Спасибо за не любовь

Юрий Горюнов
 СПАСИБО ЗА НЕЛЮБОВЬ

                1
     - Почему ты меня не любишь?
    Она смотрела на него. В ее глазах не было укора, в них был вопрос. В кресле сидела миловидная женщина, лет тридцати, и ее вопрос был адресован мужчине, который сидел слева от нее. На вид ему было около сорока. Смуглое лицо. В волосах уже начинала пробиваться седина, что совсем не портила его. Он смотрел не на нее, а чуть склонив голову к груди, сосредоточил взгляд в одной точке перед собой.
    - Я не знаю. Честно. Ты хорошая женщина, но вот любовь? Это все равно, что спросить, а почему ты любишь меня.
    - Я знаю почему?
    Он повернул голову, и посмотрел на нее, ожидая ответа.
    - Потому, что ты, это ты. Потому что я хочу быть с тобою рядом, потому что мне нравиться смотреть на тебя, слушать тебя.
    - Не совсем понятно, но я догадываюсь, что ты хотела сказать. Я не самый лучший мужчина в этом мире для тебя, уж поверь. Ты достойна лучшего. Хотеть быть рядом – это привычка, когда уже знаешь характер человека и не ждешь от него неожиданностей, а это вселяет уверенность и дарует спокойствие.  Смотреть? Я думаю, что в мире есть более приятые для глаз вещи, а уж слушать, это вообще не меня. Ты же знаешь, что я не многословен. Слушать надо музыку.
Он знал, о чем говорил. Его собеседница была пианисткой, а сам он художником. Оба творческие люди.
    - Нельзя так говорить, - произнесла она уставшим голосом.
    - Извини, я не хотел тебя обидеть. Если мои слова циничны, то это просто грубая попытка оправдать себя за бездушие, переведя душевные мысли в практичность.
    - Я все поняла. Я сама виновата, но, увы, приказать себе не обращать на свои мысли не могу. Чувствам нельзя приказать. Да, я тебе это уже говорила.
    - Но чувства можно излечить.
    - Как?
    - Временем.
    - Возможно. Вот и посмотрим. У меня скоро гастроли и я не буду тебя видеть.
    - Постарайся занять себя. Я тебя знаю, будешь вечерами себя накручивать,     - попытался он пошутить.
    - Как накручу, так и раскручу. Кофе будешь?
    - Давай, хоть займу свой рот.
    - Тебе так тяжело со мной? Я понимаю, что мои признания, тебя утомили. Но я ведь не надоедаю тебе?
    - Нет. Конечно, нет. Мне интересно с тобой, но я не могу также назвать это дружбой. Грубо звучит и смешно. Дружба между мужчиной и женщиной. Я в это не верю. И нет никакой надоедливости. Ты и сказала-то пару раз.  Мне неловко, что я не могу ответить тебе тем же, и боюсь причинить тебе боль встречами.
    - Я уже смирилась и не терзаю себя. А что же тогда?
    Он скривил губы, наподобие усмешки, чуть прищурил глаза и лукаво посмотрел на нее:
    - Творческие отношения. Ты меня вдохновляешь.  Встречи по интересам.
    - Может быть, скажешь какие?
    - А может быть, ты приготовишь кофе, а я пока попробую найти ответ.
    - Ты уж постарайся, интересно, что нас может связывать, столь долгое время? – она поднялась с кресла и пошла на кухню.
    Он не знал, как определить их отношения, но точно знал, что не дружба. Творческого тоже мало, так как работали они в разных видах искусства. Вероятнее всего их отношения строились на взаимной симпатии, какая может возникнуть у собеседников, когда у них общие взгляды, когда есть что сказать друг другу, и знать, что будешь понят правильно, когда просто легко от общения. Его размышления были прерваны появлением хозяйки. Она внесла поднос, на котором стоял кофейник и две чашки. Поставив поднос на стол, она налила кофе и одну из чашек подала ему.
