Ставрула смотрела в глаза Терезе. – Ты ведь понимаешь это?
- Что с ней? – с испугом спросила Тереза.
- Опухоль. Быстро растет. Нужно принимать срочные меры, – быстро ответила Ставрула.
- Какие меры? – воскликнула Тереза.
- Ну, у врачей свои методы. Они меня в них не посвящали… Но у меня есть своё решение, – спокойно и уверенно сказала Ставрула.
В глазах Терезы появились большие слёзы и покатились по щекам одна за другой.
- Тереза, ты старше меня, у тебя всегда хватало выдержки на всё. Я знаю, что делать. Мне от тебя нужно только одно – полная поддержка. Мой Джордж в курсе всего. Он полностью на нашей стороне.
- На чьей стороне? – спросила со вздохом Тереза и повернулась набок, чтобы уложить Зою в колыбельку.
- Я надеюсь, ты со мной, – Ставрула внимательно смотрела на Терезу.
- Что нужно делать? – спросила Тереза не своим голосом.
- Лететь в Грецию, к мощам святого Нектария! Он исцелит её! Мне было откровение, я уверена в этом!
Тереза перевела взгляд к окну и посмотрела вдаль.
Ставрула продолжала:
- Для Зои получить паспорт займет три дня. Мы можем вылететь на следующей неделе и через день вернуться. Билеты возьмет Джордж, и он закажет гостиницу. Мне нельзя там быть больше – я обет дала!
- Нет, билеты возьмёт Нестор, и он закажет гостиницу, – тихо согласилась Тереза.
- За себя я заплачу сама! – безапелляционно сказала Ставрула.

