А поговорить?..

Лауреаты Фонда Всм
ЕВГЕНИЯ КОЗАЧОК - http://www.proza.ru/avtor/epkoz -  ПОЧЁТНОЕ ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ВЕРНИСАЖ 31» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

  Последние месяцы жизнь для Николая не имела смысла. Она скорее ему мешала. Надо было дышать, мыслить, что-то делать. А ему ничего не хотелось. Вернее, он не мог: жить, дышать, думать, двигаться, понимать окружающий его мир. Мир, где он был счастлив: рухнул, рассыпался на мелкие части, на пылинки и их уже не соединить. А создавать новый мир нет желания.

 На "автомате" ходил на работу. Отправили в отпуск. Когда не возвратился в положенный срок, прислали коллег узнать, что с ним? Увидели, что жив, но в состоянии «анабиоза». Подписал заявление на продление отпуска за свой счёт ещё на месяц. Знал, что и этот срок ничего не изменит в его мышлении и новом образе жизни.

Всё навязчивее становилась мысль: «Ты одинок!» Понимал, что одиночество у человека всегда за спиной, но чтобы оно так наступало на пятки и сшибало с ног, предположить не мог. Сшибло! И нет сил: подняться, отряхнуться, оглядеться и увидеть, что природа, люди и всё вокруг живое и самому стать частью этой жизни.

Боль потери жены и дочери, тяжёлым гнётом легла на плечи, выдавив из него желание жить.  Не сопротивлялся ему. Сутками лежал без движения, забыв о воде и пище. Не включал настольную лампу. Зачем? Свет не сможет помочь уничтожить мрачные мысли. И только накануне дня рождения Милы он пробился тоненьким лучиком желания с кем-то поговорить и пойти туда, где впервые появилось невероятное, неповторимое по своему эмоциональному ощущению чувство – любовь!

Ночью вышел из квартиры и через полгорода пешком добрался в их сквер. Устало опустился на лавочку и погрузился в воспоминания двадцатилетней давности. Время как будто остановило свой бег…

На рассвете солнце, как и прежде, открыло ему красоту деревьев в ярко жёлто-оранжево-красных тонах. Также тихо несла свои воды узенькая речушка и вилась по её левому берегу извилистым серпантином дорожка, ведущая к лавочкам. А на её правом берегу служила всё та же, деревянная лестница, облегчающая посетителям сквера путь к «забегаловке» с круглыми столиками, ныне именуемой «Пивной бар».

Николай закрыл глаза. Почувствовал лёгкое дуновение ветерка, напомнившее нежное прикосновение руки Милы и тот миг, когда он впервые посмотрел на неё совсем другими глазами. Она выделялась среди сверстниц.  Таких густых, цвета ржи волос, не было ни у одной девочки их детского дома. Из-за тяжёлой косы ниже пояса Мила вынуждена была «гордо» нести свою красивую головку. Он помнит каждое её движение в тот выходной день, когда их классы повели на экскурсию в музей, а потом в этот скверик, где продавали мороженое и воду.

Девочки сидели на соседней лавочке, что-то тайное шептали друг дружке и тихонько смеялись. Но Николай видел почему-то только Милу. Её косу, красный жакет, выгодно подчёркивающий изящную фигурку, лучезарную улыбку и цвета неба глаза. Сердце пело, так хорошо ему было в тот день, который подарил ему такое счастье – любовь. Он тогда не осознал, что с этой минуты не сможет жить по-прежнему, а удивительно тёплое чувство, появившееся в его душе, «поселится» в нём на всю жизнь. Сердце будет разрываться  на части, если по какой-то причине, не сможет её видеть. И на каждой перемене будет мчать на второй этаж, стоять у двери её класса, чтобы просто посмотреть на неё, знать, что она есть, она рядом и, увидев её улыбку,  подниматься на седьмое небо от счастья.

Как же он ждал окончания учёбы в школе, чтобы предложить Миле руку и сердце. Их чувства были взаимными. И никто и ничто не мешало им быть вместе.
Мечтали учиться в одном институте. О жилье не волновались. После выпускного администрация города выделяла детдомовцам однокомнатную квартиру или комнату в общежитии. Коле, как медалисту, «подарили» квартиру. Через год и Мила имела жилье. Позже, соединив две судьбы в одну, они обменяли две однокомнатные на двухкомнатную квартиру, да ещё в центре города.

 Работали и  учились на заочном отделении. Жили в согласии и радости. А после рождения Каролиночки их домашний очаг наполнился утроенным счастьем. Не думали, не гадали, что оно перельётся через край и начнёт иссякать, как горный ручей без снега.

 Мила начала таять, как льдинка на тёплой ладошке, и её капельки быстро испарялись. Знакомые не узнавали её.  После химической терапии не стало волос, потерялся блеск глаз, погасла улыбка…

Невозможно было смотреть на её страдания. Все мысли, деяния были подчинены одному: «Как облегчить страдания любимому человеку? Куда пойти, кому поверить в то, что её спасут, продлят жизнь?»
Хватался за соломинку. Возил её ко всем врачам, которых рекомендовали, к  целителям. Лечили, шептали, поили травами, но жизнь смогли продлить только на два года.
Несмотря на боль, Мила улыбалась и говорила: «Спасибо Господу, что он дарует мне счастье быть с вами. Это такая радость видеть ваши лица и улыбки! - Чтобы не случилось, вы должны любить и беречь друг друга, и тогда всё будет хорошо в вашей жизни».

 Каролине было двенадцать лет, когда Мила оставила их и ушла в мир иной, и для него  этот мир потерял все краски счастья. Единственный смысл жизни – дочь. Этим и жил все эти годы. Он любил, их с Милой, "Солнышко" настолько, что отдавал ей всего себя, каждую свободную минуту.