    - Ну, что, надумал?
    - Ничего кроме банальностей.
    - Поделись ими.
    - Мне кажется, что наши отношения построены на доверии, на понимании друг друга, когда есть точки соприкосновения интересов, которые интересуют обоих и их можно обсуждать.
    - Витиевато, скажем. Может быть все проще. Простое общение, легкое и непринужденное. Хотя мне, как женщине, хочется простых отношений полов, не только в смысле близости.
    - Все у тебя будет, но вот только без меня. А я буду для общения.
    - Поживем, увидим. Но я действительно рада, что уезжаю. А как твои планы?
    - Возможно, что поеду к брату на озера. Хочу отойти от суеты.
    - Вот и разъедемся, каждый в свою сторону. Сколько мы уже знакомы? Лет пять?
    - Да? Оказывается уже давно.
    - В чувствах времени не бывает.
    - Согласен, - и сделав паузу, добавил, - я пойду. Ты когда уезжаешь?
    - Через неделю.
    - Скоро. Наверное, до отъезда не видимся. Удачи тебе. Береги себя.
    Он поцеловал ее в щеку и ушел. Спускаясь по лестнице, он думал, что как несправедлива судьба по отношению к этой женщине. Почему она влюбилась в него, в человека, который не может ответить ей взаимностью. «Мы знаем друг друга уже пять, лет, а это не мало. Уже привыкли друг к другу. Мне с ней интересно, я с удовольствием встречаюсь с ней. Вот и сегодня позвонил узнать как у нее дела, а она пригласила в гости. А зачем позвонил? Ей же больно. Надо прекращать встречи. Ну, не знаю, почему я не могу ответить ей взаимностью. Милая, добрая женщина. Многие мужчины мечтали бы быть рядом с ней».
    Его размышления прервало препятствие в виде двери подъезда. Он вышел и направился через двор на улицу, где оставил автомобиль. Он знал, что она смотрит в окно, но не стал оборачиваться, и вскоре свернул за угол дома.  Сев в машину, он вернулся к своим мыслям.
    «Я не знаю, почему я не люблю ее. Мое к ней отношение не любовь. Прости меня, Ира, - он впервые произнес ее имя, - не могу я себя заставить. Ты мне очень дорога, но именно в таких отношениях, что сложились». Он завел двигатель и тронулся.

    После его ухода, она подошла к окну. Вот он показался из подъезда. Она знала, что он не обернется, но продолжала смотреть, пока его фигура не скрылась за углом дома. Затем собрала чашки и отнесла их на кухню, и там села за стол.
    «Пять лет мы знакомы. Помню, что познакомились на каком-то приеме по поводу его выставки. Сказать, что я в него сразу влюбилась, будет не верно. Понравился, да, но не более. Есть в нем что-то такое, что цепляет взгляд. Смысл в глазах, что ли? Мы были оба свободны. Потом несколько раз встречались, но так и не перешли грань, которая мешает перейти к близости. Ее между нами так и не было. Как-то все это было не осознанно, не было страсти и стремления, а потом видимо уже было поздно, так как он побоялся, что это скажется на наших дальнейших отношениях. И в этом он прав. Перейдя к близости нельзя остаться на том же уровне, и доверительность, какая была прежде уходит. Доверие остается, но смысл его другой. А чаще всего такие отношения должны заканчиваться переходом к совместному проживанию, либо произойти разрыв. Я и сама не заметила, что полюбила его. Любовь вошла тихо. Он стал мне необходим. Конечно, я не бегаю за ним, не досаждаю ему своими чувствами, но и не скрываю, даже не рассчитываю на взаимность. И я благодарна ему, что он не пользуется моим отношением к нему. Он даже бережно относится, боясь сделать мне больно. То, что он сегодня говорил – простая защитная реакция. Конечно, мне больно, но я эту боль уже научилась терпеть, хотя можно ли к этому привыкнуть. Говорят, что за любовь надо бороться. Глупости. Зачем? Если любовь однобока, то она так ей и останется. Любовь искусственной не бывает. Внушить человеку, что он тебя любит, все равно, что гипнотизировать, а потом все может в мгновение рухнуть. Поэтому, чтобы не было краха в жизни, пусть любовь живет  в одиночестве. Хотя бы вреда другим не приносит. В моем случае, точно знаю, что ответной любви не будет, а жить вместе и знать, что ее нет, это унижение. Знать, что с тобой живут из жалости к чувствам. Нет, Андрей, - она мысленно обратилась к нему, - не быть нам вместе. Я не буду бороться за твою любовь ко мне, не хочу. Пусть будет так, как есть. У каждого своя любовь в жизни. Кто-то считает, что она может быть одна и на всю жизнь, кто-то, что она может и прийти и уйти. Я научилась жить с тем, что у меня есть. Времени у меня было достаточно и я не буду тебе обузой в жизни. Как там, в песне «Я тобой переболею, ненаглядный мой».
