Развод

Александр Вигер
Фредерик Бекбедер в романе любовь живет три года сказал: я должен написать книгу о своем разводе. Кто читал, вспомнит, что разводился он с одной женщиной, а любил другую. Но книгу начал с истории развода, и эта фраза тоже расставляет свои приоритеты. Мужики не должны писать о любви. Точнее, не должны так повально об этом писать. О любви пусть пишут женщины. Это розовые сопли. Любви, возможно, вообще нет. А разбираться в том, чего вообще нет, что человек придумал и накрутил себе - удел женщин.
Но, конечно, пишут не о том, что должны, а о
том, что больно. Развод - это больно. Не смейте спорить. Ударю. И даже если я изобью Вас до полусмерти - я не выплесну всей своей боли. А если изобьете меня Вы - мне будет не так больно.
Заметили, каждый глубоко несчастный человек подсознательно хочет быть избитым. Чтоб соотнести физическую боль и внутреннюю. И понять: шрам заживет, перелом зарастет, а развод останется. Будто клеймо.
Но, включив мозг, понимаешь, что если в драке получить тяжкие телесные - денег на лекарства не напасешься - а перспектива лежать в больнице совсем не улыбается. А если их нанесешь - то оплачивать лечение другому или сидеть из-за этого в колонии не особо целебно для уставшей души. А если в драке убьешь кого-то - не исключено ведь - эти нравственные муки похлеще моих - не буду делать из себя самого несчастного. А если убьют меня... Вот тогда боль, возможно, прекратится.
Но не буду играть в суицидника. Я взрослый прагматичный мужик, и я уже перерос дворовую романтику, а также романтику любви и смерти. И я хочу писать о разводе.
Должен сказать, что я совершенно не писатель. Не знаю, как правильно строить композицию. Вообще, не знаю, что в итоге получится. Например, я должен был еще вначале извиниться за то, что угрожал читателю ударить его. Может, кто-то из неженок воспринял это всерьез и перестал читать, обиделся. Тогда это взаимовыгодно. Такому ранимому рано еще знать о разводе - пусть пока половит розовых фламинго в садах грез. А мне не нужно перед ним распинаться. Отсеять не твоих читателей тоже ведь нужно. Для вообще непонятливых объясню - никого бить, даже ментально, я не собираюсь. Это просто гипербола. Тот, кто не признает развод проблемой для мужчины - жесточайше заблуждается. И мы же - питомцы кризиса среднего возраста - меряемся больше не достижениями, а проблемами. Вот у меня начальник зверь, - а у меня жена мегера, - а меня с проверками так задолбали. И вот кого больше задолбали - тот и лучше. Недооценивая развод - вы меня тем самым, не желая того, оскорбляете.
Мужской развод принято считать радостью, освобождением. Столько анекдотов на этом строится. И ведь кто-то верит.
Я смотрю на свидетельство о разводе - долгожданное, между прочим, решение суда - и этот документ напоминает мне приглашение на казнь. Вот только преступник сам не будет выпрашивать себе подобные бумаги.
В суде ты ощущаешь себя дебилом. Ты не можешь внятно и отчетливо
объяснить судье причину развода. Ты ее даже себе объяснить не можешь. Не то, что сформулировать словами - даже внутри себя нет окончательного понимания. Ощущаешь себя Львом Толстым. Он писал-писал о том, что дальше так жить нельзя, а люди не понимали, почему, как это так, жили ведь раньше и ничего. Оставалось только уйти.
Каждый развод - это мини-уход Льва Толстого.
У меня было осознание того, что так дальше жить нельзя - у судьи не было. Может, потому, что она женщина...
В других административных делах, наверное, больше гуманности не повредило бы. Кто-то не добрал документов - но он реально заслужил имущество или право, может, ему просто нужней - пойдите навстречу, будьте человечнее. Вы же тоже, может, перед Судом отвечать будете. И там на справки смотреть не будут. Вы отдали ребенка при разводе не тому, кто больше его любил и кого любил он, а тому, у кого юрист круче - такой номер не пройдет.
Извините, ребята, не по теме, просто после того, как столкнешься с нашим правосудием хочется верить в высшую справедливость.
