Глава 2. Камни преткновения

Альбина Гарбунова
История инков начинается в провинции Куско. Она начинается с прекрасного мифа, главным героем которого был Манко Капак – первый инка. Папа его, как и положено, урожденный бог Солнца, мама – богиня Луны в девичестве. В начале 13-го века н.э. Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя волю своего отца, вышли из вод озера Титикака, чтобы обратить на путь истинный дикарей, населявших окрестные земли, и создать великую империю. От батюшки своего, эти двое получили волшебный золотой жезл, способный указать им, где основать центр их государства. Неподалеку от поселения, лежащего у подножия холма Уанакаури, Манко Капак воткнул жезл в землю, и по воле божественного провидения тот ушел в неё с большой лёгкостью. Это явилось знаком того, что именно здесь должна быть основана столица будущей империи – Куско («пуп земли» в переводе с кечуа). Селение, как водится, тут же уничтожили, построенный на его месте город разделили по племенам на окрестности, в центре – Интиканча – храм Солнца, внутри которого находился дом самого Манко Капака.

После Манко Капака правили 12 его преемников. Их благие деяния не дошли до наших времен, только имена. Забивать ими голову не имеет смысла. Подлинная история государства началась с Виракочи Инки, пришедшего к власти в первой половине 15-го века. Его позорное бегство от соседей-индейцев, территории которых он пытался себе «прирезать», а получилось с точностью до наоборот, привело к тому, что его сын Пачакутек (правил с 1438 по 1471 год) стал героем-освободителем инков. Он так решительно погнал осаждавших Куско соседей, что остановился только у озера Титикака на юге и возле Хунина на севере, «удлинив» таким образом империю на многие сотни километров. Пачакутек ввел террасное земледелие и понастроил, как утверждает официальная наука, все то, ради чего мы сюда, собственно говоря, и прибыли.
 
Осмотр можно начинать с чего угодно, но, пока есть силы, заберемся на Ольянтайтамбо, потому что именно наверху, а не в населенном пункте у подножия нас поджидает самое интересное. Сей археологический памятник находится на 600 метров ниже Куско, но, согласитесь, таким равнинным экземплярам как мы, лезть в гору, будучи уже в горах, не так уж просто. Слава гидам Перу, Карлос нас очень хорошо понимает и останавливается на каждой площадке террас, чтобы поведать историю этого места. Вот она «от слова до слова»:

«В Перу хорошо известна легенда об Ольянте, отважном предводителе инкского племени танцу и генерале победоносной армии Верховного Правителя, покорителя многих новых земель и народов Пачакутека. Молва гласит, что Ольянта выиграл сто сражений. Но даже столь славные подвиги на бранном поле и благородное происхождение не могли преодолеть стену кастовых предрассудков, вставших на пути его любви к дочери Пачакутека, прекрасной Куси Кольюр. Ольянта и принцесса сочетались тайным браком, который стал достоянием гласности с рождением дочери, нареченной Има Сумак (не путать со знаменитой певицей – замечание А.Г.). Разъяренный Пачакутек заточил принцессу на десять лет в «Храм жриц Солнца». Ольянта сумел спасти свою жизнь, укрывшись в родовой крепости Ольянтайтамбо. Воины Пачакутека много лет безуспешно осаждали ее и взять сумели благодаря лишь хитрости другого блестящего полководца той эпохи – Руминьяуи.
 
Однажды израненный Руминьяуи появился перед крепостными воротами. Он воззвал к Ольянте, прося защитить от убийц – сторонников нового инкского правителя Тупак Юпанки, который сменил на троне умершего отца Пачакутека. Поверив беглецу, Ольянта впустил его в крепость и осыпал милостями. Оправившись от ран, Руминьяуи во время праздника Солнца ночью открыл крепостные ворота, в которые хлынули атакующие воины.
 