    Она вышла из кузни и подошла к роялю. Открыв крышку, пробежала пальцами по клавишам, и сев на табурет, стала что-то наигрывать.

                2
     Гастрольный график был достаточно плотным. Приходилось часто переезжать из города в город, из страны в страну. Она выступала как сольно, так и в составе оркестров. Свободного времени было мало. Вечерами репетиции или переезды.  Иногда удавалось на несколько дней заехать домой. Занятость позволила отступить мыслям об Андрее в дальние уголки памяти. Ирина жила размеренной жизнью и старалась не думать о нем.
   В один из таких краткосрочных отдыхов, когда она была дома, раздался телефонный звонок.
    - Ирина, хорошо, что я тебя застала, - услышала она голос своей хорошей знакомой Светланы, - у меня к тебе просьба, но если можно не по телефону. Мы можем встретиться?
    - Приезжай, а то завтра снова уеду.
    Что ей было надо, Ирина не стала гадать, приедет и все расскажет. Светлана приехала часа через два.
    - Как хорошо, что я тебя застала, - повторила она с порога, и, пройдя в комнату, продолжила, - организуется благотворительный концерт одного из фондов помощи детям. Я в числе организаторов. Как понимаешь, концерт будет проходить не для детей, а для спонсоров.
    - У меня гастрольный график расписан на полгода вперед. Я с удовольствием приняла бы участие, но изменить график не могу.
    Ирина не отказывала в помощи, когда к ней обращались. Семьи у нее не было, детей тоже, да и в ее понимании перспектива в этом плане была безрадостной, поэтому в таких акциях она участвовала, когда могла.
    - Жаль, очень хотелось, чтобы ты приняла участие.
    - Все это ты могла узнать у меня и по телефону, чтобы не ехать по городу.
    - А может быть у тебя будет перерыв, как сейчас? – оставила Светлана ее последнюю фразу без ответа. Цель ее была ясна – уговорить.
    - Когда концерт?- спросила Ирина.
    Светлана назвала ей дату. Ирина достала блокнот и посмотрела график:
    - Увы, накануне у меня концерт, потом переезд в другой город.
    - Ира, а может быть, сразу после концерта приедешь? А затем сразу после концерта уедешь. Твое участие, твое имя много значат. Я понимаю, что у тебя не остается времени на отдых, но все-таки. Может быть удастся?
    - Не знаю. К выступлению надо готовиться.
    Ей нравилось, что она востребована, что есть гастрольный график, но и такие приглашения тоже помогали в жизни, давали возможность почувствовать свою причастность к доброму. Не известно, кому это было нужно больше: фонду или ей.
    - Хорошо, я подумаю, а вечером позвоню.
    Когда Светлана ушла, Ирина обдумывала предложение. «Почему бы и нет, - размышляла она, - немного напряженно, времени мало, но кроме благого дела это еще возможность не быть одной, а провести время среди людей».
