Телефонная будка

Революционарио Шер
По-моему, телефонная будка, что была в двадцати метрах от моего дома, стояла всегда и, насколько мне известно, никогда не работала. Это обычный прямоугольный стеклянно-железный ящик с облупленной от непогоды и времени красно-белой краской больше напоминал афишную тумбу, на которой вывешивались рекламные объявления, фотографии разыскиваемых преступников, тетрадные листы любовными услугами, полоски с предложениями обменять или продать квартиру и так далее, по своему прямому назначению не использовался — внутри телефонный аппарат был отключен, хотя на крыше торчала «рогатка» с отходившими куда-то проводами. Я как-то слышал, как недавно переехавшая соседка, у которой еще не установили домашний телефон, в раздражении спрашивала дворничиху Наталью:
- Наталья-опа, почему в этой будке телефон не работает? Меня постоянно ругают на работе, что не могут найти когда нужно.
Та перестала махать метлом и равнодушно ответила, махнув рукой:
- А не знаю. Как-то я спросила нашего районного связиста Рустама, когда телефон заработает, он засмеялся и сказал, что этот аппарат забыли подключить и линию уже делать не станут. А убирать никто не собирается, так как никому нет дела...
- Вот она, наша бесхозяйственность, - сердито произнесла соседка и поднялась к себе.
Я тогда не знал, что такое бесхозяйственность, только почему-то мне не хотелось, чтобы будку убрали. Потому что она гармонично вписалась между двумя деревьями, скрывавшими кронами от любопытного взгляда и палящих лучей среднеазиатского солнца, и двухметровым забором, за которым располагалась воинская часть, точнее, плац, на которой маршировали солдаты. Вообще-то будка была излюбленным местом для тех, кто назначал здесь свидание, кто прятался от дождя, кто любил тихо выпить водки или покурить сигарету, а мы, мальчишки, использовали ее в качестве нашего центра, откуда вели разведку за девчонками со двора или играли в «войнушки». За заклеиными рекламой стеклами было не видно находящегося внутри будки.
И все же была в будке какая-то таинственность, необъяснимая аура, я не мог словами описать того, что чувствовал, когда заходил в кабину. Там был обычный большой металлический аппарат с диском и трубка на гибком железном шланге, вечно тусклая лампочка освещения и пепельница, в которой я никогда не видел окурков. Да и запаха дыма не ощущалось, словно здесь не курили. На корпусе аппарата было выгравирован номер 38943.12 и телефоны экстренной и бесплатной связи: «01» - пожарная помощь, «02» - милиция, «03» - «скорая помощь», «04» - райгаз. Стенки будки какие-то хулиганы исписывали непотребными рисунками и словами, но их кто-то аккуратно стирал или заклеивал объявлениями. Во всяком случае это художество долго здесь не существовало. Кроме того, как-то мой однокашник Серега бросил камень в бродячую кошку и случайно попал в будку, да только тот легко отскочил от стекла, не сделав ни царапины; тогда я удивился этому факту, сам пару раз пинал и не смог разбить витрину — блин, броня какая-то; в других местах я видел разбитые кабины.
И все произошло в осенний вечер, когда я играл с друзьями по двору в разведчиков. Мне было десять лет, я держал железный игрушечный пистолет, стреляющий пистонами и смотрел из еле открытой двери будки на детскую площадку, окружающий сад и огороды, пытаясь разглядеть там своих «врагов». До меня доносились крики:
- Бах! Бах-бах! Я тебя убил!
- Нет, это я тебя убил! Я первым стрелял!
- Тра-та-та-та! - раздавались звуки игрушечного автомата. - Сдавайтесь!
- Партизаны не сдаются! Паф-паф!
Я улыбался и ждал, когда ребята двинутся сюда и попадут под мой прицельный «огонь». И когда телефонный аппарат вдруг щелкнул, я испуганно подскочил и резко обернулся. Из висевшей трубки раздавался странный звук, а диск стал сам вращаться, словно кто-то невидимый крутил пальцем по цифрам. Тусклая лампочка освещения вспыхнула, едва не ослепив меня, какой-то луч прошелся по кабине, уткнулся в мое лицо, после чего послышалось: «В кабине посторонний. Телепортация отменяется». И все потухло и затихло одновременно.
Я как ужаленный выскочил из кабинки и был тотчас «обстрелян» друзьями: паф-паф-паф. На мои возбужденные слова, что в будке творится что-то непонятное, они отвечали смехом и говорили, мол, меньше верь в сказки о потусторонних силах (до этого мы смотрели в местном кинотеатре фильм «Призрак замка Морисвиль» и с тех пор нам чудились везде странные существа) и у меня галлюцинации, а Петька, мой «противник», утверждал, что я просто проиграл бой и теперь ищу оправдание этому. Я чуть не подрался с ним, однако дворничиха быстро разогнала нас своей метлой. Тут нас позвали родители, и мы разбежались по своим жилищам.
