Разговор с дневником. Неформат

Владимир Казаков Нн
   В видео и фото публикациях особо ценят  глубину резкости сюжета. Вымысел, напротив, подвергается критике, как фотошоп…
    В уже далёкие, в чём-то исторические 70-е годы 20-го века мне было 17-27 лет.           История часто пылится, где-нибудь в библиотеках, хранилищах и даже в …гаражах. Последние особенно надёжные: сюда реже заходят чужие, да и если чего-то без спроса берут, то явно не какие-то старые тетрадки…
     В моей  96-листовой,  в клеточку тетрадке  долгие годы (лет 35 точно) «спали» юношеские  эмоции, чувства, мечты, признания.   И самое дорогое: искренние мысли 19-21-летнего  молодого человека  далёких 70-х годов.
    Начало записей дневника: 7 сентября 1972 года. Это начало моей учёбы на 3 курсе  в Ленинградском высшем военно-политическом училище ПВО.
      Точка отсчёта Вектора, что привёл меня  в сегодняшний день(и эта линия судьбы достаточно прямо чертится до сих пор) началась в 1970 году, в январе, когда  к нам в 10 А класс школы №66 г. Горького на « урок мужества» пришёл выпускник Симферопольского военно-политического училища…
     Наш класс был физико-математический, школа в то время была одна из самых престижных в городе. Я уже месяца два посещал подготовительные курсы промэка  университета им. Лобаческого, и точно не представлял себе, что буду офицером.
    Манера поведения, сама личность этого курсанта  стала для меня магической силой, которая изменила мою скромную судьбу. Из класса в этот ВВУЗ решили поступать двое. В военкомате, однако, нас огорчили отсутствием разнарядок на поступление в это училище и предложили  Ленинградское. Мы долго упрямились, но в итоге  согласились, тогда не понимая своей удачи (Ленинград, противовоздушная оборона - сейчас ВКС!).
     В начале июля 1970, получив в военкомате проездные на место в общем вагоне пассажирского поезда, я (один, друга отговорили) убыл в Ленинград.
    В поездах я до этого времени не ездил(понятия не имел, что бывают скорые с купейными и плацкартными местами), и поэтому 48-часовая поездка в общем вагоне поезда Куйбышев - Ленинград с яркими представителями  народностей Поволжья через Иваново, мягко сказать, меня удивила и утомила.
  На перроне Московского вокзала  очумелый вышел из вагона и, видимо, мой внешний вид  был настолько красноречив, что ко мне через минуту подошла добрая женщина и, спросив: «Вам куда  молодой человек?», объяснила, где находится  Ленинградский военкомат. Затем с Балтийского вокзала  на электричке прибыл в училище.
 Абитуриентов было много, набирали на курс  примерно 300 человек. Имея в виду, что тогда   в стране было около 200 военных училищ, конкурс на поступление в это училище был огромный: 1 человек из 8 имел право  рассчитывать на курсантские погоны. Ребят, поступавших после службы в войсках, принимали без конкурса. Армейские палатки были огромные: человек на 50. Через дырки  в брезенте были видны не только звёзды, но и протекала вода во время дождя. Разговоры в палатке были скорее непотребные, чем гуманитарные и мне … расхотелось поступать. Первый экзамен был по математике (устно). Учитывая мою подготовку, я нехотя сдал экзамен на 4.
 После экзамена заглянув в помещения, где жили курсанты (училище было вновь отстроено в 1967 г.), я почувствовал совершенно другой уровень и курсантов, и быта. Пока народ в курилках разглагольствовал, что готовится к экзаменам поздно, ещё раз проштудировал историю СССР, и сдал её на 5. За сочинение я был спокоен, и вот уже курсантские погоны на моих плечах…
  Наш набор курсантов был четвёртый. Мы были  последние, кто видел первых(им пришлось чрезвычайно трудно: и учёба, и обустройство быта нового училища,  не стыковки ожиданий и реальностей учебного процесса легли на их плечи.
    Первые два курса были настолько насыщены динамикой движения, что время на мысли практически не оставалось, (мысль была одна: выжить в трудных условиях)…
    Из нас формировали кадровых военных, защитников Отчизны. Начальник училища, начальник политотдела, комдив были фронтовиками. Они эту задачу выполнили. Спасибо им.
  И вот, долгожданный 3 курс, свободный выход (относительно) в увольнение, Ленинград.
Собственно это начало моего разговора с дневником, Ему слово…
«7.09.72. Здравствуй дневник. Ты мой первый близкий друг. Тебе доверяю себя, своё я. Замечу, что из мальчишки, увлечённого шайбой, уже превратился в юношу размышляющего не только о формах будущей  жизни, но и о смысле жизни. И всё же мальчишкой у меня ещё есть возможность быть, и я им бываю. Ведь самое главное: сказку не спугнуть.
Люблю прекрасное, ненавижу цинизм. Романтик?  Да, я романтик в душе. По жизни скорее прагматик-реалист. Не люблю мелкие авантюры. Они как разменная монета доставляют дешёвое удовольствие, разбивая целое.
Как мне  воспитать и сберечь в себе цельность? За эти 2-3 года  мне придётся многое вынести. Выдержу ли?
Не в физическом смысле конечно, и не в фатальном моральном. Нет.
   Волнует смогу ли я сохранить то, что сейчас во мне  самому нравится.
Два курса училища позади. Трудных, противоречивых. Это курсы, где тебя непривычные требования и унижают,и делают другим, где иногда забываешь человеческие нормы отношений.
  Начальник и подчинённый: ух, какая острая грань между этими плоскостями!
Какими сказочными казались лекции по литературе, умными по философии. Алла Александровна (немецкий язык) со своим принципиальным отношением к сержантам обожествлялась в глазах курсантов…
  Верно сказано: « Курсанты отдают самое дорогое-молодость». И те дешёвые подсчёты, которые велись на 1-м курсе: сколько на кого затрачено крупы, грамм масла просто глупы.
 Два года стен, заборов…
 А как хочется грохнуться в траву, вздохнуть ароматы полевых цветов и увидеть солнце,  жаворонка. Услышать его ласковую песню…
 И, если это когда-нибудь удаётся…
Не знаю: на «гражданке» я такой остроты чувств не испытывал, и вроде не тянуло. Там было всё помаленьку, и не замечалось, когда, что удовлетворяется.
Учеба, есть учеба: знал (или вернее предполагал худшее) на что шёл.
Во всяком случае, если не счастлив, то уверен, что сделал правильно, поступив в училище."
                ***
  Ноябрь 2015.   В дневнике нет записей  мыслей  непростых курсантских дней двух первых курсов.  Те дни стали мгновениями, но вряд ли сгоревшими метеоритами. След они оставили на всю жизнь, а не только на  мою военную службу. Особенно  важна была готовность перетерпеть отсутствие свободы. Как ни странно, но именно чёткие, гласные обязанности и уставная ответственность за их выполнение, в целом обеспечили душевный комфорт.
  Да, первые месяцы питание было даже по тем временам ужасным: курсантская столовая только строилась, питались в солдатской. Меню было удивительное: щи из селёдки,на второе : тушеная капуста с селёдкой, компот, хлеб… Хорошо, что нагрузки были огромные. Бегали  кроссы дважды в день: утром и до обеда. В увольнения вначале вообще не отпускали, а через пару месяцев только тех, кто делал не менее 6 раз подъём переворотом на перекладине, подтягивался не менее 10 раз…  Дистанцию кросса 3 км первый раз самостоятельно прошёл вприпрыжку .  Впоследствии  почти ежедневно бегали по 9(3+3+3) км на соседнем аэродроме (ранее здесь была авиационная  в/часть). В этой связи аппетит был зверский.  Через несколько месяцев, уже   в курсантской столовой, кормили интеллигентно и вкусно.  За столиками по 4 человека, обслуживали официантки. Как то раз, помню, моя единственная бабушка Катя (деды погибли на войне, второй бабушки тоже никогда не видел - после войны сразу умерла) прислала письмо. Над тарелкой борща с мясом из открытого конверта неожиданно вылетело прямо в суп бумажные 3 рубля… Баба Катя до пенсии в войну работала санитаркой в больничке для раненых… Я был первый кадровый военный в роду.
    В  курсантской казарме было две больших спальни на  60 человек каждая. Двухъярусные кровати, аккуратно заправленные байковыми одеялами. Турники, учебные классы для сампо, оружейка, лыжная кладовая перед умывальными комнатами. Были и курилки, всегда полные не только курсантами, но и дыма… Мне повезло, что мой сосед по кубрику Коля Беляев тоже не курил, и мы с ним в   р е д к и е  свободные минуты  личного времени сражались в шахматы.
  Самой главной удачей нашего подразделения был  старшина  Стешов. Мало того, что он был назначен со старшего курса, он прошёл до этого армейскую срочную службу и имел 2 курса  гражданского ВУЗа.  Его культура и авторитет были абсолютными для нас и наших командиров офицеров. Через два  года, к третьему  нашему курсу он выпустился и убыл в войска. Интересно, что через 7 лет ( в 1979 году) я его заменил в Оленегорске на должности старшего инструктора политотдела.
     Могу подтвердить с  позиций опыта 60-ти лет жизни: жизнь в казарме, где уставной порядок, служебные отношения здоровые - лучший психологический университет. Никакие книжки  без этого естественного наблюдения поведения  людей утром,  днём, вечером, ночью в различной обстановке (быт, занятия, караул, учения, игра, ссора, успех, увольнение) не дадут лучшего результата в подготовке будущих воспитателей.
   

