Красная скрипка

Виталий Шолохов
Фильм, 1998 «Красная скрипка», кинофильм режиссёра Франсуа Жирара. Сюжет с первого взгляда простой. На Аукционе Дюваль продаются скрипки. Одна из них была сделана великим Никколо Буссотти, шедевр XVII века, в отличие от других скрипок того же мастера она покрыта лаком необычного красного цвета. Сцены аукциона перемежаются показами ретроспективой истории скрипки, интересных фактов и деталей жизни реальных людей – владедьцев скрипки. Среди присутствующих в зале аукциона людей оказывается эксперт Чарльз Морриц (актер Сэмюэль Джексон), который похищает скрипку с помощью эксперта-технаря, который  потрясён невероятным, невозможным звучанием Красной скрипки. Художественные особенности фильма анализируются в прессе с разных точек зрения. Я предлагаю взглянуть на фильм с точки зрения эстетики.
Эстетика является разделом философии, которая пытается объяснить природу красоты. Эстетика имеет дело с понятиями ощущение, удовлетворение, чувство, а также понимание и знание. Для познания красоты нужна не мудрость,  а поэтическая страсть, потребность в красоте, любовь к искусству самого высокого качества (Pater, Walter. Studies in the History of the Renaissance. 1873. p.237. Print.). Правда, эстетические знания рассматриваются как низшая форма знаний, как содержание таких теоретических дисциплин, задача которых дать объяснения совершенству и искусству. Наука о совершенном и сама идеально подходит в качестве предмета эстетического знания. Как и любая наука, она устанавливает принципы организации этих знаний. Принципы заключаются в способности изображения (И. Кант) нормативных образцов и в разработке законодательных решений вкуса, создания законов творчества гениев искусства. Идеальные образцы идеального в чувственном, в воплощенной форме даны нам историей. Такие модели искусства, правда, чрезвычайно условны (Винкельман). Парадокс историзма мира искусства в том, что классические шедевры обращены в вечность, но по происхождению они просто инциденты. Сущность эстетического знания есть явление расширения внутреннего аспекта жизни человека и его гуманитарных перспектив. Эстетическая наука связана с различными формами искусства инноваций.
В фильме «Красная скрипка» история конкретной скрипки демонстрирует практически все основные виды деятельности человека, связанные с искусством. Это:
1. Создание инструмента.
2. Педагогика эстетического воспитания человека как «живого произведения искусства» (Гегель).
3. Распространение творческого и эстетического опыта для широких слоев общества агитацией и пропагандой.
4. Стимулирование творчества создателей, в том числе композиторов и исполнителей, которые непосредственно включены в жизнь своих произведений в качестве их авторов и исполнителей.
5. Общественное признание искусства как искусства живого творческого акта.
6. Глобальный прогресс в создании полного, культурного мирового искусства (Ницше, Фридрих Вильгельм); идеальной, нормативной, «общей человечности». Ницше утверждал, что «воля к власти» существует и ведет человечество к абсолютному познанию и созданию законов эстетической жизни народов, прочного фундамента культуры и "искусства мира", имеющего стиль.
Тем не менее, сегодняшний мир есть результат реальной мировой истории. Эстетическое охвачено дионисийским нигилизмом, трагедиями самоутверждения человека. Идет процесс уничтожения культуры, которая мыслится как трансформация и компиляция из множества связавшись между собой систем искусства, выражающих статусы  (интересы, цели, представительство) социальных групп в системе экономических и политических отношений, обменов, связей, конфликтов и так далее.
Вот эти перечисленные выше ступени создания художественного шедевра и есть содержание фильма, оценить которое можно только,  посмотрев фильм и послушав исполняемые в нем произведения. А то, что эти ступени хорошо подтверждают научную концепцию историзма эстетического, не столь важно. Мы можем повторить вслед за Гете: «Мертва теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
В эссе я использовал некоторые идеи из статьи О.Купрак «Эстетика». Мировая энциклопедия. Философия. Москва-Минск. Харвест. 2001.с.1272-1274.
09/30/2012


© Copyright: Шолохов Виталий, 2012
Свидетельство о публикации №112093002675