Так вот для тех, кто хочет развестись, я бы убрал любой человеческий фактор. Мы уже прошли бюрократический ад - если бы мы сомневались - разве мы бы стали в это впрягаться? В идеале стоит просто написать два коротеньких заявления о расторжении брака - и на следующий день вы уже свободные люди.
Или другая антиутопия. В некоторых странах разводы тупо запрещены. И, знаете, не худший вариант. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. Так жить нельзя, но и по-другому тоже. Так что смирись. Не обязательно же любить друг друга: можно жить в разных комнатах и быть деловыми партнерами.
В общем, либо дайте разойтись и не долбайте мозг, либо вообще не давайте разойтись. Главное, в любом случае не долбайте!
Но вас мурыжат. Иногда хотят помочь, но все равно мурыжат, а иногда и кайфуя от собственной значимости и вашего идиотского положения.
О женщинах... Для женщины-судьи ты заведомо неправ. Биологически. И ее предложение помириться - это предложение тебе-придурку осознать, что тебе больше никогда не встретится такая хорошая женщина. Для тебя счастье всю жизнь ощущать себя виноватым перед ней и посвятить свое бренное существование искуплению вины. Как ты только мог предположить, что в силах жить без нее. А ну марш домой!
Такое послание можно было прочесть между тонкой игрой в дипломатию и объективность. Но не исключено, что я это накрутил. Разведись, и ты поверишь, что все женщины заодно против тебя. Подай на развод, и ты поверишь, что все государственные системы против тебя. Посмотри в уставшие глаза своей жены после развода, и тебе покажется, что уже и ты сам против себя. И вообще весь мир.
В общем, на миг ты из родного и привычного кризиса среднего возраста попадаешь в кризис подростковый. Ты снова борешься не только со своими комплексами, но и со всем миром и системой. Ты несчастен и никому не нужен. Ты снова хочешь отразить это в творчестве...
Не смотря на критику, я, конечно, люблю, уважаю и завидую подросткам. Они же отчаянно верят в любовь, а если не верят - не верят тоже отчаянно. А я вот настаивать на том, что любви нет, предъявить 15 доказательств этому я не могу. Время прямых отрицаний и утверждений, наверное, прошло, а, может, именно они сейчас и необходимы.
И вот ты оказываешься в пустой квартире. Над тобой не висит проблема отцов и детей. И если подросток может во всем обвинить родителей, то у тебя такого утешения нет. Ты знаешь, что во всем виноват сам.
Никто не сводил меня с моей женой - я с ней познакомился сам. Не на спор. В здравом уме и трезвой памяти. Я не терял голову от ее красоты. Нас не заставляли жениться родители. Все, как положено: знакомство - дружба -симпатия - влюбленность - свадьба. Да, я пропустил любовь, ведь не знаю, любил ли я ее. 10 лет семейной жизни - и не знал.
Жили мы хорошо. Удобно. И это удобство заставляло меня забыть, что ради него я занимаюсь нелюбимым скучным делом. Когда комната в коммуналке превращается в съемную квартиру, а затем в личную двушку - не до поисков призвания.
Раз уж речь зашла о недвижимости, то скажите мне, какие бывают, по-вашему квартиры? Основные критерии разделения?
В элитном или спальном районе, близость к метро, работе или школе, с евроремонтом или без, в подъезде с парковкой, лифтом, домофоном? Да-да, но ни один риелтер вам не скажет, что квартиры в первую очередь пустые или не пустые. И пустота убьет всю твою мебель, плазму, душ, кухню.
Читатель мой, ты - не судья, но и тебе я внятно не объясню, почему мы развелись. Я не бухал и не изменял. Что-то зарабатывал - на хлеб с маслом хватало - без икры. В прямом смысле, конечно, и икру на выходных могли себе позволить, но ты же понимаешь аллегорию.
Может, для отношений мало быть обывателем? - Вот ты хочешь невозможного - не добиваешься этого - и недоволен. Ты хочешь возможного - добиваешься этого - и... недоволен. Может, даже еще больше. Ты ведь даже не посмотрел в сторону невозможного, не захотел его, не попробовал.
И вот то, ради чего ты создавал семью - и разрушило ее. "На свете счастья нет, но есть покой и воля" -говорил Пушкин. Наверное, так и есть. Но те, кто поверил в это слишком рано, не попробовав схватить удачу за хвост - проигрывают. Даже хуже. Они нарушают олимпийский принцип: главное не победа, а участие.
