Проходят годы - Валентина Бригиневич

Евгений Бригиневич
      (эссе по архитектурному краеведению - 2001г.)


   Как и каждый город , Кисловодск имеет свою судьбу, свою  историю и  своё  лицо. С огорчением замечаю, что у меня на глазах не в лучшую сторону меняется облик родного и любимого города. Появляются новые здания, совершенно отличающиеся по стилю о уникальной архитектуры центра курорта. Старые архитектурные памятники изменяются непродуманными реконструкциями до неузнаваемости, как произошло со зданием на Курортном бульваре,- бывшей гостиницей Смирнова.
  Чем быстрее наступает будущее, тем сильнее желание сохранить детали прошлого, живущие в рисунках, старинных фотографиях и книгах. Они как бы говорят нам :"Всё будет так и всё не так через одно мгновение!"
   Какое  счастье, что фотограф или писатель смогли оставить нам память  о Кисловодске прошлых лет, о фасадах и видах старинных особняков, дач , которых нам уже не увидеть.
   Предлагаю вместе со мной совершить путешествие в те времена, когда Кисловодск был иным.
   Каким же был город  Кислых вод? Постараюсь рассказать - если не обо всём, то хотя бы о малой толике  того, что составляет очарование  прелестного града солнца и нарзана!
   Кисловодское поселение  начало свой исторический путь  с закладки 7 мая 1803 года солдатами 16 -го егерского полка, располагавшегося в Константиногорской крепости. Строительные работы проводились под руководством командира полка - генерала Лихачёва. Для крепостного укрепления  выбрали возвышенность между горными  речками Ольховкой и Берёзовкой в двухстах саженях от источника минеральной воды "нарзан", в переводе "богатырь вода". Крепость Кисловодская состояла из земляного вала с сухим рвом, в виде четырёхстороннего редута с бастионами. По углам бастионов были поставлены чугунные пушки. Для защиты южных ворот крепости, к долине  всегда стоял батальон пехоты с двумя полевыми пушками, - впереди и по сторонам, на вершинах бугров, стояли казачьи пикеты для обозрения долины и  источника с кислой водой. До наших дней  крепость не сохранилась в её первоначальном виде. Несколько раз в 19 веке она  подвергалась перестройкам. Так в 1812 году  в крепости появились каменные дома для офицеров и почётных гостей. В 1820 году  в крепости останавливался А.С. Пушкин, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене южных ворот. Была возведена высокая каменная стана с бойницами и  угловыми башнями. В 1848-1851гг. крепость вновь  перестроили по проекту архитектора С.И. Уптона. А в 1862 году, потеряв своё военное значение, крепость была  упразднена.
   В наше время в оставшихся от старой крепости стенах  и круглой угловой  башне разместились  помещения и экспозиции историко- краеведческого музея "Крепость". Остатки крепостных строений начала 19 века признаны памятником  республиканского  значения -  Постановление Совета Министров РСФСР  от 30 августа 1960 года.

