ДУХИ ГОР

Дед Добрый
Пролог.                               ....Вот и закончились курсантские будни.Вчера на плацу мне торжественно вручили погоны лейтенанта.Таких счастливчиков,как я,было не так уж много,остальные остались довольствоваться званием младшего лейтенанта.Сегодня последний раз посидим в ближайшей,дешевой кафешке и вскоре разъедемся в разных направлениях нашей необъятной Советской Родины......Под стук колес,мирно качается вагон,вместе со мной на боковой полке плацкарта.Еду по месту распределения в свой артполк в небольшой городишко Закавказья.Горы...это моя стихия,обожаю их,в них всегда дышится легко и дует ветер свободы и мира.Я ведь рожден в предгорьях  Кавказа,и все мое босоногое детство прошло там,или на побережье спокойного и соленого моря,или в свежем и прохладном предгорном лесу,возле холодных и шумных рек и ручейков....Поезд резко затормозил,так что я чудом остался лежать на верхней полке,уцепившись за что то и сонно протирая глаза.Наконец то приехали,люблю дорогу,поезда,но устаю очень быстро,хочется ступить на грешную землю и размять конечности....Меня встретили,как и обещали....и вот мы едем на командирском "Уазике" по горному серпантину.Как любопытный мальчишка,глазею в окно на местные достопримечательности,изредка переговариваясь с сопровождающим прапорщиком о месте моей дальнейшей службы.С его слов узнаю,что наш доблестный полк стоит на страже красивого и древнего города Шуши и переправы через могучую горную реку,что последнее время в жизнь мирного города,как то неожиданно ворвался "временный" военный конфликт,разорвавший спокойствие и умиротворение,некогда тихого городка и близлежащих горных селений.Но у нас все классно и все под контролем,и меня поселят не в палаточном городке,а в цивильном офицерском общежитии,а если захочу пригласить свою жену,то выделят двухкомнатную квартиру......
....Я умилялся пейзажами,мелькающими в окне и не старался вдаваться в подробности,ведь служба только начиналась,не скажу чтоб это была мечта всей моей жизни,но это путь моего деда и прадеда.Отец,правда,пропустил карьеру офицера,по его словам,ему хватило четыре года службы в морской пехоте на острове Русском....Вот и моя часть.Да,прапор не соврал,общага выглядела вполне прилично изнутри,не смотря на фасад с обсыпанной штукатуркой и пулевыми выбоинами.Часть состояла из нескольких казарм и домов офицеров,постройки хрущевских времен и палаточного городка,расположенного в лесистом горном ущелье.Парк наших красавиц БМ-21 был тоже замаскирован и находился в километре от городка.Остаток дня прошел спокойно,со знакомством с командирами и сослуживцами моего дивизиона.Оказывается приказом командира части меня назначили командиром взвода разведки второго реактивного дивизиона,хотя обучался я не много по другому профилю.....Мой предшественник,старший лейтенант Абазян пропал по неизвестным обстоятельствам.Проводил жену с детьми на ж/д вокзал и на обратном пути к части потерялся и он и водитель и штабной "уазик"....Извините за столь длинную пред историю,писатель из меня никудышний,не на того учился,а вот по поводу моей профессии и дальнейших событиях...судите сами.......
1.                                .....Это уже моя третья разведка за службу.Снова идем в горы группой из семи человек.Наша задача определить огневые точки противника  и радировать нашим батареям.Вторая разведка не удалась,хотя вычислили и подавили две минометные батареи,но потеряли радиста,домой принесли,думали выживет,но что то пошло не так и он через два дня умер.Перед смертью  сказал,что видел Духа гор,и тот предрек ему смерть.По этому сегодня я не командир.Старшим группы назначили капитана Овсиенко из особого отдела.....И вот мы идем по горным тропкам,наслаждаясь свежестью и тишиной гор.Тишина такая,что она,как червяк внедряется в твой мозг и плавно скользит там,щекоча извилины,ты умиляешься и умиротворяешся,что хочется приземлиться на свои булки и устроить пикник,мирно беседуя,забыв про войну и про то,каким боком ты тут оказался.Макушки деревьев мерно качаются,впереди шумит быстрый ручей.Стараемся ступать шаг в шаг,бережонного бог бережет,бывают растяжки или другая хрень,по сложнее,бережем силы,ведь после перехода ручья ожидается крутой подъем.Подойдя к ручью спугнули пару водоплавающих птиц,которые резко взлетели,выкрикивая маты на своем птичьем языке.Ручей не широкий,метра четыре в ширину,и не глубокий,зато очень быстрый.При переходе надо усиленно держать равновесие и твердо ступать на скользкие камни.Группа осторожно вошла в воду,местами она доходила до колен,и не смотря на августовскую жару,пронизывало до костей жгучим холодом.Я шел замыкающим,бережно придерживая за приклад свою "свд-шку".Передо мной шел сержант Галиулин с рацией через плечо.Перед выходом он подскользнулся и упал на колено.Я идя сзади,поторопился и подтолкнул его и рацию на берег,без нее мы ни кто и не что.От такого толчка я тоже подскользнулся и меня отбросило назад,и плашмя рухнул в ручей на спину,ударившись о камень в аккурат темечком.Миллион разноцветных искорок промелькнули перед моими глазами,шум ручья усилился многократно,на секунду я увидел голубое небо,с двумя светящимися,ярко красными точками.Кто то протянул руку и я резко встал,благо оставалось два шага до берега.Башка конечно же трещала,а из шишки на затылки выступила кровь.Это надо же было так облажаться перед особистом,но он молчал и не подтрунивал.Слив воду из берц и слегка отжав промокшие шмотки,группа двинулась дальше......
