Михалыч

Евгения Евтушенко 2
Из серии "психологические портреты"

- Михалыч   сказал  -  Михалыч сделает, - с гордостью сказал мой сосед. Крашеный блондин,  лет  шестидесяти. Все еще молодящийся, в белых шортах и яркой майке с принтом,  обтягивающей    круглое пивное  брюшко. Он с легкостью согласился сделать ремонт в моей  кухне и прихожей. Его маленькие глазки  оценивающе сновали по мне и моей квартире.
 
 Все дело в том, что  этот летний отпуск свалился на меня совсем неожиданно. График, как всегда, составлялся  зимой, на него никто  не обращал внимания, считали  пустой формальностью. В отпуска уходили по взаимной договоренности. Но в отдел пришел новый руководитель, жуткий формалист. Он вытащил откуда-то этот самый график, о котором все уже благополучно забыли и потребовал его соблюдения. Пришлось подчиниться – не уходить же из-за этого с работы. Я не люблю неожиданностей. Обо всем, что предстоит, должна знать заранее, чтобы обдумать и подготовиться. Получалось, что  отпуск – вот он, а для чего?

Расстроенная, недовольная - и свои начальником, и собой, не сумевшей отстоять свои интересы, звонила в турагенства. Безрезультатно. Не было ничего подходящего. Пришлось заняться ремонтом. Но и здесь не повезло  - все заняты.

Что делать – не могла придумать.

И тут забежала соседка. Узнав о моих проблемах, посоветовала  обратиться к Михалычу.
- Да ты его знаешь, он в нашем подъезде, на третьем этаже живет. Бывший военный, сейчас работает   бригадиром на стройке. Приличный человек.
   
Я обрадовалась. Это то, что надо. Сразу же спустилась  на третий этаж, и уже вечером  Михалыч  составлял смету предстоящих работ и материалов.

Предстоял  косметический ремонт в кухне и в прихожей - побелить стены, заменить плитку.  Красивая испанская плитка для пола и стен ждала еще с прошлого года.
Сосед подсчитал  все расходы.

- Остальное по ходу дела, - с улыбкой  сказал  он. – Может, дороговато. Но - инфляция, - многозначительно произнес он, почему-то подняв взгляд к потолку.
Ремонт  и вправду показался мне дорогим. Рассчитывала, что будет, как минимум, в два раза дешевле. Но спорить не стала. Верила, что сосед не обманет и сделает все действительно быстро и качественно.
В этих вопросах  я всегда полагаюсь на специалиста.
 
 Михалыч  клятвенно утверждал, что сделает все «под ключ». И  что мне с ним повезло, так как мастер  он,  каких  не просто найти.  И в отпуске.
 
- Будете довольны. Я ведь по-соседски, сами понимаете, лишнего не возьму.  Сделаю на совесть, красиво.  Все, как яичко  заблестит. Михалыч сказал – Михалыч  сделает, - повторил он.

- Медлить не буду. Начну  завтра же, с кухни. Вы пока освободите ее. Приду к одиннадцати.  Уже в дверях, с намеком  добавил: - Как раз к вашему кофе. Ланч. С бутербродом. Не откажусь.

 Весь вечер и все утро я трудилась до изнеможения. Ведь надо было освободить пространство для ремонта и успеть сделать это до одиннадцати.  Перетащила  кухонные шкафы и утварь в гостиную. Устала, как собака, но ко времени успела. Даже кофе сварила. Михалыч появился в двенадцать. Сразу же попросил кофе. Сел по-хозяйски в кресло, стал рассказывать о своем пятилетнем сыне. Как тот долго спал и поздно проснулся, как он варил ему кашу, как кормил.

- Вот,  припозднился. А как же, сын. Это - святое. Кто, как не отец родной, накормит. Жена, она еще молодая, не успевает.

Горделиво приосанился: - На молодой женился. А как же. Еще могу.

Он явно не торопился начинать что-то делать. Вальяжно развалясь в просторном кресле, с охотой взял в руки приготовленную для него чашку кофе и бутерброд с любительской колбасой. Почему-то его обнюхал,  но съел, и продолжил беседу. Словно пришел в гости, а не работать.

- Не успел позавтракать, ребенок с утра  капризничал, не хотел кашу есть. А я больше люблю колбасу сырокопченую. И с маслом, вологодским.  Оно – настоящее.
Выпив кофе, выглянул в окно, заторопился.
- Вот и ребята подоспели.

