Пешка

Игорь Колс
           «Возбранный чудотворче, и изрядный угодниче Христов!
           мiру всему источаяй многоценное милости миро,
           и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовiю,
           святителю Николае: ты же, яко имеяй дерзновенiе ко Господу,
           от всяких мя бедъ свободи, да зову ти: Радуйся,
           Николае, великiй чудотворче.» 
               
                Акафист Святителю Николаю



На свой первый юбилей, который шёл сразу за Рождеством, маленький Виктор ожидал какой-нибудь необычный подарок. Так повелось, что рождественская ёлка всегда стояла до дня его рождения, и родители клали под неё подарки сразу на два праздника.

Юному юбиляру казалось, что он почти вступает во взрослую жизнь. С семи лет он играл с отцом в шахматы и уже обыгрывал всех ровесников во дворе. Ему не хватало только своих шахмат для полного счастья. Шахматы отца Виктору не разрешали выносить из дома. Они были редкие и очень красивые. Размер доски и фигур был заметно больше обычного и играть ими было одно удовольствие. Виктор и не мечтал о таких шахматах.

Увидев утром шахматы отца под ёлкой, он удивился и подумал, что они попали туда случайно. Он присел перед ними, открыл шахматную доску и не поверил своим глазам. На внутренней стороне коробки было аккуратно написано: «Дорогому сыну в день десятилетия! Будь умником! Папа». И ниже стояла дата.

- Вот это да! – воскликнул мальчик.

Доверие отца тронуло Виктора. Этот подарок сделал его сразу взрослее и ответственнее. Он тут же дал себе слово, что никогда не испортит и не потеряет эти замечательные шахматы.

В последних классах школы Виктор стал участвовать в шахматных турнирах, потом - в студенческих чемпионатах. Победы ему давались легко. Играл он с самыми разными людьми: студентами, преподавателями, пенсионерами...

Он стал замечать характер игроков, который неожиданно открывался во время игры. Многие были самолюбивы и сильно уязвлялись поражением. Открывая для себя людей с такой стороны, Виктор всё меньше хотел играть в шахматы и, когда начал работать, совсем оставил их.

Он познакомился с девушкой, которую полюбил с первого взгляда, и они поженились. Отец Ани благословил их союз старинной иконой и подарил её им.

Молодые после венчания сняли отдельную квартиру и перевезли в неё своё небольшое имущество. В красном углу поместили икону Святителя Николая Чудотворца, подаренную тестем. Напротив - поставили большой кожаный диван, а к другой стене – обеденный стол со стульями. Остальные вещи уместились во встроенном шкафу с полками, куда Виктор положил и свои шахматы.

- Какие необычные шахматы, – сказала Аня, любуясь изящными фигурами.

- Нравятся? – улыбнулся Виктор.

- Сыграем? – предложила в ответ Аня.

- А не боишься проиграть? – спросил он её с легкой иронией.

Они сели одновременно на диван, расставили фигуры на доске и посмотрели друг другу в глаза. Виктор почувствовал, что Аня уверена в своих силах.

Анна попыталась поставить мужу детский мат, но он только улыбнулся про себя. Партия затягивалась. Виктор не ожидал от жены столь сильной игры и не скрывал своего удивления. Когда ему удалось одержать перевес, он облегчённо вздохнул. Аня, видя, что ей не удаётся выиграть, положила своего короля на доску, принимая поражение.

Виктор хотел перейти к другим делам, но Аня предложила сыграть ещё партию.

Они сыграли ещё две партии, и каждый выиграл по разу.

- Поздравляю, - сказала Аня.

- Я вижу, и ты хорошо играешь, – ответил Виктор с уважением.

На какое-то время они забыли о шахматах, но потом, зимними вечерами, возвращались к ним, играя по три - четыре партии, в которых по очереди выигрывали друг у друга с небольшим перевесом.

Виктор заметил, что Аня с каждой партией всё больше узнавала его тактику и могла всё лучше противостоять ей.

Однажды, когда счёт был два-два, и страсти кипели, как никогда раньше, они решили, что сыграют последнюю партию, которая и определит победителя. Время было за полночь, игра шла медленно, игроки устали и нервничали, каждый обдумывал подолгу свой очередной ход. Виктор брался за фигуру, но потом, передумывая, оставлял её.

