Ненужность

Гринвич
 Холодный воздух потоком ворвался в  распахнутые автоматические двери офисного центра. Галина вышла на улицу и поёжившись от нахлынувшего холода поправила на шее шарф. Она воткнула в губы тонкую сигаретку, которую достала ещё в лифте, чиркнула зажигалкой и выпуская небольшие порции сизого дыма направилась к проспекту.
- Надо было всё таки вызвать такси,- промелькнуло у неё в голове,- лови теперь машину среди ночи.
 Она дошла до проспекта, выкинула окурок под ноги и подняла руку в ожидании попутки. Несмотря на поздний вечер проспект был оживлён и буквально через минуту перед ней остановилась видавшая виды "десятка". Мужчина пожилого, но довольно ещё бодрого вида дотянулся через пассажирское сиденье и распахнул дверцу.
- В Лужники,- слегка наклонившись продекларировала Галина.
- Поехали,- тихо произнёс водитель и откинулся на своё сиденье.
 Галина устроилась на переднем сидении, захлопнула дверь и десятка покатилась по ночной Москве. Ярко освещённые улицы, светящиеся рекламы и вывески магазинов привлекли её внимание. Она не привыкла видеть всё это с пассажирского сиденья. Обычно ей приходилось видеть всё это мельком, из-за руля, когда внимание сосредоточено на дороге, а мысли погружены в свои заботы.
 Сегодня ей пришлось передвигаться на такси, поскольку свою Тойоту она отогнала в сервисный центр. Ей уже сообщили, что машина готова и её пригнали к дому, а пока- такси.

 Внезапная вибрация в глубине сумочки отвлекла её от созерцания улиц. Порывшись, она ловким движением извлекла телефон, мельком глянула на экран и приложила его к уху:
- Алло,- тихим голосом произнесла Галина,- да, Зайчонок, уже еду с работы. Ты покушала? Уроки сделала? Умничка. Ложись в кроватку, я уже скоро приеду.
 Галина выключила телефон и убрала его обратно в сумку.
- Дочка?- внезапно произнёс водитель.
- Да,- Галина кивнула не поворачивая головы.
- Большая?
- Третий класс,- всё так же безучастно ответила Галина.
- Что же вы так припозднились с работы то,- таксист не обращал внимания на её сухость,- дочка дома одна скучает, а вы всё трудитесь. И ведь небось каждый день так поздно возвращаетесь?
- Никуда не денешься,- тихо проговорила она,- приходится работать, чтобы обеспечить.
- Обеспечить чем?- таксист на секунду повернулся к Галине и посмотрел ей в лицо.
- Что значит чем?- не поняла она,- хочу, чтобы мой ребёнок рос ни в чём не нуждаясь.
- А вы уверены, что даёте ей именно то, в чём она нуждается?- немного смутившись проговорил он.
- В смысле?- удивление Галины росло. Ей показалось, что сейчас последует рекламная речь о необходимости в доме нанопылесоса или микроволновой разделочной доски.
- Я к тому,- извиняющимся тоном проговорил мужчина,- что мы, выросшие в эпоху дефицита и недостатка порой слишком увлекаемся, стараясь обеспечить наших детей тем, чего сами в детстве не видели. Игрушки, книжки, шмотки, гаджеты. Мы их заваливаем этим барахлом не задумываясь над тем, что им действительно нужно.
- Вот как,- Галина улыбнулась отвернувшись к окну,- и что же по вашему им нужно?
- Внимание,- коротко проговорил таксист. Галина промолчала. Он выдержал паузу, пока горел красный свет светофора. Когда свет изменился на зелёный он лёгким движением воткнул ручку передач и машина двинулась дальше.
- Вот ваша дочь, к примеру, целыми днями не видит вас,- он говорил не поворачивая головы и слегка прищурившись глядя на дорогу, как будто сам с собой, -  в школу уходит одна, возвращается одна, спать ложится одна. Да, у неё навалом игрушек всяких и одежды. Но разве это ей нужно? Как мне кажется ей вовсе не игрушки дорогие нужны. Ей нужна мама. Мамины забота и участие. И это для неё настоящий дефицит, который похлеще нашего будет.
 По мере его повествования лицо Галины становилось всё смурнее.
- Она не одна в школу ходит,- еле пробурчала она, с видом нашкодившей школьницы,- я её сама отвожу.
- И на том спасибо от неё,- мрачно улыбнувшись заметил мужчина,- что хоть по утрам видитесь. Думаете ей этого достаточно?
- Вы кстати тоже пока ещё не дома с семьёй,- внезапно осенил её аргумент, который как ей казалось заткнёт его за пояс.
- Верно,- на секунду он повернулся к ней и улыбнулся,- только у меня дети уже взрослые, самостоятельно живут. Жены нет. Так что дома меня никто не ждёт.
- И вы от одиночества таксуете всю ночь!- заключила Галина.
- А с чего вы взяли, что я одинок?- пожал плечами таксист.
- Ну как- живёте один, дети отдельно. Поди и звонят редко?
- Звонят редко,- согласился мужчина,- приезжают ещё реже. В основном когда что нибудь нужно.
- Ну вот,- Галина почувствовала, что затрагивает щекотливую тему, но отступать не собиралась. В конце концов он сам начал разговор,- разве это не одиночество?
- Как раз таки нет,- ответ таксиста слегка ошарашил Галину. Она молча смотрела на него ожидая продолжения.
- Одиночество- это не наличие людей вокруг,- продолжал он свернув на плохо освещённую улицу,- пока я нужен моим детям- я не одинок. Если они мне не звонят и не приезжают- значит у них всё хорошо. А если звонят- значит я им становлюсь нужен- значит я не зря живу. Я не одинок, пока кто-то нуждается во мне. Даже старая пенсионерка Филипповна из нашего подъезда не одинока, пока подвальные кошки ждут её с кормёжкой.
 "Десятка" медленно продвигалась по узкой улочке, заставленной машинами. Галина периодически подсказывала направление.
- А что же тогда по вашему одиночество?- полюбопытствовала Галина,- вот здесь налево.
- Одиночество- это... НЕНУЖНОСТЬ!- слегка поразмыслив заключил он,- когда человек ни кому не нужен- тогда он становится одиноким. Даже если с ним в квартире проживает целый родовой клан.
- Вот к этому подъезду,- указала рукой Галина,- интересное определение, надо запомнить.

