Про цели

Андрей Николаевич Булатов
С тех пор, как я вот уже четвёртый год работаю в качестве консультанта программы Бернарда Перси "Foundations of Brilliance", мне посчастливилось познакомиться со многими замечательными людьми из самых разных слоёв общества. Это и студенты, и так называемые "менеджеры по продажам", и бухгалтеры, и политики, и домохозяйки, и инженеры, и музыканты. Каждый раз, когда я заканчиваю очередную консультацию, моя жена Юля, равно как и остальные, кто в курсе, всегда с сильным интересом задают один и тот же вопрос, - "Ну, а у него (неё) какая цель?"

Действительно, одно из самых высоких достижений, которое получает клиент, проходя эту программу, - это осознание целей своей профессиональной деятельности. Это осознание, наряду с профессиональными навыками, является одним из наиважнейших условий творческой, а самое главное, продуктивной деятельности. Без хорошего осознания целей любой человек становится как бы медленным и осторожным, действует наугад и попадает в эйфорию, когда результат его деятельности случайно попадает в цель.

И это очень и очень странно, потому что за время работы консультантом я увидел одну важную вещь. Все клиенты, с которыми я работал, с самого детства соглашались на игры (в детстве), хорошо учились в школе только по избранным предметам, шли работать, - только, если эта игра, предмет или работа хоть как-то касалась их целей. Всё остальное их не интересовало.


В качестве наиболее яркого примера этого явления можно привести рассказ самого автора программы Бернарда Перси. Я услышал его от него самого на семинаре, где он лично обучал нас консультировать. Он рассказал нам, что в США, где он родился и вырос (он  уроженец Нью Йорка), есть такая традиция - после окончания школы родители стараются привить детям максимальную самостоятельность. Это выражается в том, что им дают возможность жить там, где они сами хотят или учиться где-то в другом городе. Зачастую это желание доходит до того, что родители буквально подталкивают своих детей к самостоятельной жизни, предлагая им покинуть родительский дом.

Наши русские традиции не такие, и нам может показаться жестоким предложить вчерашнему школьнику жить отдельно. Но американцы потому и американцы, что у них такие традиции. Короче говоря, перед Бернардом после окончания школы резко встал вопрос - чем ему зарабатывать и где потом учиться. Он задумался над тем, где бы он хотел работать, чтобы зарабатывать себе на обучение. Перебрал несколько вариантов, попробовал поработать в разных компаниях, но никак не мог получить моральное удовлетворение от работы.


Через несколько месяцев он вдруг нашёл объявление, что требуются уборщики туалетов, моментально откликнулся на это объявление и с энтузиазмом начал работать. Вы, наверное, подумаете, что здесь явный подвох, что-то не так. Так и было. Но сам Бернард тоже был в замешательстве. Он не мог понять, почему мыть туалеты и унитазы ему доставляет большее удовольствие, чем мыть посуду в каком-нибудь ресторане. Осознание пришло к нему лишь когда он начал работать над своей авторской программой "Foundations of Brilliance".
 

Он понял, что удовольствие ему доставляла не сама работа - чистка унитазов, ручек, дверей в туалетах, а место, ГДЕ он это делал. Это был международный аэропорт имени Кеннеди. Его охватывало небывалое ощущение энтузиазма от того, что он видел много людей самых разных национальностей, говорящих на разных языках, прибывших в США из самых разных уголков мира. Просто нахождение в этом аэропорту наполняло его энергией, необходимой для работы. Лишь по прошествии множества лет и получения необходмых знаний и расширения кругозора Бернард понял, что работа в международном аэропорту соответствовала части его самой главной цели. Как она звучит, я обязательно сформулирую далее по тексту.


Прежде, чем двигаться дальше, я хочу ещё отметить, что у большинства людей эта часть их работы, цели, не прояснена почти полностью. Многие считают, что здесь и прояснять-то нечего. Все знают, что работа приносит деньги, а деньги позволяют не только поддержать жизнь, но и развлечься, получить желаемое. Мне стало очень интересно, почему же надо сначала заработать деньги, чтобы потратить их на то, что тебе интересно делать? Ведь это очевидно, что идеально было бы ПОЛУЧАТЬ деньги за то, что тебе интересно делать, а не ТРАТИТЬ их на это. Удивительно, но такой взгляд на вещи нереален для 99,9% людей.