    Она позвонила администратору и попросила забронировать билет в связи с изменением ее графика для участия в благотворительном концерте. Он уговаривал ее, что она устанет и это может сказаться на игре, но Ирина могла быть настойчивой, когда считала это необходимым, и в итоге он сдался. А куда ему было деваться? Если она достигла определенных успехов, была востребована, то могла быть и жесткой, чтобы с ней считались. Хотя эта черта характера вырабатывается у любой женщины после тридцати, если она не замужем. Женщине приходится решать все свои вопросы самой, а значит, появляется уверенность в своих поступках, мыслях, когда не на кого переложить решение вопросов. А жаль. Порой хочется, чтобы кто-то решил их за тебя, а самой остаться слабой женщиной. Она позвонила Светлане и дала согласие на участие в концерте.
    Прошло около месяца. В назначенное время она самолетом прибыла в свой город и вышла в зал прилета, в расчете, что ее встретят, так как предварительно позвонила Светлане и та обещала, что ее встретят.
    К ней подошел мужчина, лет тридцати пяти. Высокий, плечистый.
    - Ирина?
    - Да.
    - Я вас встречаю, пойдемте, - и, не дожидаясь какого-либо ответа или реакции, взял ее вещи и направился к выходу. Она пошла следом за ним. «Не многословный водитель, и очень уверенный, скорее даже самоуверенный. Ну да выбирать не приходится, хорошо, что встретили» - подумала она, глядя в его широкую спину. Положив чемодан в багажник, он помог ей сесть, открыв дверь, машины, и только когда отъехали от здания аэропорта, представился?
    - Виктор.
    - А мы знакомы? Я ожидала увидеть кого-либо с табличкой.
    - Нет, не знакомы. У них там запарка, вот я и предложил свои услуги. Ваше фото на афише, поэтому мне не нужно было вас искать среди прибывающих.
    - Так вы не водитель? – догадалась Ирина.
    - Нет. Я один из зрителей и надо признаться, далек от мира музыки, но захотелось поучаствовать и посмотреть чем живут в мире люди искусства.
    Она повернула к нему голову и взглянула на него. Он разговаривал, не отрывая взгляда от дороги. Лицо спокойное, уверенное. Его речь не была заискивающей, как иногда бывает при знакомстве с известными людьми,  к которым Ирина относилась, так и снисходительной, какая бывает у сильных мира сего, а точнее богатых. То, что он был обеспеченным, свидетельствовала его машина, да и билет на благотворительный концерт не дешев.
    - Живем, пока востребованы, - решила она поддержать беседу, - стараемся везде успеть. Гастроли по жесткому графику. Как только востребованность падает, переходим в разряд существования, когда делаются попытки напоминать окружающим о себе, что мы еще живы. А чем живем? Чаще своим внутренним миром, воспоминаниями. Кому повезло, тот занимается семьей.
    - Как понимаю, вы еще на первой стадии и семьи у вас нет.
    - Верно, а почему вы решили, что семьи нет?
    - Тогда вас встретил бы муж.
    - А вдруг он занят?
    - Вдруг не проходит. Я узнал, что вы не замужем, - раскрыл он свою осведомленность о ней.
    - Это плохо?
    - Это ни хорошо, ни плохо. Это просто факт биографии. Я не ставил целью выяснить причины.
    - И на том спасибо. А вы сами на что живете?
    - У меня сеть магазинов, поэтому я тоже живу в жестком графике, и тоже не имею семьи.
    - Теперь понятно, почему вы спокойно рассуждаете о семейном положении, - у нее сначала появилась мысль, что ему нужно знакомство для продолжения иных отношений, интимных, но по его словам, решила, что маловероятно. Свободный и состоятельный мог это себе позволить, с другой. Поэтому вероятность простой помощи в ее встречи в аэропорту была реальна.
    - Здесь мы похожи. Но я был женат, давно.
    - Не сложилось?