С этого момента я стал присматривать за телефонной будкой, благо окно моей комнаты было расположено напротив. Днем, естественно, я следить не мог, так как находился в школе, вечером тоже ничего не происходило, не считая того, что обнаружил, как десятиклассница Юля целуется там со студентом политехнического института Хамидом, а дядя Карим-сантехник спускается из квартиры сюда, чтобы скрытно покурить, как я позже узнал, анаши. Но вот ночью с субботы на воскресенье удалось мне заметить, как из будки выходили две женщины в темных плащах и один мужчина в фетровой шляпе, хотя — я мог поклясться! - туда они до этого не входили. В ночь со среды на четверг, часов так в два ночи я вновь стал свидетелем, как в будку вернулись две женщины, причем вторая зашла вслед за первой с интервалом в минуту, и больше оттуда не вышли.
Родителям я ничего не сообщил, зная, что они не поверят или просто отмахнуться, мол, ерунда, или, что еще хуже, поругают, что я не сплю и в школу иду полусонный. Поэтому когда в пятницу в будке исчез мужчина в шляпе, я осторожно вышел из комнаты, стараясь никого не разбудить, открыл входную дверь и бесшумно выскользнул во двор. Тогда часы на серванте показывали два часа ночи. Снаружи будка была обычно, как всегда, однако я уже знал, что это не так. Луна лишь слегка освещала ее, отражаясь на стекле. Стояла тишина, лишь где-то шуршал в засохшей траве ежик, да мяукала кошка на крыше. В темных окнах дома не вспыхнул свет. За забором, где находилась военная часть, тоже не раздавалось ни звука, и я почему-то вспомнил фразу одного сержанта, когда тот высунулся на нашу сторону: «Солдат спит — служба идет», что это означало мне было непонятно. Во всяком случае военнослужащие не беспокоили гражданских своим «приграничным» присутствием.
Я, озираясь, вошел внутрь и закрыл за собой дверь. Ощущался легкий запах тройного одеколона «Шипр», оставленного, скорее всего, тем мужчиной. Лампочка горела тускло, едва освещая телефонный аппарат, но я стал шарить вокруг своим фонариком, пытаясь отыскать нечто такое, что никак не вписывается в общую картину. На первый взгляд ничего подозрительного не обнаружил. И все же эта машина работала и была для чего-то предназначена. Ну не для цирка же, где фокусник прячет в шляпе кролика. Я это ощущал и не терял надежды зацепиться за что-нибудь, позволяющее включить неизвестную мне систему. И в итоге это удалось в результате идеи, которая вдруг взбрела мне в голову сама собой. Я взял трубку и набрал номер, что был выгравирован на корпусе, причем между цифрами 43 и 12 сделал небольшую паузу, а потом докрутил еще 01-02-03-04. Ничего не произошло, я, разочарованный, положил трубку, и в этот момент вспыхнул яркий синий свет из потолка, послышалось легкое жужжание под полом, словно там ожили моторчики. Более того, стекла, что были закрыты снаружи рекламой, вдруг просветлели, и я увидел окружающий мир без каких-либо препятствий: четкость картинки была настолько сильной, что легко было увидеть паука на пожелтевшей кроне стоявшего в другом конце двора дуба, ржавую выхлопную трубу под «Москвичем-412», припаркованную у дальнего подъезда.
От неожиданности я откинулся назад и затылком ударился о дверь, которая не открылась; было больно, да только страха не ощутил. Из трубки послышался металлический женский голос, тот самый, что я слышал неделю назад:
- Наберите цель вашего движения.
- Какую цель? - расстерянно спросил я.
Но женщина не ответила, свет не потух и пол мелко вибрировал. Наверное, от меня требовалось что-то сделать. Я набрал на диске цифру 500 — наугад, и женщина, довольная моим решением, заявила:
- Перемещаемся на 500 лет вперед.
И будка пришла в движение. Нет, она стояла на месте, просто вибрировала, двигалось все вокруг нас в неком вихре. Я видел, как пришла зима, потом наступила весна, лето и опять осень — все это пролетало с огромной скоростью, картинки сменялись один за другим. Исчезали деревья, скамейки, потом наш дом, после чего появилась многоэтажка, автодорога на столбах, взрывы и бредущий по железной дороге космонавт с громозким оружием в руках, а через несколько секунд и это было замененно какими-то странными конструкциями, больше похожими на сталлактиты, ромбы, пирамиды с паутиной ярких соединений на фоне желтеющего неба с зелеными облаками. И самое удивительное — на короткое мгновение я узрел посеревшее от страха лицо женщины и чудовищную морду неизвестного существа, схватившую человека. После все погрузилось в зеленую темноту.
Раздался щелчок, и послышался голос:
- Мы в заданном районе прибытия.
