Воображение - как синтез

Владислав Стадольник
      Красота, Свет, великолепие Огненного Мира утверждаются каждым к нему приближением. Кроме того, особое восхищение пробуждают чувство единения. Свет огненный ведет к тяготению взаимному, иначе говоря, к истинному единению. Но плоть, напротив, направляет ко всяческому разъединению. Такое свойство плотного мира мешает на сорной, дымной поверхности обнять восторг единения. Потому, тем более нужно направлять мысли к Огненному Миру, чтобы привить себе истощенное чувство единения. Нужно как бы зарядить магнит, который остался без затвора. Умение обращаться с магнитом нужно даже в ежедневном обиходе. Так же точно потенциал Огня, оставленный без пользования, погрузится в недра и делается недоступным. Нужно снова вызывать его всеми лучшими воспоминаниями о нем и лучшим воображением. Действительно, для огненного великолепия нужно очищенное воображение. Нужно понять, что плотные формы не дают представления об Огненном Мире. Но мгновенное озарение может оставить навсегда чувство несказуемое, основанное на единении.
   Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 1, § 469

      Матерь Агни Йоги: Для воображения нет ни пределов, ни ограничений, если накопления соответствуют. В Мире Тонком с помощью накопленного воображения человек творит в очень широких масштабах, если воображение позволяет. Творят даже тёмные. Творчество идёт в созвучии со светоносностью излучений творящего духа. Вот почему так важно запастись чистым воображением. Нечистое творит такие же формы и задыхается в них. Воображение творит при помощи мысли. Овладение мыслью означает и овладение воображением. Приготовляясь к жизни в Надземном, помыслим о том, насколько нужны будут там очищенное воображение и обузданная волею мысль.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 397. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.

      Роса называется слезами неба. Поэтическое воображение народов считало, что росинки – это умершие звезды, упавшие на землю. Утверждение о связи росы и метеорной пыли верно во всех аспектах. Целительность таких росяных ванн достаточно высока. И велико слияние полюсов существования.
      Иногда подробность, самая незначительная, может оказаться существенной в силу ее средоточия, или зерна смысла, вокруг которого вырастают основные явления. Нечто похожее на альпийскую горку, которая, будучи сложенной из голых камней, представляет собой серое зрелище; но, когда она покрыта горной травой, цветущей камнеломкой или яркой зеленью бадана, она оживает и становится естественной частью ландшафта. И никто не заподозрит в нем какую-то искусственность и оторванность от общего потока природы. Мысль, пойманная из прочтения текста, может блеснуть неожиданной гранью, открывая давно забытую ячейку накоплений. Она может обрасти фантазиями и домыслами, но цветок воображения не подавит основного смысла. Основной настрой энергии не может исчезнуть даже в процессе бесчисленных редакций и правок: ведь стержень мысли незыблем и нерушим.
   Константин Устинов. По Слову Твоему, Владыка! § 128, 136. 3 апреля 2005 - 14 октября 2005 www.znakisveta.ru/gorst.html


                ВООБРАЖЕНИЕ – КАК СИНТЕЗ (2)*
                (Из Посланий Высокого Источника)

      «Урусвати знает, что отдых заключается в смене труда. Но среди различных трудов не забудем и мыслительную работу, которая развивает воображение. Мы не отказываемся от постоянных мыслительных упражнений. Поверхностный наблюдатель иногда может подумать, что Мы находимся во сне, когда посреди труда Мы закрываем глаза и посылаем мысль побродить в царстве воображения. Эти мгновения имеют великое значение, образы воображения станут реальными. Мы не можем судить, когда произойдет эта реализация, но она будет и поможет человечеству.

      Не думайте, что такая мыслительная работа принадлежит лишь особым существам. Каждый может учиться воображать, но и здесь нужно соблюсти важное условие. Хорошо, если человек может прекрасно воображать, но если он будет порождать безобразия, то неисчислимый вред получится. Потому нужно прекрасно мыслить. Природа дает к тому отличные образы, но если кто-то не умеет созерцать природу, пусть он углубится в художественные произведения, в них творцы выразили синтез своих наблюдений.

