О тех, кому обязаны мирным небом

Странный Странник 3
Замечаем ли мы рядом с нами каких-то особенных людей, видим ли, проезжая мимолётно, уникальную природу, да просто отмечаем ли отменное трудолюбие своего соседа? В суете заедающего нас быта приглядываемся мы к нашим ближним, соседям, родственникам? Обращаем ли внимание на натруженные руки и усталые глаза стариков и старух, задумываемся ли о том, как они жили, что вынесли? Часто ли спрашиваем их совета?
Давайте приглядимся к ним - уставшим, мудрым, терпеливым.

Их всё меньше и меньше остаётся на нашей улице, в нашем селе, в нашем городе, в области, в стране, тех, кто дал миру мир, победителей в Великой Отечественной войне. Всё реже и реже можно услышать из первых уст рассказы участников тех суровых событий.

Они – не чета нам, вечно спешашим куда-то, не ценящим быт, уют, мир. Есть такая расхожая фраза: «В жизни всегда есть место подвигу». Они, ветераны Великой Отечественной войны, совершили великий подвиг ради нас, ради того, чтобы послевоенным поколениям жилось мирно и спокойно, чтобы – не одному уже поколению людей – не требовалось совершать подвиг. Это большое счастье – жить на земле и не тревожиться о своём будущем, о будущем детей и внуков. Жить в обществе, которое не требует подвига.

Наши отцы и матери, деды и прадеды, бабушки и прадедушки – они проявили героизм ради нас, ради того, чтобы нам никогда не потребовалось проявлять героизм. Они дали миру – мир.

На фотографии письмо, написанное более сорока лет назад, местами дотла протёртое на сгибах, пожелтевшее от времени. Письмо написано Марией Емельяновной Пешковой, жившей в городе Мичуринск, к сожалению, не дожившей до наших дней.
Как видим на фото, у однополчанки, которой адресовано письмо, слабеет зрение, слабеют силы и читать письмо становится всё труднее. Но по-прежнему часто достаёт она дорогое письмо, снова и снова вглядывается она в родной, знакомый с войны почерк: «Милая Варя! Вот коротко наш маршрут, прочитаешь, вспомнишь более подробно наши дороги войны...».
Многолетняя дружба фронтовых подруг началась в Кирсанове, где с самых первых дней войны был сформирован эвакуационный госпиталь 1110.

В 1942 году госпиталь был преобразован в 141 хирургический полевой подвижной госпиталь, а 9 сентября 1942 года он был передислоцирован в район Сталинграда. После тяжёлых испытаний Сталинградской битвы боевой путь прифронтового госпиталя,  не простой и не прямой, лежал только на запад. О том, каким был характер нелёгкого пути, говорит само название госпиталя: передвижной полевой. Это значит, всегда по просёлочным дорогам, вдали от больших городов, всегда рядом с полем боя. Места для больных и раненых разворачивались в любом подходящем помещении: школе, сельской больнице, правлении колхоза. Часто – прямо в палатках в чистом поле.

Из воспоминаний Марии Емельяновны Пешковой.
«9-IX-42 года выехали из Кирсанова.
17-IX-42 В-Липки (жили в школе).
24-IX-42 Качалино (жили в палатках).
9- IX-42 с. Ромашки.
8- I-43 с. Котельниково (жили на кавртире).
19-I-43 хутор Топилин Ростовская обл.
11-III-43 г. Новочеркасск. Выехали 13-IV-43 года. Приехали в г. Краснодон Ворошиловградской обл. 16-IV-43 года.
12-VI-43 Новолюбимовка (шалаши).
9-VII-43 Прохоровка.
16-VII-43 Лысогорка.
12-IX-43 Кринично-Лужская Ростовская обл.
13-X-43 В.Токмак Жили в Черниговке.
23-X-43 с. Культурное.
30-X-43 с. Сергеевка.
2-XI-43 с. Магдалиновка Николаевской обл.
18-I-44 с. Костогрызово Николаевской обл.
2-IV- 44 Нов. Павловка.
11-IV- 44 Пятихатка (бомбёжка за Турецким валом).
12-V-44 Филатовка.
19-V-44 с. Александровка.
26-V-44 пойма на левом берегу Днепра.
26-VI-44 г. Херсон.
16 июля выехали из Херсона. Проехали реки Ингул и Южный Буг.
17-VII-44 проехали Одессу.
19-VII-44 г. Котовск.
20-VII-44 г. Бельцы.
22-VII -44 Молдавская АССР, ст. Тырново.
8-VIII- 44 Румыния. Трифешти. Переехали Тису.
29-VIII-44 На лошадях выехали, проехали Яссы, Ромны и приехали 5 сентября в г.Бакэу.
10-IX-44 Аджутноу.
22-X-44 выехали из Аджутноу по железной дороге. В пути * ноября около Арада – бомбёжка.
10-XI-44 приехали в Венгрию, г. Дьюла.
22-XI-44 выехали в Сольнок.
8-XII-44 приехали в Сольнок.
30-III-45 приехали в Будапешт.
24-IV-45 граница Чехословакии, затем г. Нове Замки.
9 мая 1945 года праздновали победу в словацком селе Насвад. Здесь квартировали до августа 1945 года».

Мы знаем, как суровы судьбы  того поколения. И самое суровое испытание, которое это поколение вынесло, конечно, война. Разве можно представить без слез: девушки, которым самая пора выйти замуж и рожать детей, здоровых и счастливых, призваны на войну. Сколько угодно можно говорить на тему, совместимы ли понятия "женщина" и "война", только это пустой разговор. Война ни с каким понятием не совместима. А трагедия ушедших на войну двадцатилетних девушек, вообще ни с чем не сравнима. Это самая жестокая трагедия, которую только через многие годы представить вообще очень сложно и сложно оценить с высоты нашего благополучия. Благополучия, которое обеспечили наши ветераны, немногие из которых дожили до наших дней.

После войны наши героини вернулись к своей благороднейшей профессии. Но их дружба, рождённая на фронтовых дорогах, незыблема. Они постоянно поддерживали связь друг с другом, по возможности, встречались. И если кто-то преставал писать письма, это означало, что человек выбыл из их сплочённого строя. Как правило, все они и после войны работали в разных медицинских учреждениях, оставаясь верными своей такой нужной профессии. Может, кто-нибудь расскажет о судьбе тех, кого узнал на фотографиях.