Горькая доля матери. Часть первая

Татьяна Комиссарова
 

Я  занималась  домашними  делами,  когда  раздался  робкий  стук  в  дверь.  Открыв  дверь,  я  увидела  соседку  с  первого    этажа  Екатерину.

  - Что  случилось,  Катюша? - спросила  я.

  - Одолжите  мне  пожалуйста,  500  рублей, - попросила  женщина, -  вечером  я  постараюсь  их  вернуть.  Я  просто  сейчас  не  знаю,  что  мне  делать  и  куда  бежать  за  помощью. 

  Екатерина  жалобно  всхлипнула.  Я  пригласила  её  войти,  но  она  отказалась,  пообещав  зайти  чуть  позже.  Не  сказать,  что  я  близко   знакома  с  Катей  и   её  и  мужем  Петром.  Знаю,  что  у  них  есть  старший  сын,  который  живёт  с  семьёй  отдельно  от  родителей.  Нормальный  парень.  Работает,  имеет  жену  и  двоих  детей.  Несколько  лет  назад  родители  помогли  молодожёнам   купить  квартиру,  где - то  в  центре  города.  Мать  и  отец  всю  жизнь  трудились  не  покладая  рук,  чтобы  обеспечить  детей.  Купили  участок,  где  до  сих  пор  выращивают  ягоды  и  фрукты.  Родителям  далеко  за  шестьдесят,  но  они  до  сих  пор  работают.  Недавно  отцу  пришлось  уйти  с  работы, но  это  случилось  не  по  его доброй  воле.  После того,  как  в  нашем  городе  произошёл  страшный  трагический  случай  с  падением  крана  и  гибелью  целой  семьи,  в том  числе  маленького  ребёнка,  начались  массовые проверки  и  людей  отстранили  от  работы.  Потеряв  работу,  Пётр  стал  искать  новую,  но  из - за  возраста  ему  никак  не  удаётся  трудоустроиться.  Конечно,  им  с женой  хватило  бы  и  пенсии  мужа.  Он  бывший  военный    и  получает  достаточно,  чтобы  прокормить  себя  и  супругу.  Если  бы  они  жили  с  женой  вдвоём,  но  на  их  иждивении  находится  ещё  младший  сын  Егор.  Ему  далеко  за  тридцать,  но  он никогда  нигде  не  работал.  Он  был  наркоманом  со  стажем.  Однажды  мне  пришлось столкнуться  с  Егором  у  подъезда.  Тогда  я  ещё  не  знала,  что  он  употребляет  наркотики. Так  бывает,  что  прожив  в  одном  подъезде  много  лет,  люди  не  общаются  друг   с другом.  Хорошо,  что  если  по  именам  знают  своих  жильцов.  Вот  так  и  я,  подойдя к  двери  подъезда,  увидела  худенького  паренька.  Он  стоял,  прислонившись  к  стене  и  что- то  бормотал.  Глаза  у него  были  полузакрытые.  Незнакомец  был  моим  соседом,  сыном  Екатерины.

  На  мой  вопрос,  что  с  ним  случилось,  от  Егора  не  последовало  никакого  ответа.  Я  постучала  в  дверь  к  родителям  парня  и  сообщила  им  о  сыне  у  подъезда.  Лишь  позже  я  узнала  о  страшной  беде  соседей.

   Вечером  ко  мне  пришла  Екатерина  и  вернула долг.  Мы  сидели  на  кухне  и  разговаривали  о  трудной  судьбе  родителей  наркомана.

 - Как  я  устала  жить, - уставшим  голосом  жаловалась  мне  женщина, - если  бы  не  боялась  греха  и то,  что  мне  придётся  держать  ответ  перед  Господом,  то  давно  бы наложила на  себя  руки. 

