Жулики

Ирина Манаева
Случай этот произошел со мною в детстве, было мне тогда лет десять. В нашем небольшом городке, больше походившем на обычное село, почти все друг друга знали. Да что говорить, народу не так много: одна часть - родственники, другая - знакомые.
На соседней улице жил дед Валтей; выпить любил, как водится, да на лавочке с мужиками посидеть на солнышке летом погреться. Обычный был дед, каких много, но вот была у него голубятня. Бывало шугнет он птиц, выпустит их да как присвистнет и в ладоши бьет, чтоб скорее ввысь взмыли. Кружат они в небе в своем голубином танце, рыжие, серые, пегие, да каких только нет! Особенно приглянулись мне такие белоснежные со штанишками, будто балерины какие вышагивают, курлыкают. Очень уж мне хотелось таких голубок себе.
Однажды идем с другом Ромкой по улице, а на лавочке дед Валтей разморился и сидит. А за пазухой у него шевелится что-то. Мы тихонько поближе подкрались, слышим - курлы-курлы. Да никак голубь! Мы еще ближе - тут дед и проснулся. Щурит на нас осоловелый глаз и скрипит:
- Чего надо?
- Ничего, - пожал плечами Ромка и уж было собрался уходить, но я его остановила.
- Погоди, - шепчу, - давай у него голубя попросим.
Ромка на меня уставился как на редкого зверя какого.
- Чего попросим? - зашептал он в ответ. - Сбрендила что ли? Он не даст!
Я Ромке кивнула, смотри, мол, как надо со старшими разговаривать.
- Дед Валтей, - заканючила я, - дай нам голубя, а, - ныла я дальше, - пожа-а-а-луйста.
Дед недоверчиво уставился на меня, подивившись моей наглости.
- Чего ж не дать, - пожал он плечами, - дам.
Я бросила на Ромку взгляд победителя и, гордо подойдя к деду, протянула руки.
- Давайте!
А дед как засмеется кашляющим смехом, головой из стороны в сторону покачал, голубку глубже за пазуху сунул - и в карман. Бумагу достал - за махоркой полез. Сыплет на заготовку тихонечко так, аккуратно, чтобы не рассыпать, распределяет по всей длине, а потом к губам. Облизал край, папиросу свернул и опять пристально на меня смотрит и улыбается.
- Просто так не дам, - говорит дед и прикуривает, затягивается сладко и снова кашляет.
- Но вы же сказали, - начала было я, но дед перебил.
- Сказал, что дам, - закивал он в ответ и снова затянулся, - но не говорил, что за просто так!
- А денег нет, - теперь пришла удивится моя очередь.
- А можно и без них, - торговался дед.
Я попыталась сообразить десятилетними мозгами, чего хочет от меня дед.
- У мамки водка есть? - прервал он мои размышления.
Я удивленно уставилась на него, пытаясь понять, шутить он или говорит правду. Про водку я слышала, взрослые мужики часто ее пили, а мать держала крепкий напиток, поскольку мужчины в доме не было, а руки нужны были для хозяйства. То крышу подбить, то крыльцо починить, то трубы поменять, а бартер везде один.
- Ну есть, - тяну я, - а что?
- Тащи, - тушит он свою папиросу желтым никотиновым ногтем. - А я тебе голубя дам, - и руку за пазуху себе запускает. Выудил белую красавицу и под нос мне сует.
- Смотри какая! - хвастается. - Твоя будет, жить у тебя будет, курлыкать, - поглаживает он птицу и нахваливает, - а как выпустишь летать - залюбуются все, а она покружит, да и в руки к тебе.
Я открыла от удивления глаза.
- Ученая?!
- А как же! - подтвердил дед. - Сам учил!
Я на Ромку обернулась, глазами спрашиваю, будем меняться? А он засопел и плечами пожимает, а потом и вовсе рукой махнул, видно решил, что не надо.