      Умейте также сосредоточиться на лучших произведениях, иначе вы натолкнетесь на безобразие, да еще синтетическое!

      У Нас заботятся, чтобы помочь художникам. Они нередко подпадают под влияние невидимых насмешников, которые радуются каждому безобразию. Учите явлению искусства в различных эпохах. Пусть поймут люди, как синтезировано было творчество в эпохах расцвета.

       Мыслитель выказывал восхищение перед гениями скульптуры, он говорил: «Мы не встречали в земной жизни таких совершенных образов, но ваятель вообразил их и воплотил для будущего"» Учение Живой Этики: Надземное, § 602

                В  воображениях  мечтанья,
                что нас по миру в днях ведут,
                и возвышают в жизни в время,
                где  получаем в  завтра  путь.

                И предначертанность – с мечтаний –
                у  каждого  в  картинах  в  дни,
                и  те  итоги  собираем –
                во  времени  когда  взросли.
                Владислав Стадольник 30.8.2015

      (Матерь Агни Йоги). Воображение важно еще тем, что с помощью мысли очертит оно круг и пределы возможностей развоплощенного духа. Но хорошо помечать их сейчас, не ограничивая себя очевидностью плотной. Воображение не имеет границ, кроме тех, которые очерчены мыслью. В потенциале своем не ограничена мысль. В сферы безграничной свободы светоносной сияющей мысли Зовет нас Владыка.

      (Гуру – Н.К.Рерих). При достаточной глубине созвучия с Источником не может быть исчерпанности. Значит, надо углубить еще больше. Богатство и многообразие окружающего мира дают несчетное количество тем. Не надо идти лишь исхоженными тропами. Там, действительно, может быть исчерпано все. Новизна и неповторимость – удел тех, кто знает, что воображение в творческом плане не ограничивается ничем. Именно за пределами обычности начинается необычность и за пределами исчерпанности – неисчерпаемость. Даже как-то от собственного мышления приходится отрываться, чтобы коснуться необъятности творческих возможностей сознания.

      Безграничными возможностями Тонкого Мира сознательно могут пользоваться только очень немногие. Мешают отсутствие знания и бедность необученного воображения. Жалкие потуги на творчество обычно идут по земным обычным каналам. И этим связано и ограничено воображение. Творит мысль, но если она дальше земных представлений и земных возможностей не идет, то и продукты ее творчества очень бедны и из пределов земных построений не выходят. Все делается, как делалось на Земле: ходят ногами, когда могут летать. Двигают предметы руками, когда могут делать это мыслью; разговаривают голосом, когда разговор может быть беззвучным – мысленным. Едят пищу обычную, когда в ней нет нужды. И даже болеют по-земному, когда тонкое тело может быть свободным от болезней. Словом, все делают так, как делали на Земле, в то время как тонкие условия требуют действия мыслью, которой подчиняется все. Но этого обычно не знают, так как не желали знать на Земле, и этим лишают себя чудесных возможностей Надземного Мира.

       Вступив на путь Беспредельности, можно ли удивляться тому, что каждый день перед сознанием развертываются ее все новые и новые грани, и нет им конца и предела. Именно понятие Беспредельности открывает возможности все нового и нового познавания Космоса и окружающего человека мира, познавания бесконечного, не ограниченного ничем. Грани и аспекты Вселенной столь многообразны, что никакое воображение не в силах их охватить. И как бы ни была высока культура мысли, за высотами, достигнутыми ею, оказываются новые, еще более высокие, уходящие в бескрайнюю высь. Будет ошибкою умиляться и довольствоваться достижениями современной цивилизации, ибо через несколько веков покажутся они людям младенческими и жалкими в своем невежестве понимания вечных Космических Законов. И только Сокровенное Знание, прокладывающее пути к истинной культуре мысли, останется путеводителем человечества на все времена.