К чести инков, эпопея закончилась благородно и счастливо. Тупак Юпанка по ходатайству юной Имы Сумак не только пощадил жизнь Ольянты, но и поставил его губернатором всего Антисуйю. Куси Кольюр смогла покинуть храм весталок и воссоединиться с мужем». (Простите мне столь пространную цитату, но изложить эту южно-американскую «ромеоиджульетту» доступнее, чем в журнале «Вокруг света» за июль 1988 года мне вряд ли удастся. Лавры для автора статьи С. Свистунова – в студию!)

А в то время, пока «под жужжаньем… веретена»-Карлоса мы поднимаемся «все выше, и выше, и выше», мир вокруг нас резко меняется, высокие террасы крепости, выложенные из вполне подъемных грубо отесанных камней «уходят» вниз, а перед глазами вырастают гигантские гладкие камни, обработанные с такой ювелирной точностью, что при кладке без грамма раствора в шов листка бумаги не просунуть (я пыталась). Историки все эти сооружения называют Храмовым холмом и различают здесь несколько секторов: Храм Солнца со стеной в шесть монолитов, Средний и Погребальный. Они же, историки, говорят, что «авторами» и террас и храмов являются инки, но точно датировать сооружения затрудняются. А если неточно, то вы и сами догадались – между 13-ым и 16-м веками.

«Откуда «дровишки»?» -- спрашиваем мы Карлоса, тыча в сорокатонный монолит из розового порфира (см. фото). «А воооон оттуда, -- указывает он нам на каменоломню, расположенную на противоположном и очень крутом берегу реки Урубамба. – По прямой тут километров пять будет. И метров на 800 выше, чем мы сейчас стоим. Колеса и волов у инков не было». «Как же эти глыбы сюда доставили?» – недоумевает группа. «Ученые считают, что при помощи мускульной силы тысяч рабочих и жира ламы, который подкладывали под камни», -- лукаво улыбается Карлос. Муж недоверчиво хмыкает: « Был у меня опыт подобной деятельности: отодвигали мы как-то от стены шкаф, подложив под его углы куски свиной кожи со слоем сала. Идет, действительно, легче чем «посуху», но это ж гладкий предмет да по гладкому полу. А тут никакого намека на дорогу, один склон при этом градусов 50-55, а тот, где мы сейчас, тоже, поди, на 45 потянет, бурная река посередине. Возможно ли то, о чем Вы говорите?» «Не я, а ученые, -- поправляет гид. – А из всего, что говорят они, как известно, только половина является правдой, и каждый из нас сам для себя выбирает, -- которая».

Вот так, не получив никакого ответа на вопросы кто, зачем и как строил, мы продолжаем осмотр и замечаем, что, во-первых, кроме грубых маленьких и идеально обработанных огромных камней есть еще и нечто среднее – довольно большие и обтесанные более-менее старательно. Сложены они тоже полигонально и без раствора, но с ощутимыми зазорами, в которые иногда запросто пролезает плашмя моя ладонь. Такое впечатление, что кто-то пытался повторить увиденное так, как он мог это сделать. Во-вторых, в некоторых местах террас среди мелких камней вмурованы громадные плиты, взятые явно «не из этой оперы», а из той, что на Храмовом холме. Глаз так и «запинается» об эти заплаты. Создается впечатление, что строители приспособили их для пользы дела только потому, что они лежали где-то под боком, а, может быть, даже и мешали проведению работ. В-третьих, похожие монолиты «валяются» и в других местах. Называют их почему-то «уставшими камнями». Выходит, что они передвигались как печка под Емелей, своими собственными силами, а когда те иссякли, прилегли отдохнуть. Сюрреалистическая картина, не правда ли?
 