По ходу тех, кто думают, что осторожно отбудут номер, возьмут свое и не обломятся, жизнь обламывает с особым наслаждением.
Человек, взявший вину на себя слишком быстро, все же продолжает искать виноватых, соучастников. Кто-то же мог разглядеть во мне незаурядные способности, чувство справедливости, бунтарский дух. Ведь что-что из этого во мне должно было быть. У меня же детство в 80-х прошло. Я же должен быть впитать полной грудью воздух свободы!
Вот почему сложно осуждать современную молодежь - она выросла в 90-х. 90-х, Карл! Это худшие годы в нашей истории, посде сороковых, наверное. И то, в 40-х мы были заодно, а тут ни о каком единстве и речи быть не могло.
И если мы жили в 90-х, то дети формировались. Нам было не до них, тотально враждебная среда - и вот глубоко раненное, изуродованное поколение. И мы не смеем говорить о том, что мы лучше их. Мы создали для них такие условия. Так же, как предыдущие поколения создают айфоны для, страшно сказать, поколения 2000-х. Но в айфонах, конечно, минусов меньше, чем в пустых полках и криминальных разборках.
В общем, со временем и средой разобрались. 80-е прекрасная почва, но 90-е - неблагоприятная окружающая среда. Откуда семейные ценности и привязанности, если у тебя могут в любую минуту все отнять. Тут или будь, что называется, крепким хозяйственником, знай, с кем нужно вовремя поделиться, или ничего не копи, ищи ветра в поле. Почему я выбрал первый вариант? Почему, когда относительно нормализовалась эпоха, я не нормализовался вместе с ней? И это не то, что я ностальгировал по малиновым пиджакам, шансону, тамогочи и пергидрольных барышнях - я о семейных ценностях. Эпоха не щедро жаловала привязанности - она воспитывала эгоистичных жестких людей. Эпоха оттаяла, а я остался стоять таким старомодным грязным снеговиком во дворе.
Итак, 80-е формировали в нас свободных трудолюбивых людей, 90-е учили далеко не всегда честно бороться за выживание, 2000-е пытаются смягчить этот разрыв, воспитывая и украшенное гламуром жлобство, и поиски самобытности, творческого начала (возьмите обилие субкультур). И социальные сети, которые иногда соединяют, а иногда связывают и запутывает - сети же.
Офисный планктон в социальных сетях - кто-то уже применял эту метафору?
Если продолжить игру слов, то заметили, что слово развод - вполне из 90-х. Развести - обмануть. Развести кроликов на капусту, например. И если учесть, что и хорошее дело браком не назовут, то ситуация совсем уж плачевная выходит. Вначале человека сломали, а потом обманули. Или девушка ломается, а потом ее все равно обманывают. Есть еще один вид ломки, но это для тех, для кого любовь - наркотик.
Возьмите на вооружение: свадьба - это брак на производстве любви.
Вообще, конечно, и пол меня не подталкивает к семейной жизни. Мужики же холостяки по природе. Не обязательно бабники, не могу судить, но холостяки. Есть просто закоренелые, у которых никак не заберешь пульт и треники, и латентные. Они могут даже выглядеть в стиле "идеальный зять", но втайне боятся свадьбы. Лично я где-то между. Зять я не идеальный, но с тещей общался вполне нормально. Треники тоже не носил. Такой себе обычный холостяк.
Заметили, как часто я говорил слово "обычный". Зарабатываю обычно, живу обычно, пишу обычно - без претензий на особенность. И при этом повторяю "заметили". Эти подметки обыденности, которые не разбавляют, а лишь подчеркивают, усугубляют ощущение обыкновенности, все же претендуют на ваше внимание.
Оригинальное видно сразу - мои тщетные попытки к нему приблизиться еще заметить нужно.
И не то, чтобы я постоянно оглядываюсь на общественное мнение. Но вот и идти вразрез с ним я особенно не хотел - не то, что хотел и сдерживал себя, а именно не хотел.
Наша свадьба и была таким шагом. Для мужчин все же есть один плюс в свадьбе - и для родителей жениха и невесты - это продемонстрировать свой статус. Проще говоря, понты для приезжих.
 Плюс, который быстро превращается в минус. На свадьбу тщеславного и не совсем молодого человека тратится столько денег, что вместо безбедного существования уже сейчас ты жертвуешь несколькими годами такой жизни ради одного дня.