Двое парней в  рабочей одежде, втащили в прихожую мешки с чем-то тяжелым.
- Молодцы, - похвалил  их Михалыч. - Оставьте один здесь, а другой тащите мне в подсобку.  Чтоб не мешался.
- Шеф, все нормально?
- Надо еще два. Цена, как договорились. Получите сразу. По факту.

Я поняла, что мешки со строительным материалом краденые, со стройки.
Когда  они  ушли, Михалыч попросил у меня задаток.
- Мне расплатиться надо.  Все учтется.

Он заглянул в составленную накануне смету.
- Да ты не беспокойся, не обману. Давай половину. Авансом. Все честно, по-соседски.  Голос его приобрел снисходительные  нотки.  А я удивилась,  как  незаметно он перешел со мной на это свойское «ты».
 
Тут в дверь постучали. Я услышала детский голос:
- Пап, я гулять хочу. 
Лицо Михалыча  расплылось  в довольной улыбке.
- Нашел меня, стервец, - сказал не без гордости. -  Пойду погуляю с ним. Все равно сегодня день не рабочий. А завтра он с женой будет, у нее выходной.
 
Я совсем растерялась.
Они ушли вместе, оба в модных джинсах от «Версаче», нарядные, в ярких красных футболках. Мой отпускной день, считай, пропал зря.

Появилось какое-то нехорошее, тревожное чувство. Беспокойно слонялась по разобранной квартире, тут и там натыкаясь  на вещи из кухни. Старалась успокоить себя - ведь сосед, подвести не должен.

На следующий день уже с самого утра была на ногах. Успела  сбегать в магазин, купила сырокопченой колбасы, вологодского масла, почему-то приговаривая -  по-соседски-же, нужно уважить.

Михалыч появился к одиннадцати.
- Не тревожься, все будет тип-топ.

Одежда на нем была уже рабочей. Достал из кармана комбинезона банку пива, поставил ее рядом с собой и, наконец,   начал сбивать со стены в кухне  старую плитку.   

Я ушла в гостиную, занялась  приборкой вещей в ящиках. Михалыч деловито стучал по стенам кухни.

- Кто это тебе плитку клеил? - услышала  я его голос.
- Из фирмы. Там рабочих нанимала.
- Вот халтурщики, неправильно все сделали, неровно.  Или у тебя стены кривые?  - недовольно спросил он.
 - Да как будто не говорили об этом, - почему-то робко ответила  я.
 – Ну я ж вижу. Мой глаз – ватерпас. Не бойся. Михалыч все сделает. Допил пиво, и засобирался.
 - Пойду за Петровичем. Он как раз во дворе.  Поможет. И быстро исчез.
Пришел через час, не один, с мужиком помятого вида. Поджарый,  сморщенный, как печеное яблоко, и с улыбочкой до ушей.

Довольное лицо Михалыча разрумянилось, расплылось в улыбке.
- А мы за пивком сгоняли. Это, чтобы работа спорилась, - хихикнул Петрович.
К вечеру они плитку скололи. Аккуратно сложили в углу кухни.
 - Пригодится. Надо, чтоб все по-хозяйски.

Кухня выглядела жутковато. Я старалась не видеть ни мусора, ни пустых банок из-под пива. Кухня была занята аккуратно сложенной сколотой плиткой.  Противно пахло сушеной воблой.
 - Видишь, как поработали. Спасибо Петровичу, без него я возился бы тут еще день. А тебе быстро надо. Дай ему на пиво. За помощь.
 - Сколько? – растерянно спросила я.
- А сколько не жалко, - улыбаясь, включился в разговор Петрович.

По правде говоря, денег Петровичу давать не хотелось. Нисколько. Но он ждал. А что делать? Прикинула, протянула ему пару бумажек. Банки на три  хватит. Только бы ушел поскорее.

Михалыч в это время осторожно перетаскивал  на площадку  сколотую чешскую плитку. Подозвал  и  Петровича.
- Давай это ко мне в подсобку,  пригодится.
 
 Сосед  появился у меня только  через день. Я начинала понимать, что сроки моего ремонта горят.

Пришел ровно в одиннадцать, предупредительный и вежливый. Подчеркнул – вот он я, точно в срок. Но причин своего отсутствия не объяснял. Довольно улыбаясь, сказал, что Петрович «загнал» плитку. «Обрадовал» меня тем, что и мне будут комиссионные.
Правда, их я так и не увидела.

