О стареющих худруках театров

Ольга Гелашвили
Сегодня прочитала в Фейсбуке статью о том, что худруки театров сидят до последнего вздоха. Они уже и немощны и, не контролируют процесс режиссуры и актерства в своем театре, но не уступают место вновь пришедшим в театр  режиссерам для постановок новых спектаклей.

Почему меня это затронуло? Я просто вспоминаю мою работу в Театре сатиры.
В прежнее время художественным руководителем театра был очень известный и талантливый режиссер Валентин Плучек. Его постановки в последнее время перед его уходом из театра были и Идеальный муж и Укрощение строптивой. Особенно Укрощение строптивой он создал перед самым своим уходом из театра, и, поставил  его шикарно! Спектакль до сих пор идет в театре и на "ура" при полном аншлаге. Вот вам и старик!

Почему я об этом вспоминаю?
Эта статья, которую я прочитала, была о том, что художественные руководители театров до самого последнего дня не уступают своих лавров никому  и не пытаются находить себе замену. Почему то все думают, что они вечны. Так было написано в статье.

 А чего они бояться? Я изучила феномен Плучека Валентина Николаевича.
 В то время работала я  иногда секретарем. Просила меня посидеть на месте секретаря его штатный секретарь, когда она болела, например.( Работала я тогда в режиссерском управлении). Я много тогда говорила с Валентином Николаевичем и, главное, с его супругой Зинаидой Павловной. Она часто со мной делилась своими впечатлениями о театре.

Например, она рассказывала мне, что Андрей Миронов это дело рук Плучека. Говорила, не было бы Плучека, не было бы и Андрея!
Да, можно догадаться, что главные роли доставались, практически Андрею Миронову, Татьяне Ицыкович, позже она уже была Васильевой!
Ну, любил он этих актеров!!! Хотя были в его труппе и другие, не менее талантливые актеры. Он их любил, понимал чем владеет его труппа, но НИКОГДА не даст им главные роли. Вот так он видел перспективу театра!

Когда уже не стало Андрея, Татьяна Ицыкович ушла из театра, Зинаида Павловна делилась со мной, что вот и не талант тот или иной актер.
Только Плучек и Плучек, без него не было бы театра такого успешного!!
И, если честно, она была недалека от истины!
 
Когда же Плучек покинул театр, спустя очень небольшое время, он уходит из жизни. Чего греха таить, для Плучека театр был всем!! Жизнью его!
.
Что же такое - жены мэтров? Часто, благодаря им в театре происходят все интриги. Также было например, и в театре на Таганке!
 
Но, почему же престарелые худруки не пытаются "воспитать" себе замены.
Наблюдала, как Валентин Николаевич ревновал молодые дарования. Так было с Мишей Зонненштралем. А ведь он был очень интнеллигентен и профессионален (Ранее окончил МАИ). Он в театре поставил спектакль по роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Не многие бы решились на эту постановку. Он сам ее инсценировал и поставил. Мне люди не из театра, студенты МГУ говорили, что это лучшая постановка этого произведения. И, они ходят и ходят на этот спектакль.

 Было так и с режиссером Евгением Каменьковичем, который поставил успешный спектакль "Молодость Людовика Х1У".  Валентин Николаевич позже распорядился,  чтобы не пропускать режиссера  Евгения Каменьковича в театр, хотя режиссер, поставивший спектакль обязан   наблюдать за  поставленным им спектаклем Молодость Людовика  Х1У.

Плучек,  видно боялся, что они будут более успешными, чем он сам! Ревность!?


Почему то все думают, что вот они то и есть те самые, божественные создания театра. И жить и творить им вечно!

Не хочу домысливать до таких  эпизодов мне неведомых в других театрах. Конечно слышала, но не престало мне выносить сор из чужой избы.