И если для жены это больше дня - выбор платья, прически, лимузина (о, я женился в те времена, когда это хоть что-то значило) и даже маникюра все же дарит волнительное ощущение праздника, которое порой лучше самого праздника. У тебя же из волнительных ожиданий - волнительное ожидание трат. А ты еще должен казаться веселым и великодушным. Кому-то еще непонятно, почему мужчины до, во время и после свадьбы жестко бухают. Гости бухают в удовольствие, невесты заливают ушедшую молодость, а жених и родители пытаются в алкоголе забыть о потере львиной доли семейного бюджета. И если тещи и свекрови все же тоньше грустят о том, что дети выросли (горе-то какое), то свекры и тести грубо оплакивают бабло. А еще братья невест, если есть, смотрят так, будто готовы убить всех вокруг, жениха в первую очередь.
Вот почему братья жениха не говорят невесте: если будешь трепать нервы мужу, не пускать на рыбалку, звать маму в гости - разберемся? Ведь в семейной жизни муж порой не менее уязвимая сторона, а за него никто не заступается.
Невесты прощаются с молодостью условно - они же не стареют на двадцать лет на следующий день. Женихи же с баблом прощаются безусловно. Кому тяжелее?
Но главный недостаток свадеб - это, конечно, скотство. В Европе ты тратишь немалые деньги на прекрасную оригинальную церемонию, ресторан, самых близких людей в элегантных костюмах. Мы тратим не меньше, особенно если соотнести с доходом. Я не говорю о тех, кто празднует в школьных столовых - счастливчики - их жаба душить не будет. У нас вроде тоже и рестораны, и костюмы. Но даже в столичных свадьбах такое жлобство и такая провинция!
Я не говорю, что я - эталон изысканности. Я - грубоватый мужик с бородой. И не той бородой, что делают себе футболисты испанской примеры, а нашей нормальной бороденью. Двух-трехнедельная небритость.
Мне неорганично в офисном кресле и в деловом костюме. Я люблю пиво,рыбку, футбол, могу иногда матернуться. Аристократизмом манер не отличаюсь.
Но наши свадьбы - это жесть и для меня. Почему все гости попадают на свадьбу, будто жесткие матросы в порт? Будто они хотят выплеснуть всю свою веселую агрессию на незнакомых людей. Будто они до этого не ели, не пили и не имели возможности покричать. Дни рождения уже по-немногу научились праздновать, креативить, флешмобить, квесты устраивать - на свадьбу, вроде, самые дебильные конкурсы оставили.
Для всех эталон свадьба принца Великобритании. Но вы можете себе представить, чтобы принц мыл теще ноги или пил водку из туфли невесты? - Мы восхищаемся этой свадьбой. Материально мы не можем до них дотянуться - это очевидно, но неужели мы дебилизмом хотим компенсировать ограниченность финансов, показать мнимую душевность?
Вы скажете традиции. Но во-первых, это бабушка надвое сказала, что предки испокон веков так отмечали - вы у этнографов не спрашивали. А во-вторых, от неудачных традиций можно и нужно избавиться. Вы же на лимузине, а не на телеге в ЗАГС едете (не всегда в церковь). Вот и молчите.
Только у нас женитьба - повод насторожиться всем правоохранителям с пожарными и врачами заодно.
Весь этот беспредел можно хоть как-то морально и материально окупить нужными подарками, но за многих женихов безмолвно ответят сервизы, пылящиеся в шкафу. Хорошо, если не одинаковых.
Вывод простой: халява для нашего человека губительна. Есть возможность выпить - упьются до потери сознания, поесть - травануться (недобросовестным ресторанам привет), повеселиться - кровавое месиво не исключено...
А почему я вообще остановился на свадьбе и разводе? Разве я бы не вспомнил первую встречу, поцелуй, прогулки, кино, кафе, нашу общую песню? - Дело в том, что я нифига не романтик. Еще недавно я этим гордился, а теперь сожалею. У меня нет воспоминаний, в которые я бы мог укутаться и согреться.
Мы не строили храм любви - мы строили комфортную и спокойную жизнь. Комфорт и покой закончились - и мне негде молиться.
Но у меня не было не только метафизических привязанностей - у нас и детей не было. Наверное, это все тот же инстинкт 90-х.