8.09.72. Пришёл из отпуска наш командир. Кончилась малина. А как прекрасно жили. 30 августа  будил лично комдив, на иные команды реагировали храпом.
  Прошёл слух, что на парад  по  Дворцовой не пойдём. Вроде и хорошо (ночные тренировки в октябре…), но в то же время хоть разок перед Зимним пройти парадным шагом… История, блин!
    После августа (19)72 года в училищном парке появилось место, особенно дорогое для меня. Берёзка, белая, нетронутая, с пушистыми изумрудными ветками, закрывающими всё лицо, если встать в полный рост. Наткнулся и «познакомился» очень неожиданно, и тоже вечером как в августе в «Ждановце(студенческий лагерь)» с Ириной на  берегу Горьковского моря. Поэтому и назвал берёзку Ириной. Она была такая же ласковая, строгая и… прохладная (вечерняя). И звёзды в её листьях мечутся, как падающие в августе…
   Как  вчера, было просто невыносимое чувство: будто расстался с любимым человеком навсегда, и не по своему желанию. Горькое, томительное и в то же время прекрасное по своей полноте эмоциональное состояние. Она сказала «до свидания». Увижу, то я её увижу, но какие глаза взглянут из под ресниц?
  Уже 9 часов вечера. Я-посыльный по штабу. На улице дождь, тепло, где-то ухает гром. Только что взял Шекспира 3 том.  Читаю :«Ромео и Джульетта». Какие слова, а за ними чувства. Без них нельзя такое написать:

Ромео « И пусть любви убийца-смерть придёт.  Успеть  бы  мне назвать её своею!»

Брат Лоренцо « Кто слишком поспешает-опаздывает, как и тот, кто медлит»
Джульетта  «Любовь богаче делом, чем словами. Не украшением-сущностью гордиться»

Герцог «Нам грустный мир приносит дня светило-
               Лик прячет с горя в облаках густых
               Идём, рассудим обо всём, что было.
                Одних прощенье, кара ждёт других.
                Но нет печальней повести на свете,
                Чем повесть о Ромео и Джульетте»
                ***
 Прекрасно, не правда? Да, Вовка, не скоро люди к этому придут. А какой был фильм! И содержание, и конец знал, но захватил и душу ранил…
9.09.72.  Вчера вечером бегал в городок (офицерский). В дождь, в гром, с песней. Молния ночь превратила в полдень. Соскучился по дождю. Наверное, слесарь, увидев меня, пожалел: мокрый как курица, и часовой подумал:  чокнутый. Когда душа, сердце, глотка повенчались воедино…
   Последние запахи лета пробудились, и, наверное, ждать их ещё целый год.