    - Трудно ответить однозначно. Я не всегда имел то, что имею. Были сложные времена, Жена встретила другого, как сказала, полюбила. Я не осуждаю ее. В то время я не мог ей дать того, что она хотела.
    - Может быть, не любила?
    - Может быть. Если и был у нее расчет, который не оправдался, то она сумела изменить свою цель. Это ее право. Я ей даже благодарен за это.
    - Это как?
    - Я на злости поднялся. Решил доказать, что я могу быть успешным. Много работал, рисковал, но в итоге добился своего.
    - Она не жалеет? Или вы?
    - Я не жалею, а как она не знаю. Мне это не интересно. Детей у нас нет, поэтому нет необходимости видеться.
    - А почему вы решили выступить спонсором концерта?
    - Я уже сказал, что захотелось пообщаться с людьми другого круга. И не маловажно, что детей нет, так почему не помочь другим.
    - А по жизни вы откровенны?
    Он повернулся к ней, оторвав взгляд от дороги:
    - В бизнесе нельзя быть откровенным, пропадешь, но с вами могу себе это позволить, исключение из правил.
    - Почему со мной?
    - Вы мне понравились.
    - Действительно откровенны. Что вот так и сразу?
    - А разве бывает иначе? Но я умею различать понятия «понравилась» и «любовь». Понравиться человек может сразу, хотя бывает, что эта симпатия приходит со временем, или наоборот первое мнение окажется ошибочным. Но это редко.
    - А любовь с первого взгляда?
    - Наверное, бывает, но не со мной. А вы думаете иначе?
    - Я вообще стараюсь об этом не думать.
    - Ясно.
    - Что вам ясно? – немного обиделась Ирина.
    - Если женщина не думает о любви, значит, либо она у нее есть, либо нет объекта.
    - А если у нее нет для этого времени?
    - На то, чтобы думать, время есть всегда.
    Ирина оставила последнюю фразу без ответа. Он в чем-то прав. Если есть любовь, то не думать о ней не получится, но бывает же период, когда действительно нет человека, которого полюбишь.
    - О чем задумались? – вывел ее из размышлений голос Виктора.
    - О том, что не согласна. Бывает же, что человек нравится, но это не любовь.
    - Согласен, но любить хочется.
    - А бизнесу это не мешает?
    - Помогает. Все делается легче. Хочется утвердиться перед человеком.
    - Давайте оставим эту тему, - предложила Ирина.
    - Не возражаю.
    Ей не хотелось рассуждать о любви, так как сразу вспомнился Андрей. Она не хотела никаких воспоминаний, и остаток пути они проделали молча. У дверей концертного зала ее встретила Светлана, и Ирина попрощалась с Виктором.    Концерт прошел успешно. Кроме нее были и другие артисты, а после концерта был банкет, где она снова встретила с Виктора.
    - Понравился концерт?
    - Понравился.
    - Приобщились к миру искусства?
    - Вот только сейчас. Смотрю на вас вне зала. Я вообще здесь почти инкогнито. Моя компания не упоминается нигде. Благие дела надо делать тихо, спокойно, без афиш.
    - Интересный вы человек.
    - Я знаю.
    - И самоуверенный.
    - И это верно.
    Ирина взглянула на часы и обвела взглядом зал, в поисках Светланы. Ей уже пора было на самолет. Виктор заметил ее взгляд:
    - Вы уже уходите?
    - Мне пора на самолет, график гастролей надо выполнять. Я прилетала на один концерт.
    - Если вы не возражаете, то я могу вас отвезти назад. Дорогу я знаю.
    - Не возражаю. Ждите меня у выхода.
    Ей было все равно, кто ее отвезет, а так не надо искать водителя. Она нашла Светлану, и сообщила ей о своем уходе, и что Виктор отвезет ее в аэропорт. Светлана поблагодарила ее за участие, и добавила:
    - Что касается Виктора, то он порядочный мужик, без глупостей в голове.
    - Ты это к чему?
    - Так, для сведения.
