Ворона

Юрий Фейдеров
 
Я не орнитолог, поэтому рассказывать о семействе «врановых», как их называют по-научному,  не буду.
Я хочу поведать об одном случае, в котором я непосредственно столкнулся с этой повседневной птицей, на которую мы даже не обращаем внимание.
Я обратил внимание на эту птицу, когда стал жить вблизи зоопарка. Иногда по вечерам тучи птиц кружили над крышами домов с резкими криками, разбиваясь на несколько стай и снова перемешиваясь. Часть из них осаживалась на самые высокие деревья зоопарка, стоящие вдоль ограды.
 
Почти каждый день я хожу от дома к своему гаражу. Расстояние не более пятисот метров. Этот десятиминутный путь располагает к размышлениям и наблюдениям. Вот сидит на высоковольтной опоре ворона. Я поднимаю голову и вслух произношу: «Привет, какашка». Ворона склоняет голову в мою сторону, громко каркает что-то в ответ и, на всякий случай, взмахнув крыльями, улетает. За ней взлетают с земли ещё пара ворон.

Осенью, обнаруживая на этом отрезке пути, лежащие на тротуаре целые грецкие орехи, я удивлялся, откуда здесь орехи, вокруг не было ни одного орехового дерева, пока не стали встречаться расколотые или выгрызанные через отверстие в скорлупе. Я понял, что это проделки вороны, которая, найдя орех, садится на высокое дерево и бросает его вниз, чтобы расколоть. Позже мне не однажды довелось видеть эту картину.  И ведь знает, что надо кидать на твёрдую поверхность.
За моим гаражом железнодорожный путь. Так вот, сидя на растяжках проводов, ворона попадала прямо в рельс. И делала так несколько раз, пока орех не раскалывался.

А случай со мной был такой.
Однажды я гулял со своей собакой, доберманом, по тротуару вдоль ограды зоопарка. Было раннее утро. Пёс носился по тротуару и газону. Он был в метрах пятнадцати от меня, когда над ним я услышал с дерева усиленное карканье десятка ворон. Пёс замер над чем-то, гавкнул, потом побежал дальше. Вороний гомон утих. Подходя к этому дереву, я разглядел около ствола воронёнка, который пытался махать крыльями, но взлететь не получалось. «Загрызут его здесь, или раздавят машины на дороге», - подумал я и нагнулся схватить его. Воронёнок, размахивая крыльями, рванул от меня, а сверху загомонила стая и на меня посыпались обломки мелких сухих веток и какашки. Я понял, что это вороны отпугивали меня. Но всё же я догнал пернатого детёныша и, подбежав к ограде, просунул его через чугунную решётку в зоопарк и подтолкнул в траву. Я оглянулся. Весь мой путь был усыпан вороньими «бомбами», как будто это место не было подметено «утренним» дворником.  Я был весь в мелком мусоре. Но какашка была только одна, на краю козырька фуражки.

Дома я с улыбкой рассказывал жене о произошедшем, пока она помогала мне щёткой стряхнуть мелкую пыль с куртки.
В школе нас учили, что животными управляют только инстинкты. Глупости. Разум есть даже у рыжего таракана, иначе бы он не прятался при виде меня.