Одна из причин - следование социальным шаблонам, привитым родителями. Вы можете их легко вспомнить. Они выразились в различных установках и поговорках типа, "Кто не работает, тот не ест", "За деньги можно купить всё, что хочешь" и т.д. Социальные поведенческие шаблоны говорят, что надо работать для того, чтобы жить, а жить надо для того, чтобы работать. Этот замкнутый круг - настоящая ловушка для людей. Выход из неё прост, но не реален для большинства. Жить надо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. И работать надо для этой же цели.

Сейчас в России множество бизнес-гуру внедряют идеи повышения эффективности работы сотрудников при помощи мотивации. Бернард Перси также приравнивает осознание целей деятельности к мотивации. Более того, он рассматирвает цели как мотивации. Эта трактовка меня сильно заинтересовала, и я попытался в ней разобраться. Я открыл Большой Толковый Словарь русского языка и решил прочитать о том, что же такое мотивация.

Результат меня ошеломил. Кроме узкого биологического и лингвистического значений в словаре значилось "Мотивация = мотивировка". А мотивировка сводилась к совокупности мотивов. А мотив преподносится как "побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку." То есть, исходя из этого определения, наказания в виде штрафов и телесные можно считать мотивацией не нарушать закон. А если дело касается работы, то система угроз может быть трактована как мотивация. Меня охватил настоящий ужас от такой трактовки. Я решил не останавливаться, и взял словарь под редакцией С.И. Ожегова и, о ужас!, не нашёл в нём совсем такого слова "мотивация".

Я пошёл дальше и взял толковый словарь английского языка издательства MacMillan. В нём я нашёл и слово "motive", и слово "motivation". И немного успокоился. Теперь информация Бернарда стала намного понятней. Мотивация в этом словаре давалась как "a feeling of enthusiasm or interest that makes you determined to do something". Я специально привёл текст оригинала на языке оригинала, чтобы развеять сомнения относительно "мотивации", как некой абстрактной причины для действий и поступков. Оказывается в англоязычной культуре, откуда к нам пришло слово "мотивация", она имеет вполне конкретное содержание. Сделаем же полноценный перевод этого часто употребляемого, но совершенно непонятого слова в русском языке.

Итак, мотивация - это чувство (не причина, а чувство!!!) энтузиазма и интереса, которое делает вас необыкновенно настойчивым (не принимающим никаких поводов против) в том, чтобы что-то сделать." И, соответствнно, "мотивировать" означает не создавать угрозы и предупреждения для людей, а напротив - создавать у них интерес и энтузиазм в отношении действий, например, работы. То есть, управленцы по работе с персоналом должны настойчиво искать, что именно может привести сотрудника в энтузиазм относительно выполнения его работы. Вот это-то и будет мотивацией. Об этом говорят западные бизнес-гуру.

Теперь мне стало абсолютно понятно, почему цели, формулируемые на программе Бернарда Перси, он называет мотивациями. Потому, что люди, формулируя эти цели попадают в невиданный доселе энтузиазм. Они (цели) настолько зажигают моих клиентов, что порой приходится принимать какие-нибудь меры, чтобы они слегка успокоились, потому что надо продолжать программу далее. Например, один их моих клиентов на протяжении нескольких часов пел и танцевал после того, как сформулировал свои цели. Я не мог ничего с ним поделать. Он с безмятежной улыбкой на лице распевал знаменитую песенку, - "Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля! Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым покоряются моря!" При этом он вышел из комнаты, где мы работали, подхватывал то свою жену, ожидающую его, то мою жену Юлию, тоже работающую рядом, и делал с ними несколько танцевальных "па". Затем снова пускался впляс один. Никакие мои просьбы продолжать программу не действовали. Стоить заметить, что ему было на тот момент 62 года и он предпочитал ходить по улице с тростью - боялся упасть.