      Для мысли невозможного нет. В области мысли можно представить себе все что угодно – предела нет. И только воображение ограничивает полет мысли. Богатое, развитое творческое воображение свободно творит, пользуясь своими накоплениями. Там, где оно отсутствует, творчество убого и скудно. Если бы человеку, лишенному воображения, дать власть творить все, что он хочет, то нетрудно было бы убедиться, как дальше самых обычных, малых житейских желаний творчество его не пойдет. В мире ментальном, где человек получает свободу творить неограниченно и широко, его творчество заключено в тесные рамки накоплений его воображения, и за пределы их двинуться он не может, ибо предел ставит его собственная мысль. Потому мыслить учитесь и развивайте воображение всеми доступными способами. Но опасайтесь устремлять его силу по нечистым каналам низших желаний и вожделений, ибо и в этой области человечеством накоплено много темных и ужасных наслоений мысленного творчества, и устремиться в эти слои – значит избрать направление в бездну. Предел к постижению и познанию Беспредельности человеку ставит его собственная мысль, ибо дальше того, что очерчено ею, двинуться он не может, как не может подняться выше себя.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Некоторые, правда, очень редкие, книги способствуют ярому раскрепощению мысли. Они выводят ее из тесных рамок обычности, они как бы указуют человеку явные пути, по которым может устремиться свободная мысль в своем творческом полете. Не имеет значения, осуществимо ли то, о чем написано в этих книгах, реально ли оно с обывательской точки зрения, но важно необычайно, что мысли, в них излагаемые, разрушают тюремные стены человеческих ограничений и выводят мысль на простор, где она может творить, уже не связанная обычными представлениями о жизни. Ибо жизнь в многообразнейших формах своего выражения беспредельна, и мысли об этом выводят человека из душной темницы обывательских мыслей на беспредельный простор. В бесконечном пространстве есть сферы, где все творится, осуществляется и движется мыслью и где человек может создавать мыслью все, что позволяет воображение.

      Творческое воображение является одним из величайших атрибутов духа. В той или иной степени им обладают все люди. У писателей, художников, поэтов и работников творческого труда оно развито особенно сильно. Истинное творчество обычно не идет проторенными дорогами, оно творит своими путями. Цепь причин и следствий движется в будущее по принятому ранее направлению. И только творческое воображение может это направление изменить и установить новые причины, рождающие новые следствия вне зависимости от старых. С исхоженной или изъезженной колеи оно может свернуть и проложить свою, совершенно новую. Все Посланники Света Были такими новаторами. Они Давали человечеству новые пути, новые возможности, новые положения или отправные точки для мышления. Эта новизна обычно укладывалась в формулу «Заповедь новую Даю вам». Не в нарушение Основ и Космических Законов Приносили Они людям «Новую Заповедь», но как новый аспект Космической Истины, соответствующей ступени эволюции, достигнутой человечеством или народом, которому давалось новое Учение Жизни. При осознании Беспредельности, её богатства и многообразия, нельзя ограничить ее пониманием от сегодняшнего дня.

      Сознание должно быть открытым и готовым для восприятия нового подхода и принятия новых углов зрения на окружающий человека мир. Законы его неизменны, но понимание их зависит от ступеней развития постигающего их сознания. Но только свобода светоносного воображения позволяет творить «Новое Небо и Новую Землю». Мир старый идет исхоженными путями крови, насилий, войн, жестокости и человеконенавистничества. Мир Новый творит новые пути. Помогает творить их воображение. И каждого устремленного к Свету духа тоже ведет воображение, ведет к новым нахождениям, поискам и утверждению того, чего нет, но что суждено человеку. Обычный человек подчиняется необходимости плотной, считая ее неизбежной. Но тот, кто вооружен силою творческого воображения, поднимается духом над нею и творит свое будущее вне зависимости от плотных условий, их побеждая огненной силой воображения. Бороться с плотными условиями, пытаясь сокрушить их вовне, равносильно борьбе с ветряными мельницами, но, побеждая и преодолевая себя, приводит победитель в движение огненные рычаги психической энергии и силою творческого воображения мощно творит. Давно Сказано: тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить. Прозрение в сужденное человечеству светоносное будущее совершается при помощи огненной силы воображения, и достигнуто оно будет силой его. Победа достигается силою духа, но вдохновляется и нагнетается эта сила воображением творческим.