Есть движение child free - и я во-многом могу понять его логику. И не столько в глобальном смысле, что людей итак слишком много, но вот отправлять человека в мир, где смертей больше, чем рождений, а разводов, чем браков, реально негуманно.
И нет надежды на то, что вскоре станет лучше. Если перефразировать известную цитату из фильма "Сволочи" : "У нас не было ни Бога, ни черта, ни советской власти". Советская власть перестала даже быть.
Мы не строили новое общество. Мы выживали.
Но если не строить из себя героя, отсутствие детей, конечно, упростило развод. Я бы все равно ушел. Но это вообще такое мясо, вот представил себе и вздрогнул. И правильного решения нет, и кругом ты виноват, и боль, боль, боль.
Дети могли бы только пробудить во мне что-то человеческое, сделать из меня источник тепла. А могли бы и не пробудить. Я бы, может, их спиногрызами называл бы, полушутя...
Может, нереализованный отцовский инстинкт заставляет меня возвращаться к подросткам? – Хотя проводить параллели между подростковым кризисом и кризисом среднего возраста мне кажется логичным. По-моему, развод все же заставляет тебя ощутить немного и подросткового кризиса. Серьезные взрослые дяди не переживают из-за женщин. Они переживают или из-за бабла, или из-за таких психологических загонов, которые в нормальном возрасте показались нелепыми и смешными. А переживания из-за женщины носят не только глухую тоску, но и романтизированную печаль. Разводы дико утомляют и старят, но в определенные моменты они создают иллюзию молодости. За это спасибо женщинам.
Я вот подумал, что в кризисы некоторые оставались одни, а меня поддерживала моя жена. Не прямо мотивационными речами и не без упреков (даже самой милой женщине приятно уколоть упавшего мужчину - за это женщин ненавижу), но все же. Она поддерживала того, кто даже не пытался ее осчастливить, перевыполнить норму, зажечь. Того, кто не знал ее любимые цветы, книги, фильмы.
Я бросил человека, который помогал мне выжить. Я - придурок.
С другой стороны, если кто-то нас видел проигравшими - мы ненавидим свидетелей наших поражений. Они даже в светлые дни несут отпечаток того мрака в нас.
И ведь она не попыталась меня осчастливить. Ведь женщины должны вдохновлять. Личная жизнь - это их парафия.
Все просто. Люди встретились, без любви поженились - без любви развелись. Живут дальше. Чего же так больно!
Мне кажется, что разлука или невзаимность просто нечеловеческой силы любви все равно не ранят настолько, насколько ранит развод самых заурядных людей.
И вот рискну сказать, что мужчинам больнее разводиться. Женщина может улыбаясь говорить, что у нее было пять мужей, например. Мужчины никогда такой глупости не скажут. Даже в шутку. Пять разводов! Да чье сердце это выдержит?
Мне и одного хватит.
Никакой минотавр не блуждал в таких лабиринтах.
В общем, в этой ситуации я вижу только один если не выход, то хотя бы путь решения - написать об этом. И не статус в твиттере, а нормально, обстоятельно. Поверьте, даже если ваша совместная жизнь вам казалась ничем не примечательной - после развода вам будет, что сказать.
Искусство, наверное, единственная почва, где наши страдания продуктивны. Вот посмотрите, о чем сейчас пишут: эльфы, роботы, олигархи, агенты, гламур. Кому это надо? Кого это цепляет за живое?
Развелся с женой - и вот нерв для творчества готов. И именно прозы. Расставание с любимой женщиной рождает поэтов, развод с женой - писателей.
Я вот подумал, а что если с любимой женой?.. Вот тут я уже не могу себе представить болевой порог, который бы пережил такой удар. А ведь живут люди.
Наверное, природа нас бережет и чаще всего не позволят любить жен, чтобы можно было расстаться. То, что пылкие натуры называют каким-нибудь "потускнением палитры чувств", на самом деле наркоз.
В общем, закончу холостяцкими банальностями. Избегайте женщин. Если не избежали - не женитесь. Если женились - не разводитесь. Это крайняя мера. И не могу сказать, что действенная. Может, когда-то разводы запретят - и мы сконцентрируемся на утерянной свободе, а не на боли. Не разводитесь, помните! А если все-таки развелись - напишите об этом.
Истории разведенных мужиков поднимут литературу!