  Мне  было  безумно  жаль  бедную  мать,  но  я  ничем  не  могла  ей  помочь.  Просто  дала  ей  возможность  выговориться.  Она  плакала  и  рассказывала  всё  о  своей  жизни.  Вспоминала,  каким чудесным  ребёнком  рос  её  Егорка.  Как  его  любили за  доброту  и  отзывчивость  в  садике  и  в  начальных  классах.  Мать  не  понимала,  в  какой  момент,  сын  подсел  на  иглу.  Грешила  всё  на  друзей - товарищей.  Мне  доводилось  встречаться  с  этими  друзьями  около  дверей  своего  подъезда.  Если  родителей  Егорки  нет  дома,  то   дружки  "кайфуют"  в  их  квартире,  если дома  мать  или  отец,  то  около  подъезда.  Жильцам  ближайших  домов  пришлось  убрать  все  лавочки  возле  подъездов.  На  них  летом  устраивались  настоящие  оргии.  Вопли и  стоны  стояли  до  утра.  Наркоманы  и  алкоголики  оставляли  после  себя  горы  мусора.  Повсюду  валялись бутылки,  шприцы  и  флаконы  из- под  настойки,  благо  киоск,  где  можно  купить  недорогое  пойло,  находится  совсем  рядом.
 
  Екатерина  призналась  мне,  что  она  каждый  день  вынуждена  давать  сыну  по  пятьсот  рублей.  Растратив  все  деньги,  заработанные  за  месяц,  мать  бегала  по  соседям,  умоляя  их  одолжить  нужную  ей  сумму  на  определённый  срок.  Долг  она  возвращала  всегда  вовремя.  Соседи  знали,  что  мать  занимает  деньги  на  дозу  для  сына.  Кто - то  из  жильцов  советовал  Екатерине  не  давать  деньги  Егору.  Пусть  идёт  и  зарабатывает  сам.  Женщина  объяснила,  что  сын  подставляет  нож  к  её  горлу  и  обещает   прирезать,  если  она  сейчас  не  найдёт  ему  денег  на  дозу.  Отца  парень  немного  остерегается  и  мучает  мать,  когда  тот  на  работе  или  на   даче.

Иногда  к  родителям  приезжает  старший  сын  с  семьёй.  Между  братьями  случается  драка.  Старший  пытается  вразумить  младшего,  просит  пожалеть  престарелых  родителей,  но  такие  просьбы  не  к  чему  не приводят  и  обычно  всё  заканчивается  кулаками.  Родители  боятся  за  старшего  сына.  Сильный  и  рослый  Сергей,  заступаясь  за  мать  с  отцом,  может  ненароком  покалечить,  а  то  и  вовсе  прибить щуплого, худого  и  такого  непутёвого  младшего  брата.  Родители  стараются лишний  раз  не  беспокоить  семью  старшего  сына  и  часто  уезжают  из  дома  от  греха  подальше,  ночуя  у  родственников  и  знакомых.

  Возвратившись  на  другой  день,  они  видят  в  квартире  погром  и  разбитые  окна.  Значит  не  застав  дома  родителей  и  не  найдя  денег  на  очередную  дозу,  сын впадал  в  ярость,  круша  всё,  что  попадалось  ему  под  руку.  Всхлипывая,  несчастная  мать  жаловалась,  что  в  такое  время  она  готова  была  отдать  сыну  все деньги,  которые  у  неё  были,  лишь  бы  тот  поскорее  ушёл  из  дома.  Она  боялась  сына.  На  мой  вопрос  о  его  лечение,  женщина  покачала  головой.  За  долгие  годы,  а  сын  их употребляет  наркотики  давно,  они  перепробовали  всё.  Лишь  на  время  наступало  затишье, а  потом  начиналось  всё  сначала.