- Хорошо, - кивнула я деду, - будет вам все. Я сейчас, - и, схватив Ромку за руку, потащила его домой.
- Тебя же мамка заругает, - пытался нравоучительствовать Ромка, - чего ты ей скажешь?
- А ничего, - пожала я плечами, - не буду я ничего брать. Ромка вздохнул с облегчением.
- Но голубка мне нужна, поэтому действуем так!
Ромка рылся в сарае в поисках пустой бутылки, а я тем временем готовила адский напиток по своему рецепту. От взрослых слышала, что водка - невкусный и горький напиток, поэтому решила, что без соли, перца и уксуса никак не обойтись.
- Вот нашел! - поднял Ромка свой трофей над головой.
Бутылка оказалась как нельзя кстати из темного стекла, чтобы нельзя было увидеть чудо-раствор, который наполнил ее. Когда все было готово, мы закупорили бутылку подвернувшейся пробкой и отправились на обмен. Сердце сильно колотилось: как-никак жульничество!
Дед сидел все там же и ждал. Завидев нас он заулыбался, видно, что не очень-то надеялся на положительный результат. Похлопал по скамейке рядом с собой, приглашая присесть.
- Ну, - протянул он многозначительно, глядя на нас.
Я кивнула Ромке, мол, давай - меняй. Он подошел к деду и вытащил из-за спины драгоценную ношу.
- Вот, - показал он деду. Тот было протянул руку за бутылкой, но Ромка отскочил от него.
- Сначала голубка, - встряла я, а потом То!
- Ишь, мелюзга, - прокряхтел дед Валтей и задумался. - Ладно, держи, - он вынул голубку и грубо сунул ее мне в руки. - Давай теперь, - махнул он Ромке и снова протянул нетерпеливо руку. Ромка быстро сунул в костистые руки деда бутыль и отбежал от греха подальше.
- Без обмана? - прищурил он глаз, глядя на меня. Я кивнула.
- А у вас? - спросила я в ответ.
- Обижаешь, - покачал дед головой, - самая лучшая! Полетает - и в руки вернется.
Я подошла к Ромке, стоящему за углом.
- Он нас не убьет? - боязливо поинтересовался Ромка.
- Мы же дети! - резонно возразила я.
Послышался отборный мат деда Валтея. Он костерил нас на чем свет стоит.
- Вот шпана, мать вашу за ногу, ей-богу, убью молокососов, - он еще долго кряхтел и ругался.
- Открыл, - вздохнул Ромка.
- Отпил, - подтвердила я. - Ну и ладно, зато у нас голубка есть. Я разрешила Ромке погладить птицу, а потом мы назвали ее Принцессой и выпустили. Голубка взмыла вверх и стала кружить прямо над нами.
- Смотри, смотри, - толкала я Ромку, - как красиво парит. Сейчас кружок сделает - и домой, - потирала я руки от удовольствия, желая поскорее, чтобы голубка оказалась в них. Голубка действительно сделала еще несколько кругов и полетела домой. К себе домой: в голубятню деда Валтея. Мы выглянули из-за угла.
- Ну что, черти, - окликнул нас дед, - обманули старика на четыре кулака, - он снова выругался и запустил в нас злополучной бутылкой.
- А вы какой нечестный, - крикнула я из-за угла, боясь высунуться дальше, - знали же, что голубка назад полетит к вам, а врали.
- Конечно знал! - подтвердил дед. - Иначе бы и не отдал! Какую птицу соплякам!- сокрушался он. - Сгубили бы и все. А я толк в голубях знаю. - Он оперся на руки и, кряхтя, начал подниматься.
- Нелюди вы, - еще раз обиженно сказал он, собираясь уходить, - нехорошие дети. Дедушку обманули! - и дед побрел к себе.
- Подумаешь, - пожала я плечами, - ну и ладно, я когда вырасту, сама себе голубку куплю без всяких там жульнических обменов.