В воспитании ребенка непропорционально большое значение придается развитию когнитивных способностей, а важнейшие, конституирующие черты личности порой формируются «сами собой», «как получиться».
Существует приоритет того, что подлежит развитию. Родители, не редко поддаются искушению развить в ребенке то, что выделит его среди сверстников. А меж тем, эрудированность, логика, познавательные способности могут погаснуть, как только личность обретает самостоятельность. Бывает, и не так редко, что отличники в школе, вступив в самостоятельную жизнь, становятся заурядными, ничем ни примечательными людьми, а бывшие «средненькие» достигают удивительных результатов. Обыденное объяснение этому феномену заключается в предписывании системой образования главного учебного качества – воспроизводить информацию. Ребенок может отлично учиться, но это не имеет ценности без таких конституирующих особенностей характера как самоорганизация, стремление к саморазвитию, умение достигать выбранную цель, оптимизм, интерес к творческим видам деятельности, воля, жизнестойкость жизнелюбие, юмор, воля к победе.
Развитием способностей и навыков заниматься нужно, но, не превращая ребенка в «циркового зверька», знающего многочисленные фокусы, но мгновенно забывающего их на приволье самостоятельной жизни.