Я огляделся. По ту сторону будки, скорее всего, простирался океан или море, во всяком случае мимо стекол проплывали медузы больших размеров и рыбы, каких я раньше никогда не встречал, даже в энциклопедии, а сверху шел солнечный свет, рассеявшийся по мере приближения ко дну, на котором произростали черные водоросли, ловившие проплывавших моллюсков в свои гибкие листья. Честно говоря, в тот момент я не поверил увиденному и толкнул дверь, и тот час получил предупреждение женщины:
- Выходить нельзя без наличия соответствующего комплекта — смертельно опасно.
- Какого комплекта? - не понял я.
- Скафандра. Мы на глубине пятидесяти метров от поверхности радиоактивного моря Иноятова. Вода представляет собой щелочную среду. Биологические организмы — хищники, мутированные паразиты.
Значит, я под водой. Ух ты, хорошо что будка герметична и не пропускает воду и рыб, а то мне уж точно наступила здесь хана. И все же меня взволновала эта ситуация.
- А где мой город? Где Ташкент? - спросил я, совсем обалдевший от услышанного. Было трудно поверить в то, что промелькнуло перед моими глазами. Это телевизор что ли?
- Ташкента не существует. Он, как и тысячи других городов мира, был разрушен двести лет назад пришельцами-крабиусами из газовой планеты Тюхе, блуждающей в облаке Оорта... Географически мы находимся на том месте, откуда начали дискретную телепортацию. То есть на территории бывшей столицы Узбекистана...
- Облака Оорта? - машинально повторил я. Женщина не рассердилась на мое недоумение и пояснила:
- Облако Оорта — сферическая сфера Солнечной системы, где находятся кометы и астероиды, материалы, неиспользованные для строительства планет. Расстояние от Солнца — от 50 тысяч до 100 тысяч астрономических единиц. Сформировалось 4,6 миллиардов лет назад от протопланетного диска, масса облака — 250 масс Земли. В 2350 году американская межпланетная станция «Вояджер-1» вошла в облако Оорта, была перехвачена крабиусами у внешних границ атмосферы газового гиганта Тюхе, они узнали о наличии жизни на третьей планете Солнечной системы, вычислили ее координаты, после чего началось вторжение инопланетян на Землю, сопровождавшееся тотальным уничтожением людей и городов.
У меня перехватило дыхание:
- Инопланетян? Что за хренотевина!
- Данное утверждение не доступно. Что вы понимаете под словом «хренотевина»?
Видимо, эта тетка не знала простых слов, чем вызвала у меня смешок:
- А что, вас в школе не учили русскому языку?
- Я знаю два миллиона языков, включая человеческие, но слово «хренотевина» в моей памяти не существует. Дайте пояснение...
Оп-ля, два миллиона языков! - это что за полиглот такой? Я знаю русский и узбекский, только начали в школе учить английский, и все же это не позволяет мне сравниваться образованием с неизвестной мне женщиной. Хотя, невольно вырвавшееся слово — это дворовой слэнг, откуда знать той, что где-то спрятана в будке?
- А вы кто? - я решил сделать пояснение, с кем веду беседу.
- Я — автоматический сопроводитель машины времени.
Гм, это робот что ли? Хотя можно было понять, что разговариваю явно не с живым человеком. Но машина времени — разве такая существует? Ведь путешествие во времени невозможно — об этом как-то мне говорил студент Хамид, когда мы обсуждали книгу Герберта Уэлса «Машина времени»; он заявил, что это противоречит теории Эйнштейна и современной физики. Или Хамид не был в курсе, что не все теории имеют практическое подтверждение, или он врал. Удивительно другое — женщина не спрашивала, по какому праву я здесь нахожусь, почему путешествую по времени, словно, это не было важным. Может, она была запрограммирована так, что тот, кто сумел ее включить, автоматически признавался «пилотом» этой будки. А раз так, то что мне терять? Пока я внутри, то опасность мне не грозит. И все же на крайний случай переспросил:
- Значит, я в машине времени?
- Вы догадливы, - с сарказмом ответила женщина. - Мы совершили телепорт на пятьсот лет вперед от точки отправки — от 14 октября 1976 года. Что вы собираетесь делать?
Я почесал себя за ухом и хмыкнул:
- Давай на... э-э-э... десять тысяч лет вперед!
- Покрутите, пожалуйста, диск, - попросила женщина. - Хотите ли вы разъяснения во время движения?
- Какие разъяснения? - насторожился я.
- Что произойдет, пока мы будем пересекать временные вехи.
- Гм, хорошо. Мне это интересно, - согласился я, подкрутив на диске цифру 10000.