Врачи взяли с Терезы подписку, что она снимает с них всякую ответственность и выписали её с Зоей на следующий день. Нестор выхлопотал паспорт для Зои в два дня и купил билеты в Афины. Было решено, что он останется дома с сыном.
Ставрула приняла на себя строгий пост и в самолёте ела только булочку, запивая водой. Тереза ничего не замечала вокруг себя. Она была в каком-то оцепенении и положилась полностью на Ставрулу.
В полёте Ставрула находилась в постоянной молитве, изредка отвлекаясь на разбор плана своей миссии: смотрела по карте, где расположена гостиница, как от неё добраться к святому Нектарию, рассчитывала как после лучше вернуться в отель, чтобы отдохнуть перед вылетом домой и переживала, что есть лишние семь часов, которые нужно провести в Греции перед вылетом в Нью-Йорк.
Когда объявили посадку в Афинах, Тереза и Ставрула удивились. Так быстро, им показалось, пробежало время в полете. Всё складывалось легко и удачно, и они, оставив вещи в гостинице, торопились к такси, которое ждало их на улице. На миг им померещилось, что они только выезжают из Нью-Йорка. Они переглянулись, поняв друг друга, и опять ушли в свои молитвы.
Войдя в величественный храм, где покоились мощи святого, Ставрула с Терезой посмотрели по сторонам, и Ставрула уверенно двинулась к гробнице, будто уже была здесь раньше. Тереза шла за ней, не отставая, прижимая к себе Зою, которая на удивление всё время спала.
Перед святым Нектарием паломницы остановились в благоговейном почтении. Он лежал на возвышении в открытой раке, как мирно спящий старец. Черные брови, окладистая седая борода, спокойный лик – всё говорило, что он жив. Черная митра, одетая на его голову, будто указывала, что он всё при исполнении своих обязанностей.
Ставрула перекрестилась, прочитала молитву святому Нектарию и приложилась к нему. Потом повернулась к Терезе, приняла у неё Зою и стала с ней на колени перед святым.
- Святой Нектарий, – обратилась она к нему. – Я здесь по твоей милости и по милости Господа нашего Иисуса Христа и его Пресвятой матери, нашей Заступницы Небесной. Вот – чадо Зоя пред тобою, как я обещала! Я всё исполнила, как могла. Да проявится милость твоя и Господня на сем младенце в его исцеление и другим в назидание.
Ставрула встала с колен, приблизила Зою к святому Нектарию и указала Терезе подойти к раке.
Тереза сделала шаг вперед, перекрестилась и тут же упала на колени, рыдая. Плач её на удивление не был плачем скорби, а был благодарностью исходящей из самого сердца.
Вернувшись в гостиницу, Тереза уснула рядом с дочкой, она тоже не спала всю дорогу от Нью-Йорка.
Ставрула же не могла уснуть и всё продолжала творить про себя молитвы. Прошло два часа. До выезда в аэропорт оставалось ещё пять часов. Ставрула не могла отогнать от себя мысли, которые упрямо лезли ей в голову. Ей нестерпимо хотелось выйти из отеля, пройти по улицам родного города, который она покинула в восемь лет, но хранила в памяти детали знакомых зданий и площадей.
Тринадцать лет она не была на родине. Всего в нескольких автобусных остановках её дом, где прошло её детство. Ведь ничего не будет, если она только посмотрит на него или только прикоснётся к старинной медной ручке двери, которую она, будучи маленькой, с трудом поворачивала. А если она увидит своих подружек-соседок? Какими они стали за это время? Узнает ли она их, или они её? Ну что с того, если она поздоровается с ними и расскажет о себе.
Пока эти мысли крутились в голове, Ставрула не заметила, как взяла лист бумаги, ручку и написала: «Тереза, я скоро вернусь.»
Прикрыв за собой дверь, Ставрула вышла из номера, прошла мимо портье, кивнув ему головой, и, оказавшись на улице, улыбнулась.
«Это – мой родной город!» – подумала она. – «Моя миссия выполнена!»
Ставрула перешла на улицу, где была остановка в сторону её дома, и тут же подъехал автобус. Она вошла в него, села за водителем, и автобус тронулся. Ставрула всматривалась в дома, улицы, деревья, с радостью узнавая места своего детства.
Вот она проехала одну остановку, другую. И вдруг в голове, далеко на заднем плане, мелькнула мысль: «Что ты делаешь? Ты ведь давала обет!»
«Я уже всё выполнила», – попыталась возразить Ставрула.
Но подсознание кричало ей, что не всё, что она обещала всю поездку посвятить только одной цели, ни на что не отвлекаясь.
- Остановите! – закричала Ставрула прямо в ухо водителю.
Он в этот момент как раз подъехал к остановке, посмотрел на неё с удивлением и открыл двери. Ставрула выбежала на улицу и побежала к гостинице, что было сил.
Только перед входом в отель она перешла на ходьбу, чтоб перевести дыхание. Тихо открыв дверь в номер, она увидела Терезу с Зоей также спящих на кровати, как она их и оставила.
Она взяла свою записку, жирно перечеркнула её и на обратной стороне написала: «Тереза, встретимся в аэропорту на посадке. Буду ждать тебя там. Ставрула».
При выходе она попросила портье разбудить Терезу за полчаса до её такси и, дождавшись своей машины, громко сказала шоферу:
- В аэропорт!

В Нью-Йорке их встречали мужья с цветами, как победителей.
Тереза провела дома сутки. Она увидела, что на месте Зоиной шишки осталась еле заметная вмятинка.
На обследовании в госпитале врачи развели руками:
- Такого не может быть!
Они сомневались, что это тот же ребенок.
Тереза им указывала на место, где была шишка:
- Смотрите, вот же от неё след остался!
Врачи переглядывались, не зная, что сказать.

В этот день, вечером, Тереза рассказывала мужу про Ставрулу:
- Нестор, ведь она нас из такой беды вытянула! Я до сих пор не могу понять, откуда у неё такая вера, такая убеждённость в своей правоте! Если б я не увидела в ней той удивительной решимости, я бы никогда не согласилась на поездку в Грецию. А как она вела себя всю дорогу! Глаз не сомкнула трое суток! Я видела, что она только воду пила! И в аэропорт, в Афинах, скорее уехала, боясь искушений. А я-то глупая на какой-то миг даже на неё обиделась, а она ведь совершила… настоящий подвиг!