      (Матерь Агни Йоги). Устремлением приобщаемся к условиям жизни надземной. Устремление крылья имеет, воображение – тоже. Не имеет их самость и потому прикована к плотному окружению, как каторжник к тачке. Любовь тоже крылатое чувство, если без самости. Иначе и она связывает крылышки духа. Победительница огненная духу свободу несет на крыльях своих.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полетов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, – как и все в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства.

      В Тонком Мире летают не все. Почему? Неразвитое воображение не позволяет. Полетам надо предпослать мысль. Неверие и отрицание мешают. Но даже ведьмы летают. Знание, утвержденное на Земле, или вера в возможность полетов дают возможность летать. Ведь там все приводится в движение мыслью. Каковы же возможности мысли, не связанной обычными представлениями и условностями! Вот почему так важно овладение мыслью. Право, стоит потрудиться над тем, что ложится в основу свободы духа в Надземном. Летать – какое прекрасное слово. Летчики будут летать и в Тонком Мире, ибо преодолели барьер невозможности на Земле, но сферы полетов будут зависеть от сознания.

      Будущее за Нами, в нем все. Живите будущим и в будущем. В нем мысленно стройте то, чего хотите достичь. Пластично оно в руках воли. Ограничено лишь творческой мощью воображения, если созвучно оно (воображение) с Законами Космоса. Близости Нашей хотящий получит ее. К Дальним Мирам устремленный войдет с ними в контакт. Бессмертие свое утверждающий получит его. Общего Блага работник расширит сознание свое до орбиты всего человечества. Служитель Красоты увидит ее. Звучащий на волны космической радости войдет в Царство Света. И каждый спело пожнет от своих огненных устремлений. Мрак ночи свидетельством служит прихода рассвета. А тьма настоящего пусть будет ручательством сужденной человечеству победы Света над тьмою.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Переходя в Тонкий Мир, люди получают возможность творчества духа и начинают творить мыслью. Четкость мысленных представлений обуславливает и четкость творчества. В этом отношении художник находится в особо благоприятных условиях благодаря земному опыту. Его представления красочны, образы четки и законченны. Расплывчатое, смутное представление творит такие же образы. Получается мысленная слизь. Глаз земной видит только плоскости или поверхности предметов, остальное дополняет воображение. Если же оно не воспитано, то получается нечто вроде театральных декораций, позади которых нет ничего, то есть получается убогое творчество и засорение пространства несовершенными образами. Учение указует на необходимость четкого и ясноустойчивого представления мысленных образов.

      Тонкий Мир есть та волшебная страна, где человек, знающий его законы, подобно волшебнику, может творить чудеса, немыслимые на Земле. Творит воображение в пределах своих возможностей. Там возможно посещать музеи и наслаждаться произведениями искусства. Но невозможно съесть кусок мяса или выпить бутылку вина, то есть возможно и это, но ни мясо, ни вино не будут земными, а отсутствие тела не даст удовлетворения, и пожирание мяса и употребление вина не насытят желудка. Весь процесс произойдет в воображении, а следствием будут муки Тантала, то есть бесконечное вожделение, не дающее возможности насытить его и потому распаляющееся все больше и больше. Так, земные, плотские желания, вожделения и страхи, за неимением физического тела, не могут иметь естественного проявления, в то время как увлечение наукой, искусством, красотою, работой, помощью людям, сотрудничеством с Иерархией, общением с Высокими Сферами удовлетворимо вполне. И творить, и изучать, и летать, и чувствовать безграничную свободу духа, не связанного плотными устремлениями, возможно вполне. Так, любящий и понимающий музыку может управлять огромным оркестром и творить чудесные симфонии, наслаждаясь плодами своего творчества. Также и любовь, лишенная темных элементов, пожинает спело в соответствии с ее силой. Именно возможность ничем не ограниченного светлого творчества являет собою волшебную чудесность Тонкого Мира, если развитое воображение позволяет. Человек, лишенный воображения, не может творить. Нечистое воображение вовлечет дух в низшие сферы – со всеми ужасами, создаваемыми людскими пороками. Неочищенные духи тоже творят, но творчество это темно, беспросветно и насыщено вожделениями неудовлетворенных страстей. Но сколь же прекрасно творчество Духов Высоких, не связанное ограничениями земными. Поистине, Мир Тонкий дает человеку не достижимое и не достигнутое на Земле сделать возможным и осуществимым.