11.09.72.    Читал вчера стихотворение «Аполло» Евгения Евтушенко - год назад его бы не напечатали. А сейчас… И ещё одно интересное стихотворение про негров. Есть там слова: «...на белом свете нет ни белых и ни чёрных. Есть надсмотрщики и негры». Справедливо.
20.09.72. Только что из учебной библиотеки. Выполнил своё желание покопаться в фондах. Интересно, конечно. Но библиотека, не ахти какая. Главное для семинаров в ней есть, но интересной, редкой литературы маловато. С большим интересом рассматривал книжки 1-2 экземпляра 20-30 летней давности, и месячной свежести. Часа 2-3 шлялся между полок. Под конец разругался. Выбрал три книжки: «Педагогические сочинения» Добролюбова, хрестоматию по истории зарубежной педагогики, и «Армия США, какая она есть». Библиотекарша удивилась. Среди курсантов пользуются спросом дешевые учебники для политпросвещения и курсы истории СССР.  Удивилась, а затем увидела, что 2 книжки за прошлый год не сдал ( словарик по ин.язу и брошюру по математике Шульгиной) и не дала. Упрашивал долго, но, увы и ах. Злой я на эту систему. Уж если словарики из тумбочки пропадают, то неужели курсант рискнёт взять более ценную книгу…
  В воскресение-футбол, перед этим картошка ( чистим с 5.00), присяга 1 курса ( а мы знамённый взвод). Вид был у нас унылый и генерал возбух. Но мы ж не виноваты. Попробовал бы он весь вечер танцевать ( в ДК им Горького). В 1.30 заснуть. В 5.00 проснуться, почистить  200 кг картошки и иметь бравый вид. Судьба…
 В футбол мы выиграли 3:0. Молодёжь играла лучше нас, техничнее, но не выиграла. До меня недавно дошло, почему красиво играющая команда не всегда побеждает. В «Психологии футбола» сказано, что футбол это не только искусство, это отражение реальной жизни людей, их борьбы, мотивации. А сколько художников не выдержало игры жизни?  Но всё же коммунизм это прекрасно, следовательно будущее (далёкое?!) за коммунизмом и за красивым футболом!
 Вечером уехал в Питер (свободный выход!). Бродил по набережным Фонтанки, Мойки.  Затем хлынул дождь, и мне опять было хорошо и весело бродить мимо парадных с людьми, и ничуть не одиноко. Иногда пытаюсь представить себя Пушкиным, Белинским, Добролюбовым. Не могу сказать, что люблю этот город. Ещё нет, но начинаю его чувствовать. А это возможно ли? Может быть,  питаю  иллюзию, желая явь?
   К сожалению, не знаком с ленинградцем, любящим, знающим город.
Ирина научила любить Волгу, опалённый  алой рябиной Чкаловск, себя, наконец…
Неужели  Ленинград это камни и театры, каналы и концерты зарубежной эстрады? Я хочу поймать мысль, чувство Ленинграда, его необычность. Как?
До свидания, встретимся в понедельник. В субботу пригласил Л.Т.(одноклассница, поступила в институт культуры) на спектакль « Всего 13 месяцев» в ДК им. Ленсовета. На улице холодно, хотя и солнце. Парк в училище ещё прекрасен, но не тот, что был 5 дней назад. Тогда розовые листочки одной липы целовались с жёлтым клёном на фоне ярко-красной калины, и зелёные тополя ещё склонялись над этим богатством. Как там берёзка? Если не опала: значит любит. Сегодня узнаю…
28.09.72.  Сентябрь почти закончился. Очень неплохо пролетел. Если так будет и дальше, то из Ленинграда увезу массу впечатлений, которые явно развивают личность.
Возьмём прошлую субботу. Комбат, конечно, здорово нервы нам  взъерошил.  Отпустил в 18.30. Л.Т., к сожалению, дома не застал.  «Кукует» где-то на картошке. Впрочем, могла бы и известить. Пришлось первое отделение просматривать с голубятни (в партер вход уже был закрыт). Лучше вообще не ходить в театр, чем оттуда наблюдать картину действий. Зато в партере, куда я спустился после антракта, было превосходно…
   Театр, актёры, зрители,талантливые мизансцены(верю!)… могу ставить дальше одни эпитеты. Одесский  русский драматический  театр им. А. Иванова.   Кстати, в ДК им. Ленсовета оранжерея в фойе (пальмы, фонтан…) меня приятно  удивили. Интересно, что впервые я почувствовал  специфический, особый аромат театрального зала. В абсолютной темноте на передних рядах, вдруг, в луче юпитера волшебно сверкнули серёжки. Очевидно бриллиантовые…
     Позже долго бродил по Кировскому… 
     Ленинград…  он  на каждой  улице  исторический, смысловой,с мировой биографией.
  А в воскресенье с Геной зашли в «Париж», в общежитие педагогического,  к Лене. Там ещё девушка была (Люда). Симпатичная, но в понедельник она пересдаёт геометрию в 3 раз, последний. Соответственно настроение последнее.
  Часа 2-3 музыку слушали, общались. Я опять разошёлся по философски о жизни. Лена умна, ох, умна…  1 октября «день учителя» - вот и займёмся эмоционально-идеологической  разведкой.
    Ирина ( «Ждановец»,Чкаловск) не выходит из головы. Такие чувства ещё не испытывал. Что они несут? Судьбу или отпечаток на ней?
30.09.72. Назначен замполитом взвода. Сразу же на инструктаж к замполиту дивизиона. Приглашены  председатели Ленкомнат,  редакторы БЛ.
5.10.72.  Давненько, но уж и не так давно не заглядывал в дневник. В дальнейшем могут быть перерывы, но самое главное, чтобы они заканчивались.
Трудно приходится сейчас нашему брату-третьему курсу. После обеда изнуряющая тренировка-шагистика к параду. Офицеры все взвинченные проверкой Главпура. Вчера ст.л-т… довольно нудно вёл нас в учебный корпус. Раз 6 останавливал, но когда распустил,  у всех буквально  одновременно вырвалось: « УУУ sukaaaa». Да, третий курс не сломаешь… 
 Завтра  проверка по физо нашей группы. Ежедневно после шагистики бросали гранату: тяжеленько даётся - руку несколько потянул на футболе. Зато за 100 м : спокоен-14 секунд запросто( старт лёжа, в сапогах), 3 км за 12-12.40 минут.
 В  субботу мы, всё же,  зашли  с Геной на  Броневую в студгородок («Париж»),  на  «секундочку».  Пообщались …   Хорошие, умные девчонки. Лена хороша. Наташа только приехала с Юга, и винограда я накушался. Чай с 27 градусами. Пахнет лекарством, но вообще приятно.
На следующий день: учёба, шагистика, футбол. Физ.силы на исходе. Но всё же день учителя должны встретить с учителями. Ирину не поздравил. Считаю не нужно, потому что она так считает.