Ребёнок тяжело переживал смерть мамы. Николай старался находить для дочери нужные слова утешения, оберегал от негатива. Дарил книги со счастливым концом, водил на выставки  картин с солнечными, весёлыми пейзажами.

Боль, поселившаяся в их сердцах, постепенно теряла свою силу. Стали чаще улыбаться, возобновили общение с друзьями. Каролина записалась в бассейн. Возвратилось желание учиться. Укрепилась уверенность в том, что утраченные составные счастья снова с ними. Дочь поступила в университет, встретила любимого человека.  Ничто не предвещало беды...

Николай помнит тот день, когда Каролина, Кирилл и их трое друзей решили провести летние каникулы на море. План отдыха обсуждался в их квартире. Когда Николай услышал маршрут похода в горы, почувствовал тревогу в сердце. Страх за их жизнь не давал покоя несколько дней. Отговаривал детей от этой поездки, не хотел разлучаться с дочерью. Молодёжь не отнеслась с должным вниманием к его предостережению об опасности в горах. Пошли намеченным маршрутом.
Спасатели так и не смогли толком объяснить родителям причину гибели их детей. Живым остался один из друзей, Андрей, который был месяц в коме и вряд ли когда-либо сможет самостоятельно ходить.

Родители и город были в шоке от такой трагедии. Николая поддерживали коллеги, пытаясь объяснить, что жизнь продолжается и работа отвлечёт его от грустных мыслей и тоски. Но он всё глубже погружался в депрессию, винил себя в гибели дочери и твердил: «Мила, прости меня, я не смог уберечь нашу кровиночку. - Прости и ты, Каролиночка, плохим отцом я оказался". Николай обращался к дочери и жене, будто к живым: "Дорогие мои девочки, обе простите меня. Я виноват, что не остановил, не отговорил, не убедил от поездки на море. - Мне так плохо без вас! - Какой же тяжкий грех я совершил, что боги забрали вас у меня?»

Он мог по несколько раз в день повторять стихотворение:

"Зачем любимые уходят
Туда, откуда нет пути?
Зачем так больно сердце сводит,
Никак не хочет отступить?

Тупая боль вороной чёрной
Раскрыла вдруг своё крыло,
Душа упала обречённо
И тьмой дорожки замело…

Господь, прими родные души,
Люби их так, как я любил,
И в пустоте в жару и в стужу
Храни их, как и я хранил.

Ты дай мне сил прогнать бессилье,
Как с этой болью дальше жить?
Без глаз любимой мне бы крылья
Под этой болью не сложить!

Зачем любимые уходят
Вот так – навечно, навсегда
По той неведомой дороге
От нас уходят в никуда".*


 Остался один... И пока не нашёл той молитвы, которая помогла бы заполнить пустоту сердца и заглушить  крик души: «Одинок!».


Николай смотрел на падающие листья, слабое течение воды в речушке, пустые лавочки, сиротливо стоящие столики и боялся, что боль, отчаяние, реальность снова накроют его тёмным покрывалом. И ему, как путнику в пустыне, изнывающему от жажды, хотелось говорить - говорить до бесконечности. Неважно кто будет его собеседником, лишь бы этот человек  слушал и понимал, его боль и одинокость. Он хотел рассказать о жене и доченьке.  Такого сильного желания общения, как сейчас, он ещё никогда не испытывал.

Обрадовался, когда на аллее появились люди и, наконец-то, открылся бар. Достал портмоне. Остался доволен его содержимым. Поднялся и пошёл к столикам. Попросил бармена на каждый столик поставить по семь (дата рождения Милы) бокалов пива и не брать плату с посетителей. Оплатил заказ. Выбрал для себя средний столик, и подобно спринтеру на старте, ждущего выстрела, с натянутыми,  как струна нервами, ожидал того, кому мог бы рассказать о своей незатухающей боли.

Посетители с удивлением принимали угощение, выпивали по бокалу пива, благодарили бармена и уходили. А он, по-прежнему, оставался один у своего столика и мысленно  спрашивал: «И вы уходите? - А поговорить?»

 Пиво на его столике давно отстоялось, но к нему так никто и не подошёл. Вероятнее всего, думали, что он для себя заказал столько бокалов. Николай отодвинул их с середины на край стола, оставив около себя  один, как связующий предмет для диалога... Но диалога  так и не получалось. На его просьбу: "Поговорить», - мужчины молча уходили или сочувственно отвечали:

- Извини, друг, тороплюсь. - Как-нибудь в другой раз поговорим.

Люди приходили и уходили, а у столика по-прежнему одиноко стоял красивый, стройный мужчина, не более пятидесяти лет, с грустным лицом, и слезами на глазах. Ближе к вечеру, Николай опустошил бокалы, стоящие на его столе и уже вслух произносил вслед уходящим: «А поговорить..?


Ему так никому и не удалось раскрыть своё сердце. Всё ниже опускались плечи, терялась стройность спины, руки безвольно лежали на столике...

 Увидев, что бармен готовится к закрытию пивного заведения, вяло махнул ему рукой и пошёл к лестнице – ведущей в отчаяние.
 Парню жалко стало  мужчину, который  в  общении пытался справиться со своим горем, и он спросил:

- Уходите? - А со мной поговорить не хотите?

Но ему уже ничего не хотелось. Победило равнодушие, бросив его на дно одиночества, где нет смысла жизни.

14.08.2015
* Автор стихотворения  "Зачем любимые уходят?" -Олюньчик
 http://www.stihi.ru/2008/10/10/1480