Кстати, уже воротясь домой, я наткнулась в сети на выдержки из книги Гарсиласо де ла Вега (полистать бы этот фолиант!), мать которого принадлежала к высшей инкской знати (т.е. была кровной родственницей и Манко Капака, и Пачакутека, происходивших, помните, от самого бога Солнца), а отец был испанцем и губернатором Куско. Я так подробно расписываю родословную этого перуанского историка для того, чтобы вы представляли себе ценность его книги, изданной в самом начале 17-го века. Труд поистине фундаментальный, содержит в себе описание быта и обычаев, множество легенд («Вокруг света» тоже воспользовался этой книгой) и огромное количество неоспоримых исторических фактов, записанных Гарсиласо со слов мамы, бабушек и дедушек. Вот что они рассказали по поводу того, как один из их родственников-правителей решил сравниться со своими предшественниками и доставить один из «уставших камней» на Храмовый холм: «Свыше 20000 индейцев тащили эту глыбу по пересеченной местности, вверх и вниз по крутым склонам… В конце концов она вырвалась у них из рук и свалилась с обрыва, задавив более 3000 человек». Не получилось… Наверное ламы в тот год жира не нагуляли…

Камни Ольянтайтамбо имеют, конечно, внушительные размеры, но они все ж таки уступают тем, что мы видели в Саксайуамане. Этот объект тоже называется крепостью, хотя некоторые современные исследователи (отнюдь не российские) не считают его фортификационным сооружением на том лишь основании, что нет тому аналогов. Я, конечно же, не военный специалист, а филолог, однако, прочитав не один кубометр художественных текстов, нигде описания оборонительного сооружения в виде трех рядов гигантских зубцов не встретила. Стены были, башни были, валы и рвы – тоже, а вот зубцов – нет. А что пишет о Саксайуамане де ла Вега?

«Его пропорции невозможно представить, пока вы его не увидели; увиденные вблизи и внимательно изученные, они производят такое невероятное впечатление, что вы начинаете думать, не связано ли его сооружение с неким колдовством. Уж не создание ли это не людей, а демонов? Он построен из таких огромных камней и в таком количестве, что сразу возникает масса вопросов: как индейцы смогли вырубить эти камни, как их транспортировали, как придавали им форму и ставили друг на друга с такой точностью? Ведь у них не было ни железа, ни стали, чтобы врубиться в скалу и обтесывать камни, не было ни телег, ни волов для перевозки. На самом деле в целом мире нет таких телег и таких волов, так велики эти камни и так неровны горные дороги…»
Любопытно, почему прямой потомок Манко Капака задает все эти вопросы? Если Саксауйаман, как утверждают историки, построен инками, то кому, как не де ла Веге знать, каким образом они это сделали. Уж мамушки-бабушки непременно должны были об этом рассказать. Ан нет, почему-то промолчали. А может, и не знали вовсе? А не знали потому что «крепость» была уже до инков?

За четыреста лет со времени выхода в свет книги де ла Веги появились и «телеги», и могучие «волы», а количество вопросов не уменьшилось. Пожалуй, даже наоборот, ибо современная техника по современным дорогам не очень-то способна транспортировать груз одним куском, высота которого 8,5 метров, а вес – 361 тонна. (Это сведения из перуанского справочника, и привожу я их только потому, что разноголосица Интернета «пляшет» от 105-и до 3500 тонн.) И то, что Лидскалнынь (годы жизни 1887-1951), маленький тщедушный мужичок из Латвии, совсем недавно, всего 70 лет назад в одиночку возвел во Флориде Коралловый замок, общий вес коего оценивается 1100 тонн, не вносит ясности в дело, так как тридцатитонные глыбы ворочал он под покровом ночи, а на вопросы любопытных отвечал, как нынешние политики, -- пространно, но ни о чем. Как-то раз, правда, проговорился, что разгадал способ строительства египетских пирамид, но умолчал, в чем же именно тот заключается. После смерти Лидскалныня, среди его «инструментария» обнаружили пару тетрадочек с записями по магнетизму да собранный из 240 магнитов генератор. Из этого начали выдвигать версии, что он использовал торсионные поля, звуковые волны, владел секретом левитации. В первой половине 20-го века ученые уже достаточно знали о подобных явлениях. Можно ли утверждать, что человек с начальным образованием был столь же продвинут? На мой взгляд, а почему бы и нет? Кулибины и ломоносовы в народе встречаются. Однако считается, что у инков в 13-16 веках нашей эры, а тем более у египтян в 26-23 веках до нашей эры таких знаний уж точно не имелось. А величественные пирамиды и внушающие трепет зигзаги Саксайуамана есть. Дилемма? Возможно. Но она в Перу (и только ли там?) не единственная. Давайте спустимся к Мачу-Пикчу.
 