  Вчера доклад сделал на семинаре по  партийно-политической работе. Очень приятно, что ребята позитивно удивились  изменениям в моей речи. Голос стал звучать громко, ясно (видимо сказываются последствия операции  по удалению аденоидов и мои частые  речевые «тренировки» с камушками во рту в сушилке. «Отлично» за  доклад и за семинар. А какая дискуссия развернулась…  Толик Л. чуть ли не за грудки схватил Володю К.. Последний заявил, что каждого американца нужно стрелять. На что, получил ответ: «Хорошо, что в партии не все такие, и в США люди разные»…
7.10.72. Уже опять суббота. Недели летят: не замечаешь. А что говорить о днях. Только подъём - уже отбой.  И хочется, чтобы быстрее эти 1,5 года пролетели и жалко: молодость… 
     Ну, да ладно:   в 21 год-это тоже не старость, и даже не зрелость.
11.10.72   выписки из « ИЛ» № 2 за 1972 год(мой любимый журнал тогда).
«Чем больше люди становятся  вовлечёнными, тем меньше они знают» (Маклюэн).
Т.е.  искусство, литература – словом, культура развитой капиталистической страны,  преподнесённая средствами массовой коммуникации, становится лишённой  знаний в результате  глубокого    «вовлечения».
 Р.Арихейм считал, что искусство черпает силу и самостоятельность в самой ограниченности своих средств (скульптура в отсутствии цвета, живопись в отсутствии движения и объёма!!!). Т.к. чувства словом  не выразишь, к ним лишь возможно   п о д в е с т и   сознание…
  Интересно, а  источник развития особой личности военного-в ограничении свободы ???
 Подлинный реализм-истолкование сырого материала посредством значимой формы…
Современный человек в условиях западной цивилизации идеологически разоружён…
! Профессора, блещущие умом: люди верные, в первую очередь, не университету, а собственному понятию об истине. Уговорить и принудить учёного труднее, чем кого-либо.
14.10.72  Интересную мысль  обнаружил вчера в «ИЛ».  « Если человек уходит от себя, своей совести - то он будет раздавлен».
Что-то приболел я эти пять дней. Насморк, кашель, фурункул на руке. А настроение хорошее. Командир даже заметил, что у меня такой цветущий вид, будто влюбился. Сегодня выяснится и прояснится. В письме вчера получил билет в Гос.академ. театр комедии на  спектакль «Пёстрые рассказы» по Чехову.
16.10.72. «Знакомство» состоялось. Сразу после училища (отпустили рано: часов в  11) поехал к Л.Т. Там, чувствуется, товарищи из милицейской школы прочно обосновались. Наташа была и ещё двое парней. Она сразу напоила меня  чаем с вареньем, угостила  блинчиками. После  холодной изморози Ленинграда очень хорошо. Поболтали о том, о сём. В общем-то, хорошо, что Ларисы не было. Судя по эмоциям в голосе, она меня ждала, но не дождалась. После чаепития сразу к Лене (студгородок «Париж»). Я вполне спокойно держался. Обменялись новостями, послушали музыку. Затем в Русский музей. Русские и советские живописцы. Особенно внимательно отнёсся к Куинджи. С интересом наблюдал отношение Лены к скульптурам. Насмотрелись критически и на улицу. Михайловский сад, затем на  Невский  направились. Впереди какой то строй курсантов появился. Я  улыбку сдержать не смог. Офицер  тут же придрался: дескать, почему честь строю не отдал, давай ему документы. Покопался в них и сквозь зубы «Иди»…
  Лена мне очень понравилась, но к этому времени мы сторонние люди. В общежитии перешли на обсуждение более серьёзных тем.  Инга почти не мешала (читала, прислушивалась к нашему разговору.) Простились очень тепло. На вопрос  «Пустишь к себе?» - тихий ответ «Да». 
17.10.72    Молчанов « Генерал де Голль»
 … с ранней юности обнаруживал необычайную силу характера, исключительную способность идти против течения, действовать самостоятельно, повинуясь лишь голосу своего разума. Вопреки интересу личной карьеры, молодой офицер смело выступал против архаичной  отсталой  официальной военной доктрины и выдвигал новые военные теории. Область внешней  политики для него личная и заповедная область…
   В политическом плане де Голль - антикоммунист. « Голлистский феномен» - прежде всего исключительный человек, сложная личность, обладавшая высоким интеллектом и огромной гордостью. Преданный идее нации, он никогда не понимал народ.
« Всё, что я делаю - служит величию Франции.  Генерал де Голль надеялся приобрести величие, добившись преобладающего морального авторитета.
 «Чтобы пользоваться международным авторитетом - нет необходимости быть огромной страной. Для этого надо было обладать максимально возможной независимостью».
!«Характер – это, прежде всего, способность пренебрегать поношением  и даже предательством союзников».
Тонкий расчёт, симуляция, выдержка, хладнокровие и, конечно, молчание, внезапно сменявшееся страстными    патетическими заявлениями - это не полный перечень практических приёмов голлистской дипломатии.  В политике неуместна сентиментальность, совершенно необходим трезвый цинизм.
Государство - самое  "хладнокровное" чудовище (Ницше)
«Война-это против наших врагов, Мир-это против наших друзей».
Люди могут иметь друзей. Но государственные деятели - никогда.
 « После того, как нации пробудились, никакая иностранная власть, какими бы средствами она не располагала, не имеет шансов на то, чтобы навязать нам свою волю. Вы в этом сами убедитесь".

  Де Голль - Кеннеди в 1961 г. : «Вы найдёте лояльное правительство, но не народ»
Американская политика, по его мнению, скатилась до уровня политиканства…
 В 1960 году Франция без обиняков изложила свой план политического объединения Европы в  форме коалиции без всяких элементов наднациональности.
Почему? Он (де Голль) опасался принципа: « Кто платит, тот и заказывает музыку". ФРГ уже тогда была гораздо сильней, и её вклад  в вооружённые силы был так же внушителен и в реальности, и в перспективе…
КПСС верно оценила  политику де Голля, он - нашу.

                ***
Ноябрь 2015.  Чтение, вернее общение с  книгами в советское время такой же феномен воздействие на сознание, как сейчас Интернет, личное общение с неординарными личностями. В то время ( в конце 60-х) явно ослабла  политическая цензура ( в сравнении с предыдущим историческим этапом). Конечно, далеко не все, но я с интересом читал еженедельник «За рубежом»  уже с 9 класса. Там  публиковались переводные статьи, отражающие реальные мировые процессы с плюсами и минусами. Военно-политические училища страны были открыты в 1967 году благодаря Брежневу, в прошлом фронтовому политработнику. К подготовке кадров этой системы воспитания  относятся по-разному ( у каждого свой  жизненный опыт). Многие (не все), и сейчас считают воспитание необязательным, лишним в образовании. Мой жизненный опыт (служба в армии, работа в приюте, детском доме, лицее, Вузах), попытка  научно обосновать систему оптимизации воспитания даёт мне право  иметь свою, практическим опытом и теорией аргументированную, точку зрения.
  Сейчас же коротко отмечу  основную позитивную роль политической системы в  ВС СССР. Кадры политсостава фактически имели двойное подчинение (командирам и политорганам). То есть  определённая  независимость давала нам  в о з м о ж н о с т ь критически относится к  в о з м о ж н ы м  криминальным  действиям командиров. Они это знали и  резко уменьшали свои   в о з м о ж н  ы е  криминальные дела. Конечно, многим командирам контроль политорганов   был не нужен (они так были воспитаны). Но бесконтрольность в 90-е годы (когда роль военных воспитателей по объективным причинам была резко уменьшена) привела ко многим негативным процессам в армейской среде. Отличие влияния политорганов от  работы особых отделов в наличии  г л а с н о с т и  претензий к проступкам на ранних стадиях. Мне не раз удавалось прекратить безобразия личным предупреждением командиру (без боязни кадровых последствий), и только, если командир не  внимал им – докладывать в вышестоящий  политотдел. Кстати, очень существенная рекомендация была  особым отделам в ВС: им запрещалось иметь информаторов из числа политработников. Предполагаю, что эта рекомендация исходила из самого верхнего уровня политического руководства страны. Многие из политработников не «стучали», а при необходимости имели возможность открыто и честно бороться с безобразиями в управлении подразделениями, частями  и  войсками.
   Возвращение к  прежней практике системы политического воспитания сейчас, в условиях многопартийности, конечно, невозможно. Необходимо творчески в новых условиях выстраивать новую систему. И, что важно, начинать желательно не  с армии, а со школ, детдомов (их вообще бы ликвидировать) бывших ПТУ (названия у них другие, но криминальная суть воспитания выпускников та же). Вся дедовщина, уголовщина ежегодно растёт, питает систему  оттуда… Я это точно  знаю. Знаю и то, что в одиночку ничего не сделаешь (только в придуманном фильме).
  Вот такая скрытая связь между общением с умными книгами о творческих  личностях, и не важно из какой они страны и учреждениях.
  Неожиданным открытием в библиотеке ЛВВПУ  стало знакомство с творчеством  Антуана   Экзюпери. Интересно, что  при моём  первом разговоре в 1976 году с отчимом моей жены (у него была  большая домашняя  библиотека классиков), речь зашла о моём любимом писателе. Он, услышав фамилию  Экзюпери, нерешительно спросил  - кто это?

