Главный механик и сливной бачок

Олег Маляренко
   Мой бывший начальник, главный механик, Пётр Сафронович Козлик был добрейшим человеком. Никогда не повышал голоса и даже не матерился. Но, когда требовалось,  мог так пропесочить, что только держись. Хороший инженер, он многому научил меня, молодого специалиста, мастера цеха. Был Козлик родом из Харьковщины и отлично говорил на суржике, перемешивая слова двух братских народов. А ещё он был весёлым человеком и любил при случае беззлобно пошутить. Начальник тогда уже достиг пенсионного возраста, но выглядел моложе своих лет и этим гордился.

Как-то наш Козлик читал лекцию для рабочих о последних достижениях советской науки и техники. Читал с подъёмом, находя заинтересованных слушателей. В конце его выступления посыпались вопросы. Один молодой станочник спросил у механика: «Что такое молекула?». Я уверен, что он знал правильный ответ, но мой босс решил пошутить:

- Это шось такэ маленькое, она прыгае як блоха.

Фраза утонула в море смеха. Большинство людей шутку не поняло, и сочло Козлика невеждой.

Один раз главный механик передал мне лист бумаги, на котором, как выяснилось, был изображён сифон для сливного бачка туалета.

- Игор! (Так он меня называл) Отдай ребятам, шоб они сделали шесть таких цяцек. Можешь в них трошки поправить, но прынцып надо выдержать.

Я быстро разобрался в предлагаемой конструкции, немного подправил и отдал монтажникам на изготовление.

А теперь расскажу кое-что из истории сливных бачков. В двадцатом веке самыми популярными они были чугунные, прикреплённые к стене, с клапаном и поплавком. Приводились они в действие посредством ручки на цепочке. Такие раритеты даже сейчас можно увидеть кое-где.
В общественных туалетах такие бачки работали ненадёжно, так как у них постоянно отрывали ручки с цепочками. Это приводило к тому, что затруднялся смыв того, что оставалось после предыдущего пользователя. Поэтому старались устанавливать бачки с принудительным смывом.

Центральный заводской туалет имел по три кабинки на М и Ж. Один заводской умелец изготовил и установил там автоматические устройства для слива. Они представляли собой поворотные ковши. Как только вода наполняла ковш, он опрокидывался и выливал воду в сливную трубу. При этом громыхал и гнал такую волну, что вода перехлёстывала через край бачка.

В сливном устройстве, предложенным моим начальником, эти недостатки устранялись. Когда вода достигала в бачке определённого уровня, то выливалась в сифон сравнительно бесшумно и без образования брызг.

Через несколько дней плод творческой мысли главного механика был изготовлен и окрашен. Осталось только установить новое сливное устройство на месте. Учитывая деликатность его расположения, придётся для установки выходить на работу в воскресенье. Об этом я доложил Петру Сафроновичу.

- Игор! – ответил он. – Нехай в выходные ребята гуляют, а мои цяцьки установят в будние дни. В мужском отделении помех не будет, а в женском я шось придумаю.

На следующий день я с утра ходил по делам на два предприятия, а на завод вернулся незадолго до обеденного перерыва. Прохожу мимо корпуса заводоуправления, к которому примыкает центральный туалет, а навстречу мне бригадир слесарей.

- Мастер! В гробу я видел женский туалет вместе с Козликом!
- Успокойся, Степан! – пытаюсь его урезонить. – Какая муха тебя укусила?
- В мужском отделении поставили сифоны без проблем, а когда очередь дошла до женского, то решили его закрыть на время установки. Так механик не разрешил это делать и предложил временно поменять местами таблички мэ и жэ.
- Ну, так вы поменяли?
- И не собираемся. Ведь мы не дураки. Люди, когда идут в туалет, на таблички не смотрят.
- А, может быть, переодеть вас в женские платья? – предложил я, едва сдерживая смех.
- И ты туда же! – обозлился бригадир. – Вот ты вместе с Козликом и переодевайся.
Тут я не выдерживаю и заливаюсь смехом.
- Вы, конечно, не дураки, но у вас нет чувства юмора. Вы, наверно, забыли, что Сафроныч большой шутник. Вот вы и попались на его шутку.
Теперь и до бригадира дошло, что их разыграли.
- Так что же делать, мастер?
- Сейчас идите обедать, а потом закроете женский туалет на время работы. Два часа, думаю, вам хватит.

Когда я рассказал Петру Сафроновичу о возмущении бригады слесарей, он потёр руки и радостно расхохотался.

- Молодец Игор, шо поддержал меня! Если они сделают всё как следует, то я их премирую.

Сливные бачки заработали безупречно, а Козлик написал на них рационализаторское предложение.

В те годы с подачи Хрущёва для управления промышленностью были созданы так называемые совнархозы. Что касалось рацпредложений руководства завода, а также главных специалистов, то они должны были утверждаться в совнархозе. Поэтому туда и направили рацуху Сафроныча.

Прошло больше месяца. Козлика вызвали к директору, и он вернулся оттуда в расстроенных чувствах.

- Что-то случилось, Пётр Сафронович? – поинтересовался я.
- Дырэктор раздовбав меня как маленького хлопчика.
- И за что же?
- Да за мою рацию. Совнархоз её задробил и переслал дырэктору с выговором.
- Чем же они недовольны?
- Им не понравилось, шо я там написав.
- И что же директор?
- Разорвал мою рацию на шматочки и сказал, шоб я больше таких не писав.
- А теперь расскажите, что вы там написали.
- Зачем рассказувать? У меня остался черновик. Можешь почитать.

Начальник передал мне черновик, и я углубился в чтение.

«В один жаркий летний день я зашёл по нужде в заводской туалет. Находясь в кабинке, я обратил внимание, что когда происходит слив, то раздаётся стук и клиента обдаёт водой.
И тогда у меня зародилась мысль, что сливать можно по-другому. Конструкция сливного бачка будет ясная из прилагаемой схемы.
В настоящее время конструкция изготовлена, установлена и испытана. Все клиенты довольны».

Последнее предложение меня сразило наповал. Мой смех был такой заразительный, что и Козлик присоединился к нему.

- Пётр Сафронович, - сказал я, когда отдышался, - почему вы так написали?
- А для смеха, - ответил он, блеснув молодой и задорной  улыбкой.