Мишени пропаганды

Олег Волков-Казанский
Только сейчас понимаешь силу технологий пропаганды, и как она влияет на умы наших детей. И не только детей, скажем точнее на подготовленные мозги. Так как некоторые пожилые люди сегодня, как будто проснулись от спячки капитализма. Загораются глаза от сюжетов программы Время или Вестей, сжимаются руки в кулак, как тогда в годы социализма. В последнее время меня стало посещать воспоминание об одном случае, произошедшем в 80-е годы, в годы учебы в университете. Я был тогда членом комитета комсомола с промытыми мозгами коммунистической идеологией. Искренне верил в политику партии и правительства и сам активно занимался пропагандой, ведя политинформации у своих сокурсников, под чутким надзором взрослых товарищей. Теперь я знаю, как легко можно добиться правильного понимания вопроса, обладая соответствующими навыками. El pueblo unido jam;s ser; vencido (Пока мы едины, мы непобедимы!), No pasar;n! (они не пройдут), СССР-ЧИЛИ - Сальвадор Альенде, Venceremos – Дин Рид, если кто помнит. Мне, если честно, и сейчас нравятся эти песни, лозунги и эти харизматичные люди, здорово было придумано.

Но одно дело ты, как личность, другое твои поступки. И вот однажды мне секретарь говорит – сегодня собираемся срочно, будем обсуждать одного студента.

- А что он натворил? – Уточняю, думая, что опять кто-то подрался в общаге или пропускает занятия.
- Там узнаешь – как-то торопливо ответил секретарь нашей комсомольской организации.

Пришло время, прихожу на заседание. В центре зала на стуле сидит невзрачный студент. Даже на лицо не помню, хотя знаю многих. И тут начинается беседа о каких-то крымских татарах, о его письме куда-то наверх в поддержку их прав на самоопределение. Такого я не ожидал и, честно говоря, даже не знал сути этой проблемы. Какая проблема, ведь у нас в СССР, вроде, все нации давно уже самоопределились и дружно живут в своих республиках. Другой информации в газетах и по телевизору не было. А студент этот уверенно так, убежденно отвечал, не отрекался от своего письма и своей позиции. Откуда он только такую информацию получил? Никак его не смогли разубедить. Что тут делать, надо принимать решение. А решение за такие поступки суровое – исключение из комсомола, а потом и из университета, как логичный финал. Поступило предложение – исключить из рядов комсомольской организации. Кто за, кто против, воздержался? Все – За. Заседание закрыто – все свободны. А на душе как-то тошно. Ведь одним взмахом руки вверх сломали жизнь человеку. В этом и моё участие, несмотря, что коллективно голосовали.

Больше я этого студента не видел, а случай этот почему-то запомнился. Теперь, по прошествии лет понял, как легко можно сломать жизнь человеку, особенно коллективно, когда никто не сомневается в своей правоте, и особенно когда ты сам продырявленная мишень пропаганды. Но уйдет юношеский максимализм, нахлебаешься жизни, понимаешь, что не дай бог, чтобы когда-то и твою судьбу решило собрание каких-то убежденных товарищей.