Соревнование. Что это?

Константин Берёзин
Соревнование... Современные дети нередко сталкиваются с этим явлением.

Все люди не могут победить. Если несколько человек соревнуются в одном и том же деле, то не могут все занять 1-е место. Это просто невозможно. Неизбежно будут победившие и проигравшие. Возникает вопрос: хорошо ли это с моральной точки зрения — стремиться превзойти другого, стремиться сделать так, чтобы у другого оказались более низкие результаты, а у меня — более высокие? Это — ситуация спорта, ситуация спортивного соревнования.

Предположим, проводят Олимпийские игры... А ведь это взято из языческой Эллады и механически втиснуто в наше время. Это синкретизм. В Элладе соревнование считалось нормальным. А сейчас-то зачем? Это совмещение двух совершенно разнородных, чуждых друг другу культур. Как мне кажется, проведение Олимпийских игр сейчас — неестественно и неправильно. То есть, конечно, это вполне закономерно, что их возродили (в 1896 г.). Но это не отменяет того, что они чужды современной культуре. Как можно одновременно проводить Олимпийские игры и говорить о «правах человека», о «равенстве прав»? В Элладе-то не было равенства прав. Да и вообще, современному государству нужны не победители, а просто добросовестные работники. Если наркомании будет меньше, если поток наркотиков через границу будет перекрыт — это будет большое улучшение для России; а если на Олимпийских играх наши возьмут в 5 раз больше золотых медалей, чем иностранцы — кому это надо? Просто так, порадоваться за победителей? В политизированном спорте («матч Россия—США, наши победили! ура!») это имеет значение, и только. А дороги будут в грязи, люди будут наркоманить, супруги будут разводиться, зарплаты будут низкие... Вот в чём проблема-то — вот в какой сфере нужны улучшения...

Наши правители декларируют, что «нужно поддерживать спорт и здоровый образ жизни» — так-то оно так, но это не отменяет того, что идеология, связанная со спортом, вступает в противоречие с идеологией прав человека. Правители имеют в виду другое. Они не рассматривают этот вопрос под таким углом: «какое происхождение у Олимпийских игр? как характер этих игр согласуется с позднейшей историей культуры, с теми принципами, к которым мы сейчас пришли?»

Если человек на соревновании показал результаты в несколько раз меньшие, чем у чемпионов, — то в спорте он будет называться «проигравшим», а в жизни — он останется обычным человеком, ничем не лучше и не хуже других.

Победа в спорте касается прежде всего тех, кто имеет очень высокие результаты. Для подавляющего большинства людей эти «высокие результаты» недостижимы. А поэтому на жизнь страны «чемпионы» мало влияют. Вот среднестатистический человек — это совсем другое дело. Это имеет намного больше значения.

Как мне кажется, то, что говорят: «главное не победа, а участие» — нередко остаётся только на словах. А реальные люди, участвующие в каком-то соревновании, стремятся именно победить (а не просто поучаствовать).

Но радоваться своей победе — как это? Ведь эта радость связана с тем, что другие потерпели поражение.





.