    По дороге в аэропорт, разговор не складывался, и только когда подошли к стойке регистрации, Виктор попросил:
    - Можно я вас встречу, когда вы приедете?
    - Зачем?
    - Мне будет приятно это сделать. Если не хотите, то может быть, потом встретимся, если дадите свой номер телефона.
    Она не испытывала к нему неприязни и назвала свой телефон.
    - Как вы понимаете, я не буду звонить, чтобы вы меня встретили. А так звоните, может быть, и встретимся, - заметила она.
    - Надеюсь.
    Они попрощались, и он ушел.  Ирина, посмотрев ему вслед, повернулась к стойке регистрации билетов.

                3
    Прошло около двух месяцев. Ирина за это время появилась дома пару раз. Все было в ее жизни обычно, никаких изменений. Андрей не звонил, она ему тоже. Время отодвигало ее прошлое, связанное с ним, все дальше. Она помнила его, но уже не могла сказать себе, что ждет встречи с ним. Тихо становилось на душе, но если бы он позвонил, то обязательно встретилась бы. Мысли о нем, когда они появлялись, она гасила, но делать это было нелегко. Странно все это было даже для нее самой. Между ними не было близости, она не знала его ласк, а вот притягивал он. Любовь? Никто не знает, что это такое. Она жила своими чувствами, когда не могла их задвинуть в уголки памяти. Порой она себе говорила, что может это и не любовь, а потребность любить, и она считает, что любит Андрея.
    Время шло, и оно не приносило изменений. Она и не рассчитывала, что они будут, но расставаться с надеждой на перемены не хотелось.
    Когда гастроли закончились, она с радостью возвращалась домой в предвкушении спокойствия и тишины.
    В аэропорту ее должны были встретить. Каково же было ее удивление, когда среди встречающих она увидела Виктора. Тот, заметив ее, пошел навстречу.
    - Здравствуйте, - обратился он.
    - Здравствуйте. А как вы узнали, что я прилетаю сегодня?
    - Все не так сложно, как кажется. Узнал в вашей организации.
    - Действительно просто. А почему не встречали, когда я приезжала в перерывах?
    - Не хотел нарушать покой.
    - А сейчас значит можно?
    - Сейчас покой более длительный.
    - Ну что же, берите вещи, раз встречаете.
    Виктор подхватил ее вещи и направился к выходу. На этот раз Ирина не смотрела ему вслед, а шла рядом. Когда они отъехали от здания вокзала, она спросила:
    - Куда ехать знаете?
    - Не делайте из меня шпиона. Я не старался это узнать.
    Она назвала ему адрес, и когда они подъехали к ее дому, уверенно заявила:
    - Домой не приглашаю. За то, что встретили и подвезли  спасибо.
    - Я и не рассчитывал, что пригласите. Вам надо отдохнуть. Можно я позвоню завтра, и предложу вместе поужинать.
    - Звоните, завтра и решим.
    Они попрощались и она уехал. Дома разобрав вещи и приняв ванную, Ирина, закутавшись в халат, забралась в кресло с ногами,  и, держа в руках чашку с чаем, задумалась.
    «Не навязчивый мужчина. Во всяком случае, пока. А может он и есть моя вторая половина? Интересно, какие у него мысли в отношении меня? Это можно узнать только в процессе общения. Внешне он неплохо выглядит. Стоп. А как ты сама думаешь, что дальше? Вот Андрей, он честно признался, что не любит. Даже если бы я сумела его женить на себе, была бы я счастлива? Не знаю, а вот он не факт. Знать, что живешь с человеком, который к тебе хорошо относится не мало, но хочется чувств. А они нужны? Иногда люди счастливы живя вместе, когда уважают друг друга. Любовь может и пройти. Она вещь хрупкая. Сколько раз я влюблялась в жизни. А по отношению к Виктору? Ты сама не хочешь, чтобы к тебе относились из уважения, из жалости к чувствам, а сама по отношению к другому мужчине, ничего? А кто сказал, что он меня любит? Я его точно нет. Симпатичен, приятен, но любви к нему нет. А если подождать? Вдруг придет? Куда? Еще прежняя не ушла, а ты хочешь вторую? Что, обе будут толкаться в душе? Да, любвеобильная я женщина. Ладно, это уже маразм, посмотрим, что будет дальше, нечего пытаться заглянуть в будущее».
