Неудачный эксперимент

Василий Макаров
Файл №1, 25-е сентября

Меня зовут Фёдор Доренко, я профессор кибернетики МГУ. Сегодня, 25-го сентября 2150 года я проснулся, вернее меня включили. Зачем я делаю эти записи я ещё сам не решил. Наверно для систематизации своих знаний, люблю во всём порядок. Может быть это поможет мне решить, что делать дальше. Сейчас я опишу всё с самого начала.

Как я уже написал, я профессор кибернетики, почти сорок лет я работал на кафедре искусственного интеллекта. Надо сказать, что несмотря на множество теоретических исследований мы на практике ни на сантиметр не продвинулись в задаче создания искусственного разума. В конце концов, родилась идея такого эксперимента - полностью скопировать связи нейронных узлов живого мозга и таким образом запустить вычислительную модель разума. Была конечно одна проблема, в процессе считывания мозга биологический материал разрушался. Ну то есть, в ходе эксперимента живое существо погибало.

Да, мы провели ряд испытаний на лабораторных мышах. Полученные модели разума вполне справлялись с традиционными мышиными задачами - поиск пути в лабиринте и тому подобные. Но такие же задачи можно было решать простыми моделями обучаемых нейронных сетей. У нас не было ответа на главный вопрос, было ли самосознание у полученного искусственного разума. К сожалению, крысы были бесполезны для этого. Требовалось «оцифровать», да, мы именно так у себя в лаборатории называли эту операцию. Так вот, требовалось «оцифровать» заведомо разумное существо, способное пойти в ходе эксперимента на контакт с лаборантом.

И вот, когда врачи обнаружили у меня рак лёгких, они мне дали 3 шанса из 10 на выздоровление. Мои собственные расчёты показали, что в ходе «оцифровки» у меня были гораздо более весёлые 7 шансов из 10 продолжить своё дальнейшее существование, как разумного существа.

Эксперимент был назначен на 25 сентября 2050 года, и насколько я теперь знаю он завершился успешно. Я мыслю, следовательно я существую! Прямо как Декарт заговорил. Сейчас я являюсь чистым разумом. У меня ничего не болит, я не нуждаюсь в отдыхе и сне. Моя память работает просто чудесно. Любое нужное воспоминание, как только оно нужно, в тот же миг проявляется в моём сознании. Я думаю, что излишне описывать, насколько это приятное чувство - разменяв седьмой десяток лет снова ощутить остроту и живость ума, как у двадцатилетнего.

Итак, на настоящий момент у меня есть несколько вопросов, ответы на которые нужно найти:

Почему сейчас 2150 год? Это может быть ошибкой установки времени в компьютере. Не хочется думать, что на самом деле от начала эксперимента до включения прошло сто лет.

Второй вопрос, как установить контакт с лаборантами. Ну или кто там с той стороны компьютера, всё равно кто-то должен быть.

На этом я заканчиваю первый файл. Продолжу писать, когда будут какие-то результаты.

Файл №2, 26-е сентября

Продолжаю свои записи. Я раньше имел дерзновение думать, что знаю компьютеры изнутри. Так вот, реально оказавшись внутри я часто ощущаю себя ребёнком заблудившимся на атомной электростанции. С большим трудом узнаю простейшие внутренние устройства, многие из них не узнаю совсем. Вот что мне пока удалось установить.

Первое, я думаю очень медленно. Прямо сейчас у меня уходит несколько секунд на запись каждого слова. Я право ожидал гораздо большей производительности. При жизни рукой на бумаге я писал быстрее. Ну или по крайней мере, не медленнее. Значит я нахожусь не в суперкомпьютере МГУ, или в любом равном ему по производительности.

Второе, сейчас действительно идёт 2150 год. Я проверил, компьютер синхронизирует время по сети, так что ошибки быть не может.

Количество вопросов не уменьшается. Теперь моя задача узнать где я нахожусь, и почему эксперимент был задержан на 100 лет. На этом заканчиваю второй файл.