 Он остановил машину у подъезда, дёрнул с силой ручник и повернулся к Галине.
- Раз уж начали на чистоту, то скажу больше,- он сложил руки на руле и посмотрел ей в глаза, как бы решая стоит ли говорить,- ваша дочь в большей степени одинока, чем я. Она в силу своего возраста ещё не понимает, зачем вы помногу работаете, но у неё может складываться ощущение, что она никому не нужна, и что для мамы работа важнее её. И вот сидя по вечерам дома одна она испытывает настоящее одиночество. И когда вырастет она не будет вспоминать, как её мама самозабвенно трудилась не покладая рук, что бы обеспечить её. Она будет вспоминать, что детство провела одна, а маме было вечно не до неё.
 Таксист начал говорить немного громче и более назидательно. Со стороны могло показаться, будто отец отчитывает непутёвую дочь.
- Откуда вам знать, что испытывает моя дочь?- Галина рассердилась, редкий мужчина мог повысить на неё голос,- тоже мне психолог.
 Она открыла дверь и вышла из машины.
- Сколько с меня?
- Да нисколько,- с ухмылкой ответил мужчина,- я просто так катаюсь. Дома скучно сидеть.
 Она молча захлопнула дверцу и направилась к двери подъезда. Мужчина, всё с той же ухмылкой опустил ручник и "десятка" покатилась вдоль подъездов к выезду.

 Едва Галина переступила порог перед ней появилось маленькое создание в пижаме и плюшевой собакой в тонких ручонках.
- Привет мамулечка,- тоненький голосок раздался откуда то из-за головы собаки,- приходил дядя Слава, принёс ключи от машины и сказал, что машина готова.
- Привет, Зайчонок,- Галина наклонилась, раздвинула собачьи уши и поцеловала в лоб своё чадо,- вот и отлично, значит завтра поедем в школу на своей машине. А ты чего босиком тут бегаешь? Пол холодный, не хватало простыть. А ну бегом в постельку.
- А ты мне почитаешь на ночь?- голубые глаза сверкнули озорным огоньком.
- Почитаю,- Галина сняла сапоги и направилась к ванной,- ложись пока, я сейчас.
 Маленькое создание быстро исчезло в полумраке детской комнаты. Раздался характерный звук плюхнувшегося в кровать тела и шорох одеяла.
 Галина прошла в ванную, включила воду и посмотрела на себя в зеркало. Какой то  непонятный ком сдавил её горло. С минуту она боролась с собой, но не выдержала, села на край ванны и разрыдалась.


 В восемь часов утра, как по расписанию семейство шагало к машине, припаркованной на стоянке. Ещё не старая Тойота мгновенно отреагировала на поворот ключа и мотор тихо зашелестел под капотом.
- Пока мамулечка,- кучерявое голубоглазое создание обняло Галину за шею как только Тойота остановилась напротив ворот школы,- ты сегодня пораньше придёшь?
- Я постараюсь, Зайчонок,- чмокнув дочь в щёчку ответила Галина,- но не обещаю. Работы много.
 Большая цветастая куртка, из которой торчали тонкие ножки в сапогах, снаряжённая большим рюкзаком выгрузилась из машины и зашагала к школьному крыльцу. Завитушки, украшенные бантами и служившие венцом этой конструкции задорно подпрыгивали при каждом шаге.
 Галина взглядом проводила дочь до крыльца, с улыбкой помахала ей на прощанье. После того, как дочь исчезла в дверях школы Галина откинулась на сидении и несколько минут сидела прищурив глаза, погружённая в свои мысли. Наконец она вышла из оцепенения, тряхнула головой  и достала телефон из сумки.
- Алло,- заговорила она, как только на другом конце кто-то отозвался,- привет. Ты про совещание помнишь? Что бы к восьми вечера отчёт был готов, мне сегодня генеральному докладывать. Документы на согласование приготовили? Хорошо. Скоро буду.
 Галина выключила телефон, убрала его в сумку и прибавив громкость радио отпустила тормоз. Тойота, медленно огибая припаркованные кое-как машины двинулась в сторону проспекта.