Будка опять затряслась, и мимо поплыли картины изменяющегося мира. Вначале исчезло вода, появилась пустыня, по которой перемещались многолапые существа с гигантскими головами, их преследовали насекомые, похожие на стрекоз, только громадных и, судя по тому, как объедали жертву, весьма опасных. Потом пришла ночь и на небе запылали рои звезд. Женщина говорила тем временем:
- Спустя сто лет завершится голоценовое массовое вымирание на Земле — исчезнет 95% земных организмов, и за короткое время появятся новые существа, генетический материал которых будет оставлен крабиусами. Измененная биосфера, в свою очередь, трансформирует атмосферу и литосферу, а также водные акватории, в которых человеку было трудно жить. Сами крабиусы покинут планету спустя триста семьдесят лет после вторжения в результате восстания людей, численность которых на тот момент не превысит двух миллионов. Человечеству достанутся изделия инопланетной технологии, что будет использовано для возрождения цивилизации на новый качественный уровень. Спустя двести сорок лет численность населения Земли возрастет до пятиста миллинов человек, причем двадцать миллионов из них будут проживать на Луне и Марсе — колониях, откуда начнется завоевание остальной части Солнечной системы.
Я увидел города, вершины которых уходили за облака — это было завораживающее зрелище. По воздуху перемещались крылатые машины, однако люди ходили в масках, видимо, атмосфера все еще была малопригодна для жизни. Одновременно планирующие ковры — хищники — сбивались при помощи лучевого оружия, животные сгорали в воздухе. Из морей вслывали гигантские крабы, пытавшихся клешнями-присосками расколоть морские суда, но их отгоняли тоже термоснарядами. Было видно, что сосуществование человека с инопланетными формами жизни дается не просто. Потом одно из секций «окна» спроецировало поверхность Марса: по красному песку катались вездеходы, осьминогоподобные роботы собирали конструкции, предназначенных для терраформирования планеты, то есть создания пригодной для жизни. Голос продолжал информировать:
- Еще двести сорок лет военная экспедиция землян обнаружит газовый гигант в облаке Оорта и пятьсот супербомб, сброшенных на эту планету, покончит раз и навсегда с крабиусами. Внешняя угроза перестанет существовать, и люди начнут осваивать другие планеты Солнечной системы. Будут созданы форт-посты на спутниках Сатурна, Урана, а также Венере, на Марсе будет запущено ядро, которое создаст магнитное поле, в свою очередь защищающее от космического излучения и удерживающее атмосферу.
- Во как! - восхитился я, слушая это, смотря за всем происходящим через секции стекол, которые фактически стали раздельными телевизорами. На каждой из них демонстрировались события будущего, причем не только на Земле, но и других планетах. А женщина говорила:
- Спустя тысячу лет от момента вашего старта в результате прецессии земной оси северной полярной звездой станет Гамма Цефея, а спустя 3200 лет ее заменит Йота Цефея. Звезда Барнарда подойдёт на расстояние 3,8 светового года к Солнечной системе, в это время она будет нашей ближайшей соседкой. Ее появление приведет к изменению орбиты двух планет — Плутона и Урана, которые отдалятся на 5 и 7 астрономические единицы, соответственно. Это приведет к катастрофе на спутниках, где будут земные колонии, погибнет много людей.
- Ой! - вырвалось у меня.
Я видел, как спутники этих планет станут сталкиваться друг с другом и разрушаться. На фоне далекого Солнца и света звезд и галактик это выглядело впечатляюще и страшно. Экран проецировал внимание на сценах обваливающихся башен и конструкций, разлетающихся гигантских сооружений, взрывов на термоядерных станциях. Лишь немногие космические корабли сумели удалиться на безопасное расстояние.
А женщина безмятежно рассказывала мне историю человечества:
- Спустя почти 25 тысяч лет послание Аресибо, отправленное в 1974 году с Земли, достигнет своей цели - шарового звёздного скопления М13, и ответ не заставит себя долго ждать: в Солнечную систему ворвутся новые захватчики, начнется очередная межгалактическая война, которая продлится не больше пятидесяти лет.
- Кто победит? - хрипло спросил я.
- Конечно, мы, - с некоторой долей обиды в голосе ответила женщина. - Правда, человечество на этот раз будет более готово к нападению и сумеет дать достойный отпор.
И снова сцены схватки: корабли причудливых форм обстреливают друг друга из различного оружия, превращают поверхность планет в испепеленную пустыню. Я вижу страшные тела инопланетных организмов, которые управляют своими звездолетами, а также людей, бесстрашно вступающих в бой. Только эти люди... уже не совсем те, что окружали меня в настоящее время. Они были какими-то другими... От них отходили щупальца, на груди и спине — хитиновые панцири, четыре глаза, удлиненный череп...
- Чтобы победить врага и приспособится к агрессивной среде, увеличить степень выживаемости, людям пришлось перестроить свой организм, ввести в свои гены хромосомы... крабиусов, - пояснил мне автоматический сопроводитель. - Поэтому внешне и физиологически ваши потомки будут выглядеть совсем иначе. Это приведет к тому, что сменятся психологические характеристики, ментальность и философия жизни. Вы и ваши потомки, если встретятся, не сумеют друг друга понять, и не только из-за интеллектуального различия и отсутствия языковой основы, но и из-за того, что мышление будущих поколений перейдет на иной уровень. Это как разговор таракана с роботом, или человека с рыбой...