- Взялся за фигуру, ходи! – указывала ему Анна.

- Подожди, мне ещё подумать надо, – отказывался Виктор.

Ситуация на доске была критической. Аня после долгих раздумий сделала ход ладьёй и посмотрела на мужа. Виктор тут же побил ладью конём и воскликнул:

- Шах!

- Ой! Я ошиблась! Я хотела сделать другой ход! – расстроилась Аня.

- Ты разве не знаешь, что настоящий игрок не играет, а ждёт, когда соперник ошибётся? – торжествовал Виктор.

Аня, вспыхнув, смахнула с доски шахматы.

- Ты что?! – Виктор строго посмотрел на жену и начал собирать с ковра фигуры.

- Извини, я не хотела, - сказала Анна и стала помогать ему.

Не хватало белой пешки, и они вместе искали её по всей комнате. Они несколько раз передвинули диван и осмотрели его со всех сторон - пешки нигде не было.

- Где же она может быть? – повторял Виктор.

- Не волнуйся, найдётся, - успокаивала его Аня.

- Больше искать негде! – недоумевал Виктор.

Он опустился на колени и стал водить руками по ковру, будто пешка могла стать невидимой.

- Виктор, - позвала мужа Аня. - Пойдём на молитву, тогда пешка непременно найдётся.

После молитвы они опять обыскали всю комнату. Несколько раз передвигали диван, ковёр, стол, стулья, заглянули во все углы – пешки по прежнему нигде не было.

Лёжа в постели, Виктор перебирал в памяти все места, где могла бы быть злополучная пешка, и всё больше убеждался, что история с пешкой не случайна. Он вспомнил свою шахматную эпопею с супругой и понял, что шахматы всегда нарушали их семейный мир, отравляли сердце тщеславием, обидами и даже завистью.

Стоя утром на молитве, Виктор просил помощи святого чудотворца и обещал, что если пешка найдётся, то он навсегда оставит шахматы. Аня убедила его прочитать акафист Святителю Николаю, считая, что это непременно поможет.

После молитвы Анна готовила завтрак, а Виктор продолжал поиски. Он прошёлся по залу, заглянул под диван, убедившись снова, что под ним ничего нет, сел на него и в отчаянии стукнул рукой по соседнему сиденью. В этот момент он увидел пешку, которая подпрыгнула прямо ему в руку. Он посмотрел на икону и увидел святого угодника, который, словно живой, взглянул на него.

- Аня! – позвал он жену, приходя в себя от происшедшего.

Анна выглянула из кухни и увидела Виктора с пешкой в руке.

- Где она была?! – обрадовалась Аня.

- Ты не поверишь...! – Виктор указал глазами на икону.

- Я так и думала! – воскликнула Анна. – Я почувствовала,
что не угодны ему наши игры!

- И я так понял! – поддержал жену Виктор. – Я на молитве обет дал, что если пешка найдётся – не буду больше играть в шахматы! В сердцах стукнул по дивану, а она мне прямо в руку упала. Глянул на икону, а святой Николай будто ожил на миг!

Виктор с Анной перекрестились, поклонились святому и поблагодарили за всё, приняв решение никогда больше в шахматы не играть.

С тех пор прошло десять лет, и как-то под Рождество, собирая подарки для пожертвований, Аня потрясла коробкой с шахматами и обратилась к мужу:

– А не расстаться ли нам с этим?

- Это же подарок отца! – удивился Виктор. – Я думал дети подрастут..., их научить!

- Виктор, а как наш договор? ... Если не пользуемся чем-то год – то всё отдавать! ... И не играть договаривались ... Помнишь?

Виктор задумался на секунду и кивнул головой:

- Согласен!

Историю с пешкой он запомнил навсегда. Благодаря ей он узнал насколько опасны страсти, живущие в любой игре; открыл для себя близость святых и силу молитвы; полюбил акафисты и псалмы.

Святой Николай ещё не раз выручал Виктора и Анну, направляя на путь спасения. Вразумил их очистить дом от «прилада», который, таясь под иконой, похищал молитвы и осквернял души. Даровал им угодниче Христов и другие чудеса, а главное, привел к покаянию и исправлению жизни.