(эссе по архитектурному краеведению - 2001г.)
Как и каждый город , Кисловодск имеет свою судьбу, свою историю и своё лицо. С огорчением замечаю, что у меня на глазах не в лучшую сторону меняется облик родного и любимого города. Появляются новые здания, совершенно отличающиеся по стилю о уникальной архитектуры центра курорта. Старые архитектурные памятники изменяются непродуманными реконструкциями до неузнаваемости, как произошло со зданием на Курортном бульваре,- бывшей гостиницей Смирнова.
Чем быстрее наступает будущее, тем сильнее желание сохранить детали прошлого, живущие в рисунках, старинных фотографиях и книгах. Они как бы говорят нам :"Всё будет так и всё не так через одно мгновение!"
Какое счастье, что фотограф или писатель смогли оставить нам память о Кисловодске прошлых лет, о фасадах и видах старинных особняков, дач , которых нам уже не увидеть.
Предлагаю вместе со мной совершить путешествие в те времена, когда Кисловодск был иным.
Каким же был город Кислых вод? Постараюсь рассказать - если не обо всём, то хотя бы о малой толике того, что составляет очарование прелестного града солнца и нарзана!
Кисловодское поселение начало свой исторический путь с закладки 7 мая 1803 года солдатами 16 -го егерского полка, располагавшегося в Константиногорской крепости. Строительные работы проводились под руководством командира полка - генерала Лихачёва. Для крепостного укрепления выбрали возвышенность между горными речками Ольховкой и Берёзовкой в двухстах саженях от источника минеральной воды "нарзан", в переводе "богатырь вода". Крепость Кисловодская состояла из земляного вала с сухим рвом, в виде четырёхстороннего редута с бастионами. По углам бастионов были поставлены чугунные пушки. Для защиты южных ворот крепости, к долине всегда стоял батальон пехоты с двумя полевыми пушками, - впереди и по сторонам, на вершинах бугров, стояли казачьи пикеты для обозрения долины и источника с кислой водой. До наших дней крепость не сохранилась в её первоначальном виде. Несколько раз в 19 веке она подвергалась перестройкам. Так в 1812 году в крепости появились каменные дома для офицеров и почётных гостей. В 1820 году в крепости останавливался А.С. Пушкин, о чём свидетельствует мемориальная доска на стене южных ворот. Была возведена высокая каменная стана с бойницами и угловыми башнями. В 1848-1851гг. крепость вновь перестроили по проекту архитектора С.И. Уптона. А в 1862 году, потеряв своё военное значение, крепость была упразднена.
В наше время в оставшихся от старой крепости стенах и круглой угловой башне разместились помещения и экспозиции историко- краеведческого музея "Крепость". Остатки крепостных строений начала 19 века признаны памятником республиканского значения - Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.
Сердце Кисловодска - Нарзанная галерея, сооружённая в середине 19 века.
Привыкла считать, что это здание всегда было таким, как сейчас. Оказывается, нет. На протяжении полутора веков и внешний, и внутренний облики Нарзанной галереи часто менялись. Возводилась галерея из песчаника и местного доломитного камня с 1848 по 1858 годы по проекту архитектора С.И. Уптона. Интересные детали изменения проекта (от 1 мая 1855 г. Тифлис) можно узнать из докладной записки М.П. Щербинина наместнику Кавказскому Н.Н. Муравьёву о купальном здании при галереи "...сделать один общий бассейн с четырьмя отдыхальням . Сделать 6 больших в готическом вкусе оконочных столярных рам с переплётами в арках коридора... в конце галереи сделать три арки для более прочного устоя и украшения, с западной стороны галереи устроить каменную лестницу". На литографии Е. Сисэри 1856 года Нарзанная галерея соседствует с пирамидальными тополями, "видом похожими на кегли гигантского размера". В книге Я.Л. Махлевича "Мезонин у нарзана", читаю: "Обратите внимание : в плане галерея имеет форму замочного ключа. Каменный "ключ" над ключом Нарзана". Я считаю, что это символично, потому что именно нарзан послужил основой для развития курорта, приобретения им мировой славы.
В 1894 году был изменён южный фасад здания галереи, выходящий в Старый- Нижний лечебный парк.Обращаюсь к фотографиям. На одной вижу проёмы окон галереи застеклёнными, на других - нет? Случайность ли это? нет. Оказывается в 1911-1912 гг. в целях защиты разбитого в южной части галереи сада окна были застеклены!