Я не оговорилась. Относительно Саксайуамана это на целый километр ниже. Путь у нас сегодня не близкий: до станции Ольянтайтамбо едем на автобусе, потом полтора-два часа на поезде до Агуас-Кальентес, ближайшего к Мачу-Пикчу населенного пункта. И еще чуток на автобусе по серпантину в гору. Плюс там подождать да сям потерпеть. Итого: 4 часа в дороге. Но время зря потерянным не кажется, потому что за окном долина реки Урубамбы. А это значит, что многочисленные волны террас улетают под облака, изумрудные поля заплатали все прибрежное пространство. Прозрачная, как расследования, которыми вечно грозится Госдеп США, река беснуется, клокочет и, падая все ниже, набирается белесой мути. Во всем царит гармония и деловитость: крестьяне стойко и безропотно творят свою каждодневную миссию заботы о будущем урожае; посадка на поезд идет по паспортам, но без лишней суеты и нагнетания; в длинной-предлинной очереди на автобус никто не расталкивает локтями; страстно переминающимся возле туалетной кабинки любезно дают «зеленый свет». В местах, «засиженных» туристами, такое не часто встретишь.

А вот и вожделенная достопримечательность. Для чего инки построили Мачу-Пикчу, доподлинно никому неизвестно, но мне приглянулась версия, что город был зимней резиденцией правителя – в Куско и сейчас-то по ночам совсем не жарко, а зимой и вовсе, поди, мороз. Мачу-Пикчу находится пониже, здесь тепло, безумно красиво и сюда тяжело добраться всяким недовольным подданным. Это место прямо-таки создано для дачи. Ну, а кроме того, тут можно было поселить всяческих учёных, которые бы радовались жизни, изучали астрономию и прочие вещи, о которых простым жителям империи лучше и не знать вовсе.

Город Мачу-Пикчу включен в список культурного наследия ЮНЕСКО и объявлен Новым чудом света. И это действительно чудо, что конкистадоры его не нашли у Куско «под носом», а следовательно не разрушили и не разграбили. И в то время как остальные инки веками законопослушно отдавали свое золото испанской короне и умирали от ею же проданных зараженных чумой и оспой одеял, «мачупикченцы» жили в «свободной экономической зоне», не платя в казну ни гроша и не поставляя в армию «добровольцев». Разные васи туда периодически, конечно, «заблуждали», но исключительно для того, чтобы оставить на гранитных камнях свои «ценнейшие» автографы. Целомудренность Мачу-Пикчу продержалась аж до 1911-го года, ровно до той поры, когда профессор Йельского университета в сопровождении охранительного отряда и проводника припё… ну, то есть прибыл туда для исследования. И, как это водится всякий раз, когда нога американского «исследователя» ступает на чью-то землю, крестьяне Мачу-Пикчу спешно покинули свое родное поселение.
 
Но это лишь присказка, сказка заключается в том, что инки и здесь не были первыми. Причем, это настолько очевидно, что даже такой консервативный источник как Википедия констатирует, что некоторые камни, из которых сложены дома «обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки». А в таком случае кто же? И далее она же пишет: «Среди прочего, здесь есть помещение в скалах, пустоты которого заполнены камнями, настолько подогнанными друг к другу, что современные специалисты по обработке камня не в состоянии объяснить, как это было сделано». И еще: полигональная кладка «в точности похожа на кладку в противоположной части Земли в Аладжа-Хуюк на территории современной Турции».
 