                ***
18.10.72. «Антуан де Сент Экзюпери»  издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1970 год.
  Экзюпери стал добрым и верным товарищем не только нам, лётчикам и космонавтам: ведь всякий, кто молод  и начинает жизнь, как бы уходя в долгий и трудный полёт. И хорошо, если спутником каждого юноши, подростка в начале его полёта станет надежный друг, человек большой и светлой души - лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
 Это напутствие космонавта СССР  Г.Берегового
Недостаток естественности, фальшивая интонация, сухой педантизм, пошлость или затасканные общие фразы - всё это отталкивало  Антуана.
 «Женщины серийного производства»
«Глупая девчонка, которых на свете великое множество»
«Если я в чём-то не такой, как ты, то ничуть не оскорбляю тебя этим, а напротив, обогащаю. Мне, как и всякому другому, необходимо признание, в тебе я чувствую себя чистым и иду к тебе. Меня влечёт туда, где я чист. Я благодарен тебе за то, что ты принимаешь меня таким, какой я есть. Зачем мне друг, который меня судит?»
Он управлял разговором, как самолётом, с удивительной силой и гибкостью. Мысль его проделывала фигуры высшего пилотажа, от которых кружилась голова…
 Прочитайте «Ночной полёт» в час уныния и упадка и, дойдя до последней страницы, вы воспрянете духом и вновь поймёте, что стоит надеяться, радоваться и упрямо делать своё дело.  31 июля 1944 г.
  Чтобы знать людей, нужно их любить..., но не говорить им об этом.
Все говорили о звёздах, о роднике и горной вершине, но никто не сказал тебе: взойди на вершину и испей от чистого звёздного родника (« Цитадель»)
!!!Дружба рождается из   в ы б о р а.
Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями, и есть у нас общая цель. И мы знаем по опыту: любить это не значит смотреть друг на друга, любить - это вместе  смотреть в одном направлении.
  !!! Ему нужна была жизнь не полная опасностей, а насыщенная деянием и смыслом.
То есть в жизни смысла, как истины, нет. Человек наполняет её смыслом сам. Жизнь-это общий метод  разума.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Ты не человек, если не задаёшься вопросами, на которые нет ответа.
Умирают за дом. Не за мебель и стены. Умирают за храм. Не за камни. Умирают за народ. Не за толпу.
Экзюпери учит  ц е л ь н о с т и.

   23.10.72.  Прекрасное, ровное настроение, не смотря на понедельник.  А ещё говорят, что понедельник день тяжёлый.
Ещё неделя пролетела, оставив след, который я разгляжу и через 20 лет.    
   Интересным событием был семинар по ППР. Для меня он начался с вопроса докладчику  Б. о сознательности.
В отличие от меня он сыплет словами, как  из пулемёта.  Заявил, что политическая  сознательность – высшая форма сознательности. Затем, что сознательность американца иная и гораздо ниже, чем у советского человека.
На мой взгляд: сознательность – это отражение, понимание окружающего мира. Утверждать, что  кто-то глупее, кто-то умнее без конкретики и знания личности неразумно.  Далее: если политика это отношение между  классами, нациями, государствами, то возникает вопрос о судьбе политической сознательности, как высшей формы. При коммунизме классов не будет. Значит политики (а заодно и сознательности) тоже?    В общем, с интересом поспорили.
   Раз и навсегда, Вовка, запомни: сознательность развивается только,  когда человека объективно информируешь. Человек может,  а затем должен делать благодаря этому правильно свою работу, реализовывать своё смысловое предназначение.
 Надсмотрщики, в принципе, нужны лишь тем, кто этого не понимает, кто считает, что человек есть дурное начало.
                ***
ноябрь 2015.    И в училище, и в академии мне нравились  семинары  по философии, другим гуманитарным предметам. В целом преподаватели (они были разные) давали возможность самим разобраться в проблемах общества.
Как-то в библиотеке училища обнаружил  прекрасное издание монографии болгарских учёных «Ленинская теория отражения». Понятно, что сам  Владимир Ильич немного коснулся этой философской проблемы. Болгарские философы в этой связи получили возможность сформулировать и опубликовать интереснейшие идеи для нашего времени. Во всяком случае, мне было чрезвычайно  полезно  читать, а затем на семинарах с товарищами обсуждать их свежие идеи. Многое в этом мире течёт, и, конечно, изменяется. Среда обитания  и сознание в интересах развития, а не деградации общества, Жизни в целом, видимо,   должны разумно друг-другу соответствовать… То есть, если меняются существенные связи, закономерности в обществе, должны меняться и принципы. Последние формулируются из первых. Хотя, если общество больное, нужно менять отношения в обществе... 

   25.10.72.  Ясность мысли, пожалуй, и есть гениальность. Запутанность мысли, туманность, заумность есть путь к ней.
 Чем объективнее информация о внешнем мире передаётся через  мозг в сознание человека, тем гениальнее он становится. Чем яснее, чище  от фальши чувства,  передающие состояние человека, тем ближе человек к создателю. Я вообще прихожу к выводу, что в начале сотворения мира(Библия) было не "слово", а  искреннее чувство(отношение, осмысленная эмоция)к бытию.
   27.10.72. Прочитал статью (письма - ответ) в «Комсомолке»  за 13.10 и 26.10.1972 г.   и  задело за живое. Чтобы не забыть:  цитирую.
« В общем, наши ребята хорошие, но для них нет ничего святого, начиная с малого и кончая великим».
« Скажите: найди хороших ребят и дружи с ними. А где они, ваши хорошие ребята?»
« Я не хочу иметь дело с людьми, которым прежде, чем начать с ними разговаривать, нужно объяснять простейшие истины».
«Ранящая чувствительность уступила место спасительному юмору»
« Почему от ума  лишь презрение, смех, где горе от ума?»
«Как дерево из года в год приносит одни и те же, но каждый год новые плоды, так и все идеи, имеющие непреходящую ценность, должны вновь и вновь рождаться в мысли».
« Образованность - условие человеческих симпатий, предпочтений?»
«Знания без нравственности, интеллект без человечности, ум без сердечности - это очень опасно.»
« Расплата за  знания: цинизм - выхолащивание человечности»
« Есть ограниченность кругозора, но во сто крат опасней ограниченность души»

