Вена

Елена Конюшкова
Может быть оттого, что в Вене я была зимой, она мне показалась резиденцией Снежной королевы. Именно в таком месте должна жить эта особа: величественные дворцы, огромные площади, широкие улицы… И все это какое-то замороженное, покрытое легкой снежной накидкой,  то и дело пропадающее за снежными вихрями.

 К тому же чуть ли не на каждом углу что-то  напоминало об известной императрице-красавице Елизавете, которую обычно звали Сисси, неизвестно почему. Да вот и она сама в сквере рядом со своим дворцом, изваянная из белого камня. Несмотря на то, что это самый центр города, сидит она на своем троне совершенно одиноко – вокруг ни души, и  вблизи, и вдалеке. Меня вот только занесло. Сидит она  - белоснежная  грустная красавица перед фонтаном с замерзшей водой. Лишь белые снежные мотыльки вносят хоть какую-то динамику в эту замороженную картину. Чистая Снежная королева.

Да и вся Вена ей под стать: ажурные  дворцы, безупречные линии зданий, шпили соборов, проступающие сквозь снежную мглу, белые шапки на вечнозеленых кустах, старинные кареты с замерзшими лошадками… И как-то тихо. Может, оттого, что снег приглушает звуки.  Так у меня и осталось в памяти: Вена – ледяная гордая красавица. И мне сложно представить, что она может быть иной - теплой, зеленой, веселой. Ей так идет эта холодная величественность, она создана быть ледяной. И не только внешне. Говорят же, что есть духи городов, мест. Особенно, городов с древней историей.  И мне порой доводилось ощущать нечто подобное. Так вот Вена обладает, на мой взгляд, душой, гармоничной ее внешнему облику – холодная молчаливая созерцательность.

В Вене сразу чувствуется столичный имперский размах: если шпили – то упираются в небо, если улицы – то проспекты, если храмы – то сплошное сияние золота. И огромное количество памятников: конных, пеших, стоящих, сидящих… Всех этих славных героев невозможно даже запомнить. Получается, прежние жители не захотели оставить город и через века все еще присматривают за ним со своих каменных пьедесталов.

Город стоит на Дунае, но река  протекает вдали от центра города, хотя набережная все равно  имеет очень приятный вид. Говорят, Дунай сильно разливается весной, потому центр строили в отдалении. Но и среди обычной современной застройки река очень хорошо смотрится. А будь она в центре, ей следовало бы быть замерзшей, дабы не нарушать стиль. А она упирается, не желая замерзать.  Так что все правильно.

Когда я увидела Парламент, то подумать не могла что в таком здании может быть скучное государственное учреждение, скорее похож на очередной театр или дворец  греческого типа: колонны, портики, статуи в античном стиле, замысловатый подъезд… Ратуша производит не меньшее впечатление высотой своих шпилей, скульптурами, общей ажурностью. Собор, а не ратуша, только наверху главного шпиля мужик с флагом вместо креста. Представляете, каково ему, бедолаге, там торчать и в снег, и в дождь? Служба, однако… Да и здание правительства им под стать – статуи, балкончики, финтифлюшки всякие… В общем никакой серьезности в деле управления государством не наблюдается. Может это и хорошо?

В центре старого города находится знаменитый собор святого Стефания с огромным шпилем, один из основных символов города.  У него какая-то необыкновенная, разрисованная орнаментом крыша. Да и сам он необыкновенный в своей замысловатой архитектуре. А напротив – современное зеркальное здание. Так что это чудо еще и двоится, размывая реальность.

А недалеко еще один старинный собор – святого Петра, тот уже с куполом. В нем традиционно по определенным дням проводятся бесплатные органные концерты. Имела удовольствие присутствовать. Бах. Зал был полон. Органную музыку я очень люблю. Какая-то она всепроникающая и уносящая в виртуальность. Очень понравилось. А кроме того – в соборе можно было погреться и отдохнуть. Благо в Европе все храмы оборудованы местами для сидения. А то эти многочасовые экскурсии, хотя и прекрасны, но в зимний период особенно утомляют и грозят простудными заболеваниями.

Многие центральные улицы, и в частности рядом с этими соборами, целиком пешеходные. Самая главная – улица Грабен. Как раз между этими двумя соборами. Так что ходить, глазеть, фотографировать можно с комфортом. Есть скамейки для отдыха, но погода не располагала к тому. Если вообще можно назвать улицы величественными, то в первую очередь это относится к центральным улицам Вены. Великолепные здания, преимущественно в светло-серых тонах, мало чем отличаются от соседних дворцов. Такая же крупная светло-серая плитка под ногами, широкие пространства, причудливые  статуи…  В целом остается какой-то светлый, слегка размытый снегом, волшебный образ зачарованного города.