   Сердце Кисловодска -  Нарзанная галерея, сооружённая в середине 19 века.
Привыкла считать, что это здание всегда было  таким, как сейчас. Оказывается, нет. На протяжении  полутора веков и внешний, и внутренний облики  Нарзанной  галереи часто менялись. Возводилась галерея из песчаника и местного доломитного камня с 1848 по 1858 годы по проекту архитектора С.И. Уптона. Интересные детали изменения проекта (от 1 мая 1855 г. Тифлис) можно узнать из докладной записки М.П. Щербинина  наместнику Кавказскому Н.Н. Муравьёву о купальном здании при галереи "...сделать один общий бассейн с четырьмя отдыхальням . Сделать 6 больших в готическом вкусе оконочных столярных рам с переплётами в арках коридора...  в конце галереи сделать три арки для более прочного устоя и украшения, с западной стороны галереи устроить каменную  лестницу". На литографии Е. Сисэри 1856 года Нарзанная  галерея соседствует с пирамидальными  тополями, "видом похожими на кегли гигантского размера". В книге Я.Л. Махлевича "Мезонин у нарзана", читаю: "Обратите внимание : в плане  галерея имеет форму замочного ключа. Каменный "ключ"  над ключом Нарзана". Я считаю, что это символично, потому что именно нарзан послужил основой для развития курорта, приобретения им  мировой славы.
   В 1894 году был изменён южный фасад  здания галереи, выходящий в Старый- Нижний лечебный парк.Обращаюсь к фотографиям. На одной вижу проёмы окон галереи застеклёнными, на других -  нет? Случайность ли это? нет. Оказывается в 1911-1912 гг. в целях защиты  разбитого в южной части галереи сада  окна   были застеклены! 
    И  в советское  время  Нарзанная галереи  подвергалась переделкам. Её внутренняя обстановка существенно изменилась. Исчез зимний сад и водопродажная, а из здания  Главных Нарзанных ванн перенесли красивую   скульптурную статую Купальщицы. В начале 20 века галерея была вновь застеклена. В 1978 году были проведены работы по реконструкции и реставрации здания Нарзанной (Воронцовской)  питьевой галереи нарзана по проектами архитекторов: Кремера А.Д; Казанской И.Б. и  Наливайченко Ю. По сей день радуют глаз горожан и отдыхающих курорта башенки с зубцами  в  английском  готическом стиле  галереи, проёмы в виде стрельчатых окон слабого подъёма.
   В конце 19 века Тополевая  аллея  вела от здания Нарзанной  галереи и не была застроена. Но с обращением Кисловодской слободы в город, с 1900 по 1905 годы центральная часть курорта обустраивается с особым размахом. К столетию Кисловодска было приурочено строительство  новых  зданий: Главных Нарзанных ванн, гостиницы "Россия" братьев Зипаловых (ныне корпус Курортной  поликлиники).
   Главные Нарзанные ванны - фантазия  зодчего А. Н . Клепинина (04.101871- 1952), автора проектов зданий в Пятигорске и Петербурге.С 1898 года работал в должности гражданского инженера в Пятигорске и Кисловодске. Величественный архитектурный комплекс был возведён с 1901 по 1903гг. и до сих пор привлекает внимание причудливостью форм фасадов и  яркостью декоративного  убранства с элементами   индийского и мавританского зодчества: лепные карнизы, цветной орнамент из майолики, изящные башенки на фронтонах придают неповторимый и экзотический вид . Декор из майолики  выполнен на фабрике "Абрамцево" С Мамонтова , а скульптурный заказ в мастерской  Ростова на Дону -  известного скульптора Юга России Л.К. Шодкого.  Здание находится под охраной государства как памятник республиканского значения. На одной из стен укреплена мемориальная доска, долгое время  бывшая единственной на  Кавказских Минеральных водах: " Проектировал и строил инженер А.Н. Клепинин 1901-1903". В 1972-1973 годах была проведена реконструкция и реставрация здания. К 195 -летию КМВ и Кислых Вод (1998 год) была проведена реставрация мозаики  фасада Главных Нарзанных ванн.
   Отрадно, что есть положительные изменения  и в облике центральной  - маленькой площади  курорта, который жители Кисловодска называют любовно "Пятачок"( см. Фото  - илл. к  миниатюрному эссе). Прекрасно отреставрировано  здание  санатория "Нарзан", построенное в 1905 году на углу Тополевой улицы (бульвар Курортный) и Голицынского проспекта (пр. К. Маркса) - бывшая гостиница  "Гранд-отель".
   Можно  сказать, что окончательно сформированное  к началу прошлого века архитектурное ядро старинного центра курорта сохранено и до наших лет.
   Внимательный наблюдатель, сравнивая и познавая, с удивлением откроет для себя, что  Курзал Кисловодска - это драгоценное украшение курорта - тоже значительно изменился со времени его  постройки в 1895 году.Это грандиозное двухэтажное здание театра в стилях "эклетика" и французского нео ренессанса было и остаётся одним из редких зданий в России и Европе.
   Помните, как писал Гайто Газданов о Кисловодске:" Я любил его дачи, возвышающиеся над улицами, его игрушечный парк, зелёную виноградную галерею, ведущую из вокзала в город..."
   Верно то, что  дачи Кисловодска есть за что любить. Даже перечень одних дивных названий - завораживает и тешит слух, звучит загадочно, словно название песен: "Русь", "Мавритания", "Орлиное гнездо", "Игрушечка", "Затишье", "Ретвизан", "Витуся"и др.
    В чём же загадка мелодий этих старинных дач и особняков? Думаю в том,  что в  каждую из них  и хозяин, и архитектор вложили часть своей души, своё видение прекрасного и нетленного по  жизни и судьбе?! Немало прелестных  и чудных на вид зданий  дач спроектировал архитектор Ходжаев Э.Б. (1861-1939): дача Александрова (1893г.); особняк Ходжаева (1904г. постройки  - по  ул. Чкалова 69 -ДХШ); дача Кундури ("Эльбрус"-корпус Военного  санатория); особняк промышленника Тарасова (1895г.- корп. 2 санатория "Жемчужина Кавказа"); дача Офросимовой (Афросимовой) Л.И.(1890 -х гг. постройки -  здание гостиной "Благодать"); дом "Рекордъ" Тер-Погосова Д.И. (пр. Мира 12); дача купца Ушакова (здание музея "Дача Ф.И. Шаляпина"); отель "Ретвизан" и дачи - "Избушка" и  "Витуся", дача Твалчрелидзе (1913г.- ул. Ленина); дача "Орлиное гнездо" и др. на КМВ. 
    Именно оттого-то  дачи и привносят уют, создавая особый колорит курорту, удачно вписываясь в природную среду центра города и Ребровой балки.