.....Начинало темнеть. -Здесь рядом есть пещера.:-доложил радист Галиулин:-Мы здесь как то дождь пережидали со старлеем Абазяном,да и сейчас,вроде начнется.Над высоткой стягивались тучи,где то вдалеке уже громыхало и блестели стрелы молний. -Давайте все вовнутрь!-скомандовал капитан:-Утром выдвигаемся,на входе караулим по очереди,по одному часу.Разведчики вошли в пещеру,вернее это была узкая расщелина в скале,но поместились все.Я прилег на бок на плоский камень.Голова гудела,начало лихорадить.Накрылся с головой плащпалаткой и сразу вырубился....Проснулся от того,что кто то меня тормошит. -Товарищ лейтенант,вставайте,ваша очередь в караул.-тихо проговорил сержант.Я,продрав слипшиеся глаза пошел ко входу в пещеру.Дождь слегка моросил,на небе проглядывали,несколько,мутно светящихся звезд.Легкий ветерок шевелил терновый куст,и пелена тумана стелилась по острым камням.Вдали показались две ярко красные точки,которые быстро приближались ко мне.Сделав пару глотков воды из фляжки,отупело протер глаза.Передо мной стоял высокий солдат в мокрой плащ палатке. -Ты из какого полка и как здесь оказался?-спросил я и вытащил из кобуры "макаров". -Ты что,Сань,не узнал?-улыбаясь сказал солдат,снимая мокрый капюшон,из под которого обнажилась густая,рыжая шевелюра,белозубая улыбка и светящиеся от радости глаза. -Тьфу ты,Ромка? Не думал,не ждал,что когда то свидемся,уже шесть лет прошло как мы расстались.Тебя вроде как в Афган определили?.........                2.                        .....Ромка,Ромка,высокий рыжеволосый ефрейтор с голубыми глазами.Служили мы вместе в ГСВГ,в далеком чужом городе Магдебурге.Я тогда еще в духах ходил,а он уже черпачил.По всей части ходил,фаловал всех писать рапорта,чтоб добровольцами в Афган пойти. -Чем мы тут занимаемся:-убеждал он:-плац метем,да бордюры красим,да бес толку сбиваем сапоги,на строевой подготовке.Там хоть нормальная,мужская работа,надо помочь братскому народу. Его доводы казались убедительными и вскоре на стол замполита полка легли 45 рапортов.Замполит,не высокий,коренастый подполковник,с черной тросточкой,недавно перевелся к нам в часть из далекого Кандагара,не стал откладывать в долгий ящик и рассмотрел все рапорты.В итоге пять человек,в том числе и Ромка,были отправлены по месту дальнейшей службы.А остальные получили ответ :"что вы находитесь на передних рубежах своей Родины и она нуждается в вас именно здесь"......