Такое сравнение мне не понравилось, я и заметил:
- Все равно мы не дураки!
Женщина сделала вид, что не расслышала меня.
- Из звездного скопления М13 больше нападений не произойдет, однако спустя 36 тысяч лет от даты вашей, молодой человек, телепортации на нашей машине времени, звезда Росс 248 приблизится к Солнечной системе на расстояние 3,024 светового года, став на это время ближайшей к Солнцу звездой. Это приведет к очередной катастрофе: Юпитер приблизится к Земле, а Венера займет место Урана. Каллисто и Луна станут самостоятельными планетами.
Смотреть на этот процесс было также интересно: огромный исперещенный линиями и вихрями газовый гигант перемещался к земной орбите, отодвинув мою родную планету на место Венеры. От близкого нахождения от центрального светила закипела земная атмосфера, вулканы проснулись и стали менятся конфигурации континентов: Евразия столкнулась с Южной Америкой, а Антарктида смела на пути Австралию. Естественно, вся биосфера вымерла, а людям — я продолжал все равно их считать людьми, не смотря на то, что они уже мало напоминали нас! - пришлось расселиться на более далеких планетах. Там жизнь окажется не совсем приятной, а террофирмирование затянется, так как тепла и энергии Солнца будет не доставать для нормализации условия для биологического существования.
- Через 40 тысяч лет люди обнаружат в облаке Оорта три скалистые планеты и на основе технологий крабиусов транспортируют в зону Златовласки...
Я не понял:
- Какую зону?
- Это пояс жизни, то есть расстояние от Солнца, когда возможно поддержание органической жизни в естественной природной среде. Именно на Терре, Фаэтоне и Мэлисе начнется более-менее сносная жизнь землян. Это даст очередной толчек в теъхническом прогрессе и эволюции человека.
Три планеты оказались в полтора раза меньше Земли, но на них я видел водные бассейны, богатой морской фауной, флору, полностью покрывавшую каменистую поверхность, гигантские, поднимавшиеся за атмосферу конструкции, перемещавших людей на высокие орбиты. Между планетами было налажено транспортное сообщение. Вдруг в космосе что-то вспыхнуло, и волна энергии прошлась по солнечной системе, смещая вновь планеты с их постоянных орбит. Юпитер, в свою очередь, сам по себе загорелся, заискрил, словно бенгальский феерверк.
- Что это? - расстерянно спросил я, тыкая пальцем в экран. Женщина охотно пояснила:
- Это звезда-гипергигант VY Большого Пса взорвалась, образовав гиперновую, взрывная волна достигла Солнца спустя десять лет. Она внесет свои коррективы в орбитальное движение внутренних планет Солнца и, с другой стороны, зародит интенсивные атомные процессы на Юпитере, превратив его в коричневого карлика. Наличие второго солнца опять приведет к массовому вымиранию флоры и фауны не только на трех терраформированных планетах, но и на Марсе, Титане, Энцладе, Япете, Европе и Ио. Вспыхнут войны и конфликты между мирами, недоверие опять придет в жизнь человека.
В подтверждение сказанному была иллюстрация происходившего в космосе, меня поразило, как быстро лишились атмосферы Фаэтон и Мэлиса, а Терра превратиться с раскаленную сковородку. Между тем, я заметил, как горящий шарик — это была Земля — переместилась за орбиту Марса, постепенно остывая. Вслед за ним устремился Меркурий, который стал спутником, заняв, таким образом, место Луны. Корабли землян устремились к ним, и вскорее там начался процесс преобразований. Войны, к счастью, прекратились, хотя стычки там и сям будут происходить. Как заявит сопроводитель, это изгои общества — супермутанты-крысмонты — захотят изменить баланс сил и создать свою империю в Солнечной системе. Оказывается, от человечества ответвилась другая раса, разумная, но хищная и безжалостная. Только к этому моменту силы у нее будет недостаточно, чтобы претендовать на господство.
Этих существ я видел, они действительно напоминали крыс. Одетые в бронированные костюмы, они использовали машины для ведения войны. И машины были странными на вид — параллелопипеды, квадраты, ромбы, треугольники — чистые геометрические фигуры. Как оказалось, крысомонты мыслят графическими образами, математическое у них мышление, и это совсем не так, как у человека. По-моему, эти различия и привели к межрасовой войне людей, они стали чуждыми друг другу.
В этот момент я заметил, что мы остановились, гул под ногами стих. Телефонная будка застряла во времени и пространстве, где-то в космосе.
- Почему мы стоим?
- Мы завершили стотысячнолетнее перемещение. Хотите дальше — крутите диск!