И в советское время Нарзанная галереи подвергалась переделкам. Её внутренняя обстановка существенно изменилась. Исчез зимний сад и водопродажная, а из здания Главных Нарзанных ванн перенесли красивую скульптурную статую Купальщицы. В начале 20 века галерея была вновь застеклена. В 1978 году были проведены работы по реконструкции и реставрации здания Нарзанной (Воронцовской) питьевой галереи нарзана по проектами архитекторов: Кремера А.Д; Казанской И.Б. и Наливайченко Ю. По сей день радуют глаз горожан и отдыхающих курорта башенки с зубцами в английском готическом стиле галереи, проёмы в виде стрельчатых окон слабого подъёма.
В конце 19 века Тополевая аллея вела от здания Нарзанной галереи и не была застроена. Но с обращением Кисловодской слободы в город, с 1900 по 1905 годы центральная часть курорта обустраивается с особым размахом. К столетию Кисловодска было приурочено строительство новых зданий: Главных Нарзанных ванн, гостиницы "Россия" братьев Зипаловых (ныне корпус Курортной поликлиники).
Главные Нарзанные ванны - фантазия зодчего А. Н . Клепинина (04.101871- 1952), автора проектов зданий в Пятигорске и Петербурге.С 1898 года работал в должности гражданского инженера в Пятигорске и Кисловодске. Величественный архитектурный комплекс был возведён с 1901 по 1903гг. и до сих пор привлекает внимание причудливостью форм фасадов и яркостью декоративного убранства с элементами индийского и мавританского зодчества: лепные карнизы, цветной орнамент из майолики, изящные башенки на фронтонах придают неповторимый и экзотический вид . Декор из майолики выполнен на фабрике "Абрамцево" С Мамонтова , а скульптурный заказ в мастерской Ростова на Дону - известного скульптора Юга России Л.К. Шодкого. Здание находится под охраной государства как памятник республиканского значения. На одной из стен укреплена мемориальная доска, долгое время бывшая единственной на Кавказских Минеральных водах: " Проектировал и строил инженер А.Н. Клепинин 1901-1903". В 1972-1973 годах была проведена реконструкция и реставрация здания. К 195 -летию КМВ и Кислых Вод (1998 год) была проведена реставрация мозаики фасада Главных Нарзанных ванн.
Отрадно, что есть положительные изменения и в облике центральной - маленькой площади курорта, который жители Кисловодска называют любовно "Пятачок"( см. Фото - илл. к миниатюрному эссе). Прекрасно отреставрировано здание санатория "Нарзан", построенное в 1905 году на углу Тополевой улицы (бульвар Курортный) и Голицынского проспекта (пр. К. Маркса) - бывшая гостиница "Гранд-отель".
Можно сказать, что окончательно сформированное к началу прошлого века архитектурное ядро старинного центра курорта сохранено и до наших лет.
Внимательный наблюдатель, сравнивая и познавая, с удивлением откроет для себя, что Курзал Кисловодска - это драгоценное украшение курорта - тоже значительно изменился со времени его постройки в 1895 году.Это грандиозное двухэтажное здание театра в стилях "эклетика" и французского нео ренессанса было и остаётся одним из редких зданий в России и Европе.
Помните, как писал Гайто Газданов о Кисловодске:" Я любил его дачи, возвышающиеся над улицами, его игрушечный парк, зелёную виноградную галерею, ведущую из вокзала в город..."
Верно то, что дачи Кисловодска есть за что любить. Даже перечень одних дивных названий - завораживает и тешит слух, звучит загадочно, словно название песен: "Русь", "Мавритания", "Орлиное гнездо", "Игрушечка", "Затишье", "Ретвизан", "Витуся"и др.
В чём же загадка мелодий этих старинных дач и особняков? Думаю в том, что в каждую из них и хозяин, и архитектор вложили часть своей души, своё видение прекрасного и нетленного по жизни и судьбе?! Немало прелестных и чудных на вид зданий дач спроектировал архитектор Ходжаев Э.Б. (1861-1939): дача Александрова (1893г.); особняк Ходжаева (1904г. постройки - по ул. Чкалова 69 -ДХШ); дача Кундури ("Эльбрус"-корпус Военного санатория); особняк промышленника Тарасова (1895г.- корп. 2 санатория "Жемчужина Кавказа"); дача Офросимовой (Афросимовой) Л.И.(1890 -х гг. постройки - здание гостиной "Благодать"); дом "Рекордъ" Тер-Погосова Д.И. (пр. Мира 12); дача купца Ушакова (здание музея "Дача Ф.И. Шаляпина"); отель "Ретвизан" и дачи - "Избушка" и "Витуся", дача Твалчрелидзе (1913г.- ул. Ленина); дача "Орлиное гнездо" и др. на КМВ.
Именно оттого-то дачи и привносят уют, создавая особый колорит курорту, удачно вписываясь в природную среду центра города и Ребровой балки.