  31.10.72. Как интересно ощущать себя во времени. Если вспомнить себя 2-2,5 года назад: мальчишка, у которого было много желания к жизни и всё. Впрочем, были наставники типа мамы, учителей: то нельзя, это так же…
 В субботу был вечер в нашем курсантском кафе. Пригласил  Лену С., но она не пришла. А я так ждал, надеялся и верил…
Лишним быть  я не люблю.
На следующий день купил цветов и к Ларисе (одноклассница). Необходимо  поздравить с днём рождения.   Не надеялся, что  застану, но … они уже ждали. Они: это Лара и… Надя Барская. Новая знакомая. Чувствую не случайно я через 3 минуты остался с ней «тет а тет». Настроение было, и разговор понёсся по волнам. Темы выбирал вначале я. Впрочем, стихи Брюсова, «Гамлета» наизусть читала она. Признаюсь, более развитой девчонки не встречал. Такими мне и представлялись петербуржцы. Основания для такого развития есть. Отец: учёный-атомщик. Бывал за границей. Мама: инженер. Дома: богатая библиотека. Школа одна из лучших с литературно - филологическим уклоном. Ох, и говорливая девушка. Ей 17 лет.  Внешность интересная, в том смысле, что непринуждённая, естественная. Кстати, впервые встречаю образованность, интеллект не от начитанности и "наслышенности", а от искреннего чувственного восприятия мыслей, художественных образов, людей. Мышление очень свободное, даже пыталась вначале разговаривать с вызовом.  Дескать, раз политическое училище, то реакционер. В вопросах школьного образования «консерватором» через 5 минут( не желая этого)  оказалась сама.
Блины мне очень понравились с вареньем. Умница - рукодельница эта Лара. Ну, всё. Новым знакомством я доволен.
2.11.72. У нас ЧП. В. Самусевич опять вытворил: напился, видимо, в самоходе. Вернулся в казарму, закрылся в классе самоподготовки, порезал вены и кровью на доске написал: "загнанных лошадей пристреливают". Открыл окно, какую-то истерику изобразил с попыткой выпрыгивания. Понятно, что хочет отчислиться. В училище  трудно поступить, ещё труднее  уйти… Психа разыграл. Хотя военная служба явно не для него.Отчислили. Жаль занимал место ребят, которые со слезами уезжали, не пройдя по конкурсу…
7.11.72.  По Дворцовой площади  перед Зимним на параде прошли "отлично". Мне самому понравилось. Погода мягкая, тёплая.  Облачно, конечно. Подковка на сапоге чуть не отлетела, но звучно щёлкала. Нужно будет сохранить её на память.
 Пока жизнь  представляется в розовой дымке. Сбудутся, не сбудутся все мои мечты? Заглянуть бы в своё завтра? Как?
Скорее бы меня жизнь закалила. Мальчиком во взрослой жизни  быть не возможно. Быть человеком: простым, серьёзным. Коммунизм – это счастье для всех. А для каждого?
18.11.72. Мамочке в письме  изложил под настроение своё мировоззрение. Искренне. Правильно, в общем-то, сделал. Она перепугалась. Стращать предыдущей историей нашего государства стала. Я то со Сталиным только 3 месяца  в одном времени  прожил.  А, она  30, 40, 50-е годы  на расстоянии  вытянутой руки видела, конкретно и в цвете, со звуками. Как жизнь сложна. И свою натуру я чувствую, Какой-то закрепощённый, кому-то, чем-то обязанный. Нужно с этим  заканчивать. Попытаться стать таким, как Лена. Она говорит, что её обидеть невозможно.
 Кстати, понедельник провёл с ней чудесно. Наговорились, но чего-то общего ещё не нащупали. Она лучше меня.  Я вижу перед собой человека, которого не разгадал, и мне  радостно, что был с ним знаком. В чём её привлекательность? Не знаю. Она симпатичная, но не красавица. Добра? Но, возможно, это игра. Неужели я   испугался? Её трудностей. Или того, что она разгадает мою ограниченность. Я несовершенен. Как мне нужно сейчас утвердиться. Как нужна работа над собой. Ничего же не делаю! Действительно, только изрекаю мысли, которые здесь не имеют почвы, среды развития. Но вот упорства, мне  всё-таки, будь ..., должно хватить.
      Служба. Много смыслов в этом слове. Многие его пережили. Любили и желали. Уходили и вновь вспоминали. Отсутствие свободы действий и максимум действия. Дефицит  духовно развитых, психически  зрелых людей и необыкновенная насыщенность нервными ситуациями. Динамика игры отношений  и принципы Устава.
 Всё это слилось в единую глыбу, которая признана одухотворённой,актуальной,необходимой, напряжённой целостностью. Сложность  часто  вызывает пассивность.
Необыкновенность, формальная новизна и в то же время глубокий консерватизм, реакционный характер, обусловленный прошлым кровавым опытом поколений…
  Сотни гибнут, тысячи растут, миллионы личностей зреют в этом котле в мирное время.В экстремальное военное время всё наоборот(миллионы гибнут...), если подготовка  была неадекватная.


Ноябрь 2015 г.   Моя военная служба  сложилась после выпуска из училища очень неожиданно.  После завершения первого лейтенантского отпуска в предписании было указана необходимость прибытия в  распоряжение Главкома Войск ПВО. Пройдя через три КПП,  в августе 1974 года я оказался около дверей кабинетов, на которых были фамилии  Маршала Советского Союза Батицкого, генерал-полковника Халипова. В фойе, где я ожидал вызова, ко мне подошёл полковник (его  внешность мне показалась знакомой), и спросил, прямо глядя в глаза: «Со мной поедешь?». Не задавая вопросов, я  ответил согласием (советоваться мне было не с кем, чемодан был один). Офицер зашёл в отдел кадров Политуправления.  Выйдя оттуда,  он  сообщил, что служить буду в  Скрунде, в роте охраны и химзащиты. Впоследствии я вспомнил, что это был полковник Редькин Н.А., председатель госкомиссии   на экзамене по партийно-политической работе. Чем-то на экзамене, видимо, я  ему запомнился.  Он был недавно назначен начальником политотдела соединения СПРН. Что это такое, чем занимаются,   где находится - я не имел никакого понятия.
  Бытовые условия военного городка в Латвии были  прекрасные по тем временам, сама служба в подразделении охраны очень опасной. 120 человек с автоматами ежедневно охраняли важнейший оборонный объект (после выхода Латвии из СССР американцы потребовали его взорвать). Два караула из  трёх  несли службу без офицеров, то есть подбору, воспитанию солдат, сержантов  придавалось огромное значение. Это была моя персональная ответственность. Характерные эпизоды начала моей службы я изложил в миниатюрах « 23 февраля» и "Мона Лиза".
   Через пять лет службы, в течение которых рота постоянно признавалась отличной, я решил прийти по личному вопросу к начальнику политотдела соединения (это был уже другой человек) и задал вопрос: « У Вас есть претензии ко мне, к подразделению? Если нет (а их не было)- то я хочу учиться в академии, а для  поступления туда нужна другая должность». Через месяц  меня направили на курсы повышения квалификации в Киев, а ещё через два месяца (в феврале 1979 года) предложили майорскую должность на Кольском полуострове. В 1981 году я поступил в  Военно-политическую академию.
  Анализируя свою службу в этот период, в академии и после неё, понимаю –  фундамент своей судьбы необходимо формировать в молодости, беречь честь, делать всё правильно, осмысленно и согласовано с  интересами Родины, своего государства, народа.