Любопытство взяло вверх над осторожностью и страхом. Я набрал бесконечно длинный цифровой ряд, даже не подсчитав, на какой это срок, и машина времени пришла в движение. События заскользили на стеклах-экранах. И снова очередная звезда — ею оказалась Глизе 710 — пройдет на расстоянии 0,3 световых года от Солнца, опять породив беспорядок среди планет. Это произойдет через 1 миллион лет, и человечеству, видимо, надоест такая чехарда, оно превратит Землю, Меркурий, Титан, Марс и Европу в корабли-планеты и на них устремится к другим, более стабильным звездам. Миллионы причудливых конструкций исчезнут в глубине галактики, но я знал, что именно так осваивают иные, более далекие миры, и что где-то там чужой песок будет хранить след человека. Хищная раса крысмонтов останется дома и продолжит перестраивать планеты уже под свои потребности; построенные ими мегаполисы мало чем будут напоминать сооружения для жизни и работы людей. А женщина продолжит рассказывать мне:
- Через 1 миллиард лет Солнечная система совершит полный оборот вокруг центра галактики Млечный путь... Через 5,4 миллиарда лет Солнце превратится в красный карлик, а на оставшихся его орбитах жизни не будет — вымрут последние потомки кровожадных крысмонтов. Эта звезда потеряет к себе интерес со стороны потомков землян, которые ранее иногда посещали свою прародину.
Солнце вспыхнуло, в сотни раз став больше своего размера, а потом уменьшилось до объема Сатурна, который кстати, тоже разрушился и упал на поверхность красного карлика. «Вот что произойдет с нашим светилом», - с тоской подумал я, а тем временем женщина безжалостно информировала меня о более серьезных катастрофах, что ожидало мир:
- Спустя 7 миллиардов лет произойдет столкновение двух галактик — Млечного пути и Андромеды. Это приведет к уничтожению как планетарных систем и звезд, так и жизни, многие высокоразвитые цивилизации вынуждены будут перебраться в иные галактики. Среди них будут и земляне, чья генетика от вас не превысит 0,0007%. Через 1 триллионов лет прекратиться процесс звездообразования, поскольку истощатся все для этого ресурсы газа. Через 10 триллионов лет прекратят существование красные карлики, в том числе и Солнце. За чертой 100 триллионов лет останутся только черные дыры, нейтронные звезды, белые и коричневые карлики, в числе которых окажется Юпитер.
Слова сопровождались быстро меняющимися картинками, что происходило по другую сторону телефонной будки. Я знал, что находимся в космическом пространстве и лишь корпус охраняет меня от смертельного его воздействия. И все же видения завораживали: миллиарды звезд в дисках столкнулись, все смешалось, потом они стали тускнеть, меняя цвет на багровый, после чего еще больше потемнели аж до черного, и вот появилось нечто странное — огромная дыра, которая засасывала редкие белые точки и больше красные, все погружалось в мрак. Было непонятно, как не втянуло в этот «водоворот» аппарат, внутри которого я находился. Может, был защищен? Может, будка скользила по иным измерениям, не подвластным принятым законам физики? Это для меня оставалось загадкой.
- М-да, - протянул я. Но дальше пошли совсем непонятные для меня фразы:
- Спустя 100 нониллионов лет начнется период полураспада протона, а через 3 дециллиона распадутся все нуклоны во Вселенной, все вещества всосутся в черные дыры. Начнется эпоха черных дыр — единственных объектов во Вселенной. Далее, более 1 миллилиона лет сверхмассивная чёрная дыра массой в 20 триллионов солнечных масс испарится, а Вселенная перейдет в эпоху вечной тьмы... Все прекратит свое существование...
Я видел лишь сплошую темноту, ни одного блеска, ни одной светлой точки, какое-то жуткое состояние, словно это и есть вся смерть, и от этого у меня засосало под ложечкой. Машина времени остановилась — дальше было двигаться некуда: нет времени, нет пространства, нет энергии и вещества, это был конец в полном понимании этого значения. Было странное ощущение этого повисания внигде и нивчем, и сколько бы не круити диск — дальше пути нет. И тут я с возмущением воскликнул:
- Эй, подожди-ка! Если все прекратит существование, то как же появилась ты! Кто тебя создал?
- Перед тем, как столкнутся Млечный путь и галактика Андромеда, ваши потомки — люди, а не крысмонты - переместятся в прошлое... на Землю... - сопроводитель говорил как бы загадками, и меня это немного злило. Я хотел ясности:
- То есть?
- Будут открыты способы перемещения во времени. Люди решат, что можно жить не в будущем, а в прошлом. Поэтому они заселят Марс и Венеру, Землю за два миллиарда лет до появления человечества. Это будет период стабильного существования, - ехидно ответила женщина. И спросила серьезно: - Где вы намерены остановится?
- То есть? - во второй раз переспросил я в недоумении.
- Куда хотите телепортироваться? Поскольку будущего уже нет, вернемся в прошлое, только куда? Хотите в Терру или на планету звезды 450981.АК в галактике Млечный путь, где живут ваши потомки? Или в эпоху динозавров на Земле? Может, в эпоху крабиусов?