Четыре века, отделяющих Википедию от де ла Веги, прошли, ни на йоту не приблизив нас к разгадке истины. Многочисленные легенды чудеса «зодчества» приписывает цивилизации гигантов, заселявших эти земли задолго до появления инков. Рассказывают они и о строителях, которые обращались за помощью к демонам, и о белом боге Виракоче обладавшем великой силой. Повествуют о чудодейственном растении, сок которого способен камень превращать в пластилин. Поверившие даже экспедиции на поиски этого растения (хорошо хоть не поиски гигантов и демонов)отряжали. Отправлялись и другие ученые команды, отыскивались и фотографировались пропилы «просверлы», сделанные высокотехнологичным оборудованием, привозились материалы, пристально изучавшиеся в самых престижных лабораториях мира. Но ответа на то, как инки (или не инки?) передвигали громадные камни, как получали блоки необходимого размера, как они их обрабатывали, чтобы подогнать один к другому, как шлифовали их и соединяли вместе для возведения всех этих колоссальных построек,-- нет.

Жирный восклицательный знак в бесконечном ряду вопросительных поставил храм Кориканча в Куско. Он был наиглавнейшей святыней инков, и создавался специально для бога Солнца. В отчетах конкистадоров содержатся некоторые сведения об этом храме: «невероятно сказочный, сияющий дворец, полностью покрытый сусальным золотом; с золотыми и серебряными статуями. В центре храма – алтарь в виде огромного золотого диска. На всей площади – сотни золотых панелей и фигур». Но самым удивительным в Кориканче было не золото, а неимоверно сложная каменная кладка. На угловых блоках насчитывается по 12 углов и сторон в одной плоскости: камень начинается в одной комнате, участвует в строительстве дверного проёма, простенка и заворачивает в другую комнату. При этом в зазоры на стыках блоков невозможно всунуть лезвия безопасной бритвы. Кто из современных строителей рискнет это повторить? Ой, пытались, между прочим, в 1980-каком-то году сделать «такую же» стеночку вокруг храма. В щели между совсем небольшими камнями, выпиленными электрическими инструментами с алмазными насадками, пролезает упаковка лезвий вместе со станком. Рассыплется при первом же подземном толчке, как это дважды произошло с собором Санта-Доминго, возведенным испанцами «поверх» Кориканчи. А древние камни уже и нас с вами, и конкистадоров, и инков, и Бог знает, кого еще перестояли не шелохнувшись.
 
Ни наш «гуру» Карлос, ни Википедия даже и не скрывают, что важнейший храм империи инков «был сооружён в доинкские времена и использован инками», считавшими его жилищем бога Солнца и именно потому облицевавшими золотыми плитами. Куда подевалось золото? Догадайтесь сами. А мы пока побродим по улочкам Куско, «пообнимаем» замысловатоугольные глыбы стен, органично «вписанных» в современные жилища – пусть местные полицейские шарахаются от нашего пиетета. Не спеша пройдемся по безлюдным залам музея инков. Остановимся возле стендов, быть может, здесь мы отыщем ответы на волнующие нас вопросы. Вот деревянные статуэтки, глиняные предметы домашней утвари, грубо обработанные каменные фигурки, изделия из кости, золотые украшения и маски, примитивные инструменты из долерита, дерева, бронзы, полуистлевший текстиль – словом, всё, что сохранено в бабушкиных сундуках и кладовках, что найдено археологами. И никакого намека на высокие технологии, с помощью которых можно было бы перемещать и резать громадные камни…

История инков заканчивается в провинции Куско. Она заканчивается горькой реальностью, героем которой был обезглавленный конкистадорами Тупак Амару – последний правитель некогда могущественной империи.