23.11.72.  Достал билеты на  спектакль «Человек со стороны» в театр  им.Ленсовета и на концерт с участием моей любимой  певицы Марии Пахоменко. Маша, сколько радости,  чувства прекрасного ты даришь людям. Говорят, что она живёт недалеко от общежития девушек  института Культуры. Муж – Колкер.
26.12.72. Сейчас читаю. Перед  спектаклем был у Лары. Прекрасно провели время. Была Надя  Барская, Валя (полячка)  с курсантом из ВОКу. Парнишка  немного молчаливый. Надюша  опять меня восхитила своей ленинградской обаятельностью.
 Читаю «Под сенью монополий» Игоря Дм. Бирюкова. Не читал я таких книг. Это такая великолепная марксистская критика. Это вообще марксизм! Убивающая идеи Шапиро, Маркузе и иже с ними.
 Да, в ленинградской газете «Смена» за 19.11.72 прочитал интервью с учёным-биологом Инге-Вечтомовым (он сын известных родителей). Его идеи, основанные на лабораторных исследованиях, прямо соприкасаются с моим поиском смысла жизни: « Жизнь - это постоянное исправление  ошибок…».   Статью вырезал. Суть её в том, что, наблюдая  за жизнью  разных «инфузорий белковых организмов» в микроскоп, он обнаружил, что они постоянно делают и исправляют  «ошибки» в своём развитии.Ошибки в жизни являются  о б я з а т е л ь н ы м  условием её развития.   Выживают  и получают дальнейшее развитие те, кто обладает ресурсом на их исправление. То есть важна    м е р а   этих ошибок. Сами ошибки, работа над их исправлением неизбежны.
  Это уже философия.

4.12.72.  Сессия весьма близка, и если не пугает ещё, то определенно настораживает. Занимаюсь пока шалопайством,  приятным для себя.
 Страстно увлёкся чтением. Трудно перевариваю художественную литературу, но научно-популярную, познавательную с большим удовлетворением.
 Не слишком приподнятое настроение, но такое  тихое, хорошее. На прошлой неделе были в карауле, так что в городе был лишь вчера. Но об этом позже.
   Хочется отметить, что В. (замкомвзвода) стал добрее к нам относится. Весьма неожиданное явление, так как это продолжается уже около семестра и, очевидно, будет до конца учёбы.
  В увольнении в этот раз    сошёл на метро «Владимирская». Давно не посещал столь обожаемое на первых  курсах место.   Зима, необычно разделённый аллеей с фонарями, Владимирский проспект, крупные, мягко кружащие, прохладные снежинки. В окнах хореографического училища  мелькают  юные красавицы. Чудно и необычно было это видеть вечно опаздывающему курсанту  на спектакли театра им. Ленсовета.  На 1–м курсе после двухмесячного «заточения» я схитрил: накупил билетов в театр на все субботы в этот театр. В увольнение отпускали по очереди, через неделю на вторую, но меня  с театральными билетами со скрипом: каждую субботу.
  Лара была уже в театре. Надёжный человек. Общение с одноклассницей в чужом городе дорогого стоит. Почти как на Марсе встретить себе подобного…
  Читал в  « И.Л.» « Достойное и недостойное» Б.Спока. Не ожидал, я думал это простой политик. Нет, оказалось это человек  глубокой души. Сравнить его с Экзюпери:  означало бы признать его  учеником Сента.
Сейчас читаю «Гёте» ЖЗЛ. Начало чудесное и  у него, и у автора книги. Параллельно читаю, вернее, изучаю книгу  «Нигилизм и нигилисты». На Невском проспекте  каждый раз захожу в Дом книги,  в отдел грампластинок в «Гостином Дворе».  В моей курсантской тумбочке уже порядочно накопилось   книг, пластинок, театральных программок.
  В прошлую субботу  с белой завистью наблюдал за  5-летней девочкой, которую отец привёл в отдел грампластинок. Выбрав запись «Сонет Петрарки» Ф.Листа, отец надел дочурке наушники, дал послушать. Спросил: «Берём ?». Та радостно закивала и они ушли…

   8.12.72.  Тоска. Начитавшись  Гёте, хочется чего-то светлого, земного. Жить хочется 5-ю органами чувств. Странно: чувствую свою  счастливость и в то же время так за это больно.
 Если мне кого-то хочется любить, то я не уверен, что это надолго и знаю, что несчастием для кого-то быть дурно. Лишь касаюсь этого человека и бегу от него.
 Опять Иринка покоя не даёт. Если бы она была рядом. Бог мой, наверное,  расцеловал и умер в объятьях. Но, милая, даже строчки не черкнёт. Впрочем, именно это необычность и трогает меня. Но Ирина так далеко, а кругом так много девушек, которым легко, в общем-то, нравлюсь. Именно это заставляет меня соблюдать рамки приличия. А где же искренность, любовь?
   Откопал в «Москве» за 1966 год статью профессора Забелина о человечестве и его путях. Да, милый учёный или скрывает суть, или искренне не знает ответа.
   Неделю  назад отправил письмо в «Комсомолку». Поймут ли? Завтра  зачёт по СК-2. Тоска. Сессия. Волосы свободно опадают как листья осенью.
 Мыслить иначе, вернее не мыслить не в состоянии. Как камнепад. Проверяю ту идею в письме в « Комсомолку» и всё меньше сомневаюсь в её ложности. Но заниматься её проверкой, изучением её применением, наверное, опасно.
  Какая смесь насмешки, гордости, грусти, оскорбления и злорадства…
  Старое дерево растёт, подчиняясь только законам природы. И даже остановка в росте оказывается для него плодотворным.
  Наш разум был бы великой силой, если б знал врага, которого надо осилить.
20.12.72. Вечером по телевизору показывали фильм « У озера» 2 серии. Давно ждал этой встречи. Надежды мои оправдались.  Да, верно: всю жизнь у озера жить нельзя. Озеро-это целостность, красота, законченность. Нужно самому стать  частичкой этой целостности. А мы люди, поэтому  человеческой…

Законченность людей типа Шептунова  по моему разумению заключается в следующем единстве. Её источник:   сознание собственного относительного ничтожества. Т.е. он знает, что хуже, чем он есть  о нём  ни кто не в состоянии подумать. И поэтому ему на всё наплевать, а это уже рождает безмерную наглость. Итак, связь ничтожество-наглость. Очевидно, бить  надо  не по наглости, ибо это ребёнок, а не мать этой связи. Мать : неверие  в себя. Вот здесь и нужно работать.
  Возможно ли всё же революция в сознании?  Перевоспитание слышал: да, но что под этим подразумевается? С научной (биолого-философской) точки зрения возможно ли это?
Разобраться.