- Я хочу домой, - вздохнул я, чувствуя усталость. Сами посудите, за короткое время увидеть такое, что не снилось ни одному ученому и познать то, к чему будет стремится все человечество в течении миллионов лет - нет, это сразу не осилить, нужно переваривать информацию постепенно, без нервных потрясений.
- Нажмите на рычаг под телефонной трубкой — это подтверждение вашего решения вернутся к месту исхода, - потребовала женщина. Я послушался.
Мотор под днищем будки заурчал, свет в кабине вспыхнул и я увидел самого себя в отражениях стекол. Потом на экранах все стремительно заскользило в обратном направлении — в прошлое, — однако никаких подробностей мое сознание уцепить не могло, все смешалось в полосу. Я молчал, не говорила и женщина.
Спустя какое-то время я почувствовал толчок, и все замерло. Свет потух и послышался голос сопроводителя:
- Мы на месте! Удачной вам жизни!
Я толкнул дверцу. Сентябрьский теплый ветер обдал меня, и я вздохнул полной грудью, сбрасывая с себя все эмоции, которые остались от увиденного, я освобождался от груза впечатлений. Все было так, как было... даже не знаю, сколько часов назад. Тускло светили фонарные столбы, бледная Луна пряталась за тучами, одинокая кошка охотилась за кем-то в траве, автомобиль в конце двора — все это я запечатлел одним взглядом, словно фотоаппарат. Гм, ничего не обычного для ташкентской ночи. Из-за забора воинской части тоже не раздавалось никакого шума.
Я вышел из телефонной будки и обошел ее, ведя ладонью по стеклам и корпусу, мне показалось, что они холоднее, чем должны были быть. Но теперь я знал, что это не просто будка — это машина времени и пространства, созданная нашими далекими потомками то ли из будущего, то ли из прошлого. «Утром расскажу Петьке — вот будет интересно посмотреть на его кислую рожу», - ухмыльнулся я и тихо вернулся в квартиру. Часы показывали половину третьего, все дрыхли и даже храпели. Я заснул тоже быстро.
Проснулся в полдень. Мой папа был удивлен, что его сын проспал передачу «Будильник» и не пошел игшрать в футбол. А мама крикнула мне:
- Твой завтрак давно остыл!
- Спасибо, все равно съем, - ответил я, оглядываясь. И тут вспомнил, что произошло ночью. Я быстро выполз из кровати, оделся, поел и выбежал во двор. Дворничиха Наталья поливала из шланга цветы в клумбе. Старушки сидели у подъезда и судачили о том, какую мебель купила семья Халимовых из Бухары, что переехали в наш дом на прошлой неделе. Я огляделся: Петьки нигде не было видно. Телефонная будка была на месте. Я подошел к ней и... обнаружил на ней большой амбарный замок. Попытка открыть ее ни к чему не привела. «Блин, кто-то засек меня?» - вспыхнула мысль, и мне стало почему-то не по себе. Значит, путешествий больше не будет?
- Мальчик, можно тебя на минутку? - послышался мужской голос за моей спиной.
Я резко обернулся. Передо мной стоял мужчина в фетровой шляпе и потрепанном костюме. У него были большие глаза, нос картошкой и острые уши. Немного карикатурный вид, впрочем, это не делало его подозрительным. Но я сразу понял, что он — не житель Ташкента, возможно, даэже не нашего мира.
- Можно, - коротко ответил я.
Мужчина подошел ко мне и присел на корточки. Его глаза внимательно всматривались в меня. Он тихо сказал:
- Ты смелый, раз не побоялся отправится в полет!
Я молчал.
- Но эта машина не предназначена для вас! Летать в прошлое или будущее могут лишь ученые!
- Ученые? А я вот слышал, что вы все переселились на два миллиарда лет в прошлое, неуж-то все ученые? - съязвил я. - Не надо вешать мне лапшу на уши, дядя!
Тот улыбнулся, но не злобно, а тепло:
- Ты еще и умный, мальчик. Пойми, путешествовать во времени нужно так, чтобы не изменить события, не спутать хронику человечества. Мы переселились так, что ваши ученые на Земле и не узнают о существовании своих потомков в прошлом. Ваша жизнь — это веха нашей далекой истории, и мы ее изучаем, пытаемся понять, какими вы были.
Этот человек вел со мной дипломатическую беседу, понимая, что пояснения лучше угроз.
- А вы сейчас другие?
- Другие... Мы мало похожи на вас. Если я выгляжу человеком, то это не означает, что я есть таковой. Это видеопластика, голограммная проекция. Реальный мой вид напугал бы тебя, твоих соседей, всех жителей этого славного города... Мы интересуемся всем, что было в начале нашего пути и, уверяю тебя, знаем многое. Только вам это, увы, сообщить не можем.
- Я видел, какие вы, - перебил я мужчину. - Вы совсем не люди...