Когда мои клиенты формулируют свои цели, они испытывают не только небывалый энтузиазм, я бы сказал, скорее, настоящее вдохновение. Их лица преображаются, светлеют, глаза сверкают огнём. Именно поэтому всегда, когда я заканчиваю работать с кем-нибудь, Юля спрашивает, - "А какая у него (неё) цель?" Естественно, первое, что я сделал, когда вернулся с обучения от Бернарда, я провёл ей эту программу. С тех пор она многое изменила в своей жизни. И именно поэтому я решил публиковать цели, сформулированные самыми разными людьми на этой программе. Возможно, вы почувствуете это вдохновение и этот энтузиазм, который так и сверкал в тот момент, когда они формулировались. Надо сказать, что я публикую формулировки целей моих клиентов исключительно с их разрешения. Это совершенно необходимое условие.


И на первом месте будет цель самого автора программы, Бернарда Перси. Он разрешил всем слушателям, обучающимся на консультантов, публиковать её в качестве примера. Тем более она покажет вам, почему Бернард ощущал сильный энтузиазм от работы в международном аэропорту имени Кеннеди. Ему было всё равно, кем там работать - лишь бы именно там. Итак:

"Находиться на коммуникационных линиях мира и нести людям правду о них самих!" Бернард Перси.

А также я всегда готов рассказать всем о своих целях. Они на самом деле зажигают меня на действие.

"Самое ценное в людях - это их уникальность. Я готов изо всех сил:
- подтверждать уникальность каждого (говорить людям, что каждый из них уникален)
- защищать их уникальность
- развивать уникальность каждого отдельного человека."  Андрей Булатов.

Далее следуют цели моих клиентов. Я не прекращаю работу по этой программе, поэтому данная публикация будет только пополняться. Не буду публиковать фамилии моих клиентов из соображений конфиденциальности.

"Помогать людям творить историю." Светлана В.

"Находить быстро и легко решения для улаживания проблем человека, чтобы он был счастлив и получал удовольствие." Наталья Ш.

"Служить людям на основе честности и справедливости." Татьяна Ш.

"Я причина, объединяющая всех духовных существ при помощи эстетики." Наталья К.

"Наполнять людей духовным наслаждением." Вячеслав С.

"Построить новое оригинальное новаторское пространство для всех живых существ." Юлия С.

"Дать Земле просветлённых людей." Надежда К.

"Действовать в нужное время в нужном месте, чтобы создать для человека недостающий элемент, необходимый для его Момента Истины. Момент истины - это момент в жизни человека, когда у него наступает прозрение или он творит эстетику, и на этот миг человек становится богом и может всё."  Юлия Б.

"Делиться своей жизненной энергией, чтобы души открывались, сияли, излучали энергию, свет, получали от этого удовольствие." Ольга Б.

"Вовлекать людей в интересные и справедливые игры и создавать для них такие игры."  Андрей Ф.

"С помощью волны эстетики реабилитировать людей, возвращать их в их изначальное состояние, в котором можно очень ярко воспринимать все вселенные, снова создавать и испытывать радость от того, что можно так жить!" Настя Ю.

"Дарить людям ощущение свободы." Ирек С.

"Развлекать себя и окружающих."  Илья Ц.

"Создание безопасного окружения и высокого качества жизни через самопознание и самосовершенствование для эффективного и полноценного взаимодействия людей." Олег Р.

"Предотвратить катастрофу человечества."  Евгений Б.

"Дарить любовь людям."  Людмила Ш.

"Научить людей быть такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они хотят казаться." Илья Ш.

"Построить социально-гуманитарное общество, чтобы жить в нём счастливо."  Денис М.

"Восстановить справедливость." Александр Р.

"Ощущать себя живым и оживлять других" Степан А.

"Открывать и создавать пространства, в которых люди, и я в том числе, могли бы добиваться победы над собой, открывать новые горизонты, получать новое восприятие себя, успехи, изобилие, профессионализм, быть счастливыми, создавать единый синэргетический поток добра, любви для процветания Земли!" Ольга А.

"Сделать из Земли планету-сад." Рустем Б.

Продолжение следует...

Каковы же ваши цели, какова ваша мотивация, зажигающая лично вас на работу или деятельность?