Семейная традиция

Александр Стешенко
                * * *
            Когда я был ребёнком, то, слушая радиоприемник, думал – как же он работает? Мне казалось, что внутри большого полированного ящика со светящейся шкалой, на которой написаны разные города мира, живут маленькие человечки. Маленькие-маленькие. Ну, как коротышки Незнайка и Кнопка из Цветочного города.
И эти маленькие человечки поют и веселятся, рассказывают всякие истории, вещают новости. А мы сидим снаружи у ящика-радиоприемника и все это слушаем.
Но ведь все равно было не понятно – как они там помещаются. И как всё это работает.
            И я пытался докопаться до сути непонятного мне явления, заглядывая внутрь волшебного ящика. Сквозь вентиляционные отверстия на задней стенке радиоприемника просматривались вакуумные радиолампы, горящие загадочным красноватым свечением, непонятные радиодетали, в замысловатом порядке расположенные на электронной плате. И все это вызывало у меня недоумение и еще больше разогревало мое любопытство.
            В итоге, я разломал отцовский радиоприемник. В поисках истины. Но… никаких маленьких человечков там не обнаружил.

            Я подрос и в старших классах увлекся радиотехникой. Через некоторое время я уже знал основные принципы радиосвязи. Как распространяются радиоволны, как происходят процессы модуляции и демодуляции, как работают резонансный контур и схемы усиления сигнала. Я самостоятельно собрал свой первый супергетеродин. И он отлично работал, излучая музыку и новости.
            Суть явления мне стала понятна.

            Позже уже мой сын-школьник хотел разобраться, как работает компьютер. Я популярно объяснял ему, как функционирует вычислительная машина, основываясь на простых операциях двоичной арифметики. Но ему было непонятно...
И тогда, пытаясь докопаться до сути непонятного ему явления, он разломал компьютер. Но… никаких бегающих нулей и единиц там не обнаружил.

            Сегодня мой сын - уже взрослый человек. Он профессионально занимается вычислительной техникой. Используя различные математические методы, моделирует асинхронные параллельные процессы сложных многопроцессорных систем. И уже защитил докторскую диссертацию.
            А его сын, мой внук, - чрезвычайно смышленый мальчик Вова, ходит в школу одаренных при университете и уже проявляет свои недюжинные исследовательские способности.

            Все повторяется. И процесс поиска истины бесконечен…

            Пожилой мужчина улыбнулся своим мыслям, отложил шариковую ручку и закрыл толстую тетрадь с законченной рукописью. Затем он сладко зевнул, и довольный направился в спальню.


                * * *
            Вот уже целый час мальчик Вова стремился докопаться до сути непонятного ему явления. Он усердно пытался вскрыть… черепную коробку деда. Как же это работает?
            А ведь дед рассказывал ему о принципах работы нейронов. И при этом все время повторял, что нужно много учиться. Как будто нельзя просто так… взять и посмотреть, как это происходит.
            Сначала Вова попробовал расковырять дырочку небольшой отверткой. Но дырочка получалась слишком маленькой. И через нее никак не удавалось рассмотреть внутреннее содержимое дедовой головы.
            Тогда Вова притащил ящик с инструментами. Он выбрал отвертку покрупнее и попытался расширить отверстие в черепе. Но процесс продвигался слишком медленно.
            Наконец Вова догадался взять стамеску, и стал выдалбливать молотком соединения черепных костей. Его усилия увенчались успехом – теменная кость отделилась, и из черепной коробки вывалилось внутренне содержимое.
            - Ого! – обрадовался Вова, - как все просто, оказывается!
            Однако Вову ждало разочарование - вывалившаяся консистенция нисколько не прояснила суть явления – мыслительной деятельности человека.
            - Ну и что? Как же вся эта фигня работает?! – недоуменно размышлял расстроенный мальчик, рассматривая желеобразную мозговую субстанцию.
            - Дед-то у меня… очень умным был. Но как по этому, - Вова поковырял стамеской мозговую кучу, -  определить-то… умный он или нет? И где же эти самые… нейроны-то?

            Покопавшись еще несколько минут в дедовых мозгах, чрезвычайно смышленый мальчик Вова, сокрушенно произнес:
            - И все-таки прав был дедуля – нужно учиться, учиться и учиться…

            На следующий день Вова надел новый костюм и отправился в школу одарённых.