В этот день Михалыч работал споро, часа четыре, но к обеду, быстро перекусив  заготовленными бутербродами с колбасой, обжигаясь горячим кофе, объяснил, что боится опоздать на стройку.

- Ребятам, понимаешь, помочь  надо. Ты не забыла - впереди выходные. Положен законный отдых. Да и в отпуске я  все-таки А за дело - не  волнуйся. Все будет тип- топ. Пацан сказал - пацан сделает.

К вечеру появились уже знакомые  мне его помощники. Втащили в прихожую какие-то тяжелые мешки и ушли.

Дни шли.  Дело стояло.

Я встретила Михалыча с семьей в воскресенье в сквере. Нарядный, одетый по моде, он,  с такой же нарядной женой, торопился к автобусной остановке. Впереди бежал его самостоятельный сынишка. Я с грустью посмотрела им вслед.

Утром в понедельник Михалыч пришел к десяти.

- Будем наверстывать. Начнем с кофе. Бутерброды потом.

В ожидании кофе удобно расположился в кресле, вздохнул:
- Расстроился я вчера. Был у сына. Не работает он. Месяц, как устроил его на хорошее место, а теперь опять не работает. Перебивается случайным заработком. Пива пьет много. И с женой - то сходится, то разводится.

Вздохнул, беря в руки чашку горячего кофе.
- Мать, моя первая  жена, испортила его. Я-то все на работе, на службе, не до него.  Как сыр в масле катался, учиться не хотел. А мать жалела, защищала, когда я за ремень брался. Вот и расхлебывай теперь. Я думал, он в гости зовет, стол накроет. А ему от  суда надо отмазаться. Застукали его на стройке. Хапнул лишнее. Опять я, помогай. Может штрафом обойдется? - задумчиво  произнес он. Добавил: - Вот и кручусь, даже в отпуске.

А я про себя подумала - яблоко от яблони недалеко падает.
Михалыч допил свой кофе,  но не торопился подниматься. Продолжал жаловаться на свою жизнь.

- И малому мое внимание нужно.  Опять у ее матери гостит. Какое воспитание  деревенская бабка может дать? Жена молодая, у ней все наряды на уме. А мне еще и собой надо заниматься. Чтобы брак сохранить, не отстать от нее.
Только после второй чашки кофе нехотя поднялся и пошел на кухню. В этот день он работал необычно долго, до вечера. Дважды прерывался на кофе.  Подготовил кухню под плитку. 

На следующий день позвал мальчишек со двора. Заставил их  обдирать обои в прихожей, пока  сам  занимался кухней. Ребята все сделали, вынесли их куски из квартиры. Тут в дверь позвонила рассерженная соседка.

 – Почему мусорите? Весь подъезд загадили. Что, трудно в мешки сложить и на мусорку снести?

Я вспомнила, что в смету   входила  дюжина мусорных мешков.
- А где мешки? - спросила у  него.

 Он, словно оглох, не слышал меня. Велел ребятам завернуть мусор в большие куски обоев и отнести все это в контейнер. И обратился ко мне:
- Готовь мелочь, надо расплатиться с ребятами. Видишь, работа грязная, пыльная.  Прихожая  большая.

Напылили действительно много, хотя ведь обои можно бы сначала отмочить, - подумала я.
Спросила: - Какую мелочь?
- Плати, сколько не жалко.

 Мне было жаль подростков. Они так старались. И я дала им и деньги, и яблоки, и конфеты. 

Настроение у меня ухудшилось. Глухо нарастало раздражение.
Михалыч штукатурил потолки неделю. Недовольно бурчал: 
-  Стены у тебя кривые. Я у себя давно выровнял стены. И тебе  надо бы.  Но это обойдется тебе дорого.

- Михалыч, меня и такие устраивают. Скоро отпуск кончится.
- Я могу и после работы. По-соседски, много не возьму.
- Не надо, Михалыч. Освежи только – уже  взмолилась я.
- Не привык я работать, абы как. Я - профессионал.

Чувствовала, что  Михалыч недоволен.
- Плиткой пол покрывать будем в последнюю очередь. И в кухне, и в коридоре. А штукатурка должна просохнуть перед побелкой.
– Долго? - спросила я. Хотя уже поняла, что все равно обманет.   
- Пусть сохнет,- неопределенно ответил  Михалыч. - Технология.
И исчез на несколько дней.