  Однажды  поздно  вечером  я  возвращалась  домой  с  дачи.  Открыв  дверь  подъезда,  увидела  плотную  завесу  дыма.  Навстречу  мне  спешила  Екатерина.   Прижав  камень  к  двери  подъезда,  чтобы  не  закрылась,  она  вынесла  на  улицу  детскую  коляску.  Вернее  всё,  что  от  неё  осталось.  В  нашем  подъезде  живут  много  молодых  семей  и  летние  коляски  стояли  почти  на  каждом  этаже.  После  этого  случая  все  коляски  исчезли.  Видно,  кто - то  из  недобросовестных  товарищей  бросил  в  коляску  окурок.

  Мне  вспомнилась  и  другая  история,  которая  произошла  этим  летом.

  Дом,   в  котором  я  живу,  стоит  напротив  берёзовой  рощи.  Всё  лето  дверь  на  балкон  у  нас  открыта.  Рано  утром  из  рощи  доносится  пение  птиц,  чувствуется  запах  трав  и  полевых  цветов.  Иногда  эту  красоту  нарушают  Егоркины  дружки.

  Как - то  погожим  летним  днём  я  развешивала  бельё  на  балконе,  когда  услышала  какой - то  шум  внизу.  Под  балконом  стоял  Егор,  а  рядом  с  ним  молоденькая  симпатичная  девушка.  Она  показалась  мне    совсем  юной,  похожая  на  ученицу  старших  классов.  Руки   девочки  почему - то  были  в крови.  Егор  держал  её  за  руки, а  девушка  громко  кричала   и  порывалась  куда - то  бежать.  Я  подумала,  что  у  неё  порезаны  вены  и  спросила  у  Егорки,  не  нужно  ли  для  девушки   вызвать  скорую  помощь.

  -  Эта  ненормальная  всё  время  падает  и  все  руки  порезала  о  стекло,  которое  валяется  у  неё  под  ногами, - подняв  голову  вверх,  объяснил  мне  парень.

 
  Юная   девочка  тоже  заинтересовалась  моей  персоной.

  -  Что  тебе  надо  тётка, - проговорила  она  заикаясь, - скажи  Егору,  чтобы  он меня  отпустил.

  -  Иди  домой,  деточка, - жалея  девчонку  и  её  родителей, - жалостливым  голосом  посоветовала  я.

  - Как  же  я  пойду  интересно, -  спросила  девчонка,  подняв  голову  вверх  и  глядя  на  меня, - не  видишь  разве,  что  я  не  могу  стоять  на  ногах  и  поэтому  никак  не  дойду  до  дома.

  Я  внимательно  пригляделась  к  девушке.  Длинные  светлые  волосы  струились по  плечам.  Коротенький  голубой  сарафан  плотно  облегал  стройную  фигурку. На  ногах,  которые  никак  не  хотели  слушаться  девушку  и  постоянно  разъезжались  в  разные  стороны,  белые  туфельки  на  высоком  тонком  каблуке.

  Видя,  что  Егор  находится  в  адекватном  состоянии,  вступила  с  ним  в  диалог.

  - Егор,  отведи  девчонку  домой, - посоветовала,  а  вернее  попросила  я  парня.

  Услышав  мой  совет,  девчонка  попыталась  убежать,  но упала  на  колени  и  я  услышала  хруст  стекла.

  - Пусть  только  появится  у  нас,  папка  его  убьёт  за  меня, - кричала  девушка,  поднимаясь  с  колен  и  рассматривая  свои  окровавленные колени.

  Пока  я  раздумывала  чем  можно  помочь  девочке,  из - за угла  дома  вышла  мать  Егора.

 - Пойдём,  Алиса,  со  мной, - предложила  она  девушке, - я  отведу  тебя  домой.

 Девчонка  покорно  протянула  женщине  руку  и   позволила  увести  себя  от  Егора.

     Как нелегко  приходится  бедной  женщине.  В  очередной  раз  подумала  я, глядя  вслед  уходящей  Екатерине,  на  долю  которой  выпала  такая  страшная  участь.  Быть  матерью  наркомана.

  Продолжение  следует.

http://proza.ru/2016/01/22/751