....Да,так и было,Санек,попал я в Афган водителем "БМ-ки",даже младшего сержанта дали.А ты,гляжу,в офицеры выбился:-до селе голубые глаза Романа блеснули рубиновым цветом. Я снова протер глаза,через его плащ палатку просвечивалась гряда камней с соседней высотки.-Ромка,ты кто?-меня кинуло в дрожь. -Да,ты прав,командир,теперь я Дух гор.Не долго я повоевал.Через четыре месяца наша колонна попала в засаду на горном перевале.Помню только мощный взрыв...и я сижу на камне и вижу,как катится под откос мой "Урал",объятый пламенем.А я один и без оружия,хочу сделать шаг и не могу,все мелькает перед глазами и я лечу над ущельем,где догорает моя машина и я,зажатый в кабине.Вот так,Санек! Я слушал его с открытым ртом,думая что по мне теперь плачет институт Сербского. -Ты,гляжу,простыл.:-продолжал дух:-глотни спирта из фляжки,прогрей глотку. -Так где ж его взять,мы на задание не берем спиртное,сейчас бы с удовольствием тяпнул,может глюки пройдут.Дух трубно захохотал,его странный хохот подхватило эхо и понесло в глубь ущелья:-Рассмешил,ты меня,Сашка,давно такого со мной не было.У капитана во фляжке спирт,носом чую. Я пятясь,подошел к спящему командиру и взял его фляжку,открыл,понюхал,точно он и жадно отхлебнул из нее.Горло жгло,в язык будто воткнулись тысячи пчелиных жал.Запивая водой,глянул на вход в пещеру.Дух ни куда не делся и оставался на том же месте:-Я б тоже выпил с тобой,да не куда вливать целебные напитки,а лить на землю-грех:-дух немного приблизился ко мне:-Так я не сказал главного,лейтенант,цель моей миссии.Теперь слушай внимательно.Там внизу,в ущелье в пяти километрах от вас перебазировалась батарея соток.Там четыре "урала" и четыре пушки.Ждут лошадей,утром будут тащить на высотку,часть боеприпасов уже там.Так что ближе к обеду накроют вас,не веришь сам глянь....Я пристально вгляделся в даль,на соседнюю высотку.Начинал брезжить рассвет.Далеко,не видно не зги.Вскинув винтовку,прильнул к окуляру прицела...долековато,да и туман стелется. -Ты моими глазами глянь,лейтенант!-дух приблизился ко мне и я почувствовал леденящий холод,в моем мозгу что то забулькало и острыми иглами обожгло глаза.Зрачки расширились и в рубиновом свете я увидел солдат на высотке,складывающих ящики,а внизу стоящие машины.В голове мелькали цифры.-Ты карту открой.:-посоветовал дух.Я открыл планшет и разложил карту.Боль в голове прошла,зрение вернулось в норму,карандаш в руке самопроизвольно обвел  два квадрата.-Все верно,Сань,буди своих и радируйте пока есть время.А мне пора,заболтался тут с тобой,светает уж....Из глубины пещеры вышел капитан:-Что рисуем?  -Да вот,думаю,в этих квадратах вражеская батарея,надо нашим радировать. -Думаешь?И откуда такие думки?-капитан строго глянул в мои глаза:-А ну дыхни!Да ты пьян!  -Никак нет,два глотка из вашей фляги отпил!:-я вытянулся перед капитаном. -Всем подъем!:-скомандовал он:-Фляги к осмотру!...Попробовав из всех фляг,убедился что везде была вода.Отпив из своей ,выяснив что там тоже вода,со злостью забросил свою в терновый куст. -Что,будем врать?Где взял спирт?И что это за точные координаты.....Из-за тернового куста показалось веселое лицо Романа,блеснув красными глазами,он постучал костяшками пальцев по фляжке и испарился вместе с утренним туманом.Про духа гор я конечно не стал рассказывать капитану,сами понимаете,почему.Лишь молча протянул ему бинокль.Капитан,нехотя взял его и всмотрелся в дальнюю даль...-Да ты прав,лейтеха,вижу как сотку на гору тащат!Так,радист,передавай координаты,дай ему,Сань! Командир присел на корточки возле куста и достал свою фляжку.Сделав смачный глоток поперхнулся и закашлялся.До нас дошел запах спирта.-Ты что,колдун?-спросил он,когда отдышался:-Домой прийдем,я тебе канистру с водой поставлю,колдуй на здоровье.....На востоке поднималось багровое солнце,постепенно освещая.близлежащие высотки.Тишину утра нарушил рев и свист летящих "градов",в аккурат приземлившихся на высотке и в ущелье.Слышен был мощный взрыв,сдетонировавших снарядов.Ущелье окутал густой,черный дым,с вырывающимися языками пламени.....С козырька пещеры шумно вспорхнул горный орел,хозяин этих мест и быстро умчался ввысь.Наступила тишина,и лишь пара черных воронов,изредка издавала гортанные звуки,паря над дымящейся высоткой....Разведгруппа возвращалась домой.Мы шли вниз по горной тропинке,мокрые и уставшие,но с блеском в глазах.....На встречу нам продвигались бойцы,следующие для зачистки ущелья и высотки......