    Она прервала свои размышления, посчитав их глупыми, и занялась уборкой квартиры, которая имела не очень жилой вид, по причине длительного отсутствия хозяйки.
    На другой день, позвонил Виктор, и она согласилась встретиться. Ужин был их первым свиданием. Она отметила, что он не глуп, обладает чувством юмора, приятный собеседник.
    После той первой встречи были и другие. Так прошло полгода. Они встречались достаточно часто, за исключением дней, когда он уезжал по делам. У Ирины гастролей в других городах не было, и почти всегда он встречал ее после концерта и провожал, либо они ехали ужинать. Она все больше привыкала к нему, он ей начал нравиться все больше, но назвать это любовью она не рисковала даже в глубине себя, так как  боялась говорить об этом себе, а уж ему тем более. Опыт такого откровения был, но однажды она ему сказала:
    - За все время наших встреч я смотрю на тебя и удивляюсь. У тебя столько достоинств, что возникает жуткий вопрос. Почему один?
    Он улыбнулся: - Недостатков тоже хватает, я их прячу. А что касается один, то держал оборону.
    - Зачем.
    - Ждал тебя.
    - Хотел приобщиться к искусству?
    - Хотел прикоснуться к прекрасному.
    - Что до меня все было так плохо?
    - Не совсем. Но с возрастом появляется чувство необходимости семьи.   Начинаешь понимать, что значит семья, что можешь многое простить выбранной женщине, смириться с ее недостатками.
    - У меня так много недостатков?
    - Я заметил всего один. Ты не замужем, и я хочу помочь исправить этот недостаток.
    - Это напоминает скрытое признание в любви.
    - Согласен, на отрытое боюсь, не хватит мужества, - он сделал паузу. - Ирина, выходи за меня замуж. Я не знаю, как это называется по-другому, но кажется, я люблю тебя.
    - Кажется?
    Он пожал плечами: - Не кажется, конечно. Это я оставлю дверь открытой.
    - Чтобы сбежать?
    - Чтобы уйти, если что не сложилось, но я люблю тебя.
    Она внимательно посмотрела ему в глаза.
   - Ты мне нравишься, Виктор, но я еще не перешла грань между «нравиться» и «любить». Дело в том, что я много лет до тебя любила одного человека,  думаю, что любила. Мы иногда встречались. Между нами ничего не было и не могло быть. Он честно сказал, что не может меня полюбить, и не старался использовать мое отношение к нему в своих целях. Мы иногда встречались, разговаривали. Это не была дружба. Мы так и не смогли сформулировать наши отношения, и как их назвать. Я это к тому говорю, что мне надо время, чтобы подумать. Не обижайся. Ладно? Я позвоню тебе в любом случае и тогда скажу тебе либо «да» либо «нет». Я не хочу тебе делать больно, и соглашаться, унижая тебя. Подождешь?
    - Подожду.
    - Не провожай меня сегодня.
    Уже дома она мысленно вернулась к их разговору. Она должна была понять, где та грань в ее чувствах. Она вспомнила, что за все время, пока она встречается с Виктором, Андрей ни разу не позвонил. Неужели он все еще на озерах? Она приняла решение позвонить ему. Только встретившись, можно понять себя. Набрав номер и после нескольких длинных гудков, услышала голос Андрея.
    - Слушаю.
    - Здравствуй, Андрей.
    - Здравствуй. Рад тебя слышать.
    - Ты сильно занят?
    - Для тебя нет.
    - Мы можем завтра встретиться?
    - Говори где и когда?