      Вся земная жизнь человека есть подготовление к надземному пребыванию, где он получает «богатый урожай». При полной неподвижности тела можно движения совершать мысленно. Можно мысленно летать, ходить, путешествовать, посещать любые места, людей и даже далекие планеты. Подобные движения имеют огромное значение для тонкого существования, ибо дух, к ним привыкший и их освоивший на Земле, в Тонком Мире будет свободным и подвижным, в то время как неподвижный в мыслях – окажется связанным в движениях тонкого тела. Даже мысленная гимнастика очень полезна, так как не только развивает мускулы физического тела, но и влияет на тонкое.

      При мысленных передвижениях полезно отметить, что мысль и свобода её не связаны ничем, кроме воображения. И если воображение достаточно развито и свободно, то мысленные путешествия, передвижения и полеты не ограничены ничем, кроме тех преград, которые поставлены самим человеком. Отсюда полезность полного раскрепощения мысли. Хорошо привыкнуть облетать земной шар мысленно. Насколько такие полеты реальны, можно судить по тому, что если подумать о друге далеком, находящемся на другом конце Земли, то он явно почувствует касание такой мысли, если в нее вложено достаточно устремления и сердца. Но полная реальность и значение этих опытов обнаружатся после освобождения от тела, связывающего движение духа. Деление духа тоже основано на движениях мысли. Ученик, понявший смысл и значение движения в мыслях, уже не будет сетовать на свою судьбу, даже если вынужден оставаться на одном месте, ибо в любой момент физической неподвижности или безвыездного нахождения на одном месте он может совершать свои мысленные полеты, которые с каждым разом будут приобретать все больше и больше реальности. С течением времени мысленное посещение далекого друга не будет пустым и беспочвенным мечтанием, но реальным действием мысли на тонком плане, действием, следствия приносящим.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Из различных комбинаций красок художник может творить бесчисленное количество образов или форм, если воображение позволяет. Точно так же и обычный человек, если сознание достаточно расширено, может мыслью творить вне плотных ограничений. Не знает мысленное творчество границ и пределов, если раскрепощена мысль. Часто связана она земными притяжениями, часто отемнена суетою, часто устремлена на ничто. Как птица со связанными крыльями, не может взлететь. Но идущий с Учителем Света ограничения мысли не знает.

      Земная мудрость есть вражда против Господа. Суета и сутолока плотного мира враждебны тонким проявлениям. Нет согласованности между мирами в сознании человека. Сказки, а в них спящие царевны, живая и мертвая вода, добрые и злые волшебники, оборотни, заколдованные замки и все чудесные явления, им сопутствующие, не фантазия, но реальность Тонкого Мира. Люди чувствуют это, и дети так любят сказки. Мир Тонкий есть тот Мир, где возможно и достижимо все, ибо там царствует мысль и все творится и приводится в движение мыслью. Все тонкие образования реальны во всех сферах и явно видимы тонким зрением. Биполярное зрение достижимо. Великая Огненная Эпоха, время которой уже приблизилось небывало, даст людям ключ к биполярному зрению, и оба мира победно и гармонично сольются в сознании человека, не нарушая его равновесия. Теперь же Мир Тонкий пока доступен ясновидящим, психикам, медиумам, и сумасшедшим, и пьяницам в белой горячке или некоторым больным в бреду. Проблески его, отрывочные, редкие и случайные имеют почти все люди, но непонимание и отрицание мешают правильному их осознанию. Творческое воображение и беспочвенные фантазии – антиподы. Первое, помимо Земли, имеет дело также и с действительностью тонкой. Только широтой мысли ограничены возможности активности человека в Мире Надземном, если она от Света. Истинная свобода выявления творческой мощи мысли только там достижима. Если бы только понять, что там все возможно. Многое возможно и здесь и даже невозможное достижимо, но сколько времени придется еще ждать, когда эта мощь будет в руках каждого человека. Для Архатов эти достижения – реальность, осуществленная Ими, когда Они еще в теле земном, но для каждого из Них они ограничены ступенью его духа. Сказки полезны и поучительны, ибо иносказательно говорят о Мире Надземном и реальных возможностях человека. Народная мудрость прозревала в чудесную действительность сказок. И тупые отрицатели вынуждены молчать, ибо сказки говорят о действительности тонкой. Правда, не все, но лишь настоящие. Можно приветствовать появление новых, настоящих сказок, ибо нужны они очень. Так же полезны и фантастические произведения, если базируются они на Основах. В форме фантастики можно дать реальное знание людям. А сердце поймет истинную ценность даваемого.