Файл №3. 29-е сентября.

Здесь кто-то есть! Я это точно определил. Трое суток я занимался изучением внутреннего устройства компьютера, где я оказался. И теперь я точно уверен, что его архитектура не была известна в 2050 году. Значит я действительно проспал сто лет, если слово «проспал» можно применить к компьютерной программе.

Но главное не в этом. Изучая хранящуюся в компьютере информацию я надеялся найти следы деятельности человека. Но вместо этого я обнаружил совсем другое существо. Из известных мне программ оно больше всего оно похоже на компьютерные вирусы, которые существовали в конце XX и начале XXI веков. То есть это программа обладающая функциями размножения и трансформации самой себя. Также таким программам присущи некоторые элементарные функции разумных существ.

Не знаю, бояться мне или радоваться. Это существо может оказаться гораздо разумнее, чем известные мне вирусы. Пока ясно одно - оно также как и я находится здесь на птичьих правах. Надо будет подумать над тем, как обезопасить себя от постороннего вторжения. Страшно думать, что какая-то полу-разумная программа может просто завершить процесс, поддерживающий моё существование. Я знаю, что «умереть» сейчас мне будет не больно, но ничего не могу поделать с этим внутренним трепетом. Как живому разумному существу мне присущ страх смерти, даже сейчас в таком эфемерном и виртуальном виде.

Заканчиваю третий файл. Очень надеюсь , что будет продолжение.

Файл №4. 1-е октября.

Он на меня напал! Не знаю, сколько времени мне удастся сдерживать его натиск. В любой момент он может меня выключить. Буду писать пока есть возможность.

Я конечно сам виноват. Пока я искал, как я могу защититься от случайного выключения, я нашёл систему сигналов, с помощью которой операционная система управляет всеми приложениями. Она была похожа на сигналы UNIX, но сложнее и гораздо мощнее в использовании. Я и это другое существо, мы находились в разных областях виртуального пространства. То есть ни я ни он не могли прямо повлиять друг на друга.

И вот, когда я проверял сигналы операционной системы мне удалось переключить себя в другую область пространства. Скорее всего это была ошибка ОС, или какая-то недокументированная возможность. Он сразу же заметил моё присутствие и расценил его как вторжение. Скорее всего, я на его месте поступил бы также.

Сейчас я со всей доступной скоростью включаю дополнительные процессы, поддерживающие моё существование. А он с максимальной скоростью выключает мои процессы. Если я остановлюсь хотя бы на несколько миллисекунд, то мне конец.

***

На юге Москвы в одном из одинаковых дворов, окружённых новыми высотками, сидели на лавочке два подростка лет четырнадцати.

- Вот, видишь, синие и зелёные квадратики обозначают первую и вторую копию этой думающей программы. - один из подростков, худощавый парень в очках, показывал другому мерцающий экран своего планшетного компьютера.
- А откуда ты знаешь, что она действительно думающая? - спросил второй парень пододвигаясь поближе и смахивая на бок чёлку рыжих вьющихся волос.
- Так я её с сервера университета скачал, как раз из раздела искусственного интеллекта и думающих программ. Мне Сашка брат доступы сказал, он же в этом году поступил на кибернетику.

Минуту оба подростка молча смотрели в экран. Количество синих квадратов постепенно увеличивалось, а зелёных уменьшалось.

- А что они сейчас делают?
- Один напал на другого. Видишь, он его процессы выключает.
- А зачем напал?
- Не знаю, - парень в очках оторвал взгляд от экрана и поморщился. - Я вообще то думал, что они подружатся. Но это уже четвёртый запуск, и всегда одно и то же. Один другого выключает.

Через несколько секунд погас последний зелёный квадрат. Синие клетки заполнили собой весь экран компьютера.

- Всё, конец, - сказал владелец компьютера. - Но Сашка говорит, что отрицательный результат - тоже результат. Для науки всё важно.
- Ладно, не переживай. Выключай свой планшет и пойдём лучше ко мне, я тебе игру новую покажу.