Палаты Пожарских. Усадьба Ростопчина

Кохэйри Эрай
От 8 часов 22-х минут до 3-х часов 10-ти минут отделяет всего лишь одна строка в федеральном бюджете.


    4 ноября сего года, я удостоилась чести прикоснуться к Тайне. И тайна эта связана с неповторимым домом-мучеником, расположенным по Большой Лубянке, 14. Чего только не видел этот дом на своём веку, но стойко дожив до наших дней, продолжает притягивать нас своим молчаливым хранением историй его владельцев и архитекторов, нашёптывая о вечных ценностях, обличая и проявляя, как лакмусовая бумага, современные человеческие нравы.

    Владельцев дома за всю историю было довольно много. С нач. XVII в. домом владел Дмитрий Пожарский, в 1642 г. князь Голицын, в конце XVII в. Нарышкин, в нач. XVIII в. А.П. Долгоруков, в конце XVIII в. князь М.Н. Волконский, позже камер-юнкер И.Г. Наумов, после него московский главнокомандующий князь А.А. Прозоровский. В начале XIX века усадьбу приобрёл граф Ф.В. Ростопчин, а после его смерти сын графа продал дом графу В.В. Орлову-Денисову. После, в 1856г, сын графа Н.В. Орлов-Денисов продал дом Д.А. Шиповой – жене землевладельца Н.П. Шипова. В 1882 г домом стал владеть статский советник Э.Э. Маттерн, а через год новыми хозяевами стало Московское страховое от огня общество. В советское время дом принадлежал органам государственной безопасности, а с 1990 по 2000-х различным коммерческим организациям. Последним его собственником стала компания ООО «Карс». В 2009 году по решению суда усадьбу вернули в государственную собственность. И теперь вся ответственность по её сохранению легла на Росимущество.

     И казалось-бы, дом, с такой невероятно богатой и сложной историей, а также уникальной архитектурой, должен быть обут, одет и накормлен, но реальность для него оказалась намного суровее, чем можно было предположить даже во времена московского пожара. Вот уже 20 лет дом заброшен, а окончательно разрушаться и погибать он начал два года назад, когда произошло первое обрушение кровли.

     О многострадальной судьбе усадьбы написано много статей, опубликованы фоторепортажи, телевизионные заметки. Колокола Архнадзора звонят, но, к сожалению, все эти годы со стороны чиновников, владельцев, побеждало предательство не только нашей истории, но и трудов первого "славного скульптора" усадьбы Юста, величайшего русского архитектора и гравюра Франческо Кампорези (перестроившего усадьбу, владельцем которой в то время был московский губернатор М.Н. Волконский), архитектора Габриэля Пономарёва. Исследования, проведенные авторами проекта реставрации (в конце 1970-х годов был отреставрирован главный усадебный дом) архитекторами И. Казакевич, Е. Жаворонковой при участии С. Склеминой, "позволили уточнить время создания сооружения. Как само здание, так и его пышный декор (колонны, увитые виноградной лозой, картуши с гротескными масками, сложные орнаментальные композиции), датируются последним десятилетием XVIIв.". (см. внизу ссылки на репортажи)

     Блуждая по дому и рассматривая в темноте дня баррочное великолепие XIX в, переплетённое со смутной атмосферой XX в., и предательством XXI в., я не могла не услышать просьб усадьбы о помощи, мольб о спасении. Разве предполагали архитекторы или кто-то из владельцев дома, во что превратят усадьбу потомки? Разве можно было ожидать того, что они предадут забвению труд творцов? Cколько пылкости архитектурного гения обваливается вместе с лепниной, крышей и совестью всех, от кого зависит судьба памятника архитектуры. И то, что происходит с этим домом очень символично. Ведь эпоха потребления характеризует вместе с разрушением уникальной усадьбы - разложение нравов, общечеловеческих ценностей не только наших предков, но и современников. Если нам удастся сохранить этот дом, то вместе с общенародной победой появится надежда на восстановление в России фундаментальных человеческих и профессиональных ценностей, а значит, и на приобретение молодого поколения.

      Меня всегда завораживали зеркала и часы, и я конечно же, попав в дом, обратила на них особое внимание, ведь это не просто предметы, это механизмы невидимой машины времени. В эпоху владения домом Московского страхового от огня общества, время на часах фасада показывало 3 часа 10 минут. Для меня это символ времени жизни усадьбы. Сейчас время внутри дома остановилось на 8-ми часах 22-ти минутах толи вечера, толи утра. Но вновь запустить часовой механизм, вдохнуть в усадьбу жизнь может только ответственное отношение государства к своим обязательствам и к нам, людям.

     В фильме-послании, который у меня получился немного мрачноватый http://1drv.ms/1Oxk3g1, словно рассказыающий об интерьерах затонувшего Титаника или о заколдованном королевстве со спящей красавицей, отразилось нынешнее настроение усадьбы, собственно всё, что она мне рассказала,  вся её боль и надежда на жизнь. И ситуация эта во многом напомнила мне историю одного дома из стихотворения "Камин", которое я написала в декабре 1993г.

Осенний день. У окна камин стоит.
С огнем о чем-то говорит.
И стены тихо шепчутся: "Горит, камин!"
Камин горит.

Он в этом доме так, чужак.
И важно бродит кот Бурсак -
Хозяин дома, один живет.
Один. А мрак вот-вот придет.

Сожрет он книги и буфет,
Сожрет цветы. Здесь веры нет.
Дом захрапел - таков печали век.
Камин горит, хоть дремлет человек.

А может быть камин - мираж?
И кот Бурсак, и мрак, и свет?
Просто осень бредит у окна,
Сегодня скучно ей, она одна.

А завтра будет новый день,
А этот день пусть станет тенью,
Оставив лишь после себя
Одни воспоминания.



     Действительно, так хочется, чтобы свет рассеял мрак, а объекты культурного наследия - печаль века - не погибали, а радовали нас своей красотой и духом, сохранившим время и историю. Пусть от варварского отношения к ценностям останутся лишь воспоминания. И начать новую эпоху просто, ведь в случае с палатами Пожарских, от 8 часов 22-х минут до 3-х часов 10-ти минут отделяет всего лишь одна строка в федеральном бюджете.

Справка:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно заплатить 276 млн. рублей по делу по иску ООО "Карс", чтобы деприватизировать здание «Дом Орлова-Денисова с двумя боковыми флигелями», под этой фамилией памятник с 1960 г. фигурирует в реестре объектов культурного наследия федерального значения, общей площадью 1727,6 кв. м.

В сложившейся ситуации красной тряпкой маячит закон об уплате с 2016г пеней за просрочку ЖКХ, в то время, как у людей объективно не всегда бывает возможность вовремя оплачивать жилье по причине недобросовестности некоторых работодателей или нарушения трудовых прав, как таковых. Но отказываться от выделения средств на дом, что является по суду прямым выполнением государством своих обязательств, из-за не хватки бюджета и при этом, не штрафуя себя – это вопиющая наглость!

Очень надеюсь на торжество справедливости.

Подробные репортажи о Доме:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/142984/
http://archnadzor.livejournal.com/22508.html
http://nowhereman-0.livejournal.com/23494.html
http://pechexod.livejournal.com/33793.html
http://deadokey.livejournal.com/156817.html?thread=3819153

9 ноября 2015г

Итог на конец 2015 года: "Лед тронулся!"