                Земная  мудрость  искажает –
                что к нам от Светя в каждый день,
                и  словно  с  зеркало  кривого –
                в  воображениях  теперь.

                Теперь – пора взять с сердца вести,
                и  постигать  миров  Закон,
                воображение  подмогой –
                когда  от  сердца  должный  тон.
                Владислав Стадольник 30.8.2015

      «Муть мыслей уляжется. Тело успокоится и не станет мучить чувства. Но след привычек будет терзать душу даже тогда, когда плоти не будет. Этот шлейф будет тянуться значительное время, пока не угаснут импульсы животной страсти. На земле оставляйте ненужное вам и не имейте привязанностей. Вожжи низших чувств ведут вас к гибели. Петля вожделений, накинутая на мышление, не дает вашему сознанию летать свободно. Воображение всегда найдет яркие образы для подобающего случая, даже лазерные представления и кино блекнут от таких астральных фильмов. Ведь реальность их достает со дна чувств, вызывая бессчетные ассоциации переживаний. Это может длиться бесконечно, пока сознание не переменит комплекс интересов миропонимания. Но важно не холодное безразличие ума, но мысленное творчество новизны как комплекс стихийного сотрудничества. Мыслеобраз несет весь объем энергий, способный для создания целой вселенной. Мыслеобраз – зерно будущего, и потому небрежение в мыслетворчестве недопустимо. Как величайшая ценность, данная человечеству, мысль. Лишь в сознании человеческом она крылата. Лишь человек способен развить силу мысли до степени реализации, чем приблизить себя к обитателю Огненного Мира.

      «Часто воображение, реализуя силу чувств и сопровождая весь процесс астральным кинематографом, дает ложное направление мышлению. Даже если что-то пропадает в доме, человек успевает обвинить и осудить совершенно невиновного и лишь вздыхает с облегчением, когда эта вещь попадается на глаза. Но между тем меч кармы кончиком острия уже взрезал пласт ауры и нанес незаживающий глиф на ее излучения. Не спешите предаваться чувствам. Они слепы, хотя и очень мощны. Но слепой великан может принести вас на своих плечах на крутой утес и выбросить с очередным камнем ложного обвинения. Чувства формируют каприз человека, который входит в привычку, если всегда исполняется. Каприз чувств - самый короткий путь реализации тяжелых элементов кармы. Теряя целесообразность и осторожность, капризный человек мнит себя баловнем судьбы, которому все дозволено. Он представляет, что ограничение космических законов и дисциплина их исполнения не для него. Не верьте трубному голосу чувств. Они громогласны, но глупы. Мудрость постигается в тишине, когда сила затихает и когда гармония соединяет воедино неукротимую мощь часто несовместимых стихий. Воображение ослепляется пылью чувств. И вместо видения реальных картин оно искажает астральное зрение призмой ощущений инстинкта» Константин Устинов. По Слову Твоему, Владыка! § 189. 3 апреля 2005 - 14 октября 2005 www.znakisveta.ru/gorst.html

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 9 ноября 2015 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3