Новогодний подарок

Елена Мельницына
- Это просто обалдеть можно! Доллар  в шесть раз дороже стал, пока ты до Новосиба ехала! - кричала телефонная трубка голосом моей подруги Наташки.
 Конец августа, на носу начало учебного года. И втемяшилось же мне в голову переезжать в Новосибирск именно во время дефолта! Так кто ж знал, что август девяносто восьмого подкинет такой сюрприз. В-общем, обеспечила себе и ребёнку интересную жизнь на ближайшие годы.
В Новосибирске деревья уже стояли желтые. Рябины много во дворах росло - её ягоды на фоне жёлтых листьев и голубого неба багровели, как капли запёкшейся  крови. С поезда вышли, чемоданы в камеру хранения кинули, купили газету объявлений, и , сев во дворе ЦУМа на лавочке, начали  по объявлениям квартиру искать, обзванивали хозяев квартир с телефона-автомата, что неподалеку стоял. К вечеру уже с вещами въехали в обшарпанную  однушку в районе пединститута. Тогда это окраина была, рядом бор, красота.
 Я перевелась в местный университет, заочно. Сын пошёл в третий класс, школа оказалась  рядом с домом.
Меня на третий курс взяли с условием сдачи всех предметов, которых не было в академической справке из моего вуза. Сначала зубрила латинский язык. И кому нужно учить мёртвый язык? Ладно медикам выписывать рецепты. А юристам то что? Какие там формулы римского права нельзя на русский перевести? Чушь какая-то. На зачёт сына с собой взяла. Уже не помню зачем- наверное, чтоб препода разжалобить. Сейчас сын мой в том возрасте, в котором я тогда была, когда этот злосчастный латинский сдавала. Иногда прикалывается надо мной: «Мам, а ты помнишь, как переводится с латинского  «Дура лекс сед лекс?»
Потом еще целый блок предметов доздавать пришлось. На халяву прокатило только по логике. Симпатичный  преподаватель -дедушка с  седой бородой, спросил ошибки доказывания, в частности, пример замкнутого круга доказательств. У меня в голове по этой теме  только еврейский анекдот крутился. Говорю: «А из анекдота пример можно?»  Дедушка-преподаватель усмехнулся: «Ну а почему нет, если по теме?» Рассказала я ему известный анекдот: «Абрам, ты где деньги берёшь? – В тумбочке. –А в тумбочке они откуда появляются? – Сара кладёт. –А Сара где берёт деньги? – У меня. – А ты где их берёшь? – В тумбочке!» Преподаватель , расписываясь в зачетке, смеялся: «Вот действительно пример замкнутого круга доказательств, буду студентам  теперь Ваш анекдот рассказывать». Смех смехом, а за три месяца всю академическую разницу я сдала. А тут как раз и деньги кончились. Дефолт всё-таки . Всё подорожало сразу в четыре-пять раз. Люди, по давней русской традиции, скупили всю соль и крупы. Ларьки на рынках и целые оптовые базы стояли закрытые. В условиях дефолта тем, кто занимался торговлей, выгоднее было не работать, чем продать товар , а потом закупать тот же товар в разы дороже.
До переезда я занималась малым предпринимательством и планировала в Новосибирске заняться тем же. Но мои планы рухнули вместе с курсом рубля. С работой в Новосибирске, как оказалось, было в период  дефолта тоже совсем негусто. Особенно с такой, при которой можно было бы оплачивать обучение в университете и съёмную квартиру. А морозы зимой в Новосибирске оказались нешуточные. До переезда я жила на юге Восточной Сибири, где зимой бывает холодно, минус тридцать. Когда я переезжала в Западную Сибирь, то  полагала, что чем западнее регион, тем он теплее. Я жестоко ошиблась.  Недели полторы-две в Новосибирске стояли морозы минус сорок два – при которых я, правда безрезультатно, продолжала искать работу, при этом  я, закутанная в шарф по самые глаза, с инеем на ресницах, совершала перебежки от магазина к магазину, от офиса к офису, чтоб не окоченеть. Через пару недель к нам зашёл сосед с радостными воплями: «На улице жара! Всего минус тридцать!»
Время неумолимо  шло к рождественским праздникам. А у нас события развивались по классическому сюжету – деньги незаметно испарялись, дошло до того, что мы радовались , найдя забытую мелочь в кармане осеннего пальто. Однажды мы с сыном проснулись от громкого стука в дверь. Времени было около двух часов ночи. Сначала я ринулась открывать дверь, потом вспомнила, что накануне  к нам приходил пьяный сосед и мы еле выпроводили его. Я в оцепенении стояла в коридоре, пытаясь в глазок рассмотреть гостя.  В полутемном подъезде с одной горящей лампочкой на несколько этажей был виден только огромный силуэт. Я успокоилась только тогда, когда услышала звуки удаляющихся шагов. В воскресенье на богослужении в баптистской церкви ко мне подошел двухметровый Олег, с которым мы недавно познакомились: «Лен, я вам картошку в четверг приносил! Представляешь, решил благословить вас картошкой, взял два ведра и пошёл к вам. Целое приключение! Я такой радостный к вам приехал, а вас дома нет.  Да еще оказалось, что автобусы уже не ходят и я с этими двумя ведрами картошки в огромной китайской сумке шел пешком домой через овраг, через лес. Я злой такой был, еле дотащил эту картошку обратно. Вы где были-то?»
Я с глупой улыбкой промямлила: «В четверг? Даже не помню что-то».
Вот так! Не знали мы тогда, что через какие-то три-четыре года  такие ситуации канут в Лету, так как настанет эра сотовых телефонов.
Но шутки шутками, а мои случайно-временные заработки рекламного агента (другую работу я пока не нашла) с большим трудом покрывали расходы. Приходилось питаться китайской лапшой, а витамины наши организмы получали не из фруктов, а из лука и капусты.
Но было кое-что , что я должна была обеспечить сыну при любом раскладе - это новогодний подарок. На родительском собрании, где собирали деньги на новогодние подарки для детей, я оказалась в позорно-унизительном положении: денег у меня не хватало. Учительница сказала, что времени на сборы денег больше нет, так что кто не сдал, может сам собрать своему ребенку подарок и принести в школу перед новогодним утренником, где местный Дед Мороз  будет дарить  подарки .
Свои копеечные проценты  я получала  в день продажи рекламы и сразу их тратила на еду, предметы гигиены  плюс старалась откладывать на квартплату. Теперь я  поставила для себя  еще одну сверхзадачу: каждый день покупать хотя бы по несколько конфет для собирания новогоднего подарка. Я чувствовала себя каким-то суперспецагентом с почти невыполнимой миссией. Хотелось, чтоб у сына был подарок не хуже, чем у остальных детей.  Самый страшный кошмар этих дней был в том, что сын придёт с утренника  грустный из-за того, что у него самый маленький и скромный подарок. Купленные конфетки сразу по приходу домой я прятала в антресоль шкафа в новогодний красочный пакет. Не помню, сколько длилась моя спецоперация - наверное недели две- три. Перед новогодним утренником я занесла свой подарок в школу и передала учительнице, а по совмещению  –  Деду Морозу.
На следующий день, когда я вечером пришла с работы, сын подбежал и повис у меня на шее :
- Мам! Утренник в школе мне не очень понравился!
-Почему, Саша?- спросила я с упавшим сердцем.
-Да , Дедом Морозом была Ирина Владимировна, и вообще...- После небольшой паузы он вдруг расцвел в улыбке: - Но зато мой подарок был самый огромный! И конфеты в нём самые лучшие! У мальчиков в подарках таких хороших конфет не было! Я их угостил!