Декабрь 2015.  Письмо в «Комсомолку» тогда так и не опубликовали. Там были, конечно, мысли несколько скользкие даже для сегодняшнего времени. Самая главная мысль заключалась в сомнении  воспитания человека через коллектив. Запихивание в душу молодого человека  совесть коллектива, на мой взгляд, очень часто негуманный путь. Мне ли не знать, внутреннюю жизнь коллектива? Да, у отдельных молодых людей она гораздо сквернее, чем у коллектива. Помню, как неожиданно всё училище утром построили на плацу и в середину вывели под конвоем часовых двух  курсантов нашей батареи, которые (как оказалось) в 1 ночи  в 1973 году (!)около гостиницы  пытались продать иностранцам бутылки  с водкой. Их отчислили.  Но эти курсанты  почти три года жили в коллективе, были его авторитетной составляющей.  И, если бы не милиция, продолжали оставаться  его частью. Попытки воспитывать  личность через весь штамп коллектива  действенен, но очень часто приводит к  негативному  результату .  90-е годы выдали «на гора» такой  тираж успешных  личностей под именем « воруй, кто может», что у  меня вызывает смех, утверждения, что  Сердюков с напарницей являются  главными в этом процессе. Они просто  не делились с окружением, и быстро распродали то, что могло бы стать средством обогащения  рядом стоящих у этого корыта. Извиняюсь, если кого-то обидел. Совесть, конечно, в 90-е потеряли не все, но многие.
 Чуть позже,мне передали, что письмо из "Комсомолки" переслали в ленинградскую газету "Смена", а они в политотдел нашего училища. Начальник политотдела  полковник Веркулич хотел со мной встретиться(интересовался мною), но решил этого не делать.

6.01.73. Скоро экзамены. Пока особо не насилуем организм, но тихонько поучиваем, почитываем  учебники, конспекты…
Достал В. Сагатовского « Вселенная  философа». Интереснейшие вести из  мира высших мыслей. Есть аналогии моим, и вообще сам автор мне лично глубоко симпатичен.
       Когда-нибудь  и я пройду через порог.
       И, может быть, обнимешь ты мне плечи.
       Но вот стою я перед выбором дорог
       И сам держу себе я свечи.
                Не скромный путь, а дерзкая мечта
                Меня в дорогу позвала.
                От одиночества добрею,
                От шума гаснет ум.
                Не знаю как уж и сумею
                Собрать рюкзак из дум…

В.Сагатовский:  « Что такое мировоззрение? Его можно уподобить своеобразной рамке, через которую мы  смотрим на мир, и которая определяет поле нашего зрения и, тем самым, общий характер и направленность  нашей деятельности».
Ежегодно в мире выходит до 200 000 книг и журналов, а человек за 50 лет ежедневной работы по 12 часов в день может освоить  24000 книг среднего объёма.
« Простая мысль, но выраженная честно полезнее туманных намёков» (Ричард Фейнман).
Работа Микеланджело - это работа критика. Он просто отбил от статуи лишний мрамор, который её скрывал. Таким образом,  на уровне самого высокого творчества  процесс создания представляет не что иное, как глубочайший критицизм.
Неужели, это ключ к созданию Человека из сырого материала?
   Абстракция оторвана от жизни? Ровно настолько, насколько  различные  явления объективно не влияют друг на друга.
   Она отображает действительность не полно? Полное отображение действительности - это лишь п р е д е л, к которому б е с к о н е ч н о  стремиться познание.

     Три основные черты нормально действующей  « социальной  машины»:
 Во-первых : человечество должно обладать   д о с т а т о ч но   развитым производством, способным  удовлетворять его потребности.
 Во-вторых : развивая производство, общество не   д о л ж н о    рубить сук, на котором сидит. Растущая цивилизация  гибнет, если она истощает свою почву: природу.
  В-третьих:  эффективное воздействие  общества на природу и его прогресс обуславливается такими отношениями между членами общества,  которые не                в з р ы в а ю т  его изнутри, не разрушают  его посредством войн, социальным неравенством, эксплуатацией человека человеком.
 
  Сосредоточение  и з б ы т к а (материальных благ) породило избыточные  потребности, которые способствовали формированию таких пороков, как жадность, зависть, ложь и т.п.(предательство, убийство, гордыня…).

   Современное человечество переживает предрассветный час, когда и солнце близко и ночная нечисть не хочет уходить с дороги.
   Человек сам по себе высшая цель.  История  человека: это путь нечеловека к человеку, путь постепенного вызревания человеческой природы…
  Чтобы поступать как человек, надо чувствовать  и мыслить как личность.  Индивидуальность есть (например) и у собаки, личность (возможна) только у человека.
Прежде всего, надо сформировать настоящие интересы, и как средство их реализации - усвоить необходимые знания, культуру, накопленную  ч е л о в е ч е с т в о м.


 Декабрь 2015. Перечитывая  эти выписки, поражаюсь их возросшей для мира, России актуальности. Сомневаюсь, что современная студенческая  аудитория  читает Сагатовского. Работа в 90-е, нулевые годы в Вузах (правда, не самых престижных) мне даёт на это право. Практически « всеобщее» высшее образование для выпускников школ, без конкурса, лишь за деньги превратилось в продажу в кредит дипломов о нём.
  Дело, конечно, не в деградации обычного высшего образования. Грядущая проблема в том, что  предрассветный час человечества  может обернуться катастрофой не только гуманитарной ((она, считаю, уже наступила: всевышний вселенский процесс (если он есть, а он как минимум был)не сможет допустить  уничтожение человечеством жизни на планете)), а планетарной.
   Впервые (с 50-х годов 20-го века) за всю  с в о ю   историю человечество стало способно  само уничтожить Жизнь на планете как максимум, и как минимум  превратить жизнь людей в ужасное пещерное выживание в холоде и голоде. Читая в социальных сетях рассуждения, призывы, «бряцания» оружием массового поражения, воображение возможных последствий даже случайного или провокационного применения ОМП  кем бы то ни было: понимаю, что эта реальность (отодвинутая в 80-е годы 20-го века) опять приближается.Допускаю, что многие сочтут такие   п р е д п о л о ж е н и я   мрачным сгущением красок, но это точно не фантазии.  В этом можно убедиться прочитав мои миниатюры "Пятый уровень защиты" и " Пережить, преодолеть беду". 
   Ключевое сочетание смысла:  и з б ы т о к  материальных богатств     и     избыточная потребность у   о т д е л ь н ы х    представителей  общества,растущая зависть у многих... 
   И даже не знаю, у какого общества это сочетание опасней..., и где  это  напряжение  быстрей взорвётся.

               






                ( Продолжение  следует)