89-2. Предвидеть и предсказать

Юрий Ерусалимский
      По смыслу эти два слова очень близки. Предсказание – это просто высказанное вслух  предвидение. Однако, на мой взгляд, некоторое отличие заключается в том, на основе чего делается тот или иной прогноз будущего.  Предвидение, как мне представляется, всё-таки связано с некоей аналитической работой ума, учётом опыта, даже с интуицией. Здесь связь с вероятностными оценками очевидна (прогнозируемое событие может произойти, а может и не произойти – всё с некоторой долей вероятности). Для предсказания будущих событий ничего этого может и не потребоваться.  Действительно, если некто «Х» обладает даром «видеть» будущее, то этого вполне достаточно для его описания. То есть предсказание включает в себя прогнозирование будущих событий, не зависимое от способа получения этой информации.

     Вероятность точных предсказаний, основанных на анализе и расчётах,  во многих случаях очень велика. Смотря, конечно, какие события мы предсказываем. Мы знаем, например, о солнечных затмениях, которые не только были в далёком прошлом, но и о будущих, на столетия вперёд. Здесь предсказания основаны на точном научном расчёте. Если теория верна (проверена практикой, если по-научному), то вероятность того, что предсказания сбудутся, близка к 100%.

     В бытовом плане, прогнозируя ближайшее будущее, мы часто основываемся не на каких-то высоких материях или сложных расчётах, а на простом житейском опыте. Последствия многих наших действий, выполненных или только планируемых, мы предвидим заранее. Собственно, все наши планы на будущее, ближайшее или отдалённое, - это перебор вариантов действий с анализом их последствий, конечно, в пределах нашего разумения и способностей к анализу. Похоже на шахматную партию – хотя бы чисто внешне, т.е. с перебором вариантов ходов и их анализом в части достижения преимущества и победы в конечном итоге.

     То же самое в работе.  «Руководить – значит предвидеть» - примерно так кто-то определил, не без оснований, одну из основ руководящей работы. Точность анализа последствий действий – залог успеха в любом деле. В том числе и в военном деле.  «В сражениях выигрывает тот, кто ход событий видит наперёд» - таким двустишием определил суть военного стратегического и оперативного искусства поэт Роберт Геррик (перевод мой), живший в 17 веке. Разгадать замысел врага и опередить его – часто именно это приводило к победе. В политике  то же самое, причём на каждом шагу – необходимо уметь предугадывать последствия не только предпринимаемых действий, но и слов. Загубленные одной неудачной фразой или даже одним словом карьеры политиков – это из-за неумения предвидеть их последствия.

     Повторюсь - предвидение основано на анализе, логических умозаключениях, вероятностных оценках, пусть даже логически строго не аргументированных (такие оценки можно назвать интуитивными). Предсказания далёких во времени событий – это уже несколько другой предмет. Предсказать будущее невозможно только на основе логики и аналитического дара. Даже на основе интуиции. Тут уже что-то другое, что выходит за рамки простых расчётов. На чём же основаны предсказания прорицателей (так обобщённо назовём всех тех, кто предсказывает будущие события)?

                (продолжение)