Через два дня ребята со стройки доставили краску для побелки.
- Вы, дамочка, расплатитесь с нами. Не могли найти Михалыча.
Я точно знала, что краску я уже оплатила. Но ничего не оставалось делать, пришлось платить повторно.

Пока Михалыч отсутствовал,  я перебрала все в шкафах, перестирала кучу вещей, вычистила  столовые приборы. Не сидеть же без дела. Да и  работа успокаивала. Уйти не могла – вдруг  сосед придет.

Только Михалыч в дверь, как позвонили.
На пороге стояла женщина. Увидев его, обрадовалась. 
- Хорошо, что застала тебя, Михалыч. Второй день ищу. Обои, которые ты мне клеил, начали падать. Наверное, клей экономил? -возмущенно  спросила она.
- Пойду посмотрю, - сказал мне Михалыч. – Здесь недалеко.

До конца моего отпуска оставалось каких-то три дня. Я совсем расстроилась.  Намеченные планы рушились на глазах.
- Михалыч, когда ждать? У меня время не терпит.
Он чуть не поперхнулся от  возмущения:
- Я не виноват, что стены не просохли.
Хлопнул дверью, и ушел. Опять надолго.

Только через два дня начал белить потолок. Предупредил, что белить его надо еще раз.
- Чтобы блестел, как яичко. Технология. А  колер для стен подобрала?

Мне хотелось, чтоб цвет стен в прихожей был в травянистую зелень. Сосед принес краску. 
-Хватит два  тюбика. Краска  дорогая. У тебя все дорого – со злостью подумала я. 
 -Так я же уплатила. Посмотри в свою смету.
- Конечно, но только  за один тюбик.

Потом, за чашкой кофе, Михалыч сказал, что за краску для колера и за скорость ремонта придется доплатить. Вынуждена была согласиться.

 Белил сосед  не спеша, нахваливал себя, свою работу.
-Никто, кроме меня,  так не сможет. Стены играют, как яичко на Пасху.

На следующий день после побелки в моей квартире опять появился уже знакомый мне Петрович. Опять у него в сумке постукивали банки с пивом. Вместе они начали укладку  плитки в кухне. Долго возились с рисунком. Плитка оказалась хрупкой,  легко кололась. Много ушло в  брак. Я проклинала  соседа, себя, отпуск, начальника.

- У тебя в кухне  очень много углов, - многозначительно  сказал Петрович. Стали подсчитывать  и углы в прихожей, и оставшуюся плитку. Оказалось, что ее не хватит.

Пошли на стройку. Испанской плитки там, конечно, не нашли. Приволокли  белорусскую, хоть как-то подходящую по тону.
  - Не расстраивайся, это у входа будет, никто и не заметит. Завтра со свежими силами уложим все.

От обоих разило пивом.

Только глубоким вечером следующего дня они закончили укладку плитки.  Через день  кончался отпуск.

- А знаешь, я так хорошо побелил, что второго раза и не надо. Могу, конечно, и побелить. На твое усмотрение. Как хочешь. Но вторая побелка задержит окончание работы. Да не волнуйся, я же рядом, всегда добелю. Доплатишь немного, сделаю в любое время.
- Вижу, ты довольна. Я же говорил: пацан сказал  - пацан сделает Вот и сделал.
 Я молчала. Не верила, что кошмар кончился.
- Давай, расплачивайся.

Он по-хозяйски  прошел в гостиную, уселся,  достал  смятую бумажку со сметой. Мусоля карандаш, приговаривал:
 - Учтем и помощь Петровича, и плиты в коридор, и краску для побелки. И  сверхурочные, как-никак я в отпуске, а работал. Не переживай, я со скидкой.  По-соседски.

Он назвал сумму, которая заметно превысила начальную.  Молча расплатилась. Не буду же я спорить с ним.  Унижаться.  Все же порядочные  люди так, как он,  не поступают. Подумала, что зимой останусь  без шубы. Плакали  и   мои сапоги.
 
Провожая Михалыча, натолкнулась взглядом на  связку плинтусов в углу. Они так и остались  неприбитыми, хотя в смете работ значились. Ну и Михалыч – опять помянула его недобрым словом.  Вся надежда на мужа подруги. Он не откажет.
 
А через неделю забежала в хозяйственный магазин, и остолбенела, когда увидела те самые тюбики  краски  для побелки и ценник. Не поверила своим глазам, даже переспросила  у продавщицы. Точно за такой тюбик краски я заплатила Михалычу на два нуля больше!

Михалыч сказал - Михалыч сделал.