- Ты видел нас в будущем, но не увидел, как мы изменились в прошлом, - тихо ответил незнакомец. - Мы абсолютно другие... Но ты знаешь, что человечество прошло через многое — природные катаклизмы, вторжения инопланетян, собственные распри, крушения и возрождения жизни, сфер обитания. Казалрось бы, мы могли бы вступиться за землян во время нашествия крабиусов, победить их нам легче всего с нашим-то оружием. Но нельзя! Нельзя ничего менять!
- Значит, вы меня не убъете, - понял я. - Потому что вам нельзя менять историю моей семьи...
- Мы не собираемся никого убивать, - нахмурился мужчина, - но ты прав, что твоя жизнь — это тоже история человечества. Кем ты станешь — мы знаем, и говорить тебе об этом не станем.
«Ух ты, а ведь и я сам мог это узнать», - почему-то выползла из головы такая мысль. Впрочем, уже поздно — в будку мне не влезть, аппарат заблокирован, и женщина больше не станет меня сопровожджать по эпохам. Мужчина продолжил:
- Прошу тебя, никому не рассказывай, как ты путешествовал и что видел... И никому не говори про этот аппарат, - он ткнул пальцем в телефонную будку. - Теперь туда доступ для людей станет невозможным. Просто помни, что жить нужно честно и самоотверженно, чтобы твои потомки достигли других миров. Прощай! Будь всегда самим собой!
Мужчина встал и вышел со двора, что-то по пути сказав дворничихе Наталье. Та кивнула в ответ. Я смотрел ему вслед и долго обдумывал услышанное. Конечно, Петьке я ничего не сказал. И к телефонной будке больше не подходил — решил, что увиденного мне достаточно, чтобы понять суть нашего мирозздания. Если будкой и пользовались дальше, то только не по прямому назначению — не для связи и не для путешествий по времени, во всяком случае больше незнакомцев я не видел, хотя продежурил у окна не одну ночь и не один год. Зато с этого момента я стал писать фантастические рассказы на тему звездных войн и открытия планет, приключений в иных галактиках. После школы поступил на физико-математический факультет в МГУ, окончил с отличием, после чего учился в аспирантуре в Институте ядерной физики Академии наук Узбекистана. Жил уже в другом районе Ташкента. И был, как пожелал мне незнакомец, всегда самим собой.
Как-то я рассказал историю о своем путешествии однокашнику Петьке — да-да, тому самому, с которым играл в «войнушку», - встретившись в частном кафе у вокзала. К этому времени он служил офицером во внутренних войсках, кстати, в той части, что была за забором. Шел 1990-й год. Рассказывал я легко, понимая, что друг все равно не поверит, и что я вообще-то не давал обещание тому мужчине держать язык за зубами. Петька, естественно, рассмеялся:
- Да врешь ты... - как я и полагал, Петька не был склонен к легковерности. - Ты всегда писал фантастические рассказы, кстати, они мне нравились. Теперь вешаешь мне очередную лапше-историю.
- Можешь проверить... - буркнул я, тыкая вилкой в сочный бифштекс.
- Как?
- Сделай тоже, что и я — набери номер телефона в той будке, - и я наизусть сказал ему алгоритм действий.
Однокашник недоверчиво посмотрел на меня, потом задумался и, заинтригованный, предложил поехать вместе с ним в старый дом. Я согласился, так как самому было интересно увидеть телефонную будку, в которую не заглядывал почти 18 лет. Мы доели, вышли из кафе и остановили такси.
До дома добрались быстро. Он уже был не таким, каким я его помнил — старым, тусклым. Даже деревья спилили — одни пеньки остались. Правда, все тот же «Москвич-412» стоял во дворе, правда, почти проржавевший. На скамеечке сидели те, которые когда-то были молодыми, и болтали уже по-старушечьи, меня они не узнали. Как сказал Петька, фонари не работали — лампочки выкрутили какие-то воры, они же утащили кабель, и по вечерам было совсем темно. Дворничиха Наталья умерла, теперь дорожки подметала другая женщина.
А вот телефонная будка оказалась на месте, и амбарного замка на ней не было. Обшарпанный каркас, обклееные объявлениями стекла, копоть у двери, видимо, кто-то разжигал рядом костер. Пол кабины был оплеван и весь в «бычках», семечках — удивительно, что до сих пор эту будку использовали для всего, но только не по прямому назначению. У меня застучало сердце от волнения, воспоминания хлынули в мою душу. Опять перед глазами столкновения галактик, разрушения планет и горящий Юпитер... Петька вошел внутрь, взял трубку и набрал номер.
Потом в недоумении повернулся ко мне и протянул трубку, откуда слышалось:
- Алло, алло... Валька, это ты? Почему молчишь?.. Алло, алло... Эй, говрорите!..
А я стоял и не мог сообразить: или все это фантазии моего детства, или просто будка стала обычным телефонным аппаратом? В любом случае, эта история просто нашла свое продолжение в этом рассказе, что вы сейчас читаете, и вам судить, что было со мной много лет назад.
(12 июля -11 ноября 2015 года, Элгг)