    - Завтра, часов в шесть приезжай ко мне.
    - Будет выполнено.
    Положив трубку она вдруг осознала, что не испытывает того трепета, что был раньше.
    На другой день к шести Андрей был у нее. Ирина заварила чай, и они сидели на кухне за столом, напротив друг друга. Она внимательно вглядывалась в его лицо.
    - Сильно изменился?
    - Нет, но какое-то изменение есть.
    - В какую сторону?
    - Не в худшую. Ты стал взрослее.
    - Может быть старее?
    - Не говори глупости. Именно взрослее. Возмужал еще больше.
    - Истинного мужчину возраст не портит.
    - Наглец. А истинную женщину значит портит?
    - Истинная женщина становится не просто женщиной, она становится дамой. А это уже другой статус.
    - Вам мужчинам виднее. Как твои дела? Как работа, - перевела она разговор.
    - Хорошо. Написал несколько новых картин. Думаю, буду скоро устраивать выставку.
    - Пригласишь?
    - Конечно. Но что-то мне подсказывает, что не за этим ты звонила, чтобы спрашивать о работе.
    Она, молча, смотрела на него  и, сделав глоток чая, чтобы смочить горло, сказал:
    - Не для этого. Андрей, я полюбила другого мужчину. Я не была в этом уверена и хотела убедиться, что это так, а не просто симпатия. Мне нужно было увидеть тебя, чтобы понять, нет, не понять, а почувствовать.
    - Теперь ты уверена в своих чувствах?- спросил он даже как-то облегченно.
    - Теперь да.
    - Вот потому я и не звонил. Мне передали, что ты встречаешься с каким-то мужчиной. Я порадовался за тебя и боялся спугнуть твою удачу. Не хотел мешать.
    - Так ты все знал?
    - Надеялся. А он тебя любит?
    - Он любит и ждет моего ответа.
    - Теперь ты для себя все прояснила? – в его глазах была радость, какая может быть у человека, искренне радующегося за другого.
    - Теперь прояснила. Я выйду за него замуж
    - На свадьбу пригласишь?
    - После твоей выставки. Кстати, я ему сказала о тебе.
    - Зачем? Напрасно, мало ли, что он подумает?
    - Зато честно. Не маленькие же. Он не будет ревновать, я уверена.  Тем более между нами ничего не было.
    - Зря ты, конечно, так сделала, - вздохнул Андрей, - чужая душа потемки,  но успокаивает то, что ты сказала правду. Надеюсь, он поверит.
    - Поверит. В это нельзя не поверить. Иначе я не стала бы говорить о  тебе. Это и есть подтверждение моей правоты.
    - Что могу сказать. Совет да любовь.
    - И на том, спасибо.
    Ирина снова замолчала, не отводя взгляда от Андрея, а он молчал, чувствуя, что она хочет еще что-то сказать.
    - Главное, что я хочу поблагодарить тебя, о чем еще не сказала. Спасибо за нелюбовь.
    Он понимающе кивнул головой.
    - Я благодарна тебе. Неизвестно, как бы сложились наши отношения, наша жизнь, если бы мы жили вместе. Теперь я понимаю, что все было не зря. И годы нашего знакомства, помогли мне встретить взаимную любовь.
    Он положил свою руку на ее. - Все хорошо, Ира. Я рад за тебя.
    - Спасибо за нелюбовь, - снова произнесла она.
    Он не стал больше ничего говорить, поднялся, подошел к ней, поцеловал в щеку. - Удачи тебе, - и ушел.
    Она не стала его провожать, он этого и не хотел. Ей было легко. И не только ей. Теперь всем легко: и ей, и Андрею, который нес ношу ее любви столько лет, и Виктору, который еще ничего не знает. Теперь она может сказать ему «да». Тогда зачем ждать? Ирина поднялась, и пошла к телефону, чтобы сказать то, что от нее хочет услышать любимый человек, и что она хочет сказать сама.