В сувенирных магазинчиках все те же Сисси, да собор Стефания в разнообразных видах. Да, еще Моцарт, который, как известно, здесь жил. И еще тортики, с неприличным для русского слуха названием - Захер. Ну, фамилия такая у повара была. И еще засахаренные фиалки – любимая еда Сисси. Рассказывали, что в иные периоды жизни она, кроме этих фиалок, ничего не ела. Я же говорю – Снежная королева. Разве может нормальный живой человек питаться фиалками? Почему-то кажется что они должны быть еще и заморожены. У нас скажи кому, так вообще не поймут, как можно есть фиалки. А там – ничего, нормально относятся. Я купила, дабы испытать на себе эту еду принцесс. Сладко, надо долго сосать как леденцы. Есть некоторый фиалковый аромат. В конце процесса на языке остается, как бы вам сказать… Вот если взять кусочек туалетной бумаги и долго его мусолить во рту… Вот это самое остается. Можно проглотить, если кому нравится. Вот такая еда. Не, в принцессы я не гожусь.
А про Сисси еще говорят, что была она гуманной и либеральной, несмотря на положение. Возможно. Но чем-то снежным от нее явно веет. С другой стороны, эта жизнь любого заморозит, все добрые помыслы похоронит под коркой льда.

Еще попробовала известные круглые конфеты с портретом Моцарта, забыла название. Они хотя и имели четыре разноцветных слоя в разрезе, тоже особого впечатления на меня не произвели. Так себе. И шоколад среднего качества. Едали и получше.

Про оперный театр вполне приятного вида и, говорят, прекрасной акустики, экскурсовод рассказала грустную историю. Пока его строили, почему-то проект подвергался многочисленной критике. Может, не хватало ему величественности? Не знаю, по этой ли причине или нет, но на премьеру императорская чета не пришла, их ложа была пустой. Это произвело такое ужасное впечатление на двух ведущих архитекторов, что один застрелился в тот же день, а второй умер от инфаркта через месяц. А театр Венской оперы работает и по сей день и знаменит на весь мир. Казалось бы – какая глупость произошла! Но вот такие были нравы тогда. Не вынесли «позора». Но ведь время показало, что театр замечательный! Значит и правда – жуткая глупость?

Если немного свернуть с самых людных улиц, то можно попасть на тихую Нойе-Маркт-плац. Там стоит небольшая скромная церковь морковного цвета, без всяких украшений кроме креста и фрески на передней стене – Капуцинеркирхе. Но почему-то именно здесь находится Императорский склеп, где покоятся императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Как-то не очень согласуется с пышностью императорского дворцового комплекса Хофбург, да и прочим великолепием. Но кто их, императоров, поймет… 

На небольшой площади, рядом с императорской резиденцией, раскопана и огорожена вся центральная часть и этажом ниже проступают стены древнего города с древними же водопроводными трубами. Не знаю даже какой век, ясно, что древность, если под землю ушло. В Европе нередко можно увидеть подобные картины, порой прямо среди новостроек. Начали строить и неожиданно откопали древние руины. Пришлось смещаться. А в наших городах я такого не припомню. Вот когда доживем до подобных картин, то, быть может, и уровень цивилизованности будет подобным нынешнему европейскому. А пока – увы.

Кстати, водопроводные трубы напомнили о вроде бы прозаическом коммунальном хозяйстве.  Но мусоросжигательный завод в Вене имеет совершенно фантастический вид.  Творение оригинального архитектора Хундертвассера выглядит более чем своеобразным. Невозможно догадаться о предназначении красочного мультяшного дворца: высокая синяя башня с золотистыми сферами, ярко разрисованные стены, плавные изгибы,   небольшие золотистые купола по всем углам… Явно какое-то сказочное заведение. Отчасти так и есть. Говорят, завод столь экологически совершенен, что проживание рядом с ним не доставляет людям никаких проблем – ни запаха, ни дыма, ни вредных отходов. А вот тепло для отопления вырабатывает. В сказочной замороженной стране даже производство тепла сказочное.

К вечеру метель усилилась, и город окончательно стал тонуть в этом снежном мареве. Одновременно включилось какое-то необычное освещение улиц посредством почти прозрачной сетки, во многих местах натянутой над центральными улицами и иногда собирающейся в люстры. Создает какую-то интимность, вроде уже не просто по улице идешь, а где-то в гостях. Магазины засверкали разными цветами. Куклы в бальных нарядах танцевали бесконечный вальс в витрине магазина. Ощущение сказочности стало зашкаливать. Пора было возвращаться в реальность, чтобы не замерзнуть окончательно и не потеряться в этом мерцающем снежном королевстве.